Конспект урока истории на тему «Европа и США»
Дисциплина: ОУД.б.04 История
Тема раздела: Между мировыми войнами
Тема занятия: Европа и США
Цели занятия:
1.образовательные цели:
знать основные территориальные изменения после первой мировой войны;
определить значение революционных событий после первой мировой войны;
изучить экономическое развитие в 20-30- е гг..
2.воспитательные цели:
воспитание патриотизма у молодежи;
привитие уважения к историческому прошлому российского государства;
3.развивающие цели:
развитие познавательных интересов;
развитие памяти и мышления;
развитие умения анализировать и делать выводы.
Прочитать лекционный материал и на основании полученных знаний ответить письменно на поставленные вопросы.
Какие территориальные изменения произошли в результате Первой мировой войны?
Дайте характеристику экономического развития западных стран в 1920—1930-е гг.
Что такое «новый курс» Ф. Рузвельта? Перечислите основные мероприятия этого курса.
План занятия:
Выполнить практические задания по плану:
а) заполнить таблицу «Цели государств в Первой мировой войне»
Страна | Цели |
Германия | |
Австро-Венгрия | |
Великобритания | |
Франция | |
Россия | |
б)заполнить таблицу «Боевые действия в Первую Мировую войну»
Дата | Военные действия (основные битвы, сражения и их итоги) |
1914 г. | |
1915 г. | |
1916 г. | |
1917 г. | |
1918 г. | |
II. Изучить лекционный материал:
1. Территориальные изменения после Первой мировой войны.
2. Революционные события в Европе.
3. Экономическое развитие в 20-30-егг.
4. «Новый курс» президента Ф. Рузвельта в США.
Лекция:
1.Территориальные изменения после Первой мировой войны.
По условиям Версальского мирного договора 1919 г. Франция возвращала Эльзас и Лотарингию, оккупировала Рейнский регион Германии. Угольные копи Саара перешли к Франции на 15 лет. Небольшие приращения получили Бельгия и Дания, значительные — Польша. Данциг (Гданьск) стал вольным городом. Германия должна была выплачивать репарации. Всеобщая воинская повинность в Германии запрещалась, стране нельзя было иметь подводные лодки, военную авиацию, численность добровольной армии не должна была превышать 100 тыс. человек.
Договор с Австрией зафиксировал распад Австро-Венгрии и запрещал объединение Австрии с Германией. Часть территории бывшей монархии Габсбургов отходила к Италии, Польше, Румынии. Болгария лишилась некоторых земель в пользу Греции, Румынии и Югославии. Османская империя теряла Палестину, Трансиорданию, Ирак, Сирию, Ливан, Армению, почти все свои владения в Европе. Однако после революции в Турции в 1918—1923 гг. и поражения Армении и Греции в войнах с Турцией последняя увеличила свою территорию.
В Европе появились новые государства: Австрия, Венгрия, Чехословакия, Югославия, Польша, Эстония, Латвия, Литва, Финляндия.
Германские колонии в Африке поделили Великобритания и Франция. К ним же отошли ближневосточные владения Турции. Ирак признавался независимым, но фактически попал под власть Великобритании. Японии достались германские острова в Тихом океане.
2.Революционные события в Европе. В Германии обострившаяся в годы войны обстановка в ноябре 1918 г. переросла в революцию. Она началась с кровавого подавления выступления моряков в Киле, где образовались первые Советы — солдатский и рабочий. Советы стали возникать и в других городах. 9 ноября монархия была свергнута. Власть оказалась в руках Совета народных уполномоченных во главе с социал-демократом Фридрихом Эбертом. Левые социал-демократы во главе с Карлом Либкнехтом и Розой Люксембург, создавшие в декабре 1918 г. Коммунистическую партию, выступали за углубление революции. В январе 1919 г. между правительством и рабочими вспыхнула вооруженная борьба. Войска подавили выступление, Либкнехт и Люксембург были убиты. 13 апреля 1919 г. в Мюнхене была провозглашена советская республика, но просуществовала она всего две недели.
Правительство учло ряд требований рабочих в Конституции, принятой летом 1919 г. Учредительным собранием в Веймаре. Веймарская конституция устанавливала всеобщее избирательное право. Последним революционным событием в Германии стало восстание в октябре 1923 г. в Гамбурге под руководством коммуниста Эрнста Тельмана. Оно также было подавлено.
В ноябре 1918 г. в Венгрии образовалась Коммунистическая партия, которую возглавил Белла Кун. 21 марта 1919 г. будапештский Совет рабочих депутатов провозгласил Венгрию советской республикой. На местах всю власть сосредоточили в своих руках Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Были национализированы банки, промышленные предприятия, транспорт, земли помещиков. На борьбу с Венгрией Антанта направила войска Румынии и Чехословакии. 1 августа 1919 г. советская власть была ликвидирована. Фактически страной стал управлять адмирал Миклош Хорти, провозглашенный регентом, так как в Венгрии формально сохранялась монархия.
Выступления недовольных происходили во всех странах Европы. Особенно острой была борьба в Италии. В 1920 г. рабочие захватили многие предприятия и почти месяц управляли ими. Крестьяне занимали помещичьи земли. Правительство не осмелилось применить оружие. Власти обещали принять закон о введении рабочего контроля на предприятиях, повысить зарплату. Однако закон не вступил в силу.
Коммунистическое движение. События в России и усиление рабочего движения во многих странах вели к укреплению позиций социал-демократов. Внутри социал-демократического течения не было единства. Многие считали, что рабочие уже добились значительных изменений и теперь необходимо двигаться вперед путем постепенных реформ. Другие призывали к активным действиям, взятию власти по примеру большевиков. Сторонники такого курса создавали национальные компартии.
В марте 1919 г. делегаты от коммунистических и близких к ним партий собрались в Москве на Учредительный конгресс, объявивший о создании III Коммунистического интернационала (Коминтерна). Его главными задачами объявлялись борьба за мировую революцию и создание всемирной советской республики. Национальные компартии считались секциями Коминтерна. Коминтерн вел большую работу по пропаганде коммунистических идей, созданию коммунистических организаций, готовил выступления против правительств в разных странах.
Приверженцы умеренных взглядов в социал-демократическом движении объединились в 1923 г. в Социалистический рабочий интернационал.
3. Экономическое развитие в 20—30-е гг. XX в. В 1920-е гг. в большинстве западных стран наблюдался устойчивый экономический рост. Однако в 1929 г. разразился небывалый экономический кризис.
Во время экономического бума 1920-х гг. в США широко процветала спекуляция акциями, цена которых намного превышала их реальную стоимость. В октябре 1929 г. произошел крах фондового рынка ценных бумаг. Затоваривание привело к падению цен, прекращению производства, беспрецедентному росту безработицы. Резко сократилась мировая торговля. В итоге весь капиталистический мир оказался в тисках затяжного экономического кризиса.
После Первой мировой войны экономический центр мира переместился в США. Здесь применяли новые технологии, по-новому организовали производство, массово выпускали новейшую продукцию: автомобили, радиоаппаратуру, лекарства и т. д. Но именно США стали центром экономического хаоса в начале 1930-х гг.
Кейнсианство. Экономический кризис 1929—1933 гг. заставил пересмотреть многие взгляды на развитие общества. В ряде государств в экономике на смену стихии рыночных отношений пришло государственное регулирование. Особые методы такого регулирования были предложены в 1930-е гг. XX в. английским экономистом Джоном Кейнсом (кейнсианство).
В основе теории Кейнса лежит идея сочетания государственного регулирования с рыночной экономикой. Этим путем пошли США, Великобритания, некоторые другие страны.
По мнению Кейнса, государство, чтобы преодолеть экономические кризисы, за счет своего бюджета должно поддерживать объем спроса и потребления на производимые товары, не допуская кризиса перепроизводства и безработицы. В условиях кризиса государственная политика должна быть направлена на увеличение расходов, понижение налогов и банковского процента, а в условиях быстрого развития экономики, напротив, на сокращение расходов, повышение налогов и банковского процента. Кейнс предусматривал развитие социального партнерства между предпринимателями и работниками на основе взаимных соглашений и компромиссов, которые бывают выгодны всем сторонам.
4. «Новый курс» президента Ф. Рузвельта в США. В 1929—1933 гг. объем промышленного производства в США сократился на 50%, безработными стали 13 млн человек. Президент-республиканец Герберт Гувер, исходя из догм либерализма, считал недопустимым помощь государства экономике в целом и отдельным гражданам. В ходе президентской кампании 1932 г. кандидат от Демократической партии Франклин Делано Рузвельт, напротив, обещал американцам «новый курс» в отношениях государственной власти и общества.
Победив на выборах, Рузвельт в течение ста дней в 1933 г. провел несколько мероприятий, повлиявших на весь облик страны и ее будущее. В результате вмешательства правительства в дела частных банков стабилизировались банковская система и финансы. Была осуществлена экстренная помощь безработным и нуждающимся. Для молодежи создавались трудовые лагеря, где за выполнение общественных работ (благоустройство лесов в отдаленных районах) кормили и выдавали 1 доллар в день. Специально созданная государственная корпорация претворила в жизнь проект экономического и экологического возрождения огромного района в долине реки Теннесси.
Рузвельт стремился к реорганизации всей экономики. По закону о восстановлении национальной промышленности (NIRA) были введены кодексы честной конкуренции. Предприниматели каждой отрасли должны были выработать единые условия производства, которые ставили бы их в равное положение. Цены и объемы производства определялись с учетом объема рынка. Усилиями правительства такими кодексами было охвачено 95% промышленности. Закон также регулировал взаимоотношения предпринимателей и рабочих, ограничивая произвол первых. Предусматривались крупные ассигнования на общественные работы и государственное строительство.
Была оказана государственная помощь фермерам. NIRA и законы о регулировании сельского хозяйства действовали в течение двух лет и в конце концов были признаны неконституционными Верховным судом США.
Но именно эти законы сыграли решающую роль в выходе страны из кризиса и развитии экономики. В конце 30-х гг. XX в. Рузвельт провел, несмотря на сопротивление конгресса и Верховного суда, ряд социальных законов (о трудовых отношениях, о страховании, о справедливых условиях найма и т. д.).
Закрепление нового материала:
Опишите ход и результаты революционных событий в Европе после Первой мировой войны.
Охарактеризуйте деятельность Коминтерна.
Почему ни в одной стране, кроме России, коммунисты не сумели прийти к власти? Укажите не менее пяти причин.
5