"Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей"

0
0
Материал опубликован 31 December 2024

Заявка

1. Насруллаева Альбина Айдемировна

2. МКОУ «СОШ№8» г. Избербаш

3. Учитель русского языка и литературы

4. «Отличник Образования РД»

5. г. Избербаш, у. Пролетарская 99 «В», корп.2, кв.12

Тел.: 8-961-836-29-89

6. mail.: albinanasrullaeva1982@ mail.ru

7. Направление: Этнокультура. Этнопедагогика

8. Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей.


































Насруллаева А.А.

г. Избербаш


Тема: Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей.

Аннотация. В статье раскрывается актуальность духовно-нравственного развития на современном этапе, характеризуются возрастные особенности детей дошкольного возраста, их отношение к усвоению нравственных норм и правил. Обосновывается необходимость реализации программ духовно-нравственного воспитания детей в школах на основе традиций, обычаев, моральных устоев.

Ключевые слова: развитие, духовно-нравственное воспитание, нравственные эталоны, этнокультурный компонент.

Начать свою статью я хочу со слов президента нашей страны

В. В. Путина: «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, но и школы, которые воспитывают личность, граждан страны - впитавших ее ценности, историю и традиции, людей с широким кругозором, обладающих высокой нравственной культурой, способных творчески самостоятельно мыслить»

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Современные дети мало знают о родном крае, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам.

В период духовного обновления общества неоценимую роль в нравственном воспитании играет возрождение национальной культуры и приобщение детей к народному искусству. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

Духовно-нравственная личность зарождается и формируется в процессе всей жизни человека. Духовность и нравственность - это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. А детство — то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. 

   Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. А воспитание и обучение всегда тесно связаны между собой. Чтобы ребенку было интересно учиться в школе, учитель должен понимать, как учить так, чтобы инициировать у детей желание и умение учиться. Ведь очень важно, каким человеком станет сегодняшний ученик.

С внедрением ФГОС я изменила свой подход к обучению и воспитанию. Теперь подготовка занимает больше времени, но это никак не изменило мое отношение к работе. Стало еще интересней готовиться к урокам и внеклассным мероприятиям.

Одним из способов внедрения этнокультурного компонента стала корректировка учебного плана и программ, а также разработка и внедрение педагогических технологий и авторских программ, отражающих основные направления школы с этнокультурным компонентом. Именно образованный человек причастен к исторической и культурной традиции. Он ощущает принадлежность к определенной общности и народу, у него сформированы культурные потребности: стремление к нравственности, осмысленной деятельности, красоте, высшим духовным началам.

МКОУ «СОШ№8» г. Избербаш является базовой школой. С 2015 года на базе нашей школы открыта «Общереспубликанская этнокультурная школа». Формирование этнической культуры, этнической идентичности является одним из важных направлений современной педагогической деятельности. При этом важно научить подрастающее поколение, наряду с развитием собственной национальной культуры, понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения других народов.

В школе действует краеведческий музей. Он создан усилиями учителей, родителей и учащихся. Школьный музей тесно связан с учебной и внеклассной работой. Здесь проводятся не только экскурсии, но и уроки родного языка. Под моим руководством в школе функционирует этнокультурный кабинет под №23, на базе которого проходят уроки истории, истории Дагестана, географии Дагестана, уроки дагестанской литературы, фестивали «Истоки» по национальным обычаям и традициям народов Дагестана. В этом кабинете организовываются встречи с интересными людьми, проводятся совместные игры, выставки, вечера и праздники, семинары и встречи, в 4-х классах ежегодно проводится конкурс «Люблю тебя, мой Дагестан», показывают мастер-классы на муниципальном и региональных этапах. 3 год подряд МКОУ «СОШ№8» принимает участие в Республиканском конкурсе «Народов много, страна-одна» и занимает призовые места.

На базе этнокультурного кабинета ведется дополнительная модифицированная образовательная программа по туристско-краеведческому направлению «Наследники традиций». Составлена программа, соответствующая стандартам ФГОС и позволяющая вести уроки по данному направлению. По данному направлению дополнительного образования работает учитель русского языка Насруллаева А.А. Программа «Наследники традиции» предназначена для проведения кружка в школе. Рассчитана на учащихся 11-16 лет. Программа реализуется в течение 2023-2024 учебного года по 2 академических часа в неделю.

По программе организованы поездки на родину героя Советского Союза М. Гаджиева, Р. Гамзатова.

Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, мировой художественной культурой, рисованием, музыкой, КТНД.

В этнокультурном кабинете проводится конкурс –выставка «Богатство моего края», ведется папка-альбом «ВОВ в судьбе моей семьи». Знакомство с ветеранами Великой Отечественной войны. Дагестанцы- герои ВОВ.

Данная система изучение своей малой Родины, традиций, обычаев народов Дагестана дает возможность развить в ребенке элемент самостоятельности, любовь к Родине, формирует навыки уважения и взаимоотношения со взрослым, изучение быта. Она способствует духовному развитию ребенка.

Согласно программе «этнокультурной школе» ведется работа с одаренными детьми по проблемам родной литературы и этнокультуры родного края.

Проведены городские семинары с приглашением старших научных сотрудников Института Педагогики им. А. А. Тахо-Годи «По проблемам преподавания родной и дагестанской литературы в школах города». Учителя и учащиеся принимают участие в Республиканском конкурсе «Моя малая Родина», «Науки юношей питают» и др.

Ежегодно проводится традиционный конкурс «Истоки» среди учащихся школы и защита проектов в 10-11-х классах по культуре народов Дагестана. Учащимися проводится большая исследовательская работа по изучению истории становления и развития сел, откуда они родом. Ежегодно на школьных научно-исследовательских конференциях представляются работы краеведческого характера: «Улицы моего села», «Богатство моего края», «Моя малая Родина», «Дерево моей семьи», «Книга памяти».

Работая над своей программой, используя интегрированный подход и проектную деятельность, я ставлю перед собой цели:

1. Развить индивидуальные познавательные способности каждого ученика;

2. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.

3. Построить учебные и внеклассные занятия, так чтобы создать условия самореализации, самостоятельности каждого ученика.

4.Осмыслить все богатство национальной культуры и ее вклад в российскую культуру.

5. Воспитывать чувства чести, достоинства, благородства, ответственности, гордости за свой народ и страну.

Для достижения этих целей необходимо:

выявить изначальные знания по данной проблеме с последующей диагностикой результатов духовно-нравственного воспитания на протяжении четырех лет обучения.

—  решать проблему духовно-нравственного воспитания детей, основываясь на народное творчество и традиции Дагестана

определить эффективные средства, формы и методы духовно-нравственного воспитания детей на основе обычаев своего народа;

-воспитывать ценностные отношения к событиям, к истории и культурным традициям в процессе знакомства с народным искусством Дагестана. 

Воспитывая духовно-нравственные качества, мы не можем не говорить о самых ярких представителях народов Дагестана, одним из которых является Расула ГамзатовОн был и остается любимым поэтом всего мира. Мои ребята каждый год принимают участие в литературном празднике «Белые журавли».

 Таким чистым родником является культурное наследие, духовные ценности народа, его традиции и обряды и конечно же родной язык.  Сегодня приходит понимание того, как много теряется тогда, когда нет воспитания детей на национальных традициях: забыты народные промыслы, уходят из жизни умельцы, несущие своё искусство из глубины веков, дети плохо знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи. А главное – наблюдается снижение интереса к родному языку, отсутствие национального ориентира. В связи с этим возникла потребность обращения к феномену народной культуры, явлению древнейшему, многовидовому и многожанровому, где сконцентрированы нравственные, духовные, педагогические, эстетические и иные общечеловеческие и национальные начала. Поэтому я работаю над проблемой: «Этнокультурные традиции и духовно-нравственное воспитание обучающихся в школе. Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.

Духовно-нравственное воспитание предусматривает принятие моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Сегодня на учителей возложена огромная ответственность, заложить в детях основы нравственности и гуманизма, толерантности и патриотизма, сформировать доброжелательную и отзывчивую личность, уважительную, ценящую свою семью и интересы государства, любящую свой народ, свою Родину. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная, культурная жизнь школьника. Однако нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Именно семья дает ребенку первый жизненный опыт, закладывает основы характера и морального облика. В семье с первых лет жизни дети знакомятся с социальными нравственными ценностями, получают информацию о событиях, происходящих в окружающем мире, узнают их оценку из уст родителей. Доброжелательные взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека на протяжении всей его жизни. Воспитание в семье готовит человека к жизни и труду, передает ему опыт и духовные богатства, как религиозные, так и светские, накопленные человечеством. На формирование и развитие духовно-нравственных ценностей человека существенную роль оказывает религиозное мировоззрение. Религиозные ценности ориентируют человека на высший духовно-нравственный уровень, дают толчок к развитию ума и сердца.

Мы проживаем в многонациональной стране, где проживает огромное количество народностей. В культуре каждого народа накоплен огромный опыт воспитания детей, привития им любви к своей малой Родине, бережного отношения к природе, понимания, любви и взаимопомощи в семье, уважительного отношения к другим народам, их обычаям и культуре. Культурное взаимообогащение народов, живущих в одной стране, в одном регионе, позволяет упрочить взаимопонимание между людьми, формировать толерантное отношение друг к другу.

Многочисленные глобальные проблемы современности (рост напряженности в межнациональных отношениях, между человеком и природой, распространение терроризма, нарастание межконфессиональной розни и др.) связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей. И в то же время, наряду с этими негативными явлениями, для современной России характерны процессы возрождения национальных культур, оживления традиций и духовных основ жизни народов. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.), обладающей опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде, проявляющей толерантное отношение к представителям других культур. Законом РФ «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей. Поэтому возникает необходимость обращения к духовному богатству различных культур, национальным традициям, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную основу.

На духовно-нравственное воспитание направлены также ежегодные социальные акции, которые призваны формировать в детях такие качества как сострадание, милосердие, личную ответственность за младших и пожилых, ответственность за экологическое состояние малой родины.

В школе традиционно проводятся социальные акции «Письмо погибшему солдату», «Посылка солдату», «Уважайте старость» и др. Учащиеся с готовностью оказывают помощь в проведении акций, являясь их непосредственными участниками. Участие в акциях позволяет развивать в детях чувство личной сопричастности к социально-значимым событиям школы, села, осознавать личную ответственность за происходящее вокруг него.

  Педагоги в ходе проведения мероприятий используют арсенал методов и приемов, направленных на формирование у школьников фундамента этнической, экологической и культурологической грамотности и соответствующей компетентности, умению соблюдать правила поведения в мире природы, людей, этносов, правила здорового образа жизни, проявлять уважение к людям другой национальности, любить и беречь малую родину. Этнокультурный подход в духовно- нравственном воспитании обучающихся в условиях поликультурного пространства является одним из эффективных средств преодоления дефицита духовных ценностей, который наблюдается в среде современной молодежи.

Безусловно, духовно-нравственное воспитание молодого поколения должно осуществляться в тесном сотрудничестве семьи и школы. Коллектив МКОУ «СОШ№8 им. Героя Советского Союза М. Гаджиева» ведет постоянный поиск путей педагогического сотрудничества и общения с родителями, взаимообучения педагогов и родителей. Стали традиционными ежегодные образовательные семинары для родителей в форме семейных гостиных, общешкольных родительских собраний, проведение совместных мероприятий, участие родителей в общественной жизни школы. Совместная деятельность с родительской общественностью осуществляется через призму этнокультуры.

Уже несколько лет подряд в МКОУ «СОШ№8» ведется кружок «Юные кумузисты» руководством педагога дополнительного образования Рабаданова А.Г., где учащиеся изучают и осваивают тонкости игры на кумузе и прекрасно выступают на школьных и городских мероприятиях. Оформление уголков национальной культуры в школе помогает глубже познакомиться с культурным наследием народа. Произведения народного творчества воспитывают чувство прекрасного; формируют понятия о добре и зле, справедливости и верности; воспитывают уважение к труду, любовь к своей семье; своему краю, к окружающему миру; краски и образы доступны и интересны детям.

Народные средства способствуют повышению у детей национального самосознания, воспитания уважительного отношения к собственной этнической принадлежности.

Педагогическая ценность этнокультурной традиции заключается в том, что простые методы и средства легко воспринимаются детьми, способствуют формированию у них духовно – нравственных представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству.



Литература:

1. Эфендиев Ф.С. «Этнокультура и национальное самосознание» - Нальчик: «Эль – Фа», 1994.

2. Аксенова, А.Ю. Роль этнокультурных традиций в нравственном воспитании современных школьников/ А.Ю. Аксенова, Москва, 2004.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.