Статья «Воспитание интереса к музыке в классе баяна, аккордеона»

3
0
Материал опубликован 10 July 2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОРОГОБУЖСКИЙ РАЙОН» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

 

Методическое сообщение на тему:

«Воспитание интереса к музыке в классе баяна, аккордеона»

 

 

 

 

 

Подготовила

Щелкунова Людмила Николаевна

 

 

 

 

 

2021г.

«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а светильник, который надо зажечь»

Плутарх

 

Тема «Воспитание интереса к музыке у детей в классе баяна, аккордеона» является рекомендацией для преподавателей детских музыкальных школ народного отделения.

Методическая рекомендация может оказать помощь начинающим педагогам преодолеть трудности, встретившиеся ученикам в этот период обучения и помочь в их преодолении.

Большинство родителей недооценивают значение музыкальных занятий для развития детей, упуская из виду ее колоссальную роль в интеллектуальном развитии человека. И о какой бы карьере для своего ребенка не мечтали родители, какую бы профессию он в будущем не избрал сам, музыкальные занятия принесут неоценимую пользу.

Педагог обязан помнить, что главная цель – выявление интереса у учащихся музыкальных школ – так ввести в мир музыки, чтобы она стала частью его жизни, а не осталась лишь неприятным эпизодом его детства.

Анализ причин отсутствия интереса детей к музыкальным занятиям.

 

Родительская установка - "не хочешь - не ходи" или обратная "начал - будешь ходить до конца!"

Если начинать учебу с таких установок, то вероятность отказа от занятий резко возрастает.

Потому что это забирает время от более увлекательных занятий (интернет, друзья. (Это корень всех зол!)

Каждый, кто был ребенком и ходил на дополнительные занятия поддавался этому соблазну. Но! Всегда есть дети, которые могут себя организовать и продолжать, а есть те, кто даже не пытается или пытается слабо. Потому что сложно. Конечно! И к этому надо готовить ребенка с самого начала. Учеба в музыкальной школе требует терпения, усидчивости, старания. Это экзамены, технические, зачеты и иногда нужно просто "высидеть" за инструментом, чтобы был результат.

Потому что не лежит душа.

Этот пункт можно вычеркнуть только тогда, когда ребенок прилежно и ответственно проучился все время, но так и не "разгорелась искра". Такое тоже случается.

Потому что ребенок перегружен и устает.

Часто, из благих побуждений о всестороннем развитии, ребенка отдают сразу на несколько направлений дополнительных занятий: музыкальная школа, хореография, рисование, спорт. В период начальной школы большинство детей с нагрузкой справляются, но уже после пятого класса многим

приходится выбирать и оставлять что-то одно. Всегда есть дети, которые успевают все и делают это успешно. Но их, к сожалению, не большинство. Мне здесь хочется добавить, что отдавая ребенка в музыкальную школу надо изначально понимать, что это не кружок. Это школа. Будут разные предметы, будут дневники и контроль знаний, будет свидетельство об окончании. Так что, совмещать можно, но приоритеты расставить с первого дня зачисления.

В любом случае, любовь к музыке не рождается с первого урока. Любовь к музыке создается в союзе с педагогом, а потом продолжает расти и развиваться в процессе совершенствования навыка. Любовь появляется тогда, когда даришь своему делу часть души, когда механический процесс заучивания превращается в процесс творческий.

 

Индивидуальный подход к ученику.

t1688990050aa.gif
Индивидуальный подход педагога к его воспитанникам – это умение учитывать все факторы, которые могут тормозить или, напротив, благоприятно влиять на развитие ученика. Педагог должен изучать особенности каждого ученика, прежде всего его психические свойства. При внимательном изучении он не сможет найти двух учеников одинаково психического склада. Каждый из них будет отличаться от своих товарищей по учебе.

Первое, что отмечает учащихся – это их интересы. Интересы являются

важнейшим стимулом к приобретению знаний, поэтому они должны быть разнообразными, широкими. Из всего круга интереса основным для ученика должно быть стремление стать музыкантом – исполнителем, педагогом, приносить пользу обществу своей игрой на инструменте. Очень важно, чтобы основной интерес был устойчив, без этого человек не достигнет значительных успехов.

Вторая отличительная черта – это способности учащихся. Совокупность способностей, необходимых для выполнения той или иной деятельности, называется одаренностью.

Высшая степень развития одаренности называется в психологии талантом.

Нельзя смешивать одаренность музыканта – исполнителя с мастерством в этой области. Одаренность – это совокупность способностей, обеспечивающих успешное развитие данного вида творчества, а мастерство – сумма необходимых музыканту – исполнителю знаний, умения и навыков, приобретаемых в процессе овладения данной профессии.

Важной составной частью одаренности является склонность и способность к труду. Без труда никакая одаренность не может развиваться, какой бы большой она не была. Ясная целеустремленность, сознание своего долга в совокупности с большим и вдумчивым трудом помогают учащимся со средними исполнительскими способностями достигнуть очень хороших результатов. К основным способностям, составляющим одаренность музыканта – исполнителя кроме склонности к труду относятся: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, наблюдательность, эмоциональное воображение, эмоциональная память, эстрадные данные.

Большую способность и одаренность могут иметь учащиеся всякого темперамента. Задача педагога направлять работу так, что бы они могли владеть своим темпераментом: бороться с его недостатками и развивать положительные стороны. Педагог обязан также вдумчиво изучать характер каждого ученика, настойчиво развивать его положительные черты.

Индивидуальный подход к каждому ученику - фундаментальный принцип музыкальной педагогики. Объём и сложность осваиваемого материала, последовательность и скорость его прохождения, характер подачи его педагогом и т.д. должны быть разными для каждого ученика в отдельности. Не следует часто подчеркивать ученику его недостатки, критиковать за леность или плохую подготовку; лучше постараться найти в нем что-нибудь положительное. Начав свои замечания примерно так: «У тебя не плохо прозвучала эта фраза. А ну-ка, попробуй сыграть ее интереснее, более выразительно», - педагог создает доверительную атмосферу и условия для плодотворной работы, а значит - обеспечивает успешное проведение урока.

Таким образом, чтобы уроки не были пустой тратой времени, но приносили пользу, учитель должен быть готовым к уроку и, используя все видовое многообразие уроков и методик их проведения, уметь найти индивидуальный подход к каждому ученику

 

Способы выявления интереса учащихся на уроке.

Главная цель учебного процесса – творческое самовыражение учащихся. Полное самовыражение ребенка происходит в игре. В игре он свободен, активен. Познание музыки носит эмоциональный характер. Этот период требует от педагога максимум фантазии и изобретательности: всевозможные музыкальные игры, слушание музыки, музыкальные загадки, где решается целый ряд воспитательных задач.

Существуют способы стимулирования интереса учащихся на уроке. Например, возможно активизировать слух ребенка непосредственно через музыку. Педагог методом показа, играя какое-либо произведение, обращает его внимание на наиболее выразительные и характерные эпизоды (ритм, литературное содержание и т.д.).

Искусство способно увлекать человека. Заинтересовать учащихся можно лишь глубокими мыслями и чувствами. На уроках у детей нужно развивать музыкальный вкус, в результате ребенок ощущает благотворное влияние музыки, обогащающее его духовную жизнь. Ученик должен понять и почувствовать, что искусство существует не ради забавы, а ради того, чтобы помочь ему стать настоящим человеком, воспитывать и укреплять лучшие душевные качества людей. На уроках музыки ребенок учится думать.

Дети должны получать эстетическое удовольствие от занятий.

Для развития увлеченности учитель должен подбирать также произведения, которые были бы доступны школьникам, обладали художественным уровнем, эмоциональной привлекательностью.

Через интерес устанавливается связь человека с объективным миром. Основными стимулами к проявлению интереса к музыке у детей младшего школьного возраста являются: личностное значение, игра, оценочная деятельность, новизна, организация учебного поиска со стороны педагога, стимул успеха на сцене.

Личностное значение выражается у детей в каких-либо определенных предметах и явлениях окружающего мира. То есть то, что интересно и занимательно ребенку, он будет быстрее воспринимать. С другой стороны, свое личностное значение он будет испытывать к тем взрослым и педагогу, которые отнесутся с уважением к его личности.

Взрослым следует помнить о том, что основным видом деятельности ребенка является игра, которая рассматривается нами как средство воспитания объективной фантазии. В процессе «фантазия — творчество» игра выполняет функцию тренировки, идет накопление энергии для собственного творчества и облегчения учебной и трудовой деятельности, она вносит элемент эмоциональности и дает возможность ребенку отдохнуть от напряжения и увлечься процессом обучения.

Стимул оценок также влияет на школьника. Оценка, поставленная педагогом, может вызвать у ученика различные эмоции. Поэтому учитель должен крайне осторожно ставить оценки, с учетом личности ученика, ибо они являются результатом его усилий, акцентировать внимание на их маленькие победы.

Стимул новизны предполагает наличие на уроке всегда чего-то нового: увлеченности, игровой ситуации, неожиданности какого-либо момента на уроке. Репертуар должен быть не только интересным, но доступным и удобным для школьника. Удобство репертуара заключается в его воспроизведении на сцене. И если он труден для ученика или, наоборот, легок и неинтересен, то на сцене учащийся будет чувствовать себя некомфортно, у него тогда активность на занятиях спадет и внимание будет рассеянно. Таким образом, успех на сцене является еще одним стимулом к развитию интереса. Однако его можно достичь при выполнении следующих условий: ясном осознании произведений, звучащих на сцене; ощущении надежности своих знаний, умений, навыков; ясном понимании истоков своих неудач.

Школьники будут стремиться к успеху на сцене, если ученики будут принимать активное участие в конкурсах и концертах. А на концерте или конкурсе школьники будут стараться обыграть своих соперников, что ведет к росту их способностей

Восприятие у школьника складывается из его собственных ожиданий исполнения музыкального произведения. Учитель должен найти такой стиль руководства, при котором у учеников выработается правильное восприятие музыки в целом. В процессе музыкального восприятия расширяется круг знаний учащихся о жанре, стиле, форме. Развивать музыкальное восприятие — это, значит, научить слушать музыку и понимать.

На основе музыкального восприятия формируется музыкальное мышление. Для формирования музыкального мышления главную роль играет звуковая реальность, т.е. музыкальное искусство. Когда музыкальное мышление сформировано, человек получает в конечном счете знание о самом себе, о своей душе. В этом есть особая психология музыкального мышления. На формирование музыкального мышления влияют два фактора — музыкальное произведение и практическая музыкальная деятельность, которые определяют в конечном счете основные черты музыкального мышления личности.

Когда ребенок реализует свое «Я», его личность становится активной, но активность ученика проявляется тогда, когда активен педагог. В зависимости от интереса к учебной деятельности зависит успешность обучения.

Остановимся на формах и методах работы, способствующих развитию у детей младшего школьного возраста интереса к музыке. Метод обучения рассматривается нами как система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Он характеризуется двумя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения знаний и умений.

Методы музыкального обучения можно рассматривать как способы организации и активизации учебной деятельности учащихся. Можно выделить три основных метода, которые направлены на решение проблемы заинтересованности школьников к занятиям музыкой.

Первый — метод музыкального обобщения, направленный на активизацию музыкального жизненного опыта учащихся. Его применение помогает ребятам убедиться в своей способности познать музыку.

Второй метод — «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному. Благодаря данному методу учитель имеет возможность устанавливать в самой практике занятий с учеником единство и непрерывность процесса овладения музыкальной культурой. Он помогает установить в сознании школьников целостное представление о музыкальном искусстве.

Третий метод носит название метода эмоциональной драматургии. Прежде всего, этот метод направлен на активизацию эмоционального отношения учеников к музыке.

Подбирая музыкальный репертуар, учитель должен учитывать, какая эмоциональная реакция будет у учеников. Репертуар играет решающую роль в формировании музыкального вкуса и развития исполнительского мастерства музыкантов.

Все методы предопределяют наличие у детей разнообразных впечатлений, которые оставляют глубокий след во внутреннем мире ребенка.

Впечатление — это опыт, в котором мир постигается с эмоциональной сутью. Учитель должен правильно подобрать яркий репертуар.

На уроках необходимо создавать добрую, творческую, атмосферу, в которой ребенок может в полной мере проявить свои способности. Об исполняемых произведениях ученик должен знать все: в какое время жил композитор, какие произведения он написал, к какому жанру относится данное произведение. Великий русский писатель Л.Н. Толстой очень верно сказал: «Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно ». И если появится устойчивый интерес младшего школьника к занятиям и он будет поддерживаться учителем, то ребенок сможет гармонично развиваться и в будущем стать профессиональным исполнителем.

 

О работе с родителями.

Самые близкие для ребенка люди- это его родители. Поэтому педагог должен вовлекать родителей в образовательный процесс. Образовательную деятельность невозможно успешно вести без сотрудничества с родителями.

Формы работы с родителями.

-Открытые уроки. На открытые уроки приходят родители ( цель- ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя).

-Контрольные уроки. На контрольные уроки приглашают родителей, чтобы они могли ознакомиться с результатами освоения учебной программы своих детей.

-Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия с семьей. Для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, о его особенностей характера.

-Индивидуальные тематические консультации. Педагог обменивается с родителями информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка и его проблемах.

-Родительское собрание. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы.

В семье должна создаваться атмосфера интереса к музыкальным занятиям детей. Это возможно в том случае, если педагог постоянно в контакте с родителями, разъясняет им значение занятий музыкой для развития их ребенка. Конкретно же можно говорить следующее:

Мы вводим детей в сферу духовного мира. Никакое другое искусство не может так развивать ребенка эмоционально (ведь музыка искусство чувств, эмоций);

Целый ряд навыков ученика связан с умением ориентироваться в пространстве;

Совершенствуются координация движений, вплоть до самых мельчайших и разнообразных, каких нет ни в одном виде спорта;

развитие тактильных ощущений (прикосновение к клавиатуре, напряжение мышц, например: при игре мехом);

Воспитывается концентрация внимания;

Развитие интеллектуальных способностей

Неоспоримое преимущество в индивидуальном общении педагога с учениками в музыкальной школе по сравнению с общеобразовательной (ведь в первом случае педагог развивает ребенка исходя из особенностей его личности);

Педагог должен сообщить родителям о достоинствах аккордеона;

Музыка организует и дисциплинирует характер ребенка.

Хочется особенно заострить внимание на последнем пункте. Родители должны знать, что занятие музыкой – это не постоянное удовольствие, удовлетворение и самовыражение; здесь ребенок приучается к труду. Это всегда требует от него немало усилий и времени. При этом малышу особенно нужна поддержка взрослых. Он должен знать, что за трудом последует результат.

Во-вторых, родители вместе с педагогом должны продумать и установить режим домашних заданий ребенка. Главное условие – ежедневность и результативность.

Сколько времени дома заниматься ученику? Этот вопрос очень индивидуален. Он зависит от возраста и психических особенностей учащегося. Что касается результативности, то родители (а позже и ученик) должны научиться каждый раз ставить небольшие реальные задачи и выполнять их. Родителям необходимо следить за тем, чтобы ребенок не занимался усталым, после обильной еды. Нельзя заниматься много времени подряд.

Невозможно переоценить важность задачи приобщения ребенка к миру музыки. Учитывая все это, для успешной работы учителя музыки необходим не только поиск новых прогрессивных методик, поиск репертуара, но и новые формы работы. Каждый педагог сам должен найти эти формы и способы.

Немаловажное значение имеет и формирование кабинета, где проходят не только индивидуальные уроки, но и встречи всего класса. Он должен быть радиофицирован (проигрыватель, магнитофон), всегда «под рукой» должны быть ноты. На стенах – портреты композиторов, фотографии исполнителей и т.д. Все зависит от фантазии педагога.

Все вышесказанное должно быть направленно на то, чтобы создать в классе особый микроклимат для поддержания интереса учащихся к занятиям музыкой и конкретно на аккордеоне.

Ведь у педагога, творчески относящегося к своей профессии, учиться детям будет всегда интересно.

 

Список используемой литературы:

 

Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие., 1989г.

Баренбойм Л., Перунова Н. «Путь к музыке». Пособие., 1989г.

 

Бернстайн Л. «Музыка – всем»., 1989г

 

Коган Г. «У врат мастерства»., 1961г.

 

Сохор А. «Воспитательная роль музыки»., 1975г.

 

Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей»., 1974г.

 

Готсдинер А. «Музыкальная психология» М., 1993

 

Дмитриева «Методика музыкального воспитания в школе» М., 1982г.

Кабалевский Д.Б. « Воспитание ума и сердца.» М.: Просвещение, 1984.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.