Конспект урока литературы в 11 классе «Евгений Иванович Замятин. Взгляды на искусство»
Е. И. Замятин (1884-1937)
Е.И. Замятин и его взгляды на искусство.
Е. Замятин – это возвращенное имя, его книги печатались в начале 20-х годов, вышел сборник статей, включавших литературно-публицистические статьи, «Лица». Издавались повести « Уездная», «На куличах», "Алатырь».
Имя Замятина надолго было вычеркнуто из литературы. Его «возвращение» последовало к концу 80-х годов. Он не смог «прорваться» к читателю даже во время «оттепели», когда стали публиковаться произведения А. Ахматовой, М. Цветаевой, А. Платонова, А.Грина, М.Зощенко.
Творчество Е.Замятина принадлежит к «возвращенной» литературе, хотя его произведения были написаны еще в «катакомбные» годы (А.Ахматова).
Накануне революции 1917 года Замятин был Лондоне, строил ледоколы. В 1917 году приехал в Россию, перешел на стезю литераторства. Написал статьи, посвященные О.Генри, Уэльсу («Генеалогическое дерево Уэльса», «О. Генри») Замятин работает преподавателем в педагогическом институте, читает курс новейшей литературы, пишет критические статьи («Я боюсь», «Новая русская проза», «М.Горький», «Воспоминание о Блоке», «Белая любовь»)
Замятин призывает к созданию нового искусства, защищает условные формы, призывает к художественной философии, к новым формам литературы, полагая, что реализм не примитивный, не «реалия» («отображение»), защищает право писателя на психологизм.
Замятин примыкает к группе «Серапионовы братья» (Зощенко, Иванов), даже читает им лекции, в которых размышляет о психологии творчества, о сюжете и фабуле, стиле и ритме, языке произведения.
В статье «новая русская проза» дает анализ литературы, прозы, защищает творческую личность, выражает протест против всякой цензуры, высказывает свои взгляды на утопию, пишет о верности себе, о стойких жизненных ориентирах писателя.
В статье «Письмо Замятина к Сталину» утверждается мысль о творческой свободе писателя. Цензуру рассматривал как высшую меру наказания, говорит свое требование - «служить в литературе большим идеям без прислуживании маленьким людям», выражает озабоченность по поводу положения писателей, требует изменить взгляд на роль на роль художественного слова.
Пишет прозу, пьесы «Русь», «Пещера»»Облака», в которых переплетается «сатирическое и органическое» изображение русской жизни.
В 1929 году подвергся идеологической разрушительной критике. Уезжает в Париж.
Судьба Замятина – драма, его произведения – вершина русской культуры, после полувекового запрета и забвения его произведения снова стали печатать на Родине.