Урок литературы в 9–10 классе «Эволюция темы маленького человека в литературе 19 века»

2
0
Материал опубликован 7 November 2019

Технологическая карта урока

(по авторской методике Г.К.Копотевой, И.М.Логвиновой –авторское свидетельство о депонировании результата интеллектуальной деятельности №25822)

Автор(ы)



Малова Елена Викторовна

Предмет




Литература

Класс



9 класс

Автор УМК (Программы учебного курса)




В.Я.Коровина. Литература. 9 класс. Часть 1». – 7-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2019

Тема урока




Тема «маленького человека» в русской литературе 19 века


Тип урока




Обобщающий









Ход уро

ка/задание

Деятельность учителя

Предметные результаты

Деятельность обучающихся


Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная





Осуществляемые действия

Формируемый способ деятельности

Осуществляемые действия

Формируемый способ деятельности

Осуществляемые действия

Формируемый способ деятельности

Формируемый способ деятельности


1. Определение темы и проблемы урока



1.1.

Актуализация знаний.

Дайте краткую характеристику изученных в рамках раздела «Русская литература 19 века» художественных произведений.

Выделите их основные идеи и проблемы.

Ответы записываются на доске.

Озвучивает задание;

Регулирует выполнение задания

Культурно самоидентифициру-ют себя, осознают коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

Владеют процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического,

Умеет воспринимать, анализировать, критически

Выделяют явление из общего ряда других явлений







Излагают полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи





Уметь выделять явление из общего ряда других явлений




Уметь излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи


Взаимодействуют фронтально

Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;



Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его

Принима-ют решение в учебной ситуации и несут за него ответственность

Уметь принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность







Ход уро

ка/задание

Деятельность учителя

Предметные результаты

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная



умеет

Осуществляемые действия

Формируемый способ деятельности

Осуществляемые действия

Формируемый способ деятельности

Осуществляемые действия

Формируемый способ деятельности

Формируемый способ деятельности



оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только Уметь принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность








1.2.

Выберите из предложенных вами идей и проблем ту, которая, по-вашему, является ведущей для всей литературы 19 века. Обоснуйте свой выбор.

Озвучивает задание;

Регулирует выполнение задания

Владеют процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного текста от научного, делового, публицистического,

умеют воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления

Выделяют явление из общего ряда других явлений;


Объясняют процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности




(приводят объяснение с изменением формы представления;


Объясняют, детализируя или обобщая;

Объяснятют с заданной точки зрения


Уметь выделять явление из общего ряда других явлений



Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение изменением формы представле-ния;


Объяснять, детализируя или обобщая;

Объяснять с заданной точки зрения

е с

Взаимодействую фронтально

Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;


Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его

Принима-ют решение в учебной ситуации и несут за него ответственность

Уметь прини-мать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность


1.3.

Подведите итог нашему обсуждению.

Сформулируйте тему урока

Озвучивает задание;

Ругулирует выполнение задания;

При необходимости корректирует сделанное учащимися выводы

умеют воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления

Определяют понятия, создают обобщения;


Объединяют предметы и явления в группы по определённым признакам

Умение определять понятия, создавать обобщения;


Объединять предметы и явления в группы по определённым признакам

Взаимодействуют фронтально

Определять задачу

коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;


делать оценочный вывод о достижении

цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его

Принима-ют решение в учебной ситуации

и несут за него ответственность

Уметь прини-мать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность

Развитое

мораль-

ное созна-

ние и ком-

петент-

ность в

решении

мораль-

ных проб-

лем на

основе

личност-

ного выбо-

ра


2. Работа над содержанием произведений Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского

2.1.

Дайте характеристику маленького человека в произведениях Н.В.Гоголя и Ф.М.Достиоевско-го

Распределяет класс по группам;


Ставит задачу перед группами;


Регулирует работу групп;


При необходимости оказывает помощь в работе групп


Устно или письменно истолковывать художественные функции особенностей произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолковывать смысл произведения как художественного целого


Упорядочивают информацию по заданному основанию



Упорядочи-вать информацию по заданному основанию

Взаимодействую в группах:

1-я группа – тема «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»


2-я группа – тема «маленького человека в романе Ф.М.Достоевского «Белые ночи»

Договариваться о правилах и вопросах обсуждения в соответствии с поставленной в группах задачей


Организовыватьучебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом

Принима-ют решение в учебной ситуации

и несут за него ответственность

Уметь прини-мать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность

Развитое

мораль-

ное созна-

ние и ком-

петент-

ность в

решении

мораль-

ных проб-

лем на

основе

личност-

ного выбо-

ра,

формиро-

вание

нравствен-

ных чувств

и нравствен-

ного пове-

дения,

осонан-

ного и

ответствен-

ного

отношения

к собствен-

ным

поступ-

кам,

способ-

ность к

самосо-

вершен-

ствованию

2.2.

Оцените составленные характеристики. Своё мнение аргументируйте

-регулирует процесс ответов спикерами групп;


-регулирует процесс оценки ответов, подготовленных группами

Устно или письменно истолковывать художественные функции особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолковывать смыслпроизведения как художественного целого

Находят в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде


Сравнивают между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака

Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде


Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существен-

ных признака




Группы взаимодействуют в процессе оценки ответов другой группы













Спикеры групп озвучивают составлен-ные группой характеристики

Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;


Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в группе в рамках диалога


Организовы-вать учебное взаимодействие в группе

Определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом

Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности

Соблюдать нормы публичной речи

Определяют критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи


Анализируют и обосновывают примене-

ние соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи


Наблюда--ют и анализиру-ют собствен-

ную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе самопроверки

Опреде-лять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи


Анализировать и обосновывать примене-

ние соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи


Наблюдать и анализировать собствен-

ную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе самопроверки

Формирование веротирпемости,

Уважительного отношения к ре-

лигиозным

чувствам, взгя-

дам людей или

их отсутствию,

знание основных

норм морали,

духовных идее-

алов, хранимых

в культурных

традициях народов России, готов-

ность на их ос-

нове к сознатель-

ному самоогра-

ничению в пос-

тупках ;

осознанное

уважительное и

доброжелательное

отношение к

другому человеку

его мнению, ку-

льтуре, языку,

вере, гражданской позиции.

Готовность и

Способность ве-

сти диалог с

другими людьми,

и достигать

в нем взаимо-

понимание;

идентификация

себя как полно-

правного субъе-

кта общения, го-

товность к кон-

струированию

процесса диало-

га как конвен-

ционирования

интересов , про-

цедур, готов-

ность и спо-

собность к

ведению пере-

говоров




Ход уро

ка/задание

Деятельность учителя

Предметные результаты

Деятельность обучающихся



Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная






Осуществляемые действия

Формируемый способ деятельности

Осуществляемые действия

Формируемый способ деятельности

Осуществляемые действия

Формируемый способ деятельности

Формируемый способ деятельности



2.3.

Оцените свои характеристики

и оценку их правильности с образцом

Регулирует процесс ответов учащихся групп


Регулирует процесс оценки ответов, подготовлен-ных группами


Устно или письменно истолковывать художественные функции особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолковывать смысл произведения как художественного целого

Анализируют качество осуществлённых характеристик и оценочных мнений

Анализировать качество осуществлённых характеристик и оценочных мнений

Взаимодействуют фронтально

Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации

И непосредственнее после завершения коммуникации обосновывать его

Наблюдают и анализиру-ют собствен-ную учебную и познавательную деятель-ность и деятель-ность других обучающихся в процессе самопровер-ки

Наблюдать и анализировать собствен-ную учебную и познавательную деятель-ность и деятель-ность других обучающихся в процессе самопроверки




Работа над смыслом произведений Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского



3.1.

Рассмотрите точки зрения литературных критиков и историков литературы на причины острой актуальности темы маленького человека в литературе 19 века


Даёт задание группам


Регулирует работу групп


При необходимости оказывает помощь в работе групп


Устно или письменно истолковывать художественные функции особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолковывать смысл произведения как художественного целого


Анализируют и упорядочивают информацию по заданному основанию



Делают выводы


Упорядочивать информацию по заданному основанию



Взаимодействуют в группах по решению поставлен-ной проблемы


Договаривать-ся о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей


Принимают решение в учебной ситуации и несут за него ответственность


Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность

Развитое мо-ральное созна-

ние и компетентность в решении

моральных

проблем на

основе лич-

ностного вы-

бора, формиро-

вание нравствен-

ных чувств и

поведения,

осознанного

и ответствен-

ного отноше-

ния к собствен-

ным поступкам

(способность

к нравствен-

ному самосо-

вершенствова-

нию; Уважи-

тельного отношения к религиозным

чувствам, взгя-

дам людей или

их отсутствию,

знание основных

норм морали,

духовных идее-

алов, хранимых

в культурных

традициях народов России, готов-

ность на их ос-

нове к сознатель-

ному самоогра-

ничению в пос-

тупках ;




3.2.

Оцените правильность мнений групп


Регулирует

процесс ответов спикерами групп;

Регулирует

Процесс оценки ответов, подготовлен-ных группами


Устно или письменно истолковывать художественные функции особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолковывать смысл произведения как художественного целого


На основе имеющихся знаний и жизненного опыта подвергают сомнению достоверность прочитанного, обнаруживают недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находят пути восполнения этих пробелов,

Резюмируют главную идею текста,

формулируют вывод


На основе имеющихся знаний и жизненного опыта уметь подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

Резюмировать

главную идею текста,

формулировать вывод


Спикеры групп озвучивают выработанное коллективное мнение


Соблюдают нормы публичной речи, регламент

В монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

Высказывают и обосновывают мнение (суждение) и запрашивают мнение партнера в рамках диалога


Уметь соблюдать нормы публичной речи, регламент

в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

Высказы-

вать и обосновы-вать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога


Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность




3.3

Сделайте

окончательный вывод об основных идеях авторов отечественной литературы 19 века и причинах актуальности этих идей


Ставит задачу;

Регулиркет процесс и результат ответов учащихся


Устно или письменно истолковывать художественные функции особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности,

А также истолковывать смысл произведения как художественного целого


Формулируют вывод


Уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы


Отвечают во

фронталь-ном режиме (по желанию учащихся)


Соблюдают нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникатив-ной задачей


Устанавливают связь

Между получен-ными характеристиками продукта и характерис-тиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение

Характеристик процесса для получения улучшенных характерис-тик продукта



Уметь

устанавливать связь

между получен-ными характеристиками продукта и характерис-тиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение

характеристик процесса для получения улучшенных характерис-тик продукта





4. Работа по оценке художественных произведений 19 века, произведений Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского



4.1.

Обсудите предлагаемый рецензии.

При необходимости дополните


Ставит задания группам;

Регулирует работу групп;

При необходимости оказывает помощь в работе групп


Выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения


Излагают полученную информацию, интепретируя ее

в контексте решаемой задачи;

делают вывод на основе критического анализа

разных точек зрения, подтверждают вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными


Излагать полученную информацию, интепретируя ее

в контексте решаемой задачи;

делать вывод на основе критического анализа

разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными


Взаимодейс-твуют в группах с целью уточнения текста рецензии


Уметь договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

Уметь организовы-вать учебное взаимодей-ствие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом


Принимают решение в учебной ситуации и несут за него ответственность


Уметь принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность




4.2.

Составьте окончательный вариант рецензии


Ставит задания;

Регулирует процесс выполнения задания


Выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения


Излагают полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;

Делают вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждают вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными


Излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;

Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными


Взаимодействуют фронтально


Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственнее после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его


Принимают решение в учебной ситуации и несут за него ответственность;


Устанавливают связь между получен-ными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятель-ности

И по завершении деятельности предлагают изменение характерис-тик процесса для получения улучшенных характеристик продукта


Уметь принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;


Устанавливать связь между получен-ными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятель-ности

и по заверше-нии деятельности предлагать изменение характерис-тик процесса




4.3.

Посмотрите фильм, созданный учащимися класса.

Составьте рецензию на просмотренный фильм


Ставит задания;

Регулирует процесс выполнения задания


Собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления литературно-творческой работы (мультимедиа);

Пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;

Умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах как инструментом анализа и интерпретации художественного текста



Анализируют просмотренный фильм


Составляют рецензию на

просмотренный фильм



Уметь анализировать просмотренный фильм


Уметь составлять рецензию на

просмотренный фильм



Составляют рецензию на фильм (составляют рецензию на фильм (работают самостоя-тельно, индиви-дуально в письменной форме)


Создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств


Самоконт-роль процесса деятельнос-ти


Уметь контролировать процесс деятельности




4.4.

Оцените качество

Составленной вами рецензии в процессе сопоставления с образцом.

При необходимости доработайте текст своей рецензии.

Сдайте доработанные рецензии


Ставит задания;

регулирует процесс выполнения задания


Умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах как инструментом анализа и интерпретации художественного текста


Анализируют рецензию, составленную учащимся–экспертом


Сопоставляют (сравнивают) её с текстом собственной рецензии


Уметь анализировать аудиальную информацию;

Строить суждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки



Слушают текст рецензии эксперта с определён-ной целевой установкой


Уметь слушать и слышать необходимую информацию


Устанавливают связь между получен-ными характерис-тиками продукта и характерис-тиками процесса деятельнос-;

ти и по завершении

деятельнос-ти предлагают

изменение характерис-тик процесса для получения улучшенных характерис-тик продукта;


оценивают свою деятель-ность(текст составлен-ной рецензии), аргументи-руя причины достижения или отсутствия планируе-мого результата


Уметь устанавли-вать связь между получен-ными характеристиками продукта и характерис-тиками процесса деятельнос

ти и по заверше-нии

деятельнос-ти предлагать

изменение характеристик процесса для получения улучшен-ных характеристик продукта.


Оценивать свою деятельность, аргументи-руя причины достижения или отсутствия планируемого результата




4.4.

Определите стилевые особенности текстов из произведений Н.В.Гоголя «Шинель», «Невский проспект» и произведений Ф.М.Достоевского «Белые ночи», «Слабое сердце»

(тест)


Ставит

задания;

регулирует процесс выполнения задания


Выявлять особенности стиля и языка произведений писателя


Анализируют фразы из текстов произведений Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского;


Определяют авторство фраз


Уметь анализировать фразы из текстов произведений Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского;


Определять авторство фраз


Работают самостоя-тельно, индивиду-ально в письменной форме


Уметь работать самостоя-тельно, индивиду-ально в письменной форме


Самоконт-роль процесса деятельно-сти


Уметь контролировать процесс деятельности




4.5.


Проанализируйте правильность выполнения задания (на электронной основе либо в распечатанном виде даны верные ответы).

Найдите у себя ошибки.

Обдумайте, в чём заключается причина этих ошибок



Ставит задание;

Регулирует процесс анализа и выявления совершенных ошибок



Выявлять особенности языка и стиля писателя



Анализирует результат выполнения своего задания;


Сопоставляют (сравнивают) его с образцом



Уметь анализировать результаты своего труда



Взаимодей-ствуют фронтально


Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственнее после завершения коммуникатив-ного контакта и обосновывать его.


Устанавливают связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагают изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристикпродукта

Уметь устанавли-вать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшен-ных характерис-тик продукта




4.6.


Сформулируйте проблему для составления домашнего задания



Ставит задание;

Регулирует процесс формулировки проблемы



Выявлять особенности стиля писателя


Формулируют проблему, обнаруженную по результатам смешения речевых и стилевых особенностей произведений Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского

(В чём причина близости, сходства











Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы


Взаимодейству-ют фронтально


Взаимодейству-ют фронтально



Определять задачу коммуника-ции в соответствии с ней отбирать речевые средства;

Делать оценочные выводы о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновы-вать его


Определять задачу коммуникации в соответствии с ней отбирать речевые средства;

Делать оценочные выводы о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.


Принимать решение в учебной ситуации и нести ответственность за него


уметь принимать решение в учебной ситуации и нести ответственность за него






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.