12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ряшко Светлана Алексанровна30
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Архонская

«Работа с учащимися на начальном этапе
обучения в классе аккордеона»

Методический показ преподавателя АДШИ Ряшко С.А.

2016г.

Введение

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Сегодня я, преподаватель Архонской детской школы искусств, хочу представить вашему вниманию свой методический показ на тему: «Работа с учащимися на начальном этапе обучения в классе аккордеона».

Помогать мне сегодня будут мои ученики: Габеев Станислав 1кл; Доманов Ярослав 1кл; Веденова Мария 1кл; Кодзаева Александра 1кл; Махмудова Виктория 1кл; Пак Марина 1кл; Клименко Виктория 3кл; Филипова Виктория 2кл.

Почему именно эту тему я решила взять для своего показа? Потому что я считаю, что начальный этап является наиболее сложным и ответственным во всем процессе обучения игре на музыкальном инструменте. Именно в это время закладывается основной фундамент развития будущего музыканта-исполнителя, именно в этот период учащийся овладевает основными и необходимыми навыками игры. Основной целью работы с учащимся на начальном этапе обучения является развитие способностей ученика, воспитание его музыкальной культуры. Вызвать интерес и зародить глубокую привязанность к инструменту, желание как можно чаще общаться с миром музыки – вот те основные и главные задачи, которые стоят перед педагогом на данном этапе обучения.

Первый урок. Именно здесь происходит первое знакомство преподавателя с учеником, только что вступившим в класс. Педагог должен знать, что именно в это время внимание и интерес ученика особенно заострены, он более насторожен. Поэтому преподаватель во время первой встречи должен суметь расположить к себе ученика и наладить с ним тесный контакт. Из беседы с учащимся преподаватель может узнать его основные черты характера (отзывчивость, замкнутость, быстроту реагирования на все окружающее), интересы и музыкальные способности. Проверка музыкальных способностей ученика не должна превращаться в экзамен. Чтобы проверить слух, интонацию, память, ритм, можно предложить учащемуся пропеть любимую песенку совместно с педагогом, поиграть в ритмическую игру «хлопушки», в «угадайку» на определение высоты звуков и т.д.

Вдумчивое отношение к каждому учащемуся, тщательное и всестороннее изучение его характера, музыкальных данных, интересов и взглядов дает возможность педагогу найти путь к точу, чтобы завоевать доверие учащегося, найти правильные средства воздействия на него. Большое влия­ние на учащегося оказывает иллюстрация на инструменте музыкальных про­изведений разнообразных по жанру, стилю и характеру самим преподавате­лем. После чего у учащегося возникает стойкое желание научиться играть на данном инструменте.

Знакомство с инструментом.

Прежде, чем приступить к практическим занятиям, то есть обуче­нию игре на аккордеоне, педагогу необходимо познакомить учащегося с этим инструментом. Вкратце рассказать историю создания инструмента, указав на то, что аккордеон является разновидностью гармоники, возникшей 150 лет назад на основе переносного органа. Особенно отметить тот факт, что аккор­деон — это клавишно-духовой инструмент, потому что звук в нем образуется при помощи колебаний металлической пластины - язычка под воздействием струи воздуха в результате движения меха. Аккордеон состоит из двух час­тей: правой и левой, которые объединены мехом. Правая часть: правая клавиатура (белые и черные клавиши), пять регистров, правая часть корпуса, правая сетка, две плечевых ремня. Левая часть: регулятор длины ремня, воз­душный клапан, ремень для левой руки, левая клавиатура (5 рядов кнопок), три регистра, левая часть корпуса, левая сетка. Познакомив учащегося с уст­ройством инструмента, педагог может переходить к изучению посадки.

Посадка за инструментом.

С первого дня обучения игре на аккордеоне преподаватель должен следить за правильностью посадки учащегося. Успешное обучение зависит от первого непременного условия: для ученика необходим аккордеон подхо­дящей величины, который бы соответствовал его росту и физическим дан­ным. Если инструмент будет слишком велик, при игре ученику придется за­трачивать много сил, что приведет к быстрой утомляемости, - в результате обучение принесет не радость, а лишь огорчение. Сидеть необходимо на по­ловине сиденья жесткого стула прямо или с небольшим наклоном вперед. Не следует сутулиться, поднимать плечи или прислоняться к спинке стула. Ступни ног должны устойчиво стоять на полу или на подставке, если стул слишком высок. Для ощущения опоры, ноги слегка расставляют. Правильная посадка создает условие для хорошего контакта с инструментом и сохраняет осанку учащегося.

Постановка инструмента.

Одним из непременных условий успешного обучения на аккордеоне является правильная постановка инструмента.

Для того, чтобы аккордеон во время игры не двигался из стороны в сторону, нужно правильно закрепить плечевые ремни, отрегулировав их длину: левый ремень короче правого. Ремни отрегулированы правильно, если между грудной клеткой ученика и аккордеоном можно свободно провести ладонью. Для лучшей устойчивости инструмента можно использовать попе­речный спинной ремень, соединяющий плечевые ремни. Натяжение ремня левой руки устанавливается с помощью регулировочного колесика. Ремень должен достаточно плотно прилегать к левой руке. От правильной регули­ровки его длины зависит равномерность движения меха, свобода и подвиж­ность пальцев левой руки.

Параллельно с изучением посадки за инструментом и его постановки, преподаватель может знакомить учащегося с нотной грамотой. И вот здесь, уважаемые коллеги, я хочу заострить ваше внимание на том, что непремен­ным условием успешного овладения основ нотной грамоты учеником, явля­ется опора на его слух (определение на слух высоты звуков, выстраивание звукоряда, определение скачков и т.д.).

Постановка правой руки.

С первого дня обучения игре на аккордеоне педагог должен следить за постановкой правой руки. Чтобы добиться правильной постановки правой руки учащегося, нужно попросить его опустить свободную (расслабленную) правую руку. Обратить его внимание на форму пальцев и кисти. Не изменяя этой формы и сохраняя свободное состояние руки, поставить кисть ученика на клавиатуру. Кончики пальцев должны находиться ближе к черным клави­шам. Расположение их у края клавиатуры затрудняет движение первого пальца, особенно в момент подкладывания. Нельзя прогибать вовнутрь ног­тевые фаланги. Это происходит от чрезмерного нажима на клавиши. Пальцы выпуклые. Это поможет им стать независимыми и активными. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы рука не была зажата: ни в кисти, ни в запя­стье, ни в локте, ни в плече. Локоть следует несколько отодвинуть от туло­вища и приподнять, иначе опущенный локоть вызовет изгиб запястья, и это приведет к скованности кисти и всей руки. После знакомства учащегося с по­становкой правой руки, можно переходить к практическим занятиям, то есть игре упражнений на целые, половинные и четвертные длительности. Хочу заметить, что упражнения — это постоянная форма работы, к которой я часто прибегаю во время занятий. Использование упражнений помогает ученику приобрести различные навыки игры, преодолеть встречающиеся трудности.

Постановка левой руки.

Прежде чем приступить к игре левой рукой, педагог должен познако­мить учащегося, с особенностями левой клавиатуры:

I и II ряд - расположены басы;

III, IV,V ряды - готовые аккорды. (Нажимаем одну кнопку - в ответ звучит готовый аккорд). Познакомив учащегося со строением левой клавиа­туры аккордеона, преподаватель может переходить непосредственно к поста­новке левой руки. Перед началом игры необходимо проверить, верно ли от­регулированы плечевые ремни и ремень для левой руки. Все пальцы левой руки, кроме большого, собранные и округленные, стоят на кнопках основно­го ряда. Кнопки следует нажимать глубоко, но без напряжения кончиков пальцев, не прогибая их в суставах. Отпустив кнопку, палец остается над ней, слегка касаясь ее. Чтобы не потерять ощущения клавиатуры при игре левой рукой, не рекомендуется высоко поднимать пальцы. Осваивать простейшие навыки игры левой рукой следует на упражнениях целыми, половинными и четвертными длительностями. После чего рекомендуется переходить к игре упражнений на мажорные и минорные аккорды. Освоив простейшие навыки игры, учащийся может приступить к разучиванию музыкальных произведе­ний.

Репертуар.

Основой художественного материала или, как говорят, репертуара на начальном этапе обучения является русская народная песня и музыкальный фольклор народов разных стран, а также произведения, разнообразные по стилю, жанру и характеру, классиков и современных композиторов. Музы­кальные произведения, образно отражающие действительность, играют ре­шающую роль в формировании первоначальных музыкально­-художественных и слуховых представлений, развитию творческой фантазии, расширению кругозора. Выбирая репертуар для учащегося на начальном эта­пе обучения, преподаватель должен учитывать следующие рекомендации:

1)пьесы должны быть разные по характеру;

желательно выбирать песни с поэтическим текстом. Поэтические тексты помогают учащемуся правильно раскрыть музыкально­художественный образ. Исходя из своего личного опыта работы, я считаю, что литературное содержание песен (пусть в кратком виде) не только стиму­лирует образность мышления начинающих музыкантов, но и приобщает их к пению под собственный аккомпанемент, что само по себе заслуживает всяче­ских похвал.

каждая пьеса должна нести в себе что-то новое в плане познания нотной грамоты, и приобретению новых навыков игры;

необходимо подбирать пьесы с использованием одной позиции в пределах диапазона квинты, и имеющие удобную тесситуру, что очень важно для освоения и закрепления первоначальных аппликатурных закономерно­стей.

Игра двумя руками вместе.

Разучивание пьес на начальном этапе обучения целесообразно в сле­дующей последовательности:

ученик разучивает пьесу сначала каждой рукой отдельно;

ученик играет аккомпанемент, а педагог мелодию;

ученик играет мелодию, а педагог - аккомпанемент;

ученик играет двумя руками вместе с помощью педагога:

ученик играет двумя руками вместе и самостоятельно.

Динамические оттенки.

Уже на начальной стадии обучения учащийся должен стремиться к выразительному исполнению музыкальных пьес. Выразительность исполне­ния во многом зависит от динамических оттенков. Без оттенков мир звуков, как и мир красок, стал бы унылым и скучным. Динамические оттенки или нюансы, тесно связаны с характером музыкального произведения. В нотах динамические оттенки принято обозначать знаками или терминами на италь­янском языке. Динамические оттенки на аккордеоне зависят от способа и скорости ведения меха.

Форте (Г)-громко - достигается энергичным, быстрым и равномерным ведением меха с достаточно большим усилием. Нужно заострить внимание учащегося на том, что громкость зависит не от сильного нажима клавиши, а от способа ведения меха.

Меццо-форте(тГ) - умеренно громко. Мех вести с меньшим усилени­ем и меньшей скоростью, чем фортеф

Меццо-пиано(шр) - умеренно тихо. Мех вести ровно и спокойно, не­много медленнее, чем при меццо-форте(т£)

Пиано(р)-тихо. Мех вести медленно и равномерно, без усилия.

крещендо, постепенно нарастание звука. Достигается постоянным ускорением движения меха.

диминуэндо, постепенное ослабление звука; играть ти­ше, тише, постепенно замедляя движение меха.

Штрихи.

Правильно раскрыть музыкальный образ той или иной музыкальной пьесы помогает знание штриховшон легато, легато, стаккато.

Легато- ноты исполняются связно, плавно. Это достигается особым приемом звукоизвлечения. Каждую следующую клавишу нажимает в тот мо­мент, когда снимает палец с предыдущей.

Стаккато - прием игры обозначается точкой под нотой.

Стаккато достигается быстрым и твердым ударом пальца по клавише. Звук получается коротким и четким. Мех должен быть упругим.

Нон легато - обозначает раздельное, несвязное исполнение звуков, при котором длительность нот выдерживается полностью. При игре штрихом нон легато кисть и запястье руки подвижны, а вся рука должна быть не зажатой и свободной.

Формы занятий.

Чтобы уроки проходили интересно, нужно использовать различные формы занятий:

это игра по слуху, по нотам и наизусть;

это игра в разных тональностях с различной фактурой сопровожде­ния и регистрами;

это игра ритмических упражнений и упражнений на различные виды техники;

это пение с аккомпанементом;

это чтение нот с листа;

это транспонирование;

это и игра в ансамбле;

Использование всех этих форм занятий формирует навыки музициро­вания, воспитывает умение слушать себя и в конечном итоге активизирует творческое мышление учащегося. Давайте оставим на некоторых формах ра­боты поподробнее.

Работа над ритмом.

Значение ритма в музыке ритма огромно. Усвоению его должно уде­ляться особое внимание.

Ритмическое воспитание в целом охватывает развитие чувства темпа, размера и четкого восприятия соотношения длительностей такта.

На начальном этапе обучения учащийся постепенно осваивает новые в ритмическом отношении материалы. Например: чередование в такте поло­винных, четвертных и восьмых нот; двух -,трех - и четырех - дольных раз­меров; затакт; нота с точкой; пунктирный ритм; синкопированный ритмиче­ский рисунок и т.д.

На ритмическое исполнение следует обращать внимание с самого на­чала большое внимание, не допуская в этом отношении никаких упущений. Ученик должен играть в ритмическом отношении точно уметь ровно и пра­вильно «считать», приступая к изучению пьесы или при работе над особенно трудным в ритмическом отношении местами. Исполнение музыки с одно­временным счетом - сложная задача для начинающего. Облегчая ее, педагог на первых порах ведет счет в слух вместе с учеником. В дальнейшем нужно научить учащегося считать и «про себя», так как постоянный счет вслух от­влекает внимание от самой музыки.

Для того, чтобы сделать более доступным учащемуся понимание мет­роритмической организации музыки, можно использовать различные упраж­нения и ритмизированные попевки на основе русского фольклора. Так, зна­комя учащегося с 2-х и 4-х - дольними размерами, следует использовать сле­дующие ритмическое упражнения: «Считалочка» и «Русская народная при­баутка». Сначала учащийся должен прохлопать ритмический рисунок со сче­том вслух, а потом со словами. Знакомя юного музыканта с 3-х дольными размером, нужно указать на то, что в каждом такте три доли: первая - силь­ная, две другие - слабые. При игре выделяют первую сильную долю. Ритми­ческое упражнение «Небо синее» прохлопать со счетом в слух, потом про­хлопать со словами песенки.

Изучая восьмые длительности, нужно обратить внимание ученика на том, что в любом темпе восьмые ноты исполняются в два раза быстрее чет­вертных. Здесь следует использовать упражнение «Чук-Чук». Добиться чет­кого, правильно, ритмически точного исполнения учеником шестнадцатых длительностей нот поможет использование ритмического упражнения, в ко­тором нужно по порядку прохлопать со счетом вслух четвертные, восьмые и шестнадцатые ноты. Занимаясь развитием чувства ритма на начальном этапе обучения,нужно знать причины ритмических недочетов игры ученика и при­нимать меры к их исправлению наиболее часты следующие ритмические не­дочеты:

сокращение длительностей нот;

невыдерживание пауз;

неправильное исполнение восьмых, триолей и шестнадцатых дли­тельностей;

ускорение при crescendo и замедление при diminuendo;

неумение выдерживать пьесу в одном темпе как в отдельных частях, так и во всей пьесе в целом;

следует бороться с отсчитыванием долей такта ногой или качанием головы и т.п.

Ансамбль.

Давайте немного поговорим о такой форме занятий, как ансамбль. Большой интерес у учащегося вызывает такая форма работы на уроке, как коллективное музицирование, то есть игра в ансамбле. На начальном этапе обучения это может выражаться в совместном проигрывании учащимся и преподавателем заданного учебного материала. Например, во время разучи­вания пьесы, мелодию исполняет юный аккордеонист, а партию аккомпане­мента - педагог и наоборот. После такого рода подготовительной работы, можно смело переходить к игре простейших дуэтов. На несложном музы­кальном материале в дуэте с педагогом и под его непосредственным руково­дством ученик добивается определенной ансамблевой слаженности и уравно­вешенности. В процессе игры в ансамбле у юного аккордеониста развивается эстетический вкус, музыкальная память, внимание, гармонический слух, чув­ство ритма, метра, темпа, динамики и агогики и, самое главное, вырабатыва­ется ответственность за исполнение своей партии. Хочу подчеркнуть, что ра­бота по привитию навыков ансамблевой игры должна быть систематичной, поступенной (от простого к сложному) и целенаправленной. Сейчас нам пре­подаватель Цкаев С.А вместе с учащимся 1го класса Кузьминым Артуром исполнять два простейших ансамбля:

.Укр.нар.песня «Ехал казак за Дунай»

.Ит.нар.песня «Санта Лючия».

Транспортирование.

Очень полезно на начальном этапе обучения использовать на уроке и такую форму работы, как транспортирование. Перенесение музыкального произведения из одной тональности в другую называется транспортировани­ем или транспозицией (transpositio- перестановка, лат.). Зная лад и тональ­ность разученной пьесы, можно подобрать ее от разных клавишей. При этом сохраняется лад, но изменяется тональность. Игра в разных тональностях од­ной и той же пьесы развивает и обогащает слух юного музыканта( пьеса «Топ-Топ» музыка М.Красева).

Игра по слуху.

Игра только по нотам снижает слуховую активность учащегося. Под­бор по слуху стимулирует слуховую активность юного аккордеониста. Пре­небрежение к такой работе приводит к одностороннему развитию учащегося, что на определенном этапе может стать препятствием для его роста. Игра по слуху содержит элементы творчества. Она содействует развитию музыкаль­ного чутья, пробуждает художественную фантазию, нередко перерастающую в способность импровизировать, сочинять музыку. Для игры по слуху ис­пользуются нетрудные, хорошо знакомые мелодии, которые ученик разучи­вал в детском саду или школе, слышал в радио- и телепередачах.(Песенка "Веселые гуси”. Подбор по слуху этой песенки продемонстрирует ученица 1 класса Филипова Камилла). Игра по слуху и транспонирование должны про­водиться на протяжении всего обучения и войти в привычку.

Чтение нот с листа.

Как только юный музыкант овладел простейшими навыками игры на инструменте, научился ориентироваться в нотном тексте, преподаватель мо­жет использовать на уроке такую форму работы, как чтение нот листа. Суть этой формы заключается в исполнении произведения по нотам без предвари­тельного разбора. Что позволяет получить общее представление о произведе­нии: о его характере, стиле, фактуре, технике - исполнительских особенно­стях и художественных достоинствах. Умение читать ноты необходимо каж­дому учащемуся:

это расширяет кругозор;

развивает слух;

способствует освобождению исполнительского аппарата;

выработке ориентации на клавиатуре.

Каждый педагог должен помнить, что приобретение навыка чтения нот с листа- это процесс постепенный. Первоначальное чтение более напо­минает обычный разбор произведения. Лишь постепенно, по мере развития технических навыков, музыкально-слуховых представлений, связанных с нотным текстом и ощущения клавиатуры, вырабатывается умение читать с листа. Заниматься чтением с листа нужно с самого начала игры по нотам. В каждое домашнее задание надо включать ознакомление с новым текстом. Нотный текст для чтения должен быть легче разучиваемых пьес. Усложнять материал следует настолько постепенно, чтобы ученик не испытывал затруд­нений. Навык чтения с листа развивается быстрее, если в произведениях встречаются неоднократно одинаковые фразы, мотивы, ритмические фигуры. Для того, чтобы верно и выразительно прочитать пьесу, необходимо ее предварительно проанализировать: 1) По ключевым знакам заключительному звуку мелодии определить лад и тональность. 2) Далее посмотреть на размер, темп и ритмический рисунок. 3) Постараться определить жанр, так как от этого зависит характер пьесы. 4) Затем внимательно прочитать мелодию, отметив повторяющиеся мелодические обороты; разобраться в ее строении. 5) После чего приступить к проигрыванию. Начинающему лучше сначала читать каждую партию отдельно. Одновременное чтение двух партий стано­виться возможным лишь тогда, когда исполнение одной рукой уже не вызы­вает затруднений. А сейчас ученица первого класса Клименко Виктория продемонстрирует чтение с листа нескольких музыкальных пьес.

О работе над развитием технических навыков.

Наш методический показ был бы неполным, если бы мы не упомяну­ли о такой форме работы, как работа над развитием технических навыков иг­ры. Одной из важнейших задач обучения на аккордеоне является развитие техники. Заниматься техникой следует на протяжении всего периода обуче­ния учащегося, но начинать надо на начальном этапе обучения. И здесь пер­востепенная роль отводится упражнениям. Упражнения - это своеобразная гимнастика рук, то есть средство развития гибкости, беглости, ловкости пальцев и частей рук. Они развивают физическую выносливость и приспо­собленность всего двигательного аппарата к использованию звуковых техни­ческих возможностей инструмента. Именно упражнение позволяет учащему­ся овладеть определенным навыком игры, закрепить и усовершенствовать его. Упражнения полезны и тогда, когда нужно преодолеть техническую трудность, встретившуюся в произведении. Подобрать или самому составить упражнение, я думаю, для опытного педагога не составляет большого труда.

Работа над гаммой.

Материалом для работы над приобретением двигательных навыков и развития различных элементов техники игры на аккордеоне служат гаммы, арпеджио, аккорды, каждодневная игра которых является необходимым ус­ловием для успешного технического продвижения вперед. Обязанность пре­подавателя разъяснить учащемуся важность систематических занятий по усвоению гамм и гаммообразных последовательностей. Одной из основных причин неприязного, а в лучшем случае равнодушного отношения учащегося к игре гамм является, во-первых, непонимание для чего и почему нужно еже­дневно проигрывать гаммы, арпеджио и трезвучия и, во-вторых, полная ото­рванность обучения от музыкальной литературы. Если же ученику разъяс­нить, в чем состоит существо гамм, дать ряд интересных примеров из худо­жественных произведений, на которых он убедится, что гаммы являются ча­стью музыкального материала, у него появится интерес к этому виду работы. Знакомить учащегося с гаммой нужно на начальной стадии обучения. Ус­пешная работа над гаммами, арпеджио и аккордами помогает ему преодо­леть многие технические трудности:

позволяет быстрее изучить клавиатуру аккордеона;

освоить рациональную аппликатуру;

создает легкую и свободную пальцевую беглость;

способствует координации движения обеих рук;

плавности ведения меха и смены направления его движения;

6)Помогает более точному исполнению различных штрихов и нюан­сов разнообразными приемами звукоизвлечения. Начинать работу над гам­мами следует со знакомства с гаммой До мажор.Педагог должен четко сфор­мулировать определение понятию «гамма» (гамма - это поступенная восхо­дящая или нисходящая последовательность звуков кого либо лада(мажора или минора).Ознакомить учащегося с звуковым и тоновым составом гаммы. Разобрать особенности аппликатуры, познакомив с такими навыками игры, как подкладывание и перенос пальцев. Разучивание гаммы До мажор следует начинать правой рукой в медленном темпе целыми, половинными и чет­вертными длительностями. Почему я рекомендую начинать проигрывать гаммы целыми нотами? Игра гаммы целыми длительностями позволяет уче­нику добиться правильного ведения меха: плавное движение его на «разжим» и «сжим» дает ровный звук. Нередко начинающие аккордеонисты вместо равномерного, постоянного ведения меха тянут его лишь в момент нажимая на клавиши. В результате образуются резкие, не связанные между собой зву­ки.(Подобное явления происходит и тогда, когда ученик вместо того, чтобы спокойно, плавно нажимать на клавиши ,резко толкает их).Во время игры гаммы целыми длительностями следует обращать внимание на смену меха. Момент перемены направления движения меха должен быть почти незамет­ным для слуха. Недопустимо дерганье меха перед сменой его направления, так как это приводит к нежелательному усилению («вспучиванию») звука, в роде набегающей волны. Грубейшей ошибкой считается смена меха на зву­ке,в роде набегающей волны.Грубейшей ошибкой считается смена меха на звуке.И за этим нужно обязательно следить.Не рекомендуется разводить и сводить мех до предела. Игра гаммы целыми длительностями полезна еще и тем,что она дает возможность учащемуся научиться ощущать во время управления мехом границы звучания на разжим и сжим и регулировать по­дачу воздуха. При исполнении гаммы восьми длительностями в две октавы необходимо следить

за максимально ровным звуком,

за строгим соблюдением указанной аппликатуры;-

за естественностью и экономностью движений пальцев, кисти и предплечья;

за четкостью пальцевого удара;

за точностью выполнения метрорического рисунка.

Изучение гаммы до мажор левой руки требует предварительной под­готовки: знакомство со строением левой клавиатуры. Сложность обучения игре гаммы левой рукой заключается в том, что учащийся не видит левую клавиатуру. И ему приходится в процессе игры опираться на образное пред­ставление и слуховое восприятие. И тут особенно необходимо помощь педа­гога, который должен следить за правильной постановкой левой руки. При игре гаммы левой рукой учащийся использует следующую аппликату­ру^,2,3,4,2,4,2,3 пальцы. На мой взгляд, это наиболее удобная и рациональ­ная аппликатура. Применение пятого пальца, который является коротким, требует продвижение всей кисти вперед, что во время исполнения гаммы очень неудобно для ученика. После того, как гамма (арпеджио) будет выуче­на в ровном движении каждой рукой отдельно, рекомендуется переходить к ее исполнению двумя руками вместе. Конечным результатом изучения дан­ной гаммы должно быть умение исполнять ее совершенно свободно и легко учеником

Заключение

Вот и подошел к концу наш методический показ. Методика работы с детьми на начальном этапе обучения сложна и ответственна, а также своеоб­разна, и интересна. Любовь к детям, музыке, к аккордеону - залог успешной работы преподавателя. Пройдут каких- то несколько месяцев и Ваш ученик заиграет первые пьесы. Видеть и слышать это большая радость! Конечно же показать всю работу начального этапа обучения за одно выступление прак­тически невозможно. Да мы и не стремились к этому. Готовясь к своему по­казу, мы преследовали две основные цели:

1)чтобы наше выступление было интересным для всех;

2) и, самое главное, чтобы оно было полезным.

Получилось это у нас или нет- судить Вам, уважаемые коллеги.

В заключении мы хотим пожелать всем присутствующим коллегам удачи в нелегкой педагогической деятельности, побольше талантливых и креативных учеников, творческих успехов и огромного человеческого СЧА­СТЬЯ, суть которого раскрыта в словах прекрасной восточной мудрости:

«Возьмите чашу терпения, бросьте туда сердце, полное любви, две пригоршни щедрости, плесните юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и все это хорошо перемешайте. Потом намажьте на ку­сок отпущенной вам жизни и предлагайте всем встретившимся на вашем пу­ти!»

Спасибо за внимание!

Список учащихся, участвовавших в методическом

показе:

Габеев Станислав 1кл.;

Доманов Ярослав 1кл.;

Веденова Мария 1кл.;

Кодзаева Александра 1кл.;

Махмудова Виктория 1кл.;

Пак Марина 1кл.;

Клименко Виктория Зкл.;

Филипова Камилла 2кл.

Список использованной литературы:

И. Алексеев « Методика преподавания игры на баяне» муз газ 1961

«Баян и баянисты» сборник методических материалов составитель Ю.Т. Акимов Всесоюзное изд-во Советский композитор Москва 1970.

«Баян и баянисты» сборник статей. Выпуск 7

Составители: Б. Егорова и С. Колобкова. Москва «Советский компо­зитор» 1987

« Баян и баянисты» сборник статей. Выпуск 4

Составитель: Акимов Ю. Москва «Советский композитор» 1978

Лушников «Школа игры на аккордеоне» Москва « Советский ком­позитор» 1991

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.