Эссе «Слово о учителе»
Страшное слово: ВОЙНА, произносилось в нашей семье очень тихо. Это потому, что мои папа и мама испытали все те ужасы, о которых мы, поколение 50-х никогда не забудем, хотя видели все только по кинолентам документальных фильмов.
Сегодня, я бы хотела рассказать историю, которая хранится, как воспоминание об учителе моего отца - Назаренко, я не запомнила, к сожалению, его имени. Он работал в деревне Малая Грава – это Белорусь. Много знал наизусть стихов. Любила его детвора. Началась война, мой отец в самом начале войны был угнан в Германию, где всю войну работал в страшных лагерях смерти. Освободили его в 1945 году, в рваном нижнем белье он возвращался домой. Так случилось, что первым, кто встретил моего отца человеком - был его школьный учитель. Увидев отца, он очень обрадовался, обнял его: Мы уже и не верили, что ты жив! Вот счастье- то твоей матушки!»
Внимательно посмотрев еще раз на отца, он начал снимать с себя брюки, они были холщовые, и достаточно добротные.
- Что Вы делаете,- удивился отец.
-Знаешь, сынок, негоже тебе молодому, появляться в деревне в таких оборванных штанах. Ты молод, красив, у тебя вся жизнь впереди. А я, уже стар, и никто не посмеет посмеяться надо мной. Носи на здоровье. Это тебе мой подарок.
Он еще раз обнял отца. В этих брюках отец ходил очень долго, вскоре он по путевке уехал на Сахалин и больше они, так и не встретились с учителем.
Возможно поэтому, когда я сообщила отцу о выборе профессии, он долго молчал, а потом спросил: « А сможешь ли ты дочь, любить чужих детей так, чтобы поделиться с ними последним?» Я тогда не могла понять своего отца. Поэтому молча ,его слушала. Он продолжил: « Трудно быть настоящим, особенно учителем. На тебя не только смотрят сотни глаз, но еще и берут с тебя пример. Это ведь образ жизни. По-моему так учитель-трейтий после Бога. Первый возможно хороший врач».
С тех пор прошло много времени. На моем жизненном пути встречались учителя, о которых говорил мой отец. Конечно-это были люди уже другого поколения, не военного. Но они любили искренне каждого, кто приближался к ним. Могли часами заниматься с учеником, который собирался поступать в ВУЗ. И не брали за это платы, если ее предлагали, то еще и обижались. Возможно, они были не правы, ведь каждый труд должен быть оплачен.
Но я, как и мои коллеги считаю, что победа ученика- это и моя победа. И чем больше таких побед, тем краше мой труд. И пусть кто-то в это не верит. Но мы, настоящие учителя, знаем цену победы наших учеников.
А брюки учителя до сих пор хранятся в нашем доме, как святая реликвия.
Тахтаракова Валентина Анатольевна
Лалетина Наталья Петровна