Сценарий «Эта улица тем хороша…»
«Эта улица тем хороша…»
Сценарий
Форма — Литературно-историческое путешествие по улицам Краснодара
Цель мероприятия — пробудить у молодёжи желание больше узнать об истории родного города
Вступление
Памятные места, здания, мемориальные доски на улицах Краснодара могут рассказать необычайно много о его истории. И каждый день, когда мы едем в транспорте, шагаем по тротуарам, перед нами мелькают "заголовки" отдельных глав летописи города - названия улиц. Некоторые из них знакомы нам с детства, другие же иногда заставляют задуматься, как и почему улица получила то или иное имя, и как она называлась раньше.
С начала 90-х годов многие улицы в Краснодаре были переименованы. Им вернули прежние, старинные названия, которые не всегда понятны и вызывают недоумение и массу вопросов. Чтобы ответить на них необходимо обратиться к истории основания города Екатеринодара и его первым поселенцам.
1вед.: Весной 1793 г. в южной части Карасунского кута казаки построили крепость. И именно отсюда прорубили в лесу широкую просеку и провели плугом первую борозду - нынешнюю ул. Красную.
С точки зрения бытовых условий место для города было выбрано неудачно. В ненастное время года здесь стояли огромные, долго не высыхающие лужи, а затем невылазная грязь, что объяснялось рельефом этой болотистой местности, несколько пониженным в середине и приподнятым у берегов Кубани и Карасуна, которые ограничивали территорию с запада, юга и востока.
Основывая город, казаки руководствовались лишь стратегическими соображениями. Река Кубань была пограничной, Карасунский кут полуостровом возвышался над ее долиной, и Закубанье обозревалось как на ладони. Для защиты города от набегов горцев в южной его части, где сейчас детская краевая больница, была построена крепость, окруженная земляным валом и рвом, а по берегу Кубани расставлены казачьи сторожевые посты и пикеты.
В крепости находились курени (казармы) и другие войсковые здания, а жители поначалу устраивали себе жилища неподалеку от нее, как бы под ее защитой, а также по берегам реки, чтобы иметь водопой для скота и воду для хозяйственных нужд. Лучшим местом считался берег Кара-суна, покрытый дубовым лесом,— этот рукав Кубани был тогда многоводным и красивым. Здесь облюбовала участки войсковая знать.
Черномория в то время по гражданской части подчинялась Таврическому губернатору, и тот утвердил план застройки Екатеринодара. Главным принципом планировки была прямолинейность улиц, ориентированных почти точно с юга на север и с запада на восток. Улицы пересекались под прямым углом и хорошо просматривались, что отвечало задачам обороны. Кварталы, в большинстве своем, имели квадратную форму и были одинаковы по размерам. Так строили древние и средневековые города.
Для воплощения утвержденного плана в Екатеринодар из Симферополя был командирован землемер, который должен был провести межевание земель. Однако переселенцы не стали дожидаться , когда им выделят участок под строительство, и уже построили себе дома в тех местах, которые им пришлись по душе. Получилось, что многие строения стоят прямо на будущих улицах, т.е. посреди дорог и с самой разной ориентацией по отношению к улице: боком, углом, фасадом. Изменить что-либо было невозможно, так как люди были измучены переездом и обустройством на новом месте. Губернатору, правда, доложили, что размежевание произведено. В конце концов, спустя несколько лет, дома преграждающие улицы, были снесены, и если мы посмотрим на один из ранних планов города, то увидим, как ровны и строго параллельны улицы старого Екатеринодара.
Главная улица была почти осью симметрии городской территории. Ближайшие к ней параллельные улицы считались центральными, поперечные же поначалу именовались переулками, имели меньшую по сравнению с ними ширину, да и та менялась по воле ее жителей.
2 вед.: Строения в городе в то время были в основном турлучные. Каменного и двухэтажного дома не было ни одного. Тем не менее, Екатеринодар имел совершенно оригинальный облик. "Кварталы между улицами наполнены густым лесом - не садами, а именно лесом, который составляют могучие густолиственные дубы…, большие деревья белых акаций и чаща фруктовых деревьев. Когда идешь по улице…, то впечатление совершенно то же, как будто находишься на просеке в густом лесу, по окраинам которой построены дачи или сельские домики". Так написал петербуржец Н.Н. Филиппов в книге "Поездка по берегам Азовского моря..", изданной в Петербурге в 1857 г. Если к этому добавить еще и страшную неблагоустроенность, то нетрудно представить себе, каким был наш город в первые 50 лет своего существования. Улицы, не имея канализационных сооружений, в ненастье превращались в болото. Чтобы не потерять в грязи собственные сапоги, жители вынуждены были подвязывать их веревками. Нередко прямо посреди улицы торчала застрявшая повозка, а закрывали собственные ставни не иначе, как на лошади. С грязью боролись с помощью прорытых вдоль улиц канав со сбросом воды в Кубань и Карасун, на перекрестках через них были переброшены деревянные мостики. Со временем соорудили деревянные тротуары, которые напоминали свайные постройки. Все это придавало городу особый колорит.
1 вед.: Удивительно, что названия улиц появились не сразу, и на плане их еще нет. Видимо, было не до того. Как же в таком случае находили нужный адрес? Это было не так уж трудно. Пользовались ориентирами: "на второй улице от главной", "недалеко от базара", "над Карасуном", "по-над Кубанью" и т.п. Окончательно названия сложились к 70 -м годам XIX. И хорошо, что не торопились основатели города: случайных наименований не было. Короткое, но емкое слово обязательно несло в себе какую-то информацию: объясняло или происхождение улицы, или ее назначение, или что на ней находилось, кто жил и т.д. Со временем многие улицы поменяли свои названия, причем не один раз.
Например, Красная меняла свое наименование 4 раза. Застроенная одноэтажными домами, лавками, хатами, часто с соломенными или камышовыми крышами, в первой половине XIX в. она мало чем отличалась от остальных улиц. Однако уже тогда воспринималась как главная магистраль, проспект. Слово "красный" часто употреблялось в русском языке в значении красивый, лучший, парадный. Этот смысл, видимо и вложен в название улицы. Возможно, она и была лучшей в городе, что же касается красоты… В 1850-х годах историк писал: "Проспектом на Соборную церковь проходит через весь город улица, называемая "Красною". Никогда эпитет не был помещен так неудачно".
В 1914 г. в честь приезда в Екатеринодар Николая II ее переименовали в Николаевский проспект, но в 1917 г. прежнее название вернулось. Менялось оно и в советское время. В 1949 г., когда отмечалось 70-летие И.В. Сталина, улице было присвоено его имя. И, наконец, в 1957 году ей вторично возвращено первое название.
2 вед.: На юге границей Красной долгое время была ул. Пушкина. Она шла вдоль огромной площади, раскинувшейся перед казачьей крепостью в южной части Карасунского кута. Подобная близость к фортификационному сооружению и определило название и площади, и улицы - Крепостная.
ул. Красноармейская первоначально была известна как Бурсаковская. В свое время усадьба войскового атамана Черноморского казачьего войска, генерал-майора Федора Яковлевича Бурсака было самым крупным на улице, и являлось как бы ее "визитной карточкой".
Напротив художественного музея, по той же стороне ул. Красной, был большой одноэтажный дом. С 1863 по 1869 год хозяином резиденции был граф Феликс Николаевич Сумароков - Эльстон. Он много сделал для становления Екатеринодара как гражданского города. Позаботился о благоустройстве городских улиц, содействовал открытию новых учебных заведений, призывал екатеринодарцев строить добротные дома. Пребывание графа в должности начальника Кубанской области и наказного атамана, а также местоположение его домовладения, видимо, и определило первое название ул. Советской - Графская.
1вед.: Самая многострадальная в смысле переименований - улица Гимназическая. В районе здания Администрации когда-то заметным объектом был театр, открытый по инициативе наказного атамана Н.А. Иванова, возглавлявшего Кубанскую область с 1861 по 1863 год. Прилегающая к этому кварталу улица поначалу называлась Театральной. Театр просуществовал более 12 лет. Но в 1873 г. здесь построили мужскую войсковую гимназию. Тогда же улицу переименовали в Гимназическую. За последующую более чем вековую историю ей довелось побывать Рабфаковской (1929 г.), Хакурате (1936 г.), Ежова (1937 г.), снова Рабфаковской (1938 г.), Ворошилова (1939 г.), Коммунистической (1957 г.), вновь Ворошилова (1970 г.), и, наконец, с 1993 г. - Гимназической.
Ул. Октябрьская когда-то фигурировала на картах города как Посполитакинская. Художнику Е.И. Посполитаки принадлежал дом № 24 по ул. Красной. В ноябре 1898 г. он открыл здесь "классы живописи и рисования", положившие начало художественному образованию в Екатеринодаре. Обучение было платным, а бедных, но способных учеников обучали бесплатно. Одним словом, человек это был известный. Однако, название улицы, скорее всего, имеет отношение к другому Посполитаки -войсковому старшине (родственнику художника),- которому принадлежали торговые помещения, так называемые "посполитакинские ряды", по Красной и Екатерининской (ныне - ул. Мира).
2 вед.: Идущая параллельно Красной ул. Рашпилевская получила свое название по имени начальника войскового штаба, исполняющего должность наказного атамана, генерал-лейтенанта Григория Антоновича Рашпиля. Видя, что войсковой старшина забирает себе в "вечное и потомственное пользование" лучшие земли, он настоял на межевании для распределения наделов в соответствии с нормами (для разных чинов они были разными) между жителями, принадлежавшими к казачьему сословию.
Улица, известная ныне как Седина, до 1920 г. носила имя войскового атамана Черноморского казачьего войска, генерал-майора Тимофея Терентьевича Котляревского.
В первые десятилетия существования Екатеринодара вдоль современной
ул. Длинной проходил северный оборонительный вал. На пересечении вала с ул. Красной находились Главные ворота. Здесь город кончался. Сразу за валом начиналось городское кладбище, где был построен один из первых городских храмов - церковь св. Фомы. Когда военные действия, связанные с кавказской войной, закончились, необходимость в прикрытии города с севера отпала. Вал был срыт, ров, проходивший вдоль него, засыпан, и на этом месте проложена улица, названная Длинной, поскольку она действительно была длиннее всех остальных поперечных улиц. А город, и вместе с ним продольные улицы выросли в северном направлении на один квартал. Параллельно Длинной была проложена новая улица, так и названная - Новая (ныне ул. Буденного).
1 вед.: При разбивке новых кварталов под застройку в северной части города, улицы, параллельные Красной, продлевались, сохраняя в новой части название старой улицы. Исключение составила центральная улица города. Вдоль нее тянулись кузницы, чуть восточнее - лесные заводы, по обе стороны - склады различного оборудования, табачные склады и пр. Самый смысл названия (красивая , лучшая) не подходил к этому загородному отрезку. Видимо, поэтому ей дали другое название. В России было очень распространено давать улицам, возникшим на месте дорог, названия местностей, куда эти дороги ведут. Вот и в этом случае улицу назвали Ростовской, по проходившей здесь дороге в город Ростов-на-Дону. С началом застройки Ростовской улицы лесные биржи и многочисленные кузницы перевели на линию улицы, названной, соответственно, Кузнечной.
За пределами ул. Ростовской, куда Красная была проложена уже после войны, начиналась в прошлом городская выгонная земля. Последней поперечной улицей была Степная, и название показывает, что дальше начинала степь. Впоследствии она называлась Выгонной, Крестьянской, а в 1967 г. она получила имя, под которым известна и сейчас - в честь первого председателя Адыгейского Облисполкома Ш.У. Хакурате.
2 вед.: Полицейская (ныне - Гоголя), Базарная (Орджоникидзе), Соборная (Ленина), Ярмарочная (В. Головатого) - все эти улицы получили названия по тем важным в жизни города учреждениям и объектам, которые находились на них. Ул. Полицейская стала называться Гоголевской в 1902 г., когда отмечалось 50-летие со дня смерти писателя.
От современной улицы Постовой и дальше, по правому берегу реки, через казачьи кордоны, шла накатанная военная дорога «Ставропольский шлях» (ныне ул. Ставропольская). По ней ехал сосланный на Кавказ декабрист А. Бестужев-Марлинский, путешествовал А. С. Пушкин, проезжаaл на Тамань М. Ю. Лермонтов. Ставропольский шлях – это утрамбованная, хорошо накатанная военная дорога к северным воротам Екатеринодарской крепости и соединявшая Ставрополь с Ростовом-на-Дону. По ней c утра до ночи, в белую стоверстную метель и жестокий изматывающий степной зной, превозмогая усталость, спешили на Кавказ, к театру боевых действий, солдаты; мчались всадники с рапортами и срочными донесениями; шла с оказией почта; держали путь чиновники, отпускники; путешествовали офицерские семьи...
Ставропольский шлях, историческая военная дорога, проходившая вдоль границы того времени, проложенная по водоразделу, она была проезжей в любое время года. В XVIII – XIX столетия, во время борьбы России с Османской империей за выход к морям. Да, много повидал знаменитый шлях. С ним связаны имена людей, составляющих гордость русского народа: Суворов, Ермолов, Гудович, Пушкин, Раевский, сосланные на Кавказ декабристы… В недалёком прошлом видел он наступающие белые и красные армии, их вождей – Деникина и Егорова, Врангеля и Сорокина. Видел и солдат 9-й и 37-й армии Северо-Кавказского фронта, гнавших зимой 1943-го года немецкую 1-ю танковую армию к Азовскому морю, и самих «завоевателей» с бабьими платками на головах, позабывших после Кавказского перевала об «общечеловеческих ценностях», тащивших с нашей земли в свою «цивилизованную Европу» всё, что было под силу.
1вед.: Анализируя всю эту информацию, нетрудно понять, по каким признакам улицам присваивали то или иное название. Их не так уж много:
1) По крупным домовладениям известных в войске лиц (Бурсаковская, Борзиковская и т.д.); самые центральные улицы были названы именно по этому признаку, причем не столько в честь данного лица, сколько по его домовладению, которое было заметным и принималось за главный отличительный признак улицы;
2) По дорогам, ведущим из города в другие населенные пункты (Пластуновская, Динская, Медведовская и др.)
3) По значительному объекту на улице (площади) или близ нее (Гимназическая, Соборная, Базарная и др.)
4) По местоположению, происхождению, назначению улицы (Подгорный переулок, Насыпная, Прогонная, Сквозная и др.).
Самые центральные улицы были названы по первому признаку. Есть основания предположить, что улица называлась не столько в честь данного лица, сколько по его домовладению, которое было большим, заметным и принималось за главный отличительный признак улицы. В пользу такого объяснения названия говорит хотя бы тот факт, что в городе не было улиц имени кошевого атамана Чепеги, войскового судьи Головатого - лиц, которые пользовались громадным авторитетом в войске и которым, собственно, город обязан своим существованием.
2вед.: Екатеринодарские улицы постепенно меняли свое лицо. Мощение улиц началось лишь в 1874 году. Деревянные тротуары, которые напоминали свайные постройки, заменялись кирпичными, водосточные канавы - дренажными трубами, устраивалось освещение на других улицах. Но до благоустройства окраинных улиц у городской думы так и не дошли руки, и это было сделано уже при советской власти.
Много необычного можно было видеть на улицах города в начале 1920-х годов. 10 мая 1920 года, в день всекубанского субботника, екатеринодарцы отчищали и отмывали свой город от накопившейся за годы гражданской войны грязи. По улицам курсировали трамваи, оборудованные грузовыми площадками, отвозившие многолетний мусор на свалки, устроенные по пути их следования. Проводились субботники на всех предприятиях - все приводилось в порядок. По улицам пускались агиттрамваи с оркестром, хором, ораторами, декламаторами. Проводились летучие концерты-митинги у Черноморского и Владикавказского вокзалов (Ж.-д станции Краснодар-II и Краснодар-I), у городского сада, на Покровке и у кожевенных заводов. Город был полон энтузиазма и готовился к новой жизни.
Появились и новые названия улиц. 7 ноября 1920 года на торжественном заседании, посвященном 3-й годовщине Октября, было принято решение о переименовании семи центральных улиц. Так появились в нашем городе улицы имени Ленина, Седина, Советская, Октябрьская, Красноармейская, Пролетарская, Коммунаров. Дальше переименования производились постепенно и не всегда оправданно. А в 1939 году были переименованы почти все центральные улицы, носившие старые названия.
Количество улиц в нашем городе росло постепенно. На плане 1819 года их около 40, в середине XIX века почти столько же. В 1912 году - уже 95 с протяженностью около 100 км. Сейчас у нас более 1000 улиц с общей протяженностью (с переулками, проездами, набережными) более 1700 км. Самые большие по длине - улицы Северная (6,7 км) и Карла Либкнехта (6,8 км), самые маленькие -улицы Чехова (250 м) и Короткая (300 м).
1вед.: Улицы имени героев, чья судьба была связана с Краснодаром:
Улицу имени братьев Игнатовых знают все.
Улица Троллейбусная сменила свое название на фамилию Героя Советского Союза Лузана в 1983 году.
Есть в нашем городе улица имени юного героя В. Головатого и улица имени героя-защитника Брестской крепости П.М. Гаврилова.
В Екатеринодаре улицам давали названия, отражающие их исторический смысл: ул. Насыпная действительно была насыпана в пойме Карасуна, а ул. Северная была самой северной в своё время. Многие названия были заимствованы из исторического прошлого черноморских казаков — названий куреней, славных полков и их побед. Шесть улиц носили имена местных героев, общественных деятелей. Причем в силу того, что эти названия появлялись спонтанно, отмечая расположение на улицах наиболее примечательные строения и усадьбы, то и носили они форму притяжательного прилагательного от какого-либо имени. Так улицы Бурсаковская (заметьте — не им. Бурсака.), Посполитакинская, Рашпилевская получили свои названии по расположенным там усадьбам. Улицы Дмитриевская в Екатерининская получили названия от расположенных на них церквей.
Большинство современных названий являются случайными, надуманными,
часто не отвечающими традициям местности, языковым особенностям. Их ассортимент зачастую диктовался сверху и неукоснительно исполнялся.
Примером может служить Решение горисполкома от 10 декабря 1975 г.,
которым приказом исполкомам райсоветов предписывалось переименовать устаревшие названия улиц. Здесь же были рекомендованы идеологические названия, не имеющие отношения к рождению и становлению города, что лишало его особого колорита.
А сейчас предлагаем вам принять участие в небольшой викторине об улицах нашего города.
(Вкл. слайд-сопровождение)
Заключение
Краснодар — и старый, и современный — наш город, он по-своему дорог каждому, кому довелось здесь жить.
И в следующий раз, когда на указателе промелькнет знакомое название, непроизвольно всплывет образ старого Екатеринодара, с его шумными лавками, деревянными церквушками, одноэтажными домами и мостовыми. И лишний раз убедишься, что имена улиц – не менее важные памятники истории, чем архитектурные сооружения, предметы, хранящиеся в музеях, или дошедшие до нас свидетельства очевидцев того времени.
А узнать подробнее об улицах Краснодара вам помогут книги нашей библиотеки, рассказывающие об истории нашего города.
Викторина «Улицы нашего города»
Сколько улиц в городе Краснодаре? (более 1200)
Какая улица была самая первая, как называлась за всё время существования, и как называется теперь? (Красная; Красная — Николаевский проспект — Сталина — Красная)
По каким признакам назывались улицы в Екатеринодаре? (по крупным домовладениям, по значительному объекту)
Как назывались улицы, расположенные поперёк центральных улиц? ( переулки)
Какая улица самая длинная? А какая — самая короткая? (Пригородная — 11 км 200м; Куйбышева — 80м -бывшая Саломасовская)
Какая улица переименовывалась чаще других? (Гимназическая — 10 раз)
Какие улицы ни разу не меняли своё название? (их две: Северная и Пашковская)
На пересечении каких улиц находился первоначально войсковой собор Александра Невского? (Соборная — Гимназическая)
На пересечении с какой улицей заканчивалась улица Красная в 19 веке? ( с Длинной — район Сенного рынка, - далее улица называлась Ростовской)
М. Демченко (1936) - Александровская
Бершанской (1983) - Петра Великого; Красная
Гоголя - «Мэртва вулыця»
Дзержинского (пос. Пашковский) - Атамана Белого
Комсомольская (пос. Пашковский) - Атамана Головатого
Ленина (пос. Пашковский) - Широкая
Октябрьская (пос. Пашковский) (1957) - Будённого
Плиева (1981) - Кузнечная
Кирова - Кирова
Фадеева (1976) - Базарная
Ярославского - Церковная
1 Мая (пос. Пашковский) - Выгонная
Список использованной литературы:
Екатеринодар - Краснодар: Два века города в датах, событиях, воспоминаниях… Материалы к Летописи. – Краснодар: Кн. изд-во, 1993. – 800 с.: ил.
Краснодар. Портрет на память. – Краснодар: Краснодар. известия, 2002. – 192 с.: ил.
Логинов, В. Н. Краснодар – город счастья. – Краснодар: Просвещение Юг, 2005. – 211 с.
Мирный, И. А. Имя в истории, история в имени. Пятигорск: Издат-во Картинформ, 2004.
Соловьев, В. А. Екатеринодарская крепость. – Краснодар: Администрация муниципального образования, 2006. – 40 с.
Шахова, Г. С. Краснодарская улица Красная. – Краснодар: Краснодар. известия, 2005. – 148 с.: ил.
Шахова, Г. С. Улицы Краснодара рассказывают. В Карасунском куте. – Краснодар: Краснодарский издат.-полиграфич. комплекс, 2007. – 196 с.: ил.
Шишлянникова Елена Вячеславовна