12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Коханович Софья106 Россия, Карелия респ. |
Конспект урока «Археология - помощница истории»
Урок истории «Археология – помощница истории».
Предмет: история
Класс: 5 «б»
Дата: 29 сентября 2015 года
Тема: «Археология – помощница истории»
Цель: сформировать представление о важности археологических исследований для понимания истории.
Задачи:
Знать:
Что такое археология;
Как работают археологи;
Какие важнейшие находки сделаны археологами на территории Карелии
Выявить:
Помогают ли археологические находки формировать полное представление о жизни людей в прошлом;
Является ли археология помощницей истории факторы, влияющие на развитие способностей;
Научиться:
работать в группе,
слушать других,
работать с текстом.
УМК: Андреевская Т.П. История Древнего мира: 5 класс/ Т.П.Андреевская, М.В.Белкин, Э.В.Ванина, под. Ред. В.С.Мясникова.-М.:Вентана-Граф,2013.
Дополнительно: компьютер, проектор, экран, карта России, Карелии.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (метапредметность) | |||||||
Познавательная деятельность | Коммуникативная деятельность | Регулятивная деятельность | |||||||
Учебные действия | Получаемый результат | Учебные действия | Получаемый результат | Учебные действия | Получаемый результат | ||||
1.Самоопределение к деятельности 3 мин. | Учитель предлагает ученикам отгадать загадку, для этого потребуется собрать пазл и ответить на вопрос. Ответом должны стать три слова – тема урока | Отгадывают загадку, складывают пазл, отвечают на вопрос | отгадали | Работа в группе | Нашли ответ | Выполнение правил | умеют | ||
2.Актуализация знаний и мотивация 2 мин. | Когда слова отгаданы, учитель предлагает ребятам сложить их вместе и определить, что же это такое? (тема урока). Учитель предлагает ребятам усомниться и подумать, верно ли получившееся утверждение – «Археология – помощница истории»? | Определяют тему урока Размышляют над верностью утверждения. Приходят к выводу о необходимости его доказать.
| Расширение кругозора
| Формирование собственного мнения
| Умение отбирать лучшие формулировки
| Визуальное и вербальное воспроизводство
| Развитие памяти, умение четко высказывать свои мысли.
| ||
3.Постановка учебной задачи 5 мин. | После того, как тема урока сформулирована, и ученики пришли к выводу о необходимости ее доказательства, учитель предлагает подумать, на какие вопросы необходимо ответить, чтобы лучше разобраться в теме. Что ещё вы хотели бы узнать об археологии? Составим кластер.( см. приложение 1) | Ученики предлагают свои варианты вопросов (как работают археологи? Что находят? Где находят? Какая польза от этих находок), составляют кластер | Учебная задача определена, кластер составлен | Слушают друг друга | Правила устной речи | Формулируют вопросы к теме урока (цели) | Осознанное выполнение задания Сформировано умение | ||
4.«Открытие» детьми нового знания 20 мин.
Физкультминутка (2 мин.) | Учитель предлагает ученикам сперва, разобраться с вопросом о том, как работают археологи и для этого просмотреть видеоролик. ( см. приложение 5) После просмотра следует обсуждение.
Учитель предлагает ученикам разобрать разноцветные карточки и в соответствии с цветом занять в классе новое положение.
После просмотра видеосюжета и обсуждения, учитель предлагает приступить к решению вопросов о том, что, где и когда было обнаружено археологами, и какая польза для истории от этих находок Учитель демонстрирует карты России и Карелии с обозначением мест археологических исследований и находок. (см. приложение 6)
Учитель предлагает ученикам ответить на поставленные в начале урока вопросы, используя краеведческий материал, а именно, рассмотреть несколько наиболее известных археологических памятников Карелии. Знакомиться с ними ученики будут самостоятельно, каждый ученик получает текст( см. приложения 2-3-4), работа идет по группам. Результатом должно стать заполнение таблицы ( см. приложение 1)
После того, как каждая группа завершила работу со своим памятником археологии, следует их обсуждение. Учитель возвращается к теме урока и предлагает ученикам определить: помогает ли археология истории, и, каким образом?
| Просматривают видеосюжет. Обсуждают.
Рассматривают карту
Изучают археологические памятники Карелии по группам: Оленеостровский могильник, петроглифы, лабиринты и сейды
Усвоение, уточнение и закрепление информации. Анализируют, делают выводы | Усвоение и понимание
Делают вывод о том, что в нашей стране и республике сделано немало археологических открытий
Усвоение и понимание новой информации
Знания усвоены | Слушают друг друга (на этапе обсуждения)
Советуются друг с другом
Отработка навыка работы в группе.
Слушают друг друга | Сообща делают выводы
Сообща делают выводы
Умеют
Сообща делают выводы
| Работают с различными источниками информации
Работают с картой
Работа с текстом, таблицей, поиск и систематизация информации
Систематизируют информацию | Осознанное выполнение задания
Умеют
Умение ориентироваться в тексте, выделять главное
Умеют | ||
5. Первичное закрепление. Самопроверка (5 мин.) | Учитель предлагает ученикам выполнить несколько заданий для проверки и закрепления знаний (см. приложение 1) | закрепление | усвоение | Индивидуальная работа с тестом | выполнена | Самостоятельное выполнение | успешность | ||
6.Рефлексия (5мин.) | Учитель предлагает ученикам выразить свое отношение к уроку при помощи синквейна (см. приложение 1) | Вербальное и визуальное воспроизведение материала | Новые знания | Собственное мнение | Умение отстаивать | Умение анализировать свои собственные достижения | Анализ собственной деятельности |