Урок литературы в 9–10 классе «Эволюция темы маленького человека в литературе 19 века»
Технологическая карта урока
(по авторской методике Г.К.Копотевой, И.М.Логвиновой –авторское свидетельство о депонировании результата интеллектуальной деятельности №25822)
Автор(ы) | Малова Елена Викторовна |
Предмет | Литература |
Класс | 9 класс |
Автор УМК (Программы учебного курса) | В.Я.Коровина. Литература. 9 класс. Часть 1». – 7-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2019 |
Тема урока | Тема «маленького человека» в русской литературе 19 века |
Тип урока | Обобщающий |
Ход уро ка/задание | Деятельность учителя | Предметные результаты | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | Личностная | ||||||||||||||||
| | | Осуществляемые действия | Формируемый способ деятельности | Осуществляемые действия | Формируемый способ деятельности | Осуществляемые действия | Формируемый способ деятельности | Формируемый способ деятельности | ||||||||||
1. Определение темы и проблемы урока | |||||||||||||||||||
1.1. Актуализация знаний. Дайте краткую характеристику изученных в рамках раздела «Русская литература 19 века» художественных произведений. Выделите их основные идеи и проблемы. Ответы записываются на доске. | Озвучивает задание; Регулирует выполнение задания | Культурно самоидентифициру-ют себя, осознают коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры; Владеют процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического, Умеет воспринимать, анализировать, критически | Выделяют явление из общего ряда других явлений Излагают полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи | Уметь выделять явление из общего ряда других явлений Уметь излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи | Взаимодействуют фронтально | Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его | Принима-ют решение в учебной ситуации и несут за него ответственность | Уметь принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность | |
Ход уро ка/задание | Деятельность учителя | Предметные результаты | Деятельность обучающихся | |||||||||||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | Личностная | |||||||||||||||||||
| | умеет | Осуществляемые действия | Формируемый способ деятельности | Осуществляемые действия | Формируемый способ деятельности | Осуществляемые действия | Формируемый способ деятельности | Формируемый способ деятельности | |||||||||||||
| | оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только Уметь принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность | | | | | | | | |||||||||||||
1.2. Выберите из предложенных вами идей и проблем ту, которая, по-вашему, является ведущей для всей литературы 19 века. Обоснуйте свой выбор. | Озвучивает задание; Регулирует выполнение задания | Владеют процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного текста от научного, делового, публицистического, умеют воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления | Выделяют явление из общего ряда других явлений; Объясняют процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводят объяснение с изменением формы представления; Объясняют, детализируя или обобщая; Объяснятют с заданной точки зрения | Уметь выделять явление из общего ряда других явлений Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение изменением формы представле-ния; Объяснять, детализируя или обобщая; Объяснять с заданной точки зрения е с | Взаимодействую фронтально | Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его | Принима-ют решение в учебной ситуации и несут за него ответственность | Уметь прини-мать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность | | |||||||||||||
1.3. Подведите итог нашему обсуждению. Сформулируйте тему урока | Озвучивает задание; Ругулирует выполнение задания; При необходимости корректирует сделанное учащимися выводы | умеют воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления | Определяют понятия, создают обобщения; Объединяют предметы и явления в группы по определённым признакам | Умение определять понятия, создавать обобщения; Объединять предметы и явления в группы по определённым признакам | Взаимодействуют фронтально | Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его | Принима-ют решение в учебной ситуации и несут за него ответственность | Уметь прини-мать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность | Развитое мораль- ное созна- ние и ком- петент- ность в решении мораль- ных проб- лем на основе личност- ного выбо- ра | |||||||||||||
2. Работа над содержанием произведений Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского | ||||||||||||||||||||||
2.1. Дайте характеристику маленького человека в произведениях Н.В.Гоголя и Ф.М.Достиоевско-го | Распределяет класс по группам; Ставит задачу перед группами; Регулирует работу групп; При необходимости оказывает помощь в работе групп | Устно или письменно истолковывать художественные функции особенностей произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолковывать смысл произведения как художественного целого | Упорядочивают информацию по заданному основанию | Упорядочи-вать информацию по заданному основанию | Взаимодействую в группах: 1-я группа – тема «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель» 2-я группа – тема «маленького человека в романе Ф.М.Достоевского «Белые ночи» | Договариваться о правилах и вопросах обсуждения в соответствии с поставленной в группах задачей Организовыватьучебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом | Принима-ют решение в учебной ситуации и несут за него ответственность | Уметь прини-мать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность | Развитое мораль- ное созна- ние и ком- петент- ность в решении мораль- ных проб- лем на основе личност- ного выбо- ра, формиро- вание нравствен- ных чувств и нравствен- ного пове- дения, осонан- ного и ответствен- ного отношения к собствен- ным поступ- кам, способ- ность к самосо- вершен- ствованию | |||||||||||||
2.2. Оцените составленные характеристики. Своё мнение аргументируйте | -регулирует процесс ответов спикерами групп; -регулирует процесс оценки ответов, подготовленных группами | Устно или письменно истолковывать художественные функции особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолковывать смыслпроизведения как художественного целого | Находят в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде Сравнивают между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака | Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существен- ных признака | Группы взаимодействуют в процессе оценки ответов другой группы Спикеры групп озвучивают составлен-ные группой характеристики | Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в группе в рамках диалога Организовы-вать учебное взаимодействие в группе Определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности Соблюдать нормы публичной речи | Определяют критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи Анализируют и обосновывают примене- ние соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи Наблюда--ют и анализиру-ют собствен- ную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе самопроверки | Опреде-лять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи Анализировать и обосновывать примене- ние соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи Наблюдать и анализировать собствен- ную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе самопроверки | Формирование веротирпемости, Уважительного отношения к ре- лигиозным чувствам, взгя- дам людей или их отсутствию, знание основных норм морали, духовных идее- алов, хранимых в культурных традициях народов России, готов- ность на их ос- нове к сознатель- ному самоогра- ничению в пос- тупках ; осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку его мнению, ку- льтуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и Способность ве- сти диалог с другими людьми, и достигать в нем взаимо- понимание; идентификация себя как полно- правного субъе- кта общения, го- товность к кон- струированию процесса диало- га как конвен- ционирования интересов , про- цедур, готов- ность и спо- собность к ведению пере- говоров | |||||||||||||
Ход уро ка/задание | Деятельность учителя | Предметные результаты | Деятельность обучающихся | |||||||||||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | Личностная | |||||||||||||||||||
| | | Осуществляемые действия | Формируемый способ деятельности | Осуществляемые действия | Формируемый способ деятельности | Осуществляемые действия | Формируемый способ деятельности | Формируемый способ деятельности | |||||||||||||
2.3. Оцените свои характеристики и оценку их правильности с образцом | Регулирует процесс ответов учащихся групп Регулирует процесс оценки ответов, подготовлен-ных группами | Устно или письменно истолковывать художественные функции особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолковывать смысл произведения как художественного целого | Анализируют качество осуществлённых характеристик и оценочных мнений | Анализировать качество осуществлённых характеристик и оценочных мнений | Взаимодействуют фронтально | Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации И непосредственнее после завершения коммуникации обосновывать его | Наблюдают и анализиру-ют собствен-ную учебную и познавательную деятель-ность и деятель-ность других обучающихся в процессе самопровер-ки | Наблюдать и анализировать собствен-ную учебную и познавательную деятель-ность и деятель-ность других обучающихся в процессе самопроверки | | |||||||||||||
Работа над смыслом произведений Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского | ||||||||||||||||||||||
3.1. Рассмотрите точки зрения литературных критиков и историков литературы на причины острой актуальности темы маленького человека в литературе 19 века | Даёт задание группам Регулирует работу групп При необходимости оказывает помощь в работе групп | Устно или письменно истолковывать художественные функции особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолковывать смысл произведения как художественного целого | Анализируют и упорядочивают информацию по заданному основанию Делают выводы | Упорядочивать информацию по заданному основанию | Взаимодействуют в группах по решению поставлен-ной проблемы | Договаривать-ся о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей | Принимают решение в учебной ситуации и несут за него ответственность | Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность | Развитое мо-ральное созна- ние и компетентность в решении моральных проблем на основе лич- ностного вы- бора, формиро- вание нравствен- ных чувств и поведения, осознанного и ответствен- ного отноше- ния к собствен- ным поступкам (способность к нравствен- ному самосо- вершенствова- нию; Уважи- тельного отношения к религиозным чувствам, взгя- дам людей или их отсутствию, знание основных норм морали, духовных идее- алов, хранимых в культурных традициях народов России, готов- ность на их ос- нове к сознатель- ному самоогра- ничению в пос- тупках ; | |||||||||||||
3.2. Оцените правильность мнений групп | Регулирует процесс ответов спикерами групп; Регулирует Процесс оценки ответов, подготовлен-ных группами | Устно или письменно истолковывать художественные функции особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолковывать смысл произведения как художественного целого | На основе имеющихся знаний и жизненного опыта подвергают сомнению достоверность прочитанного, обнаруживают недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находят пути восполнения этих пробелов, Резюмируют главную идею текста, формулируют вывод | На основе имеющихся знаний и жизненного опыта уметь подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. Резюмировать главную идею текста, формулировать вывод | Спикеры групп озвучивают выработанное коллективное мнение | Соблюдают нормы публичной речи, регламент В монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; Высказывают и обосновывают мнение (суждение) и запрашивают мнение партнера в рамках диалога | Уметь соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; Высказы- вать и обосновы-вать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога | Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность | | |||||||||||||
3.3 Сделайте окончательный вывод об основных идеях авторов отечественной литературы 19 века и причинах актуальности этих идей | Ставит задачу; Регулиркет процесс и результат ответов учащихся | Устно или письменно истолковывать художественные функции особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, А также истолковывать смысл произведения как художественного целого | Формулируют вывод | Уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы | Отвечают во фронталь-ном режиме (по желанию учащихся) | Соблюдают нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникатив-ной задачей | Устанавливают связь Между получен-ными характеристиками продукта и характерис-тиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение Характеристик процесса для получения улучшенных характерис-тик продукта | Уметь устанавливать связь между получен-ными характеристиками продукта и характерис-тиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характерис-тик продукта | | |||||||||||||
4. Работа по оценке художественных произведений 19 века, произведений Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского | ||||||||||||||||||||||
4.1. Обсудите предлагаемый рецензии. При необходимости дополните | Ставит задания группам; Регулирует работу групп; При необходимости оказывает помощь в работе групп | Выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения | Излагают полученную информацию, интепретируя ее в контексте решаемой задачи; делают вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждают вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными | Излагать полученную информацию, интепретируя ее в контексте решаемой задачи; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными | Взаимодейс-твуют в группах с целью уточнения текста рецензии | Уметь договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; Уметь организовы-вать учебное взаимодей-ствие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом | Принимают решение в учебной ситуации и несут за него ответственность | Уметь принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность | | |||||||||||||
4.2. Составьте окончательный вариант рецензии | Ставит задания; Регулирует процесс выполнения задания | Выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения | Излагают полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи; Делают вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждают вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными | Излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи; Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными | Взаимодействуют фронтально | Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственнее после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его | Принимают решение в учебной ситуации и несут за него ответственность; Устанавливают связь между получен-ными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятель-ности И по завершении деятельности предлагают изменение характерис-тик процесса для получения улучшенных характеристик продукта | Уметь принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; Устанавливать связь между получен-ными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятель-ности и по заверше-нии деятельности предлагать изменение характерис-тик процесса | | |||||||||||||
4.3. Посмотрите фильм, созданный учащимися класса. Составьте рецензию на просмотренный фильм | Ставит задания; Регулирует процесс выполнения задания | Собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления литературно-творческой работы (мультимедиа); Пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями; Умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах как инструментом анализа и интерпретации художественного текста | Анализируют просмотренный фильм Составляют рецензию на просмотренный фильм | Уметь анализировать просмотренный фильм Уметь составлять рецензию на просмотренный фильм | Составляют рецензию на фильм (составляют рецензию на фильм (работают самостоя-тельно, индиви-дуально в письменной форме) | Создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств | Самоконт-роль процесса деятельнос-ти | Уметь контролировать процесс деятельности | | |||||||||||||
4.4. Оцените качество Составленной вами рецензии в процессе сопоставления с образцом. При необходимости доработайте текст своей рецензии. Сдайте доработанные рецензии | Ставит задания; регулирует процесс выполнения задания | Умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах как инструментом анализа и интерпретации художественного текста | Анализируют рецензию, составленную учащимся–экспертом Сопоставляют (сравнивают) её с текстом собственной рецензии | Уметь анализировать аудиальную информацию; Строить суждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки | Слушают текст рецензии эксперта с определён-ной целевой установкой | Уметь слушать и слышать необходимую информацию | Устанавливают связь между получен-ными характерис-тиками продукта и характерис-тиками процесса деятельнос-; ти и по завершении деятельнос-ти предлагают изменение характерис-тик процесса для получения улучшенных характерис-тик продукта; оценивают свою деятель-ность(текст составлен-ной рецензии), аргументи-руя причины достижения или отсутствия планируе-мого результата | Уметь устанавли-вать связь между получен-ными характеристиками продукта и характерис-тиками процесса деятельнос ти и по заверше-нии деятельнос-ти предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшен-ных характеристик продукта. Оценивать свою деятельность, аргументи-руя причины достижения или отсутствия планируемого результата | | |||||||||||||
4.4. Определите стилевые особенности текстов из произведений Н.В.Гоголя «Шинель», «Невский проспект» и произведений Ф.М.Достоевского «Белые ночи», «Слабое сердце» (тест) | Ставит задания; регулирует процесс выполнения задания | Выявлять особенности стиля и языка произведений писателя | Анализируют фразы из текстов произведений Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского; Определяют авторство фраз | Уметь анализировать фразы из текстов произведений Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского; Определять авторство фраз | Работают самостоя-тельно, индивиду-ально в письменной форме | Уметь работать самостоя-тельно, индивиду-ально в письменной форме | Самоконт-роль процесса деятельно-сти | Уметь контролировать процесс деятельности | | |||||||||||||
4.5. Проанализируйте правильность выполнения задания (на электронной основе либо в распечатанном виде даны верные ответы). Найдите у себя ошибки. Обдумайте, в чём заключается причина этих ошибок | Ставит задание; Регулирует процесс анализа и выявления совершенных ошибок | Выявлять особенности языка и стиля писателя | Анализирует результат выполнения своего задания; Сопоставляют (сравнивают) его с образцом | Уметь анализировать результаты своего труда | Взаимодей-ствуют фронтально | Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственнее после завершения коммуникатив-ного контакта и обосновывать его. | Устанавливают связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагают изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристикпродукта | Уметь устанавли-вать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшен-ных характерис-тик продукта | | |||||||||||||
4.6. Сформулируйте проблему для составления домашнего задания | Ставит задание; Регулирует процесс формулировки проблемы | Выявлять особенности стиля писателя | Формулируют проблему, обнаруженную по результатам смешения речевых и стилевых особенностей произведений Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского (В чём причина близости, сходства | Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы Взаимодейству-ют фронтально | Взаимодейству-ют фронтально Определять задачу коммуника-ции в соответствии с ней отбирать речевые средства; Делать оценочные выводы о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновы-вать его | Определять задачу коммуникации в соответствии с ней отбирать речевые средства; Делать оценочные выводы о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. | Принимать решение в учебной ситуации и нести ответственность за него | уметь принимать решение в учебной ситуации и нести ответственность за него | |