Выступление «Работа с учащимися на начальном этапе обучения в классе аккордеона»
«Работа с учащимися на начальном этапе
обучения в классе аккордеона»
Методический показ преподавателя АДШИ Ряшко С.А.
2016г.
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Сегодня я, преподаватель Архонской детской школы искусств, хочу представить вашему вниманию свой методический показ на тему: «Работа с учащимися на начальном этапе обучения в классе аккордеона».
Помогать мне сегодня будут мои ученики: Габеев Станислав 1кл; Доманов Ярослав 1кл; Веденова Мария 1кл; Кодзаева Александра 1кл; Махмудова Виктория 1кл; Пак Марина 1кл; Клименко Виктория 3кл; Филипова Виктория 2кл.
Почему именно эту тему я решила взять для своего показа? Потому что я считаю, что начальный этап является наиболее сложным и ответственным во всем процессе обучения игре на музыкальном инструменте. Именно в это время закладывается основной фундамент развития будущего музыканта-исполнителя, именно в этот период учащийся овладевает основными и необходимыми навыками игры. Основной целью работы с учащимся на начальном этапе обучения является развитие способностей ученика, воспитание его музыкальной культуры. Вызвать интерес и зародить глубокую привязанность к инструменту, желание как можно чаще общаться с миром музыки – вот те основные и главные задачи, которые стоят перед педагогом на данном этапе обучения.
Первый урок. Именно здесь происходит первое знакомство преподавателя с учеником, только что вступившим в класс. Педагог должен знать, что именно в это время внимание и интерес ученика особенно заострены, он более насторожен. Поэтому преподаватель во время первой встречи должен суметь расположить к себе ученика и наладить с ним тесный контакт. Из беседы с учащимся преподаватель может узнать его основные черты характера (отзывчивость, замкнутость, быстроту реагирования на все окружающее), интересы и музыкальные способности. Проверка музыкальных способностей ученика не должна превращаться в экзамен. Чтобы проверить слух, интонацию, память, ритм, можно предложить учащемуся пропеть любимую песенку совместно с педагогом, поиграть в ритмическую игру «хлопушки», в «угадайку» на определение высоты звуков и т.д.
Вдумчивое отношение к каждому учащемуся, тщательное и всестороннее изучение его характера, музыкальных данных, интересов и взглядов дает возможность педагогу найти путь к точу, чтобы завоевать доверие учащегося, найти правильные средства воздействия на него. Большое влияние на учащегося оказывает иллюстрация на инструменте музыкальных произведений разнообразных по жанру, стилю и характеру самим преподавателем. После чего у учащегося возникает стойкое желание научиться играть на данном инструменте.
Прежде, чем приступить к практическим занятиям, то есть обучению игре на аккордеоне, педагогу необходимо познакомить учащегося с этим инструментом. Вкратце рассказать историю создания инструмента, указав на то, что аккордеон является разновидностью гармоники, возникшей 150 лет назад на основе переносного органа. Особенно отметить тот факт, что аккордеон — это клавишно-духовой инструмент, потому что звук в нем образуется при помощи колебаний металлической пластины - язычка под воздействием струи воздуха в результате движения меха. Аккордеон состоит из двух частей: правой и левой, которые объединены мехом. Правая часть: правая клавиатура (белые и черные клавиши), пять регистров, правая часть корпуса, правая сетка, две плечевых ремня. Левая часть: регулятор длины ремня, воздушный клапан, ремень для левой руки, левая клавиатура (5 рядов кнопок), три регистра, левая часть корпуса, левая сетка. Познакомив учащегося с устройством инструмента, педагог может переходить к изучению посадки.
С первого дня обучения игре на аккордеоне преподаватель должен следить за правильностью посадки учащегося. Успешное обучение зависит от первого непременного условия: для ученика необходим аккордеон подходящей величины, который бы соответствовал его росту и физическим данным. Если инструмент будет слишком велик, при игре ученику придется затрачивать много сил, что приведет к быстрой утомляемости, - в результате обучение принесет не радость, а лишь огорчение. Сидеть необходимо на половине сиденья жесткого стула прямо или с небольшим наклоном вперед. Не следует сутулиться, поднимать плечи или прислоняться к спинке стула. Ступни ног должны устойчиво стоять на полу или на подставке, если стул слишком высок. Для ощущения опоры, ноги слегка расставляют. Правильная посадка создает условие для хорошего контакта с инструментом и сохраняет осанку учащегося.
Одним из непременных условий успешного обучения на аккордеоне является правильная постановка инструмента.
Для того, чтобы аккордеон во время игры не двигался из стороны в сторону, нужно правильно закрепить плечевые ремни, отрегулировав их длину: левый ремень короче правого. Ремни отрегулированы правильно, если между грудной клеткой ученика и аккордеоном можно свободно провести ладонью. Для лучшей устойчивости инструмента можно использовать поперечный спинной ремень, соединяющий плечевые ремни. Натяжение ремня левой руки устанавливается с помощью регулировочного колесика. Ремень должен достаточно плотно прилегать к левой руке. От правильной регулировки его длины зависит равномерность движения меха, свобода и подвижность пальцев левой руки.
Параллельно с изучением посадки за инструментом и его постановки, преподаватель может знакомить учащегося с нотной грамотой. И вот здесь, уважаемые коллеги, я хочу заострить ваше внимание на том, что непременным условием успешного овладения основ нотной грамоты учеником, является опора на его слух (определение на слух высоты звуков, выстраивание звукоряда, определение скачков и т.д.).
С первого дня обучения игре на аккордеоне педагог должен следить за постановкой правой руки. Чтобы добиться правильной постановки правой руки учащегося, нужно попросить его опустить свободную (расслабленную) правую руку. Обратить его внимание на форму пальцев и кисти. Не изменяя этой формы и сохраняя свободное состояние руки, поставить кисть ученика на клавиатуру. Кончики пальцев должны находиться ближе к черным клавишам. Расположение их у края клавиатуры затрудняет движение первого пальца, особенно в момент подкладывания. Нельзя прогибать вовнутрь ногтевые фаланги. Это происходит от чрезмерного нажима на клавиши. Пальцы выпуклые. Это поможет им стать независимыми и активными. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы рука не была зажата: ни в кисти, ни в запястье, ни в локте, ни в плече. Локоть следует несколько отодвинуть от туловища и приподнять, иначе опущенный локоть вызовет изгиб запястья, и это приведет к скованности кисти и всей руки. После знакомства учащегося с постановкой правой руки, можно переходить к практическим занятиям, то есть игре упражнений на целые, половинные и четвертные длительности. Хочу заметить, что упражнения — это постоянная форма работы, к которой я часто прибегаю во время занятий. Использование упражнений помогает ученику приобрести различные навыки игры, преодолеть встречающиеся трудности.
Прежде чем приступить к игре левой рукой, педагог должен познакомить учащегося, с особенностями левой клавиатуры:
I и II ряд - расположены басы;
III, IV,V ряды - готовые аккорды. (Нажимаем одну кнопку - в ответ звучит готовый аккорд). Познакомив учащегося со строением левой клавиатуры аккордеона, преподаватель может переходить непосредственно к постановке левой руки. Перед началом игры необходимо проверить, верно ли отрегулированы плечевые ремни и ремень для левой руки. Все пальцы левой руки, кроме большого, собранные и округленные, стоят на кнопках основного ряда. Кнопки следует нажимать глубоко, но без напряжения кончиков пальцев, не прогибая их в суставах. Отпустив кнопку, палец остается над ней, слегка касаясь ее. Чтобы не потерять ощущения клавиатуры при игре левой рукой, не рекомендуется высоко поднимать пальцы. Осваивать простейшие навыки игры левой рукой следует на упражнениях целыми, половинными и четвертными длительностями. После чего рекомендуется переходить к игре упражнений на мажорные и минорные аккорды. Освоив простейшие навыки игры, учащийся может приступить к разучиванию музыкальных произведений.
Основой художественного материала или, как говорят, репертуара на начальном этапе обучения является русская народная песня и музыкальный фольклор народов разных стран, а также произведения, разнообразные по стилю, жанру и характеру, классиков и современных композиторов. Музыкальные произведения, образно отражающие действительность, играют решающую роль в формировании первоначальных музыкально-художественных и слуховых представлений, развитию творческой фантазии, расширению кругозора. Выбирая репертуар для учащегося на начальном этапе обучения, преподаватель должен учитывать следующие рекомендации:
1)пьесы должны быть разные по характеру;
желательно выбирать песни с поэтическим текстом. Поэтические тексты помогают учащемуся правильно раскрыть музыкальнохудожественный образ. Исходя из своего личного опыта работы, я считаю, что литературное содержание песен (пусть в кратком виде) не только стимулирует образность мышления начинающих музыкантов, но и приобщает их к пению под собственный аккомпанемент, что само по себе заслуживает всяческих похвал.
каждая пьеса должна нести в себе что-то новое в плане познания нотной грамоты, и приобретению новых навыков игры;
необходимо подбирать пьесы с использованием одной позиции в пределах диапазона квинты, и имеющие удобную тесситуру, что очень важно для освоения и закрепления первоначальных аппликатурных закономерностей.
Разучивание пьес на начальном этапе обучения целесообразно в следующей последовательности:
ученик разучивает пьесу сначала каждой рукой отдельно;
ученик играет аккомпанемент, а педагог мелодию;
ученик играет мелодию, а педагог - аккомпанемент;
ученик играет двумя руками вместе с помощью педагога:
ученик играет двумя руками вместе и самостоятельно.
Уже на начальной стадии обучения учащийся должен стремиться к выразительному исполнению музыкальных пьес. Выразительность исполнения во многом зависит от динамических оттенков. Без оттенков мир звуков, как и мир красок, стал бы унылым и скучным. Динамические оттенки или нюансы, тесно связаны с характером музыкального произведения. В нотах динамические оттенки принято обозначать знаками или терминами на итальянском языке. Динамические оттенки на аккордеоне зависят от способа и скорости ведения меха.
Форте (Г)-громко - достигается энергичным, быстрым и равномерным ведением меха с достаточно большим усилием. Нужно заострить внимание учащегося на том, что громкость зависит не от сильного нажима клавиши, а от способа ведения меха.
Меццо-форте(тГ) - умеренно громко. Мех вести с меньшим усилением и меньшей скоростью, чем фортеф
Меццо-пиано(шр) - умеренно тихо. Мех вести ровно и спокойно, немного медленнее, чем при меццо-форте(т£)
Пиано(р)-тихо. Мех вести медленно и равномерно, без усилия.
крещендо, постепенно нарастание звука. Достигается постоянным ускорением движения меха.
диминуэндо, постепенное ослабление звука; играть тише, тише, постепенно замедляя движение меха.
Правильно раскрыть музыкальный образ той или иной музыкальной пьесы помогает знание штриховшон легато, легато, стаккато.
Легато- ноты исполняются связно, плавно. Это достигается особым приемом звукоизвлечения. Каждую следующую клавишу нажимает в тот момент, когда снимает палец с предыдущей.
Стаккато - прием игры обозначается точкой под нотой.
Стаккато достигается быстрым и твердым ударом пальца по клавише. Звук получается коротким и четким. Мех должен быть упругим.
Нон легато - обозначает раздельное, несвязное исполнение звуков, при котором длительность нот выдерживается полностью. При игре штрихом нон легато кисть и запястье руки подвижны, а вся рука должна быть не зажатой и свободной.
Чтобы уроки проходили интересно, нужно использовать различные формы занятий:
это игра по слуху, по нотам и наизусть;
это игра в разных тональностях с различной фактурой сопровождения и регистрами;
это игра ритмических упражнений и упражнений на различные виды техники;
это пение с аккомпанементом;
это чтение нот с листа;
это транспонирование;
это и игра в ансамбле;
Использование всех этих форм занятий формирует навыки музицирования, воспитывает умение слушать себя и в конечном итоге активизирует творческое мышление учащегося. Давайте оставим на некоторых формах работы поподробнее.
Значение ритма в музыке ритма огромно. Усвоению его должно уделяться особое внимание.
Ритмическое воспитание в целом охватывает развитие чувства темпа, размера и четкого восприятия соотношения длительностей такта.
На начальном этапе обучения учащийся постепенно осваивает новые в ритмическом отношении материалы. Например: чередование в такте половинных, четвертных и восьмых нот; двух -,трех - и четырех - дольных размеров; затакт; нота с точкой; пунктирный ритм; синкопированный ритмический рисунок и т.д.
На ритмическое исполнение следует обращать внимание с самого начала большое внимание, не допуская в этом отношении никаких упущений. Ученик должен играть в ритмическом отношении точно уметь ровно и правильно «считать», приступая к изучению пьесы или при работе над особенно трудным в ритмическом отношении местами. Исполнение музыки с одновременным счетом - сложная задача для начинающего. Облегчая ее, педагог на первых порах ведет счет в слух вместе с учеником. В дальнейшем нужно научить учащегося считать и «про себя», так как постоянный счет вслух отвлекает внимание от самой музыки.
Для того, чтобы сделать более доступным учащемуся понимание метроритмической организации музыки, можно использовать различные упражнения и ритмизированные попевки на основе русского фольклора. Так, знакомя учащегося с 2-х и 4-х - дольними размерами, следует использовать следующие ритмическое упражнения: «Считалочка» и «Русская народная прибаутка». Сначала учащийся должен прохлопать ритмический рисунок со счетом вслух, а потом со словами. Знакомя юного музыканта с 3-х дольными размером, нужно указать на то, что в каждом такте три доли: первая - сильная, две другие - слабые. При игре выделяют первую сильную долю. Ритмическое упражнение «Небо синее» прохлопать со счетом в слух, потом прохлопать со словами песенки.
Изучая восьмые длительности, нужно обратить внимание ученика на том, что в любом темпе восьмые ноты исполняются в два раза быстрее четвертных. Здесь следует использовать упражнение «Чук-Чук». Добиться четкого, правильно, ритмически точного исполнения учеником шестнадцатых длительностей нот поможет использование ритмического упражнения, в котором нужно по порядку прохлопать со счетом вслух четвертные, восьмые и шестнадцатые ноты. Занимаясь развитием чувства ритма на начальном этапе обучения,нужно знать причины ритмических недочетов игры ученика и принимать меры к их исправлению наиболее часты следующие ритмические недочеты:
сокращение длительностей нот;
невыдерживание пауз;
неправильное исполнение восьмых, триолей и шестнадцатых длительностей;
ускорение при crescendo и замедление при diminuendo;
неумение выдерживать пьесу в одном темпе как в отдельных частях, так и во всей пьесе в целом;
следует бороться с отсчитыванием долей такта ногой или качанием головы и т.п.
Давайте немного поговорим о такой форме занятий, как ансамбль. Большой интерес у учащегося вызывает такая форма работы на уроке, как коллективное музицирование, то есть игра в ансамбле. На начальном этапе обучения это может выражаться в совместном проигрывании учащимся и преподавателем заданного учебного материала. Например, во время разучивания пьесы, мелодию исполняет юный аккордеонист, а партию аккомпанемента - педагог и наоборот. После такого рода подготовительной работы, можно смело переходить к игре простейших дуэтов. На несложном музыкальном материале в дуэте с педагогом и под его непосредственным руководством ученик добивается определенной ансамблевой слаженности и уравновешенности. В процессе игры в ансамбле у юного аккордеониста развивается эстетический вкус, музыкальная память, внимание, гармонический слух, чувство ритма, метра, темпа, динамики и агогики и, самое главное, вырабатывается ответственность за исполнение своей партии. Хочу подчеркнуть, что работа по привитию навыков ансамблевой игры должна быть систематичной, поступенной (от простого к сложному) и целенаправленной. Сейчас нам преподаватель Цкаев С.А вместе с учащимся 1го класса Кузьминым Артуром исполнять два простейших ансамбля:
.Укр.нар.песня «Ехал казак за Дунай»
.Ит.нар.песня «Санта Лючия».
Очень полезно на начальном этапе обучения использовать на уроке и такую форму работы, как транспортирование. Перенесение музыкального произведения из одной тональности в другую называется транспортированием или транспозицией (transpositio- перестановка, лат.). Зная лад и тональность разученной пьесы, можно подобрать ее от разных клавишей. При этом сохраняется лад, но изменяется тональность. Игра в разных тональностях одной и той же пьесы развивает и обогащает слух юного музыканта( пьеса «Топ-Топ» музыка М.Красева).
Игра только по нотам снижает слуховую активность учащегося. Подбор по слуху стимулирует слуховую активность юного аккордеониста. Пренебрежение к такой работе приводит к одностороннему развитию учащегося, что на определенном этапе может стать препятствием для его роста. Игра по слуху содержит элементы творчества. Она содействует развитию музыкального чутья, пробуждает художественную фантазию, нередко перерастающую в способность импровизировать, сочинять музыку. Для игры по слуху используются нетрудные, хорошо знакомые мелодии, которые ученик разучивал в детском саду или школе, слышал в радио- и телепередачах.(Песенка "Веселые гуси”. Подбор по слуху этой песенки продемонстрирует ученица 1 класса Филипова Камилла). Игра по слуху и транспонирование должны проводиться на протяжении всего обучения и войти в привычку.
Как только юный музыкант овладел простейшими навыками игры на инструменте, научился ориентироваться в нотном тексте, преподаватель может использовать на уроке такую форму работы, как чтение нот листа. Суть этой формы заключается в исполнении произведения по нотам без предварительного разбора. Что позволяет получить общее представление о произведении: о его характере, стиле, фактуре, технике - исполнительских особенностях и художественных достоинствах. Умение читать ноты необходимо каждому учащемуся:
это расширяет кругозор;
развивает слух;
способствует освобождению исполнительского аппарата;
выработке ориентации на клавиатуре.
Каждый педагог должен помнить, что приобретение навыка чтения нот с листа- это процесс постепенный. Первоначальное чтение более напоминает обычный разбор произведения. Лишь постепенно, по мере развития технических навыков, музыкально-слуховых представлений, связанных с нотным текстом и ощущения клавиатуры, вырабатывается умение читать с листа. Заниматься чтением с листа нужно с самого начала игры по нотам. В каждое домашнее задание надо включать ознакомление с новым текстом. Нотный текст для чтения должен быть легче разучиваемых пьес. Усложнять материал следует настолько постепенно, чтобы ученик не испытывал затруднений. Навык чтения с листа развивается быстрее, если в произведениях встречаются неоднократно одинаковые фразы, мотивы, ритмические фигуры. Для того, чтобы верно и выразительно прочитать пьесу, необходимо ее предварительно проанализировать: 1) По ключевым знакам заключительному звуку мелодии определить лад и тональность. 2) Далее посмотреть на размер, темп и ритмический рисунок. 3) Постараться определить жанр, так как от этого зависит характер пьесы. 4) Затем внимательно прочитать мелодию, отметив повторяющиеся мелодические обороты; разобраться в ее строении. 5) После чего приступить к проигрыванию. Начинающему лучше сначала читать каждую партию отдельно. Одновременное чтение двух партий становиться возможным лишь тогда, когда исполнение одной рукой уже не вызывает затруднений. А сейчас ученица первого класса Клименко Виктория продемонстрирует чтение с листа нескольких музыкальных пьес.
О работе над развитием технических навыков.
Наш методический показ был бы неполным, если бы мы не упомянули о такой форме работы, как работа над развитием технических навыков игры. Одной из важнейших задач обучения на аккордеоне является развитие техники. Заниматься техникой следует на протяжении всего периода обучения учащегося, но начинать надо на начальном этапе обучения. И здесь первостепенная роль отводится упражнениям. Упражнения - это своеобразная гимнастика рук, то есть средство развития гибкости, беглости, ловкости пальцев и частей рук. Они развивают физическую выносливость и приспособленность всего двигательного аппарата к использованию звуковых технических возможностей инструмента. Именно упражнение позволяет учащемуся овладеть определенным навыком игры, закрепить и усовершенствовать его. Упражнения полезны и тогда, когда нужно преодолеть техническую трудность, встретившуюся в произведении. Подобрать или самому составить упражнение, я думаю, для опытного педагога не составляет большого труда.
Материалом для работы над приобретением двигательных навыков и развития различных элементов техники игры на аккордеоне служат гаммы, арпеджио, аккорды, каждодневная игра которых является необходимым условием для успешного технического продвижения вперед. Обязанность преподавателя разъяснить учащемуся важность систематических занятий по усвоению гамм и гаммообразных последовательностей. Одной из основных причин неприязного, а в лучшем случае равнодушного отношения учащегося к игре гамм является, во-первых, непонимание для чего и почему нужно ежедневно проигрывать гаммы, арпеджио и трезвучия и, во-вторых, полная оторванность обучения от музыкальной литературы. Если же ученику разъяснить, в чем состоит существо гамм, дать ряд интересных примеров из художественных произведений, на которых он убедится, что гаммы являются частью музыкального материала, у него появится интерес к этому виду работы. Знакомить учащегося с гаммой нужно на начальной стадии обучения. Успешная работа над гаммами, арпеджио и аккордами помогает ему преодолеть многие технические трудности:
позволяет быстрее изучить клавиатуру аккордеона;
освоить рациональную аппликатуру;
создает легкую и свободную пальцевую беглость;
способствует координации движения обеих рук;
плавности ведения меха и смены направления его движения;
6)Помогает более точному исполнению различных штрихов и нюансов разнообразными приемами звукоизвлечения. Начинать работу над гаммами следует со знакомства с гаммой До мажор.Педагог должен четко сформулировать определение понятию «гамма» (гамма - это поступенная восходящая или нисходящая последовательность звуков кого либо лада(мажора или минора).Ознакомить учащегося с звуковым и тоновым составом гаммы. Разобрать особенности аппликатуры, познакомив с такими навыками игры, как подкладывание и перенос пальцев. Разучивание гаммы До мажор следует начинать правой рукой в медленном темпе целыми, половинными и четвертными длительностями. Почему я рекомендую начинать проигрывать гаммы целыми нотами? Игра гаммы целыми длительностями позволяет ученику добиться правильного ведения меха: плавное движение его на «разжим» и «сжим» дает ровный звук. Нередко начинающие аккордеонисты вместо равномерного, постоянного ведения меха тянут его лишь в момент нажимая на клавиши. В результате образуются резкие, не связанные между собой звуки.(Подобное явления происходит и тогда, когда ученик вместо того, чтобы спокойно, плавно нажимать на клавиши ,резко толкает их).Во время игры гаммы целыми длительностями следует обращать внимание на смену меха. Момент перемены направления движения меха должен быть почти незаметным для слуха. Недопустимо дерганье меха перед сменой его направления, так как это приводит к нежелательному усилению («вспучиванию») звука, в роде набегающей волны. Грубейшей ошибкой считается смена меха на звуке,в роде набегающей волны.Грубейшей ошибкой считается смена меха на звуке.И за этим нужно обязательно следить.Не рекомендуется разводить и сводить мех до предела. Игра гаммы целыми длительностями полезна еще и тем,что она дает возможность учащемуся научиться ощущать во время управления мехом границы звучания на разжим и сжим и регулировать подачу воздуха. При исполнении гаммы восьми длительностями в две октавы необходимо следить
за максимально ровным звуком,
за строгим соблюдением указанной аппликатуры;-
за естественностью и экономностью движений пальцев, кисти и предплечья;
за четкостью пальцевого удара;
за точностью выполнения метрорического рисунка.
Изучение гаммы до мажор левой руки требует предварительной подготовки: знакомство со строением левой клавиатуры. Сложность обучения игре гаммы левой рукой заключается в том, что учащийся не видит левую клавиатуру. И ему приходится в процессе игры опираться на образное представление и слуховое восприятие. И тут особенно необходимо помощь педагога, который должен следить за правильной постановкой левой руки. При игре гаммы левой рукой учащийся использует следующую аппликатуру^,2,3,4,2,4,2,3 пальцы. На мой взгляд, это наиболее удобная и рациональная аппликатура. Применение пятого пальца, который является коротким, требует продвижение всей кисти вперед, что во время исполнения гаммы очень неудобно для ученика. После того, как гамма (арпеджио) будет выучена в ровном движении каждой рукой отдельно, рекомендуется переходить к ее исполнению двумя руками вместе. Конечным результатом изучения данной гаммы должно быть умение исполнять ее совершенно свободно и легко учеником
Вот и подошел к концу наш методический показ. Методика работы с детьми на начальном этапе обучения сложна и ответственна, а также своеобразна, и интересна. Любовь к детям, музыке, к аккордеону - залог успешной работы преподавателя. Пройдут каких- то несколько месяцев и Ваш ученик заиграет первые пьесы. Видеть и слышать это большая радость! Конечно же показать всю работу начального этапа обучения за одно выступление практически невозможно. Да мы и не стремились к этому. Готовясь к своему показу, мы преследовали две основные цели:
1)чтобы наше выступление было интересным для всех;
2) и, самое главное, чтобы оно было полезным.
Получилось это у нас или нет- судить Вам, уважаемые коллеги.
В заключении мы хотим пожелать всем присутствующим коллегам удачи в нелегкой педагогической деятельности, побольше талантливых и креативных учеников, творческих успехов и огромного человеческого СЧАСТЬЯ, суть которого раскрыта в словах прекрасной восточной мудрости:
«Возьмите чашу терпения, бросьте туда сердце, полное любви, две пригоршни щедрости, плесните юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и все это хорошо перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте всем встретившимся на вашем пути!»
Спасибо за внимание!
Список учащихся, участвовавших в методическом
показе:
Габеев Станислав 1кл.;
Доманов Ярослав 1кл.;
Веденова Мария 1кл.;
Кодзаева Александра 1кл.;
Махмудова Виктория 1кл.;
Пак Марина 1кл.;
Клименко Виктория Зкл.;
Филипова Камилла 2кл.
Список использованной литературы:
И. Алексеев « Методика преподавания игры на баяне» муз газ 1961
«Баян и баянисты» сборник методических материалов составитель Ю.Т. Акимов Всесоюзное изд-во Советский композитор Москва 1970.
«Баян и баянисты» сборник статей. Выпуск 7
Составители: Б. Егорова и С. Колобкова. Москва «Советский композитор» 1987
« Баян и баянисты» сборник статей. Выпуск 4
Составитель: Акимов Ю. Москва «Советский композитор» 1978
Лушников «Школа игры на аккордеоне» Москва « Советский композитор» 1991