12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мария34

В норме фонематический слух формируется достаточно рано, в некоторых случаях - задолго до того, как ребенок начинает говорить (например, в силу неразвитости артикуляционного аппарата ребенок не может сказать "крыша" и "крыса", но может показать). Затем у ребенка формируется фонетический слух - "способность ребенка дифференцировать в собственной речи звуки, являющиеся реализациями разных фонем родного языка; основой для формирования фонетического слуха является сравнение своего собственного произношения с эталонным произношением взрослых и неосознанная коррекция своего произношения в направлении максимального приближения к нормативному".  Иными словами, фонетический слух начинает формироваться только тогда, когда ребенок начинает слышать самого себя.
              
   Д.Б. Эльконин  ввел термин «фонематическое восприятие». Он определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании.» Этот ученый занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:

1. умение определять линейную последовательность звуков в слове;
2. умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
3. осознание или подсчет количества звуков в слове.


В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.

 Д.Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный  или звуковой анализ, включающий:
1. определение порядка слогов и звуков в слове;
2. установление различительной роли звука;
3. выделение качественных основных характеристик звука.
         Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. 

Фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте.  Фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
         Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи.

Исходя из того, что в литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра - основной вид деятельности у ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития и как форма деятельности ребенка способствует гармоничному развитию у него психических процессов, в том числе и фонематических функций, мною для наиболее эффективной работы по данной проблеме были отобраны и систематизированы игры и игровые упражнения.

Планирование  работы должно быть построено на принципе от простого к сложному.

Начальный этап.

На начальном этапе обучения  большое внимание уделяется развитию

- речевого внимания

- речевого дыхания

- развитию артикуляционного аппарата.

Развитие слухового восприятия проводится сначала на материале неречевых, а затем и речевых звуков. Дети учатся слушать звуки, определять направление звука, узнавать источник звука, узнавать по голосу, развивают чувство ритма, просодическую сторону речи. Для этого я используются подготовительные игры и игры на развитие речевого слуха. 

Использование игр возможно как при закреплении пройденного, так и при знакомстве с новым материалом. Использование  игр на на занятиях также позволяет детям в интересной занимательной форме развивать остроту слуха, накапливать словарь, развивать фразовую речь, координацию движений.

Затем дети начинают овладевать навыками звукового анализа: учатся определять первый и последний звук в словах, определять порядок звуков в слове, выделять отдельные звуки, различать звуки по их качественным характеристикам ("певучий" - "непевучий", твердый - мягкий, звонкий - глухой).

При знакомстве с гласными первого ряда можно использовать знаки-символы, которые улучшают восприятие звуков речи, обеспечивают стойкие навыки звукового анализа и синтеза (идет овладение навыками звукового синтеза: слияние двух звуков  (типа АУ, УА, АМ, АХ, ОХ), совершенствуют внимание и память.  Знакомство детей с согласными («непевучими») звуками происходит также с помощью картинок - символов. 

Для того чтобы учить ребенка слышать заданный звук в слове, определять его место, на начальном этапе используются «Звуковые поезда», звуковые дорожки. В последующей работе они заменяются на менее игровые звуковые линейки. Гласные звуки обозначаются кружками красного цвета, согласные твердые - синим, согласные мягкие - зеленым.

Так же дети знакомятся с материализованными моделями слов - схемами, учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова. В игровой форме даются представления о звуке, слоге, слове, предложении, которые также воплощены в схемах.

В старшей и подготовительной группе  ведется работа по развитию фонематического слуха, слухового восприятия, речевого внимания. Закрепляются представления о звуке, слоге, слове, предложении, вводится понятие "буква". В процессе обучения дети последовательно овладевают анализом все более сложных по структуре слов, учатся различать ударные и безударные гласные, сравнивать слова по звуковым моделям, находить сходство и различие. Идет работа по развитию синтеза: овладение навыками слияния в слоги, чтение слов.

Так же на каждом этапе работы идет развитие фонематических представлений. Дети придумывают слова, начинающиеся на заданный звук. На заключительном этапе детям дается представление о сложных формах фонематического анализа - порядковом (дети должны научиться называть звуки по порядку) и количественный (определение количества звуков в слове). 

В результате дети приобретают ориентировку в звуковом строе речи, столь необходимом для обучения чтению, грамотному письму в школе, для изучения родного языка.

Таким образом, работа по развитию фонематических процессов ведется в следующих направлениях:

1.Развитие слухового внимания и слуховой памяти

  • Узнавание неречевых звуков
  • Формирование высоты, силы и тембра  голоса

2. Развитие фонематического слуха. Различение звуков на слух

  • В слогах
  • В словах
  • В предложении
  • В связной речи

3. Развитие фонематических представлений

  • Отбор предметных картинок на заданный звук

4.Фонематический анализ

  • Выделение звука на фоне слова
  • Выделение начального звука из слова
  • Выделение конечного звука из слова
  • Определение позиции звука
  • Определение количества звуков в слове
  • Последовательное выделение звука в слове.
  • Характеристика звуков в слове
  • Определение места звука по  отношению к другим звукам

5. Развитие  фонематического восприятия

  • Различение изолированных  звуков
  • Различение слогов
  • Различение слов, близких по звуковому составу
  • Подбор слов на заданный звук
  • Определение позиции звука

6.Фонематический синтез

  • Составление слов из заданных звуков
  • Соотнесение слова с картинкой
  • Составление звуковой модели по заданному слову


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.