Эссе «Это магическое слово Мандала!»
Это магическое слово Мандала!
Душа предлагает нам особый исцеляющий элемент, мандалу, когда мы в ней больше всего нуждаемся, и мы должны быть достаточно мудры, чтобы осознать ее своевременность. Никогда раньше мы не нуждались в ней с такой силой.
Роберт А. Джонсон
Еще совсем недавно слово «мандала» было не известно в нашей стране и даже чем-то настораживало большинство из нас. Но чем ближе мы знакомимся с ней, а это касается больше психологов, Арт-терапевтов, тем ближе мандала становиться для нас.
Мандала — это санскритское слово, означающее круг, центр, полигон, единство. В переводе с тибетского означает центр круга со внешними стенами и окружающей средой. Традиционно ее обозначают кругом — символом космоса и природы, и квадратом — символом Земли и мира, созданного человеком.
Мандалы — словно священные рисунки, воплощающие своего рода визуальные молитвы. Представляют из себя геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса».
Я познакомилась с мандалами относительно недавно, но активно начала применять их в практике, в работе с детьми «группы риска», с учащимися, состоящими на различных видах учета (ВШУ, КДН и ЗП, ОДН). Практически у всех этих детей есть проблемы в общении: у кого-то со сверстниками, у кого-то со взрослыми, а кто-то вообще не может найти общий язык с родителями. А ведь умение общаться – это одно из главных условий полноценного развития личности человека. В моей деятельности метод наблюдения за учащимися один из основных и часто используемых. Наблюдая за ребятами разных возрастов, я вижу, что им очень тяжело выражать свои мысли четко и ясно. Все это мешает им построить теплые, доброжелательные взаимоотношения. А чтобы помочь ребенку решить его проблемы в обучении, скорректировать его поведение, помочь наладить детско-родительские отношения, нужно, прежде всего, наладить контакт и найти общие точки общение с ним. Работая с ребятами с девиантным поведением, импульсивными, тревожными зачастую сделать это очень тяжело. Поэтому мандалы стали моей палочкой-выручалочкой, в тех ситуациях, когда ребенок закрыт, или ему нужно помочь снять его тревожность, агрессию, выразить его чувства и эмоции, помочь духовному и художественному самовыражению.
В мире существует огромное множество видов мандал. Их можно создавать различными способами, например, раскрашивать готовые картинки, рисовать красками или карандашами на бумаге, лепить из пластилина, создавать насыпные мандалы из природных материалов, цветного песка, декоративных бусин и камешек, плести мандалы из ниток, вышивать и т. д. Мандалы можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и групповых. Создавая рисунок мандалы, ребенок отражает свой внутренний мир, со всеми его радостями и невзгодами. Раскрашивая готовый узор или, создавая свой, человек мысленно закладывает в него свои желания и мечты.
Прежде чем начать работать с мандалами, я знакомлю ребенка с ними, показываю ему в самом начале весь набор мандал, чтобы он сам мог выбрать понравившуюся ему. Инструменты для создания мандалы ребенок тоже выбирает самостоятельно. Обязательно включаю фоновую музыку (например: Marc Enfroy «A Positive Spirit», « Confidence», « A Beautiful Soul», «Peacefulness»). В начале работы, при создании мандалы, при необходимости помогаю ребенку, если у него возникают трудности. В ходе создания «магического» узора как раз и стараюсь наладить контакт с ребенком, найти точки соприкосновения, на которые опираюсь в дальнейшей работе с ним. По окончании «магического» процесса, я обязательно расспрашиваю ребенка о его чувствах, и тем самым закрепляю его чувственные образы в вербальные.
Главное помнить, что нет «правильных» или «неправильных» мандал. Все мандалы, которые создает ребенок – уникальны и в этом их магическое свойство!
Волкова Светлана Ивановна