Методический доклад на тему «Использование технологических инноваций в классе баяна-аккордеона»
ОБОУ ДО «Кореневская ДШИ имени А.М. Руденко»
Методический доклад на тему:
«Использование технологических инноваций в классе баяна-аккордеона»
Подготовил(а): Дерябина В.Д.,
преподаватель по классу баяна
Коренево 2022г.
Содержание
Введение
Распространение новых педагогических технологий в системе дополнительного образования ДШИ.
Применение современных информационно-коммуникационных техно- логий в процессе обучения игре на баяне, аккордеоне.
Заключение
Литература
Введение
Широкое распространение различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий в системе дополнительного образования, требует от современного педагога школы искусств знания тенденций инновационных изменений и вероятность их использования в собственной практике.
Развитие духовного мира человека неповторимо, уникально и не подлежит технологическому описанию. Педагогика искусства отличается ярко выраженной спецификой, которая обусловлена индивидуальным характером обучения. Поэтому сфера музыкального образования долгое время оставалась консервативной и не использовала технологические инновации.
Каждая эпоха диктует свои модные тенденции на стили одежды, на хобби, на профессии, на образ жизни человечества. Человек выбирает сам остаться самобытной личностью или раствориться в модных веяниях.
В музыкальном искусстве предпочтения также диктуются общественным мнением. На первое место в наши дни вышли электронные музыкальные инструменты. Скорее всего, это связано с активной пропагандой подобных инструментов по телевидению и в интернете, их транслирование в популярных шоу-программах.
Исполнительство на народных инструментах считается не очень модным, не популярным. Мы наблюдаем на телевидении единицы исполнителей на народных инструментах, которые предпочли эстрадную манеру игры. Однако эстрадные музыкальные композиции, исполняемые музыкантами, не обходятся без дополнения электронной музыкой, иными словами миксуются.
Но находятся «уникальные личности», которые по - прежнему хотят обучаться игре на народных инструментах по различным причинам: уважительному отношению к традициям семьи и Родины; проявлению интереса к личности педагога; из-за собственной любознательности. Такие личности сейчас являются молодыми преподавателями школ искусств и продолжают обучать детей и подростков игре на народных инструментах.
Одной из основных задач педагогов - музыкантов становится умение сохранить интерес к процессу обучения игре на народных инструментах на протяжении всего периода реализации учебной программы и конечно после окончания обучения.
У каждого педагога существуют свои методы и приёмы, благодаря которым он способен заинтересовать ученика. В процессе обучения игре на баяне и аккордеоне один из действенных приемов, это использование информационно-коммуникационных технологий.
1. Распространение новых педагогических технологий в системе дополнительного образования ДШИ.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология». Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
Педагогическая технология - есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (компоновка форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств) (Б.Т. Лихачев).
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса. (В.П. Беспалько).
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
Педагогическая технология - системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
С точки зрения возможности внедрения инновационных педагогических технологий в более благоприятных условиях находятся предметы музыкально - теоретического цикла. На этих уроках можно выделить информационные технологии, под которыми понимаются структуры процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств.
Очень удобна при изучении музыкально-теоретических понятий на уроках сольфеджио и теории музыки адаптированная (адаптивная) система обучения (АСО) А.С.Границкой. На первом этапе объяснение, все работают самостоятельно, учитель - индивидуально. На втором этапе организуется взаимоконтроль учащихся. На третьем этапе - обособленная самостоятельная работа и самоконтроль. Эта технология позволяет преподавателю уделить внимание каждому учащемуся.
Личностно ориентированные технологии предусматривают включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве. Однако нельзя назвать данные технологии инновационными, так как для музыкального образования они являются концептуальной основой педагогического процесса и являются традиционными. Даже занимаясь в группах, педагог обязан учитывать индивидуально-психологические особенности и перспективы развития каждого ученика.
В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения, которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения.
Очень интересна проблемно-развивающая технология обучения (М. М. Махмутов, Н. Г. Мошкина и др.), специфическими функциями которой являются:
- формирование критического мышления учащихся;
- формирование умений и навыков активного речевого общения учащихся;
- формирование положительных эмоций;
- организация деятельности преподавателя по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе обучения.
Данная технология с успехом может использоваться на уроках музыкальной литературы, хотя многие из методов этой технологии уже давно и широко применяются в практике и вряд ли могут называться инновационными.
Нетрадиционными, инновационными технологиями на уроках теоретических дисциплин можно назвать следующие (Ягненкова Н.В.):
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
- уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж;
- уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация;
- уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, регламентированная дискуссия, телепередача, и т.д.
- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника,
- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;
- перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, "Следствие ведут знатоки", "Что? Где? Когда?", утренник, концерт, инсценировка, "посиделки", и др. Практически все названные виды уроков могут быть использованы в образовательном процессе ДШИ.
Широкий простор для использования технологии метода проектов на уроках музыкальной литературы и слушания музыки. Этот метод предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий, учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены (видеофильм, альбом, доклад и т.д.).
В книге А.К. Колеченко "Эциклопедия педагогических технологий" приведен еще ряд примеров педагогических технологий, которые могут использоваться на уроках в ДШИ:
- Ищу ошибки. Технология может широко применяться на уроках сольфеджио и музыкальной литературы. Вызывает интерес у учащихся, развивает внимательность, сотрудничество при работе в малых группах.
- Консультанты на уроке (шефы). Данная инсценировка является одной из сильных в достижении обучающих, развивающих, воспитывающих целей. Известно, что когда человек учит других, то он сам начинает глубже понимать материал и его запоминать.
Технология может использоваться не только на уроках теоретического цикла, но и может быть эффективной на уроках специальности.
- Цепочка (опрос). Данная технология может применяться как при проверке знаний урока, так и разделов учебного предмета. Педагог предлагает учащимся придумать вопросы по пройденной теме или разделу. Ученики по очереди задают вопросы группе и сами оценивают ответы.
- Взаимоконтроль. Группа разбивается на учителей и учеников. Ученики отвечают своим учителям. Педагог в момент работы класса может подходить к отдельным учащимся и помогать, уточнять их ответ.
Все большее признание завоевывают Интернет-технологии, они открывают новые возможности как перед педагогами, так и перед учащимися; успешно внедряются в сферу музыкального образования, оказывая значительную помощь в различных вопросах деятельности преподавателей ДШИ.
Современные педагогические технологии позволяют развивать творческое воображение, способствуют росту исполнительского мастерства, позволяют проводить исследовательскую работу. Современный педагог должен хорошо владеть не только базовой методикой обучения, но и знанием педагогических технологий и умением применять их в учебном процессе.
Преподаватели школы искусств на современном этапе обучения активно используют и внедряют в образовательный процесс интернет-технологии, цифровые и электронные ресурсы: аудио и видеоматериалы, графические, текстовые и другие документы, телевизоры, мультимедийное устройство, компьютеры, проигрыватели. Организуются коллективные просмотры видеозаписи как мастеров-профессионалов, так и ровесников. Используются Интернет-ресурсы для поиска нужных нот на сайтах, для прослушивания изучаемого произведения.
Возможности цифрового фортепиано позволяют учащимся погрузиться в эпоху средневековья и Возрождения, словно бы играя произведения в сопровождении лютни или клавесина. Такая работа способствует получению новых знаний, развитию умения анализировать, сопоставлять и делать необходимые выводы.
Удачным в плане использования педагогических технологий было бы возобновить в ДШИ совместный проект преподавателей и учащихся музыкального и художественного отделения - внутришкольный конкурс «Исполняем классику», в результате которого рассказ и прослушивание музыкальных номеров сопровождалось живописными работами детей. Здесь четко прослеживается связь музыки с живописью, литературой, поэзией. Умелая организация действий учащихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения мотивации к творчеству.
2. Применение современных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения игре на баяне, аккордеоне
На современном этапе образования каждый преподаватель ДШИ должен иметь в личном пользовании компьютер. В своей работе многие педагоги начинают использовать различное программное обеспечение. Чтобы работать без вреда для компьютерной системы, следует обратиться к знающим программистам, которые смогут установить интересующие программы и определить перечень файлов, которые можно будет передать ученикам на внешнем носителе. Лучше отдать предпочтение таким программам, которые в процессе своей работы не требуют выхода в интернет, связано это, прежде всего с информационной безопасностью обучающихся.
В своей работе преподаватели-народники используют несколько компьютерных программ, часть из них направлена на изучение нотной грамоты, а часть является виртуальными тренажёрами игры на баяне или аккордеоне.
Как работает компьютерная программа Xeno Harmonica (Ксено Гармоника).
После ее открытия мы видим, что это виртуальная правая клавиатура трехрядного баяна. В настройках программы выбираем необходимое для нас описание клавиш:
- на клавишах указаны названия ноты и соответствующая данной клавише буква или знак на клавиатуре компьютера;
- на клавишах указаны названия чистых нот, диезы и бемоли обозначены только знаками;
- на клавишах указаны соответствующая буква или знак на клавиатуре компьютера, название ноты отсутствует;
- на клавишах ничего не указано.
На начальном этапе работы с программой мы выбираем наиболее подробное описание клавиш, то есть раскладку №1. По мере освоения программы и в зависимости от уровня освоения инструмента учеником, выбираем раскладку №2 и №3 (указаны или ноты, или соответствующие знаки на клавиатуре компьютера). После того как программа учеником освоена полностью, выбираем раскладку №4 с клавишами без описания.
Огромным плюсом программы считается то, что кнопки на компьютерной клавиатуре, аналогично клавиатуре баяна, расположены немного в диагональ. Таким образом, ощущение клавиатуры инструмента не искажается.
Если просмотреть дополнительные настройки программы XenoHarmonica, то можно найти такие параметры как: перемещение октав инструмента (можно регулировать кнопками «+» и «–» ), а также смена тембральной окраски звука.
Программа реагирует на три основных музыкальных штриха (легато, нон легато, стаккато), также имеется возможность играть несколько нот одновременно (интервалы, трезвучия и пр.).
Компьютерная программа Баян-Тренер.
Данная программа является виртуальным учителем-помощником, а не тренажёром как предыдущая. Программа Баян-Тренер существует в трех видах, а точнее для трех инструментов баяна, аккордеона и гармони. В зависимости от того какой инструмент нужен на данный момент, необходимо открыть базовый файл программы (их три) соответствующий инструменту. Дальше необходимо открыть каталог с файлами, необходимого для программы формата (три каталога включены в системную папку программы). Из соответствующего инструменту каталога выбрать файл с нужным музыкальным произведением.
После того как перед нами откроются ноты выбранного произведения, необходимо проверить настройки программы. Настройки громкости предпочтительно оставить стандартными, хотя есть возможность сделать партию какой-либо руки громче или тише. Выбираем, нужно ли подсвечивать клавиши, на которые необходимо нажимать во время игры. Проверяем, чтобы обязательно был включен показ аппликатуры (проставлена не во всех произведениях из каталога) и показ стандартных аккордов в нотах (это обозначения для левой клавиатуры «б, м или 7»). Остальные параметры подключаем по желанию, а именно окно с западным обозначением аккордов (А, В,С и т. д.), зеркальное отражение клавиатур (удобный параметр при условии одновременного просмотра и игры на инструменте), и увеличение масштаба клавиатуры.
Когда все настройки проверены, можем обратить внимание на верхнюю строку программного окна. Имеется возможность проиграть партию каждой руки отдельно, отображается направление движения меха и самое главное, если компьютер подключен к принтеру, мы имеем возможность распечатать открытый файл с нотами. Таким образом, программа Баян-Тренер является еще и отличной библиотекой.
Когда все параметры установлены в нужном варианте, можно приступить к прослушиванию выбранного произведения, для этого необходимо нажать «Старт». Произведение начнет проигрываться, а мы сможем наблюдать точный клавиатурный рисунок и по возможности повторять происходящее на экране, сидя за инструментом.
Отрицательными сторонами программы считается отсутствие возможности замедлять темп, отсутствие динамической градации и конечно искажённый тембр (звук в формате midi).
Виртуальные тренажёры «Баян» и «Аккордеон».
Компьютерные программы характерны для гаджетов с сенсорным управлением (телефоны и планшеты). Экран гаджета вертикально разделяется на две клавиатуры, выбираем в настройках, отражать или нет названия нот на клавишах, отображать или нет клавиатуры зеркально. После завершения настройки, можно смело приступать к работе. Есть возможность играть как отдельными руками, так и двумя сразу.
Программа реагирует на три основных музыкальных штриха (легато, нон легато, стаккато), так же имеется возможность играть несколько нот одновременно (интервалы, трезвучия и пр.).
Отрицательной стороной программы, по словам обучающихся, является отсутствие ощущения нажатия клавиш, так как к экрану достаточно только прикоснуться. В процессе работы с виртуальным тренажером «Аккордеон» замечены трудности при игре первым (большим) пальцем, т. к. сенсор гаджета реагирует на температуру тела, а первый палец иногда совершает нажим с использованием ногтевой пластины, на которую сенсор не реагирует.
Минусы программам, это:
- отсутствие развития навыка звуковедения, то есть владения мехом;
- искаженное мышечное напряжение при нажатии компьютерных или виртуальных клавиш;
- постоянный визуальный контроль за действием пальцев;
- отсутствие динамической градации звука и пр.
Однако замечено много и положительных сторон подобных программ:
- альтернативные занятия при отсутствии инструмента;
- доступность занятий в любое время (даже позднее при использовании наушников) в любом месте (мобильность гаджетов);
- запоминание расположения нот на инструменте;
- отрабатывание аппликатуры и штрихов;
- запоминание клавиатурного рисунка и пр.
Представленные компьютерные программы можно использовать как на начальном этапе обучения, так и в дальнейшем, для самоподготовки обучающихся при отсутствии реального инструмента или возможности позаниматься на нем, а также для отрабатывания некоторых деталей нотного текста (знаков альтерации, аппликатуры, штрихов, клавиатурного рисунка аккордов и пр.).
Предоставляется подобное программное обеспеченье обучающимся на внешнем носителе (флеш-карте или диске), или через подключение USB-кабеля для передачи данных между устройствами.
Заключение
Заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его творческую индивидуальность – задача преподавателей ДШИ, решить которую помогают современные образовательные технологии. Если к безграничным возможностям Интернета добавить искренний педагогический интерес, сделать учеников своими творческими партнерами, учиться вместе с детьми, а иногда и у них, быть энтузиастом, тогда работа педагога будет всегда успешной.
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения позволяет, хотя бы частично, но сохранять интерес современных школьников к игре на народных инструментах. При неформальном общении со сверстниками во время демонстрации навыков игры на виртуальном инструменте, обучающийся сам того не подозревая проводит своеобразную рекламу народных инструментов. Ученики, у которых дома отсутствует реальный инструмент, спешат на занятие с целью перенести отработанный навык с виртуального на реальный инструмент и сравнить свои ощущения.
Желание обучающегося продолжать заниматься на инструменте, это самый приятный комплимент для педагога.
Литература
Ломакина Н. С. Ученическое исследование в сфере музыкального искусства и культуры// Интернет-журнал «Эйдос», 2010. - 19 марта.
Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. - М: Каро, 2005.
Ягненкова Н.В. Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на предметах теоретического цикла в ДШИ.
Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008.
Фрадкин Ф.А. Школа в системе социализирующих факторов // Педагогика. – 1995. – № 2. – С. 79 – 83.
Интернет-источники
Современные технологии в обучении баянистов и аккордеонистов. - http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-
О.В. Пономарева «Использование современных технологий обучения в классе аккордеона и баяна» - https://iac66.ru/2015/11/o-v-ponomareva-ispolzovanie-
Опыт по применению инновационных методов и современных компьютерных технологий на уроках по специальности в классе баяна и аккордеона - https://www.pedt.ru/conference_notes/28