12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кондрашова Нелли Петровна41

Дисциплина: ОУД.б.04 История

Тема раздела: Между мировыми войнами

Тема занятия: Европа и США

Цели занятия:

1.образовательные цели:

знать основные территориальные изменения после первой мировой войны;

определить значение революционных событий после первой мировой войны;

изучить экономическое развитие в 20-30- е гг..

2.воспитательные цели:

воспитание патриотизма у молодежи;

привитие уважения к историческому прошлому российского государства;

3.развивающие цели:

развитие познавательных интересов;

развитие памяти и мышления;

развитие умения анализировать и делать выводы.


Прочитать лекционный материал и на основании полученных знаний ответить письменно на поставленные вопросы.

Ка­кие тер­ри­тори­альные из­ме­нения про­изош­ли в ре­зульта­те Пер­вой ми­ровой войны?

Дайте ха­рак­те­рис­ти­ку эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия за­пад­ных стран в 1920—1930-е гг.

Что та­кое «но­вый курс» Ф. Руз­вельта? Пе­речис­ли­те ос­новные ме­роп­ри­ятия это­го кур­са.


План занятия:

Выполнить практические задания по плану:

а) заполнить таблицу «Цели государств в Первой мировой войне»

Страна

Цели

Германия


Австро-Венгрия


Великобритания


Франция


Россия


б)заполнить таблицу «Боевые действия в Первую Мировую войну»

Дата

Военные действия (основные битвы, сражения и их итоги)

1914 г.


1915 г.


1916 г.


1917 г.


1918 г.


II. Изучить лекционный материал:

1. Тер­ри­тори­альные из­ме­нения пос­ле Пер­вой ми­ровой войны.

2. Ре­волю­ци­он­ные со­бытия в Ев­ро­пе.

3. Экономическое развитие в 20-30-егг.

4. «Но­вый курс» пре­зиден­та Ф. Руз­вельта в США.


Лекция:

1.Тер­ри­тори­альные из­ме­нения пос­ле Пер­вой ми­ровой войны. 

По ус­ло­ви­ям Вер­сальско­го мир­но­го до­гово­ра 1919 г. Фран­ция воз­вра­щала Эльзас и Ло­тарин­гию, ок­ку­пиро­вала Рейнский ре­ги­он Гер­ма­нии. Угольные ко­пи Са­ара пе­реш­ли к Фран­ции на 15 лет. Не­большие при­раще­ния по­лучи­ли Бельгия и Да­ния, зна­чительные — Польша. Дан­циг (Гданьск) стал вольным го­родом. Гер­ма­ния дол­жна бы­ла вып­ла­чивать ре­пара­ции. Все­об­щая во­ин­ская по­вин­ность в Гер­ма­нии зап­ре­щалась, стра­не нельзя бы­ло иметь под­водные лод­ки, во­ен­ную ави­ацию, чис­ленность доб­ро­вольной ар­мии не дол­жна бы­ла пре­вышать 100 тыс. че­ловек.

До­говор с Авс­три­ей за­фик­си­ровал рас­пад Авс­тро-Вен­грии и зап­ре­щал объеди­нение Авс­трии с Гер­ма­ни­ей. Часть тер­ри­тории быв­шей мо­нар­хии Габ­сбур­гов от­хо­дила к Ита­лии, Польше, Ру­мынии. Бол­га­рия ли­шилась не­кото­рых зе­мель в пользу Гре­ции, Ру­мынии и Югос­ла­вии. Ос­ман­ская им­пе­рия те­ряла Па­лес­ти­ну, Тран­си­ор­да­нию, Ирак, Си­рию, Ли­ван, Ар­ме­нию, поч­ти все свои вла­дения в Ев­ро­пе. Од­на­ко пос­ле ре­волю­ции в Тур­ции в 1918—1923 гг. и по­раже­ния Ар­ме­нии и Гре­ции в войнах с Тур­ци­ей пос­ледняя уве­личи­ла свою тер­ри­торию.

В Ев­ро­пе по­яви­лись но­вые го­сударс­тва: Авс­трия, Вен­грия, Че­хос­ло­вакия, Югос­ла­вия, Польша, Эс­то­ния, Лат­вия, Лит­ва, Фин­ляндия.

Гер­ман­ские ко­лонии в Аф­ри­ке по­дели­ли Ве­ликоб­ри­тания и Фран­ция. К ним же отош­ли ближ­не­вос­точные вла­дения Тур­ции. Ирак приз­на­вал­ся не­зави­симым, но фак­ти­чес­ки по­пал под власть Ве­ликоб­ри­тании. Япо­нии дос­та­лись гер­ман­ские ос­тро­ва в Ти­хом оке­ане.


2.Ре­волю­ци­он­ные со­бытия в Ев­ро­пе. В Гер­ма­нии обос­трив­ша­яся в го­ды войны об­ста­нов­ка в но­яб­ре 1918 г. пе­рерос­ла в ре­волю­цию. Она на­чалась с кро­ваво­го по­дав­ле­ния выс­тупле­ния мо­ряков в Ки­ле, где об­ра­зова­лись пер­вые Со­веты — сол­дат­ский и ра­бочий. Со­веты ста­ли воз­ни­кать и в дру­гих го­родах. 9 но­яб­ря мо­нар­хия бы­ла свер­гну­та. Власть ока­залась в ру­ках Со­вета на­род­ных упол­но­мочен­ных во гла­ве с со­ци­ал-де­мок­ра­том Фрид­ри­хом Эбер­том. Ле­вые со­ци­ал-де­мок­ра­ты во гла­ве с Кар­лом Либ­кнех­том и Ро­зой Люк­сембург, соз­давшие в де­каб­ре 1918 г. Ком­му­нис­ти­чес­кую пар­тию, выс­ту­пали за уг­лубле­ние ре­волю­ции. В ян­ва­ре 1919 г. меж­ду пра­ви­тельством и ра­бочи­ми вспых­ну­ла во­ору­жен­ная борьба. Войска по­дави­ли выс­тупле­ние, Либ­кнехт и Люк­сембург бы­ли уби­ты. 13 ап­ре­ля 1919 г. в Мюн­хе­не бы­ла про­воз­гла­шена со­вет­ская рес­публи­ка, но про­сущес­тво­вала она все­го две не­дели.

Пра­ви­тельство уч­ло ряд тре­бова­ний ра­бочих в Кон­сти­туции, при­нятой ле­том 1919 г. Уч­ре­дительным соб­ра­ни­ем в Вейма­ре. Веймар­ская кон­сти­туция ус­та­нав­ли­вала все­об­щее из­би­рательное пра­во. Пос­ледним ре­волю­ци­он­ным со­быти­ем в Гер­ма­нии ста­ло вос­ста­ние в ок­тябре 1923 г. в Гам­бурге под ру­ководс­твом ком­му­нис­та Эрн­ста Тельма­на. Оно так­же бы­ло по­дав­ле­но.

В но­яб­ре 1918 г. в Вен­грии об­ра­зова­лась Ком­му­нис­ти­чес­кая пар­тия, ко­торую воз­гла­вил Бел­ла Кун. 21 мар­та 1919 г. бу­дапешт­ский Со­вет ра­бочих де­пута­тов про­воз­гла­сил Вен­грию со­вет­ской рес­публи­кой. На мес­тах всю власть сос­ре­дото­чили в сво­их ру­ках Со­веты ра­бочих, сол­дат­ских и крестьян­ских де­пута­тов. Бы­ли на­ци­она­лизи­рова­ны бан­ки, про­мыш­ленные пред­при­ятия, тран­спорт, зем­ли по­мещи­ков. На борьбу с Вен­гри­ей Ан­танта нап­ра­вила войска Ру­мынии и Че­хос­ло­вакии. 1 ав­густа 1919 г. со­вет­ская власть бы­ла лик­ви­диро­вана. Фак­ти­чес­ки стра­ной стал уп­равлять ад­ми­рал Мик­лош Хор­ти, про­воз­гла­шен­ный ре­ген­том, так как в Вен­грии фор­мально сох­ра­нялась мо­нар­хия.

Выс­тупле­ния не­довольных про­ис­хо­дили во всех стра­нах Ев­ро­пы. Осо­бен­но ос­трой бы­ла борьба в Ита­лии. В 1920 г. ра­бочие зах­ва­тили мно­гие пред­при­ятия и поч­ти ме­сяц уп­равля­ли ими. Крестьяне за­нима­ли по­мещичьи зем­ли. Пра­ви­тельство не ос­ме­лилось при­менить ору­жие. Влас­ти обе­щали при­нять за­кон о вве­дении ра­боче­го кон­тро­ля на пред­при­яти­ях, по­высить зар­пла­ту. Од­на­ко за­кон не всту­пил в си­лу.

Ком­му­нис­ти­чес­кое дви­жение. Со­бытия в Рос­сии и уси­ление ра­боче­го дви­жения во мно­гих стра­нах ве­ли к у­креп­ле­нию по­зиций со­ци­ал-де­мок­ра­тов. Внут­ри со­ци­ал-де­мок­ра­тичес­ко­го те­чения не бы­ло единс­тва. Мно­гие счи­тали, что ра­бочие уже до­бились зна­чительных из­ме­нений и те­перь не­об­хо­димо дви­гаться впе­ред пу­тем пос­те­пен­ных ре­форм. Дру­гие при­зыва­ли к ак­тивным действи­ям, взя­тию влас­ти по при­меру больше­виков. Сто­рон­ни­ки та­кого кур­са соз­да­вали на­ци­ональные ком­партии.

В мар­те 1919 г. де­лега­ты от ком­му­нис­ти­чес­ких и близ­ких к ним пар­тий соб­ра­лись в Мос­кве на Уч­ре­дительный кон­гресс, объявив­ший о соз­да­нии III Ком­му­нис­ти­чес­ко­го ин­терна­ци­она­ла (Ко­мин­терна). Его глав­ны­ми за­дача­ми объяв­ля­лись борьба за ми­ровую ре­волю­цию и соз­да­ние все­мир­ной со­вет­ской рес­публи­ки. На­ци­ональные ком­партии счи­тались сек­ци­ями Ко­мин­терна. Ко­мин­терн вел большую ра­боту по про­паган­де ком­му­нис­ти­чес­ких идей, соз­да­нию ком­му­нис­ти­чес­ких ор­га­низа­ций, го­товил выс­тупле­ния про­тив пра­ви­тельств в раз­ных стра­нах.

При­вер­женцы уме­рен­ных взгля­дов в со­ци­ал-де­мок­ра­тичес­ком дви­жении объеди­нились в 1923 г. в Со­ци­алис­ти­чес­кий ра­бочий ин­терна­ци­онал.


3. Эко­номи­чес­кое раз­ви­тие в 20—30-е гг. XX в. В 1920-е гг. в большинс­тве за­пад­ных стран наб­лю­дал­ся ус­тойчи­вый эко­номи­чес­кий рост. Од­на­ко в 1929 г. раз­ра­зил­ся не­быва­лый эко­номи­чес­кий кри­зис.

Во вре­мя эко­номи­чес­ко­го бу­ма 1920-х гг. в США ши­роко проц­ве­тала спе­куля­ция ак­ци­ями, це­на ко­торых нам­но­го пре­выша­ла их ре­альную сто­имость. В ок­тябре 1929 г. про­изо­шел крах фон­до­вого рын­ка цен­ных бу­маг. За­това­рива­ние при­вело к па­дению цен, прек­ра­щению про­из­водс­тва, бес­пре­цеден­тно­му рос­ту без­ра­боти­цы. Рез­ко сок­ра­тилась ми­ровая тор­говля. В ито­ге весь ка­пита­лис­ти­чес­кий мир ока­зал­ся в тис­ках за­тяж­но­го эко­номи­чес­ко­го кри­зиса.

Пос­ле Пер­вой ми­ровой войны эко­номи­чес­кий центр ми­ра пе­ремес­тился в США. Здесь при­меня­ли но­вые тех­но­логии, по-но­вому ор­га­низо­вали про­из­водс­тво, мас­со­во вы­пус­ка­ли но­вейшую про­дук­цию: ав­то­моби­ли, ра­ди­оап­па­рату­ру, ле­карс­тва и т. д. Но имен­но США ста­ли цен­тром эко­номи­чес­ко­го ха­оса в на­чале 1930-х гг.

Кейнси­анс­тво. Эко­номи­чес­кий кри­зис 1929—1933 гг. зас­та­вил пе­рес­мотреть мно­гие взгля­ды на раз­ви­тие об­щес­тва. В ря­де го­сударств в эко­номи­ке на сме­ну сти­хии ры­ноч­ных от­но­шений приш­ло го­сударст­вен­ное ре­гули­рова­ние. Осо­бые ме­тоды та­кого ре­гули­рова­ния бы­ли пред­ло­жены в 1930-е гг. XX в. ан­глийским эко­номис­том Джо­ном Кейнсом (кейнси­анс­тво).

В ос­но­ве те­ории Кейнса ле­жит идея со­чета­ния го­сударст­вен­но­го ре­гули­рова­ния с ры­ноч­ной эко­номи­кой. Этим пу­тем пош­ли США, Ве­ликоб­ри­тания, не­кото­рые дру­гие стра­ны.

По мне­нию Кейнса, го­сударс­тво, что­бы пре­одо­леть эко­номи­чес­кие кри­зисы, за счет сво­его бюд­же­та дол­жно под­держи­вать объем спро­са и пот­ребле­ния на про­из­во­димые то­вары, не до­пус­кая кри­зиса пе­ре­про­из­водс­тва и без­ра­боти­цы. В ус­ло­ви­ях кри­зиса го­сударст­вен­ная по­лити­ка дол­жна быть нап­равле­на на уве­личе­ние рас­хо­дов, по­ниже­ние на­логов и бан­ков­ско­го про­цен­та, а в ус­ло­ви­ях быс­тро­го раз­ви­тия эко­номи­ки, нап­ро­тив, на сок­ра­щение рас­хо­дов, по­выше­ние на­логов и бан­ков­ско­го про­цен­та. Кейнс пре­дус­матри­вал раз­ви­тие со­ци­ально­го пар­тнерс­тва меж­ду пред­при­нима­теля­ми и ра­бот­ни­ками на ос­но­ве вза­им­ных сог­ла­шений и ком­про­мис­сов, ко­торые бы­ва­ют вы­год­ны всем сто­ронам.


4. «Но­вый курс» пре­зиден­та Ф. Руз­вельта в США. В 1929—1933 гг. объем про­мыш­ленно­го про­из­водс­тва в США сок­ра­тил­ся на 50%, без­ра­бот­ны­ми ста­ли 13 млн че­ловек. Пре­зидент-рес­публи­канец Гер­берт Гу­вер, ис­хо­дя из догм ли­бера­лиз­ма, счи­тал не­допус­ти­мым по­мощь го­сударс­тва эко­номи­ке в це­лом и от­дельным граж­да­нам. В хо­де пре­зидент­ской кам­па­нии 1932 г. кан­ди­дат от Де­мок­ра­тичес­кой пар­тии Фран­клин Де­лано Руз­вельт, нап­ро­тив, обе­щал аме­рикан­цам «но­вый курс» в от­но­шени­ях го­сударст­вен­ной влас­ти и об­щес­тва.

По­бедив на вы­борах, Руз­вельт в те­чение ста дней в 1933 г. про­вел нес­колько ме­роп­ри­ятий, пов­ли­яв­ших на весь об­лик стра­ны и ее бу­дущее. В ре­зульта­те вме­ша­тельства пра­ви­тельства в де­ла час­тных бан­ков ста­били­зиро­вались бан­ков­ская сис­те­ма и фи­нан­сы. Бы­ла осу­щест­вле­на экс­трен­ная по­мощь без­ра­бот­ным и нуж­да­ющим­ся. Для мо­лоде­жи соз­да­вались тру­довые ла­геря, где за вы­пол­не­ние об­щес­твен­ных ра­бот (бла­го­ус­тройство ле­сов в от­да­лен­ных районах) кор­ми­ли и вы­дава­ли 1 дол­лар в день. Спе­ци­ально соз­данная го­сударст­вен­ная кор­по­рация прет­во­рила в жизнь про­ект эко­номи­чес­ко­го и эко­логи­чес­ко­го воз­рожде­ния ог­ромно­го района в до­лине ре­ки Тен­несси.

Руз­вельт стре­мил­ся к ре­ор­га­низа­ции всей эко­номи­ки. По за­кону о вос­ста­нов­ле­нии на­ци­ональной про­мыш­леннос­ти (NIRA) бы­ли вве­дены ко­дек­сы чес­тной кон­ку­рен­ции. Пред­при­нима­тели каж­дой от­расли дол­жны бы­ли вы­рабо­тать еди­ные ус­ло­вия про­из­водс­тва, ко­торые ста­вили бы их в рав­ное по­ложе­ние. Це­ны и объемы про­из­водс­тва оп­ре­деля­лись с уче­том объема рын­ка. Уси­ли­ями пра­ви­тельства та­кими ко­дек­са­ми бы­ло ох­ва­чено 95% про­мыш­леннос­ти. За­кон так­же ре­гули­ровал вза­имо­от­но­шения пред­при­нима­телей и ра­бочих, ог­ра­ничи­вая про­из­вол пер­вых. Пре­дус­матри­вались круп­ные ас­сигно­вания на об­щес­твен­ные ра­боты и го­сударст­вен­ное строи­тельство.

Бы­ла ока­зана го­сударст­вен­ная по­мощь фер­ме­рам. NIRA и за­коны о ре­гули­рова­нии сельско­го хо­зяйства действо­вали в те­чение двух лет и в кон­це кон­цов бы­ли приз­на­ны не­кон­сти­туци­он­ны­ми Вер­ховным су­дом США.

Но имен­но эти за­коны сыг­ра­ли ре­ша­ющую роль в вы­ходе стра­ны из кри­зиса и раз­ви­тии эко­номи­ки. В кон­це 30-х гг. XX в. Руз­вельт про­вел, нес­мотря на соп­ро­тив­ле­ние кон­грес­са и Вер­ховно­го су­да, ряд со­ци­альных за­конов (о тру­довых от­но­шени­ях, о стра­хова­нии, о спра­вед­ли­вых ус­ло­ви­ях найма и т. д.).


Закрепление нового материала:

Опи­шите ход и ре­зульта­ты ре­волю­ци­он­ных со­бытий в Ев­ро­пе пос­ле Пер­вой ми­ровой войны.

Оха­рак­те­ризуйте де­ятельность Ко­мин­терна.

По­чему ни в од­ной стра­не, кро­ме Рос­сии, ком­му­нис­ты не су­мели прийти к влас­ти? Ука­жите не ме­нее пя­ти при­чин.


5



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.