Доклад «Формирование фонематических процессов через дидактические игры у дошкольников»
Тема представленной работы: «Формирование фонематических процессов через дидактические игры у дошкольников».
Актуальность
Данная тема является актуальной как для логопедов, так и для педагогов в целом, поскольку своевременное и качественное формирование фонематических процессов является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения.
Разработка эффективных методов преодоления нарушения фонематических процессов, является одной из актуальнейших задач современной логопедии. Так как игра является ведущим видом детской деятельности, пришли к выводу, что использование дидактических игр улучшает восприятие звуков, способствует нормализации произношения, обеспечивает стойкие навыки фонематического анализа и синтеза, совершенствует внимание и память, повышает готовность к чтению и письму.
Цель работы: развивать фонематические процессы дошкольников с нарушениями речи, используя дидактические игры.
Задачи работы:
• развивать слуховое восприятие, которое основывается на узнавании неречевых звуков;
• развивать речевой слух, который основан на узнавании и различении слов, фраз, звукокомплексов, звуков (по тембру, высоте и силе голоса);
• развивать фонематическое восприятие, которое основано на дифференциации звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу;
• развивать звуковой анализ, синтез и фонематические представления;
• развивать слуховое внимание и слуховую память.
Говоря о фонематических процессах, уточним, что данное понятие включает в себя: фонематическое восприятие, фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ.
Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова.
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка.
Фонематические представления - это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших восприятий этих слов.
Фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слога – звука) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому.
Изучали проблему развития фонематического восприятия у детей с нарушениями речи Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова. Л.С. Выготский. Методисты-практики Е.А. Пожиленко, Т.А. Ткаченко, В.И. Селиверстов разработали комплексную систему обучения и методические пособия по развитию фонематического восприятия у детей через систему игровых заданий.
Т.Б. Филичева и Н.А. Чевелева предложили последовательность работы по формированию фонематического восприятия, которая осуществляется в шесть этапов.
1 этап - Узнавание неречевых звуков
2 этап - Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе и тембру
3 этап - Различение слов, близких по звуковому составу
4 этап - Воспроизведение и дифференциация слогов
5 этап - Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на восприятие и ощущения
6 этап - Развитие навыков элементарного звукового анализа.
На каждый этап коррекционной работы по формированию фонематических процессов дошкольников, мною были подобраны игр и игровых упражнений.
I этап — «Узнавание неречевых звуков».
Цель: развивать способность узнавать и различать неречевые звуки, а также развивать слуховое внимания и слуховую память.
Игра «Скажи, что ты слышишь?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых
звуков.
Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.
Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д. )
Игра «В мире звуков»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Описание игры: логопед предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду. Этой игрой можно закончить НОД на тему «Формирование представления о звуках». Подводя итог занятия, логопед может предложить детям эту игру, а затем спросить, как можно назвать одним словом, все, что они слышали (это звуки).
Игра «Угадай, кто кричит».
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных.
Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.
Игра «Продавец и покупатель»
Оборудование: три одинаковых коробочки с разным наполнением (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха и т.д.).
Описание игры: один ребёнок продавец. Перед ним три коробочки (затем число их можно увеличить до четырех - пяти), в каждой разный вид продуктов, например, горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему определённого вида крупу. Продавец предлагает найти её. Покупатель должен на слух определить, в какой коробке требуемый товар. Воспитатель, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает их в коробку, встряхивает каждую и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.
Вашему вниманию представлено 2 интерактивные игры с использованием программно-дидактического пособия «Логомер2».
«Загадки звуков»
Оборудование:
Моноблок.
Описание игры:
предложить ребёнку прослушать и выполнить задание. С помощью «мыши» щёлкать на кнопку в центре монитора и слушать звук. Выбрать из 4 картинок ту, которая издавала этот звук.
«Звуки домашних животных»
Оборудование:
Моноблок.
Описание игры:
В игре голоса животных перепутаны. Предложить ребёнку , щёлкнуть «мышью» по любому животному , послушать голос и определить какому животному он принадлежит.
2 этап - Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
Цель: учить различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
Игра «Угадай, кто идёт».
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания. Оборудование: картинки с изображением цапли и воробья, бубен.
Описание игры: логопед показывает картинки и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а дети ходят, как цапли. Когда взрослый быстро стучит в бубен, дети скачут, как воробьи.
Игра «Тихо - громко!»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.
Оборудование: музыкальные инструменты.
Описание игры: логопед играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом.
Игра «Иди-беги».
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.
Оборудование: бубен.
Описание игры: логопед стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребёнок выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий- бежит.
Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или индивидуальном занятии.
Игра «Угадай, кто сказал».
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: водящий поворачивается спиной к детям. Кто-то из детей подаёт голос заранее условленным образом (либо подражая животным, либо называя изучаемый звук). Водящий угадывает, кто произносил.
Игра «Лесная прогулка».
Оборудование: шаблоны грибов, ягод, 2 колокольчика.
Описание игры: на лесной поляне (на полу) разложены грибы, ягоды. Взрослый в это время звонит в колокольчики. Если тихо звонит колокольчик– дети собирают грибы и ягоды, а если громко – то пошёл дождь, дети должны сесть на корточки (спрятаться от дождя).
3 этап - Различение слов, близких по звуковому составу
Цель: научить различать слова, близкие по звуковому составу.
Игра « Незнайка запутался»
Цель: учить подбирать слова схожие по звучанию.
Оборудование: картинки: лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т.д.
Описание игры: Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:
- мак, бак, так, банан; - сом, ком, индюк, дом;
- лимон, вагон, кот, бутон; - мак, бак, веник, рак;
- совок, гном, венок, каток; - пятка, ватка, лимон, кадка;
- ветка, диван, клетка, сетка; - каток, моток, дом, поток и т.д.
Игра «Самый внимательный»
Оборудование:
логокуб, предметные картинки.
Описание игры: детям демонстрируются картинки с изображением различных предметов. Если взрослый произносит название предметов правильно, дети хлопают в ладоши.
Игра «Запомни слова».
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.
Оборудование: картинки, названия которых близки по звучанию (рак, мак, дом, дым, ком, кот, сок).
Описание игры: логопед называет несколько слов (ком, кот, сок). Ребенок должен выставить названные картинки в заданной последовательности.
Игра «Звучит похоже»
Оборудование:
наборное полотно, предметные картинки.
Описание игры:
Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому дает по картинке. Ребенок должен поставить эту картину под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок:
КОМ БАК СУК ВЕТКА КАТОК ГОРКА
дом рак лук клетка платок корка
сом мак жук пятка листок норка
лом лак бук плётка моток марка
4 этап — «Воспроизведение и дифференциация слогов».
Цель: Развивать фонематическое восприятие, умение четко различать слоги и воспроизводить слоговые цепочки.
Игра «Повтори за мной»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.
Оборудование: игрушечный медведь.
Описание игры: логопед показывает игрушку и говорит, что этот медвежонок приехал к нам из сказочной страны и не умеет разговаривать на нашем языке. Предлагает научиться говорить на его языке (повторить слоги): па - ба, по -бо, пу - бу, па -па- па, ба- ба -ба. Можно предложить слоги с другими доступными для произношения согласными
Игра «Какой слог лишний?»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оп позиционными согласными.
Описание игры: логопед произносит ряд повторяющихся слогов, например, на - на - па - на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний». Затем слоговой ряд усложняется (ва - фа - ва - ва,...)
Игра «Веселый мяч»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными
согласными.
Оборудование; мяч.
Описание игры: дети встают полукругом, логопед по очереди бросает мяч детям, произнося по одному слоги (па, ба, по, бо, та, да...). Дети возвращают мяч, повторяя названные слоги. Эту игру можно использовать во время динамической паузы, меняя ряды слогов в соответствии со звуками, изучаемыми на данном занятии.
Игра «Малыш»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу.
Оборудование: кукла-мальчик
Описание игры: логопед показывает игрушку и говорит, что малышу скучно, поэтому он плачет. Предлагает спеть вместе с малышом его песенку: сначала внимательно послушать, потом повторить. Логопед тонким голоском произносит слоги, а дети повторяют: «Ма-му, ма-мо, ма-мы, му-мы, му-мо, мы-ма-мо...». Можно предложить прямые слоги с другими доступными для произношения согласными и использовать эту игру в основном этапе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий.
Игра «Сломанный телефон»
Оборудование: зелёный и красный кружки
Описание игры: Оборудование: зелёный и красный кружки
Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо пару слогов. Ребенок вслух повторяет.
Каждый раз, после того как водящий и логопед произнесут очередную пару слогов, дети указывают одинаковые они или разные. Для того чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает на одинаковые слоги поднимать зеленый кружок, на разные слоги поднимать красный кружок.
5 этап - Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на восприятие и ощущения.
Цель: учить различать фонемы родного языка.
Следует помнить, что на первых этапах игра проводится на материале гласных звуков, а уже позже – на материале согласных звуков.
Игра «Медведица и медвежонок»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Оборудование: ширма, игрушки (большой и маленький медведи).
Описание игры: логопед говорит ребенку, что к нему пришли гости. Из-за ширмы появляется медведица и здоровается: «Ы-Ы-Ы», потом медвежонок: «И-И-И». Потом они уходят за ширму. Ребенок должен догадаться, кто его зовет. (Логопед за ширмой произносит звуки «и», «ы».) Эту игру можно провести в организационном моменте индивидуального занятия после изучения темы «Звук [ы], буква "Ы"».
Игра «Охотники»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Описание игры: логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза, сесть прямо, услышав нужный звук в ряду других звуков.
Игра «Песни леса»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Оборудование: картинка с изображением зимнего леса, экранчик.
Описание игры: логопед предлагает ребенку отправиться в путешествие по лесу. Ребенок называет известных ему животных и птиц. Логопед предлагает ребенку внимательно слушать песни лесных жителей и спрятаться, услышав песню волка «у-у-у». Ребенок «гуляет», а логопед произносит гласные звуки, закрыв рот экраном. Услышав звук «у», ребенок прячется
Игра «Звуковые символы»
Оборудование: картинки с изображением поезда, девочки, птички; звуковые символы
Описание игры: педагог раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и, а дети поднимают соответствующие картинки.Затем игра усложняется.Для этих игр необходимо изготовить звуковые символы на карточках из картона размером примерно 10*10 см. Символы рисуются красным фломастером. Звук «а» обозначается большим полым кругом, звук «у» - маленьким полым кругом, звук «о» - полым овалом, звук «ы» - широким красным прямоугольником и звук «и» - узким красным прямоугольником. Дети предварительно знакомятся с каждым звуком и его обозначением.
Игра «Полёт птицы»
Оборудование: отсутствует
Описание игры: логопед учит ребенка показывать летящую птицу (ладонь одной руки накладывается тыльной стороной на другую, большие пальцы перекрещиваются, остальные пальцы одновременно прогибаются назад и сгибаются вперёд). Птица «летит», пока логопед произносит звуки и замирает, когда произносится заданный звук. Эту игру можно предложить во время пальчиковой гимнастики на занятии знакомства со звуком или его дифференциации с другими звуками. В зависимости от темы занятия меняется выделяемый звук и его окружение.
6 этап - Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трёхсложные слова. Далее проводится анализ гласных и согласных звуков.
Игра «Слово можно прошагать».
Цель: закрепить у детей знания о том, что в разных словах разное количество звуков у детей (слова длинные и короткие), в коротком слове мало звуков. Поэтому оно звучит недолго, в длинном слове много звуков, и звучит оно дольше.
Описание игры: педагог говорит детям, что узнать длинное слово или короткое можно по шагам. Он произносит слово «суп» и одновременно шагает. Педагог обращает внимание детей на то, что получается только один шаг. «Вот какое коротенькое слово, один шаг успеваем сделать»,-говорит педагог и предлагает детям называть разные слова и одновременно шагать. Считать шаги не надо, главное - обратить внимание на длительность звучания слова.
Игра «Сосчитай, не ошибись»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Оборудование: пирамидка, кубики, камешки.
Описание игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и отхлопывает каждый слог. Сколько раз хлопнул в ладоши, такое количество выкладывает камешков (колец пирамидки, кубиков). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.
Игра «Ветерок».
Цель: развивать слуховое внимание, учить детей выделять гласные звуки из ряда других звуков, развивать силу и длительность выдоха.
Оборудование: бумажные снежинки на ниточке (или листочки на нитке).
Ход игры: Педагог предлагает детям подуть на снежинку (дети держат её за ниточку, снежинка – на уровне рта ребёнка на расстоянии около 20см), если услышат гласный звук. Объясняет, что выдох должен быть длительным, сильным, щёки не надувать.
Игра «Зеркало».
Цель: развивать фонематический слух, слуховое внимание, учить детей выделять первый ударный гласный звук слова.
Оборудование: зеркало, предметные картинки, звуковые символы
Ход игры: Педагог показывает детям предметную картинку. Дети называют её. Педагог ещё раз называет картинку, длительно, громко выделяя голосом первый ударный звук. Просит детей сделать так же. Спрашивает, какой первый звук услышали дети. Дети отвечают, произнося звук длительно (хором, индивидуально). Напоминается акустическая характеристика звука. Дети смотрят в зеркала, наблюдают за кинестетическими ощущениями в полости рта, припоминается артикуляционная поза звука. Присоединяется зрительно-кинестетический анализатор, педагог при произношении звука А открывает широко рот и пальцы ведущей руки широко расставляет в стороны (ладошка повёрнута к детям), на звук У – губы вытянуты «трубочкой» вперёд, прямые пальцы руки сомкнуты вместе и направлены вперёд, Дети выделяют голосом первый ударный звук слова, чётко артикулируя его и присоединяют движение кисти ведущей руки. Сначала повторяя за педагогом, как будто смотрят в зеркало, а затем самостоятельно.
Игра «Раздели слова на слоги»
Оборудование: доска с прикреплёнными к ней картинками, схемы – обозначения способов деления слов на слоги.
Описание игры: Педагог предлагает ребёнку картинки. Ребёнок рассматривает картинки, делит слова на слоги выбранным способом, размещает на наборном полотне в соответствии с количеством слогов в слове.
Вывод: использование дидактических игр повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников. Помогает проводить занятия интереснее и разнообразнее, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в освоении чтения и письма..
\
Список литературы
1.Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.-112с.
2.КоноваленкоВ. В., Коноваленко С. В. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в играх и упражнениях - М. : Издательство Гном, 2018.
3.Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М: Просвещение, 1979. - 192с.
4.Филичева Т. Б. , Чевелёва Н.А., Г.В. Чиркина Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / - М. : Просвещение, 1989.
5. Программно-дидактическое пособие «Логомер2».
Источники
1.https://yandex.ru/search/?text=Система+коррекционных+упражнений+по+развитию+фонематического+восприятия+у+детей.&lr=100738&clid=9403
2.https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/09/04/sistema-uprazhneniy-po-razvitiyu-fonematicheskogo-vospriyatiya-u
3.https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=6112
4. https://mdou215.edu.yar.ru/razvivaemsya_doma/igri_na_uznavanie_nerechevih_zvukov.DOCX
5. https://www.pdou.ru/categories/5/articles/2841