12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гончаров Олег Николаевич229
учитель математики
Россия, Белгородская обл., с. Верхопенье

Гончаров Олег Николаевич, учитель математики


Эти глаза с последней парты


Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,

он – совершенный учитель...»

(Л. Толстой)

1.

После выпуска одиннадцатого класса ему к оставшейся нагрузке добавили математику в 5-Б классе. Некоторые родители параллельного класса, даже учительница школы, узнав об этой новости, стали обращаться к директору о переводе их детей в этот класс. После двух таких настойчивых переводов администрации это не понравилось, и, на предвыборной агитационной площадке, было сделано заявление: «Они еще пожалеют об этом переводе». Но переводы состоялись. Ответ не заставил себя долго ждать.

Ученики его дежурного класса в школьной столовой просчитались с количеством накрытых порций, дополнительные порции были добавлены. В тот же день, на планерке, в упрек ему было заявлено, что дежурный учитель обязан при накрытии в столовой считать порции. «Не может дежурный учитель при накрытии быть в столовой, у него уроки» – «Не можете – уходите!».

После трех таких повторных жестких заявлений директора школы он написал заявление, и, по окончании совещания, положил его на стол, где в кабинете директора уже собрались завучи, и, со словами «Пожалуй, я соглашусь с Вами», покинул школу. Гордость с обидой бушевали в его груди.


2.

В этом классе он успел провести только один урок. Но какой это был урок! Ученики, наслышавшись об этом учителе, впитывали его слова как губки. Глаза горели при его объяснении, руки выполняли все действия в тетрадях, в головах детей всплывали все навыки устного счета из начальной школы. Новизна общения с этим учителем вдохновляла их. И по завершении урока он предложил им последнее задание с карточек закончить дома. «Нет, мы закончим его сейчас. И вы заберите наши тетради на проверку. Я все сделала!» – голос с последней парты. На него смотрели чистые, спокойные и уверенные глаза с последней парты. «Хорошо, завершаем работу», – и больше он в этот класс не заходил. После уроков состоялось именно то злосчастное совещание.

Остыв, он обращался к директору с просьбой исправить ошибку в школе. «У нас все хорошо. Никто не жалуется». Все попытки восстановиться были безуспешными – заявление, сделанное в порыве, не оставляло шансов.

Прошло четыре года. Он готовил учеников к экзаменам в домашних условиях. Количество желающих увеличивалось. Стали обращаться выпускники и отдаленных школ. Он же развивался в сфере репетиторства. Но мысль о возвращении в школу его не покидала. Было обидно. Он столько сделал для этой школы: создал первый пробный, а затем и профессиональный, школьный сайт, организовал научное общество, вовлекал учащихся во всероссийские конкурсы, проводил открытые уроки на методических объединениях и директорских семинарах, создавал фильмы о выпускных классах. Выпустил класс, в котором четыре медалиста, четырнадцать хорошистов, и семь выпускников имели лишь несколько троек в аттестатах. А какую новогоднюю сказку «Золушка» они поставили в местном доме культуры! И так некрасиво изгнали. Боль не затихала. Но возраст, и он смирился.

Часто он вспоминал свой последний урок. И говорил: «Вот это был класс! Вот его бы выпустить!».

Школа тем временем сменила директора, сменила и свой статус: из МБОУ переформировалась в ОГБОУ и перестала быть в подчинении районного управления образования. Сменились и завучи. И чудо: ему предложили вернуться в школу! С нагрузкой в двух девятых классах и в десятом на углубленном уровне. Он согласился.

9-Б класс. Это тот самый 5-Б класс. Но что с ним стало? Классный руководитель говорит: «Не знаю, что с ними случилось. Но принявшего их учителя они не возлюбили. А он кроме математики стал вести у них еще и физику, и информатику. Ну, половину уроков с ними. А они его не понимают, перечат. Даже был у него с одной ученицей некультурный конфликт».

Попросил он описать краткую характеристику о каждом из них, какие успехи в оценках. «Съехали! У кого было пять, сошли на четверки, а некоторые и на тройки. Знаний нет».

Прошли первые уроки. Действительно, знаний нет. Да и они признаются: «Да мы бы и рады делать, но мы не умеем». Входной контроль: результатов нет. Кропотливая работа с восстановлением материала, построением графиков, решением уравнений. Ребята стали проявлять себя, хотя и неточности в знаниях давали о себе знать: страницы рабочих тетрадей после проверки превращались в страницы красного цвета. У девочек пробелы оказались практически полными, хотя и не природные.

Ему сказали, что в этом классе есть очень способная девочка, но она вообще перестала заниматься. «Я помню, те глаза с последней парты. Это не о ней речь. Живые, спокойные, уверенные». – «Так она всегда сидит на последней парте. Это она, занималась на пять, а сейчас никак».

В тетради по входному контролю только две строчки: «Я не умею». «А ты хочешь научиться?». – «Да». – «Тогда выпиши условия своего варианта и попробуй решить их в домашних условиях. Оценку я не изменю. Но мы узнаем, что ты все-таки сможешь выполнить сама, а что действительно не умеешь. Мы с тобой это научимся делать. У тебя ведь была раньше пятерка?». – «Да». – «Давай ее восстановим. Хорошо?». – «Хорошо».

С ней стали восстанавливаться и подруги. У кого не получалось, она уже им стала помогать. Точнее всего у нее стали строиться графики. Идеальные. Да настолько быстро, что он стал просить ее объяснять построение точек графиков квадратичной функции и соседним девочкам по партам. Отделившийся было клубок девочек от ребят, стал консультироваться с ребятами по вычисленным координатам точек в таблицах для функций уже даже с дробными коэффициентами. Класс ожил. В положительную сторону. Стали стараться «не допускать» больше красную пасту в свои тетради. Пошли результаты.

Урок подходит к завершению. «Последнее задание можете оставить на дом. Не спешите, пусть все графики будут предельно аккуратными» – предлагает он. – «Нет, мы закончим его сейчас. А вы заберите, пожалуйста, наши тетради на проверку. Я уже все сделала!» – слышит голос он с последней парты. Взгляд на последнюю парту. А там опять тот же чистый, спокойный и уверенный взгляд.


3.

Последняя парта. Это граница между положительной направленностью и отрицательной. И если кто садится на эту парту сам – он готов отойти от положительной направленности. Либо он смотрит на нас чистыми, спокойными и уверенными глазами и остается с нами. Либо, если он не нашел в себе уважения к учителю, он отворачивается и уходит от нас, сначала внутренне.

Будьте внимательны к этим глазам с последней парты!

t1601699251aa.jpg

5 октября, День Учителя. До начала занятий остается минут десять. В открытую дверь его кабинета входят трое учащихся 9-Б класса, две девушки и юноша. У них в руках роза и поздравительная открытка. На него смотрят открытые, чистые и уверенные глаза и поздравляют с праздником.

Сегодня на уроке они учились строить график полной квадратичной функции. У всех уже получаются параболы, выстроенные точно по точкам.

image%282%29.pngimage%283%29.png​​​​​​​

P.S. Мнение психолога: влюбленность в педагога глазами учащегося.

 Влюбленность в педагога оставляет след в памяти ребенка. Если она проходит благополучно – педагог находит уважительный способ обойтись с чувствами ребенка – в опыте остаются важные «дары».

 Первый и самый очевидный «дар» связан с любовью к предмету. Интерес к предмету зачастую служит основой для выбора будущей профессии. А также любовь к учителю может проявляться в активности ребенка на уроках. Чувства естественным образом переносятся на предмет, он становится интересным, захватывающим и любимым. Кроме интереса к предмету, у ребенка остаются воспоминания о том, как взрослый обошелся с его чувствами. Если педагог отнесся к чувствам ученика уважительно и задался целью выстроить на их основе доверительный контакт, то человек несет этот опыт в себе всю жизнь, опирается на него. Его «дары» – самоуважение, готовность аккуратно и бережно обходиться со своими и чужими чувствами, уважение личных границ, чувство собственного достоинства, переживание ценности человеческого контакта. Воспоминания о влюбленности в учителя становятся неким «депо смысла» в нашей взрослой жизни – обращаясь к нему, человек снова и снова вспоминает о том, что ему было важно и ценно.

Использованные источники и литература:

https://infourok.ru/user/lagutina-inessa-viktorovna/blog/viskazivaniya-misliteley-i-pedagogov-o-roli-uchitelya-84978.html – высказывания мыслителей и педагогов о роли учителя.

https://www.krassever.ru/article/na-strazhe-distsipliny – фото «эти глаза с последней парты».

https://www.b17.ru/article/90735/ - мнение психолога.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.