Этапы формирования фонематических процессов
В норме фонематический слух формируется достаточно рано, в некоторых случаях - задолго до того, как ребенок начинает говорить (например, в силу неразвитости артикуляционного аппарата ребенок не может сказать "крыша" и "крыса", но может показать). Затем у ребенка формируется фонетический слух - "способность ребенка дифференцировать в собственной речи звуки, являющиеся реализациями разных фонем родного языка; основой для формирования фонетического слуха является сравнение своего собственного произношения с эталонным произношением взрослых и неосознанная коррекция своего произношения в направлении максимального приближения к нормативному". Иными словами, фонетический слух начинает формироваться только тогда, когда ребенок начинает слышать самого себя.
Д.Б. Эльконин ввел термин «фонематическое восприятие». Он определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании.» Этот ученый занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:
1. умение определять линейную последовательность звуков в слове;
2. умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
3. осознание или подсчет количества звуков в слове.
В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.
Д.Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный или звуковой анализ, включающий:
1. определение порядка слогов и звуков в слове;
2. установление различительной роли звука;
3. выделение качественных основных характеристик звука.
Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая.
Фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. Фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи.
Исходя из того, что в литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра - основной вид деятельности у ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития и как форма деятельности ребенка способствует гармоничному развитию у него психических процессов, в том числе и фонематических функций, мною для наиболее эффективной работы по данной проблеме были отобраны и систематизированы игры и игровые упражнения.
Планирование работы должно быть построено на принципе от простого к сложному.
Начальный этап.
На начальном этапе обучения большое внимание уделяется развитию
- речевого внимания
- речевого дыхания
- развитию артикуляционного аппарата.
Развитие слухового восприятия проводится сначала на материале неречевых, а затем и речевых звуков. Дети учатся слушать звуки, определять направление звука, узнавать источник звука, узнавать по голосу, развивают чувство ритма, просодическую сторону речи. Для этого я используются подготовительные игры и игры на развитие речевого слуха.
Использование игр возможно как при закреплении пройденного, так и при знакомстве с новым материалом. Использование игр на на занятиях также позволяет детям в интересной занимательной форме развивать остроту слуха, накапливать словарь, развивать фразовую речь, координацию движений.
Затем дети начинают овладевать навыками звукового анализа: учатся определять первый и последний звук в словах, определять порядок звуков в слове, выделять отдельные звуки, различать звуки по их качественным характеристикам ("певучий" - "непевучий", твердый - мягкий, звонкий - глухой).
При знакомстве с гласными первого ряда можно использовать знаки-символы, которые улучшают восприятие звуков речи, обеспечивают стойкие навыки звукового анализа и синтеза (идет овладение навыками звукового синтеза: слияние двух звуков (типа АУ, УА, АМ, АХ, ОХ), совершенствуют внимание и память. Знакомство детей с согласными («непевучими») звуками происходит также с помощью картинок - символов.
Для того чтобы учить ребенка слышать заданный звук в слове, определять его место, на начальном этапе используются «Звуковые поезда», звуковые дорожки. В последующей работе они заменяются на менее игровые звуковые линейки. Гласные звуки обозначаются кружками красного цвета, согласные твердые - синим, согласные мягкие - зеленым.
Так же дети знакомятся с материализованными моделями слов - схемами, учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова. В игровой форме даются представления о звуке, слоге, слове, предложении, которые также воплощены в схемах.
В старшей и подготовительной группе ведется работа по развитию фонематического слуха, слухового восприятия, речевого внимания. Закрепляются представления о звуке, слоге, слове, предложении, вводится понятие "буква". В процессе обучения дети последовательно овладевают анализом все более сложных по структуре слов, учатся различать ударные и безударные гласные, сравнивать слова по звуковым моделям, находить сходство и различие. Идет работа по развитию синтеза: овладение навыками слияния в слоги, чтение слов.
Так же на каждом этапе работы идет развитие фонематических представлений. Дети придумывают слова, начинающиеся на заданный звук. На заключительном этапе детям дается представление о сложных формах фонематического анализа - порядковом (дети должны научиться называть звуки по порядку) и количественный (определение количества звуков в слове).
В результате дети приобретают ориентировку в звуковом строе речи, столь необходимом для обучения чтению, грамотному письму в школе, для изучения родного языка.
Таким образом, работа по развитию фонематических процессов ведется в следующих направлениях:
1.Развитие слухового внимания и слуховой памяти
- Узнавание неречевых звуков
- Формирование высоты, силы и тембра голоса
2. Развитие фонематического слуха. Различение звуков на слух
- В слогах
- В словах
- В предложении
- В связной речи
3. Развитие фонематических представлений
- Отбор предметных картинок на заданный звук
4.Фонематический анализ
- Выделение звука на фоне слова
- Выделение начального звука из слова
- Выделение конечного звука из слова
- Определение позиции звука
- Определение количества звуков в слове
- Последовательное выделение звука в слове.
- Характеристика звуков в слове
- Определение места звука по отношению к другим звукам
5. Развитие фонематического восприятия
- Различение изолированных звуков
- Различение слогов
- Различение слов, близких по звуковому составу
- Подбор слов на заданный звук
- Определение позиции звука
6.Фонематический синтез
- Составление слов из заданных звуков
- Соотнесение слова с картинкой
- Составление звуковой модели по заданному слову