Этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна и аккордеона
Этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна и аккордеона
Введение
Начиная с момента выбора музыкального произведения до его концертного исполнения педагогом и учащимся музыкальной школы проделывается колоссальная работа, а именно работа над музыкальным произведением. Такой большой объем работы следует распределить на этапы работы над музыкальным произведением:
1. Знакомство с произведением, создание общего представления о пьесе, о её основных художественных образах.
2. Освоение музыкального текста, выразительных и технических средств.
3. Работа над раскрытием художественного содержания произведения в целом.
Первый этап работы характеризуется общим ознакомлением с произведением и эмоциональным восприятием его в целом. Прежде всего, педагогу следует исполнить произведение на инструменте. Подобный показ на этом этапе имеет основной целью ознакомление с произведением, эпохой и композитором данного сочинения. Исполнение педагогом произведения целиком бывает крайне целесообразно еще до начала изучения музыкального произведения учащимся. Этот показ даёт ребёнку общее представление о характере и стиле произведения, заинтересовывает его, стимулирует художественную инициативу и работоспособность ученика. Если есть необходимость и возможность, то можно прослушать произведение в исполнении известных музыкантов в видео и аудиозаписи.
Далее следует рассказать ученику о создателе произведения; об эпохе, в которую оно возникло; содержании, характере, сюжете; основных темпах; о форме; о манере исполнения. Эту беседу рекомендую строить живо, интересно, иллюстрируя произведение в целом и его фрагменты исполнением на инструменте. Так как от того, как поймёт ребёнок это произведение, понравится ли оно ему, зависит как быстро и качественно будет он над ним работать.
Заинтересовав ученика новым произведением, считаю, что не следует ставить перед ним задачу прочитать с листа всё произведение не останавливаясь. Предлагаю ученику предварительно ознакомиться с наиболее трудными фрагментами, скачками, пассажами. Распределить пьесу на части и тогда уже приступить к чтению нот с листа по частям. Уже при "черновом" проигрывании, необходимо обращать внимание ученика на указания характера, темпа, динамики, штрихов. На данном этапе не следует заострять внимание на погрешностях исполнения. Итак, в результате первоначального знакомства с произведением учащийся должен как можно больше узнать о нём, понимать предстоящие технические и художественные задачи, представлять конечное звучание пьесы.
Второй этап самый трудоёмкий и длительный, основная задача которого - разучивание текста, отбор выразительных средств и работы над ними. Грамотный, осмысленный разбор, создаёт основу для дальнейшей правильной работы.
На этом этапе целесообразно работать над произведением также по частям. Чем лучше будут отработаны частные детали, тем легче в последующем сосредоточить всё внимание ученика на создании художественной целостности исполнения. Деление на части должно производиться на основе анализа формы сочинения: надо установить количество и границы частей, периодов предложений, фраз, а также их ритмоинтонационное сходство или различие. Следует отрабатывать отдельные фразы, объединяя их затем в предложения, периоды. Работая над фразировкой, необходимо не только определить границы фразы, но и артикуляцию фразы, звуковое соотношение фраз при объединении их в более крупные построения. Выстраивая артикуляцию каждой фразы, важно установить нахождение её кульминации, подход к ней и завершение фразы.
Всему перечисленному должно соответствовать грамотное, продуманное педагогом с учетом физиологических индивидуальных особенностей учащегося меховедение.
При распределении смены движений направления меха следует исходить, прежде всего, из художественной целесообразности, а затем из индивидуальных физических особенностей ученика. Как правило, смена движения меха производится на границах фраз и других структурных элементов. В таких случаях момент смены движения меха должен быть не заметен на слух. Это как бы естественное дыхание, способствующее выразительному исполнению мелодии. Смена меха возможна, а иногда необходима внутри фраз, и даже на одном тянущем звуке. В этих случаях нужна незаметная, плавная смена движения меха, которая не нарушила бы развития музыкальной мысли, не прервала бы её.
Особое место на втором этапе занимает работа над техническими трудностями. В основе их преодолений находится задача по подбору грамотной и рациональной аппликатуры. Аппликатуру можно считать правильной, если она удобна для данного ученика, основана на естественном чередовании пальцев и их нормальной растяжке. Но главное - аппликатура должна способствовать свободному исполнению. Важно использовать только установленную аппликатуру, не допуская даже случайного применения в игре других пальцев. Аппликатура воздействует на ритм, динамику, артикуляцию, подчеркивает выразительные фразы, придает определённую окраску звучанию и т.д.
Работа над техническими трудностями проводится путём многократных повторений в медленном темпе небольших построений. Медленный темп позволяет найти и закрепить необходимые игровые движения; ученик успевает сыграть уверенно все звуки правильной аппликатурой и, что не менее важно, проконтролировать слухом качество исполнения.
Работая над техникой, полезно применять различные ритмические, штриховые и динамические варианты. Важно работу строить так, чтобы перед каждым проигрыванием произведения или его части, педагог ставил конкретные задачи.
После того, как произведение будет разобрано самым тщательным образом, можно приступать к его запоминанию. Но только учить на память надо не механически, а чрезвычайно внимательно, исходя из внутренних закономерностей произведения. Учить наизусть надо активно, а не пассивно. Главное, что нельзя полагаться только на один вид памяти - слухо-моторный, хотя это и наиболее крепкий, надёжный вид памяти. Нельзя игнорировать такие важные дополняющие виды памяти, как память аналитическая, конструктивная, зрительная, и конечно эмоциональная.
Результатом второго этапа работы должно быть свободное и уверенное владение учеником текстом и всеми средствами выражения художественного содержания произведения.
На третьем этапе устанавливается смысловое взаимоотношение фраз внутри предложений, предложений - внутри периодов, периодов - внутри более крупных построений; выявляется главная кульминация произведения, а отсюда определяется единая линия развития музыкального материала.
Обязательно у учащихся нужно развивать умение пользоваться всеми динамическими оттенками. Для этого необходима специальная, ежедневная тренировка, при которой какую-либо музыкальную фразу или последовательность нот (можно использовать любую гамму) играть в виде упражнения, повторяя на различной силе звука, начиная от пиано и заканчивая форте.
Темп музыкального произведения во многом зависит от характера самого произведения. Темп должен безостановочно жить, пульсировать не выходя за общие метро-ритмические границы произведения.
Проигрывание пьесы целиком и в темпе должно чередоваться с игрой отдельных фрагментов в медленном темпе, что позволяет избежать «заигрывания». «Заигрывание» пьесы характерно неточностями, неровностями, некачественным звучанием, а нередко и срывами, остановками, другими дефектами появляющимися «вдруг» (так кажется ученику) в игре уже получившейся в целом пьесы. Поэтому навык, даже качественно сформированный, нуждается время от времени в реставрации.
Заключение
Вся работа музыканта над произведением направлена на то, чтобы оно звучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко осмысленное исполнение, завершающее работу над произведением, всегда будет иметь важное значение для учащегося и учебного процесса в целом.