Урок литературы «Ф. Стендаль "Красное и черное". Жюльен Сорель, его характер и судьба. Душевная борьба героя»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«Стахановский политехнический колледж»
Разработка урока литературы по теме:
«Ф. Стендаль. Роман «Красное и черное». Жюльен Сорель, его характер и судьба. Душевная борьба героя»
Разработала:
Зайцева Е.В.
преподаватель высшей категории,
старший преподаватель
2021 г. г. Стаханов
Аннотация
Разработка урока по учебной дисциплине ОДБ 02 «Литература» на 1 курсе, составлена в виде конспекта в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Луганской Народной Республики, планируемыми результатами среднего общего образования по литературе и ориентирована на работу с учебником Лебедева Ю.В., М.: Просвещение, 2016 год.
Данная разработка урока предназначена для проведения уроков литературы на первом курсе по роману Ф. Стендаля «Красное и черное».
В разработке четко определены этапы урока формирования умений и навыков.
Урок опирается на знания и умения, полученные обучающимися на предыдущих занятиях. Данное занятие предлагает совместную работу обучающихся по получению знаний (диалоговую, групповую, коллективную), что развивает коммуникативную компетентность обучающихся.
Урок направлен как на развитие навыков и умений идейно-художественного анализа произведения по сюжету и образу главного героя произведения, так и на формирование стремления к постижению смысла жизни.
Урок по роману Ф. Стендаля на первом курсе по литературе 19 века занимает особое место. Форма урока позволяет использовать различные способы работы с обучающимися, а самое главное – формы самостоятельной работы с текстом произведения, позволяет проявить исследовательские навыки и знание литературного произведения.
Урок литературы нацелен на создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению учебной дисциплины. Использование ИКТ позволяет повысить уровень наглядности, расширить кругозор обучающихся. Мультимедийная презентация наиболее полно отвечает интересам и запросам обучающихся.
Конспект урока может быть использован преподавателями первых курсов на уроке литературы.
Оглавление
1.Введение…………………………………………………………………………………..
2. Основная часть (конспект урока)…………………………………………………
3. Список используемой литературы……………………………………………….
Введение
Урок разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Луганской Народной Республики. Вид разработки: урок формирования умений и навыков
по теме: «Ф. Стендаль. Роман «Красное и черное». Жюльен Сорель, его характер и судьба. Душевная борьба героя».
Актуальность темы
Данный урок помогает организовать работу по изучению романа Ф. Стендаля, способствует глубокому пониманию философских идей автора, формированию собственной позиции по отношению к главному герою произведения, формированию навыка внимательного чтения романа.
Этот урок изучения большого художественного произведения представляет собой учебную ситуацию. С помощью преподавателя, который продумал модель исследования, обучающиеся самостоятельно совершают разнообразные учебные действия:
- Выбирают информацию, необходимую для ответа на поставленный учителем вопрос
- Обсуждают отдельные положения выступления в группе
- Готовят монологическое выступление
- Помогают тем учащимся, которые испытывают затруднения
На каждом уроке учащиеся должны приобретать не только личностные навыки, но и коммуникативные компетенции. Данный урок предусматривает работу в группе. Это концентрирует знания в маленьком интеллектуальном пространстве, развивает очень важное в современном обществе качество толерантности. Такой урок не исключает приобретения устойчивых познавательных навыков: знания, полученные самостоятельным исследованием текста, жизненных ценностей главного героя, прочнее знаний, продиктованных преподавателем.
На уроках с использованием активных методов обучения каждый обучающийся не пассивно воспринимает материал, а осваивает его на основе универсальных способов: исследования, систематизации материала, выбора важнейшей информации, сжатия текста для короткого выступления.
В ходе проведения урока использовала разные методы обучения: проблемное обучение, исследовательские образовательные методы, обучение в сотрудничестве (групповая работа), информационно-коммуникационные технологии. Применила такие формы обучения, как беседа, создание обложки к роману, поисково-исследовательская работа в группах, интерактивные упражнения «Круг Вена», «Снежный ком».
Тема: Ф. Стендаль. Роман «Красное и черное». Жюльен Сорель, его характер и судьба. Душевная борьба героя.
Цель: углубить знания обучающихся о романе французского писателя; раскрыть причину конфликта Жюльена Сореля с обществом; показать на примере героя романа Ф. Стендаля противоречивость характера Жюльена Сореля; разъяснить причину крушения его иллюзий.
Оборудование: издание произведения, учебники, доска флип-чарт, мультимедийное сопровождение к уроку , конверты с рекомендациями к уроку.
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Ход урока.
I.Организационный момент:
1. Приветствие.
2.Ознакомление с формами организации учебной деятельности:
- сообщение творческих групп о готовности к уроку;
- ознакомление с рекомендациями к уроку (обучающиеся поделены на две группы, каждая группа за правильный ответ получает фишку, группа, которая заработает большее количество фишек, получает оценку пять).
3. Упражнение «Ожидание»
(Обучающиеся на цветных листах пишут свои ожидания от урока и вывешивают их на доску флип-чарт).
II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока.
Преподаватель. Человеческая жизнь, как и природа, полна контрастов. День и ночь, жара и мороз, добро и зло, молодость и старость, благородная цель и неблагородные средства ее достижения. Такими контрастами пронизан роман Стендаля «Красное и черное», о чем свидетельствует уже само его название.
Роман – это зеркало жизни, в которое смотрит не только писатель, но и читатель. И каждый из нас видит в таком зеркале что – то свое. Давайте пристально вглядимся в зеркало под названием «Красное и черное».
III. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Работа с ключевыми эпизодами сюжета (расположить ключевые эпизоды в порядке развертывания сюжета).
1№ | Эпизод романа |
11 | Жизнь в семье мэра города Верьера господина де Реналя, к которому Жюльен устраивается гувернером. |
22 | Юноша попадает в Париж. |
33 | Рассказ о жизни Жульена Сореля в семье отца, крестьянина-плотника. |
44 | Влюбившись в госпожу де Реналь, герой вынужден покинуть дом мэра Верьера. |
55 | Холодные взаимоотношения с родными, враждебное отношение к нему со стороны односельчан и родных, ведь Жульен не способен к физическому труду и находится на содержании семьи. |
66 | Маркиз де Ла-Моль берет его секретарем и библиотекарем. |
77 | Жульен учится в Безансонской семинарии, чтобы сделать карьеру священника, но и это ему не удается |
88 | Жульен выполняет сложные политические поручения, проявляя свой ум и способности. |
99 | В Жюльена Сореля влюбляется дочь маркиза Матильда: госпожа де Реналь под давлением своего католического духовника дает маркизе очень негативный отзыв о Сореля. |
110 | Жюльен стреляет в госпожу де Реналь, легко ранив ее, попадает в тюрьму, его приговаривают к смертной казни. |
2.Презентация собственно созданной обложки к произведению Стендаля «Красное и черное» (каждая группа получила самостоятельное задание создать собственную обложку к произведению и обосновать свой вариант).
Преподаватель. До опубликования романа «Красное и черное» (1831) Стендаль написал немало публицистических произведений по вопросам искусства, музыки, истории, а также рассказов, известную новеллу «Ванина Ванини», попробовал свои силы в драматургии.
В основу романа «Красное и черное» положено реальное событие: убийство юношей низкого происхождения - гувернером Берт - любовницы, матери своих воспитанников. Но сам факт был лишь толчком для замысла, в котором отдельная человеческая судьба стала синтезом выражения трагедии возраста. В произведении есть подзаголовок: «Хроника XIX века» и указано время действия: 1827 год. Такого в литературе еще не было: совершенно конкретная реальность современной автору эпохи скрупулезно воссоздана, но не столько в бытовом плане (обычаи, быт, интерьер), сколько в психологическом - как поиск одаренным молодым человеком своего места в жизни, счастья. Крах на этом пути из-за столкновения с буржуазной действительностью: общество убивает молодых людей - выходцев из «низов», если они пытаются реализовать свою личность, выделяются из среды, которая их окружает.
IV. Работа над темой урока.
1. Результаты поисково-исследовательской работы в группах.
Преподаватель. Валерий Брюсов отмечал: «Каждый человек — отдельная определенная личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее».
1. Группа - «психологи». Результаты работы над вопросами (прием «Скульптура личности»).
Обучающиеся получили опережающее задание найти в тексте характеристику личности Жюльена Сореля и ответить на вопросы:
- Каким предстает перед читателем Жюльен Сорель?
- Что сочетает в себе Жюльен Сорель?
- Какова основа сложного характера Сореля?
- К чему привела победа над собственными пороками главного героя?
Ожидаемые ответы.
Жюльен Сорель независимый, с чувством собственного достоинства молодой человек, страстно желающий изменить свою судьбу любым способом. Он умен, красив и страшно обаятелен. Герой – сын плотника, он не желает мириться с уготовленной ему судьбой и всячески старается вырваться из своего окружения.
Жульен сочетает в себе две личности — гордеца и честолюбца, но в то же время человека доброго и непосредственного по-детски наивного. По мере преодоления честолюбия и гордости, его престала привлекать гордая и честолюбивая Матильда. Теперь он рассмотрел все достоинства самоотверженной госпожи де Реналь, которая любила его искренне. В итоге Жульен больше стал тянуться душой к ней.
Основа сложного характера героя — противоречивое соединение революционного, независимого и благородного начала с честолюбивыми стремлениями, влекущими на путь лицемерия, мести и преступления.
Когда герой уже достиг цели и стал виконтом де Верней, стало понятно, что игра не стоила свеч. Такое счастье не могло удовлетворить героя, потому что живая душа, вопреки насилиям над ней, в Жюльене все-таки сохранилась.
Победа Жульена над собственными пороками привела его к гибели. Главный герой даже не пытался спасти себя. Он смирился с уготовленной судьбой. Жульен Сорель не смог перестроить себя и преодолеть свои заблуждения. Буржуазное общество теперь не для него, а жить в низах ему не хотелось. Осознав все, Жульен потерял смысл в жизни, поэтому гильотина для него единственное спасение. Жульен Сорель не смог перестроить себя и преодолеть свои заблуждения. Буржуазное общество теперь не для него, а жить в низах ему не хотелось.
Преподаватель. Стендаль одним из первых нащупывает один из самых больных нервов своего века, его общественной системы, основанной на подавлении личности и потому закономерно порождающей преступность. Дело оказывается не в том, что человек преступил черту, а в том, какую черту он преступил, какой закон нарушил. С этой точки зрения роман «Красное и черное» в самой резкой форме демонстрирует противоположность между естественным правом личности и теми рамками, которые предоставляет ей для реализации этих прав закон.
Стендаль до предела заостряет эту проблему тем, что в качестве героя берет незаурядную личность плебейского происхождения. Его Жюльен Сорель — сын плотника, но в то же время человек, одержимый честолюбивыми устремлениями. Его честолюбие если не чуждо тщеславия, то совершенно чуждо алчности. Он, прежде всего, хочет занять подобающее ему место в общественной системе. Он прекрасно осознает, что не только не хуже других, преуспевающих, но и умнее, серьезнее их. Свою энергию, свои силы Жюльен Сорель готов употребить на благо общества, а не только на свое личное благо. Но он в то же время и хорошо знает, что его плебейское происхождение висит на его мечтаниях тяжелым грузом.
2.Группа - «философы». Результаты работы с цитатами текста (жизненная философия Жюльена Сореля).
Обучающиеся получили опережающее задание исследовать жизненную философию Жюльена Сореля и прокомментировать.
- "Дайте мне жить моей идеальной жизнью. Все эти ваши мелкие дрязги, ваши рассказы о житейской действительности, более или менее оскорбительные для моего самолюбия, только и могут что заставить меня упасть с неба на землю. Всякий умирает, как может, вот и я хочу думать о смерти на свой собственный лад. Какое мне дело до других?";
- "Уж если совершать преступления, то надо их совершать с радостью: а без этого что в них хорошего; если их хоть чем-нибудь можно оправдать, так только этим.";
- "Вежливость — это только отсутствие раздражения, которое прорывается при дурных манерах.";
-"Видно, в самом деле так уж мне на роду написано — умереть, мечтая… А странно все-таки, что я только теперь постигаю искусство радоваться жизни, когда уж совсем близко вижу ее конец.";
- "У него было наготове сколько угодно галантных фраз, но никаких мыслей…";
- «... Это мое преступление, джентльмены, и оно будет наказано с большей строгостью, что, по сути, меня судят ни в коем случае не равных мне. Я не вижу здесь присяжных ни одного богатого крестьянина, а только одного возмущенного буржуа ... ».
Ожидаемые ответы.
Путь наверх Жюльена Сореля – это путь утраты им лучших человеческих качеств и путь постижения настоящей сущности власть имущих. Когда герой уже достиг цели и стал виконтом де Верней, стало понятно, что игра не стоила свеч. Такое счастье не могло удовлетворить героя, потому что живая душа, вопреки насилиям над ней, в Жюльене все-таки сохранилась.
Преподаватель. Пережитое нравственно просветляет и поднимает героя, очищает его от пороков, привитых обществом. Жюльен видит иллюзорность своих честолюбивых стремлений к карьере, с которыми он недавно связывал представления о счастье, и поэтому, ожидая казни, отказывается от помощи сильных мира сего, которые могут вызволить его из тюрьмы и вернуть к прежней жизни. Столкновение с обществом завершается нравственной победой героя.
2.Интерактивное упражнение «Круг Вена»
Использование этого приема ставит целью побудить обучающихся к самопознанию, самоанализу путем сравнения себя с главным героем. В первом круге обучающиеся записывают собственные черты характера и жизненные ценности. Во втором - героя, а в сечении – то что их объединяет.
3. Защита творческих работ
Работа в группах. Обучающиеся заранее получили задание раскрыть внутренний мир главного героя используя творческие подходы.
I. группа - Презентация.
II. группа - Рисунок.
4.Интерактивное упражнение «Снежный ком».
Используя интерактивное упражнение «Снежный ком», выражаем и обосновываем собственное мнение по поводу обсуждаемого вопроса.
Методика работы:
Беседа в форме вопросов по обсуждаемому вопросу.
Предлагается образно «Снежный ком», который «передают» от одного обучающегося к другому, называя имя адресата, тот, в кого «попал» «Снежный ком» отвечает на вопросы и передает его другому обучающемуся, чье имя называет.
Быстрый и лаконичный ответ.
Ответы без комментариев и оценок.
Озвучивается проблемный вопрос.
«Нет полностью хороших или полностью плохих людей»
Ожидаемые ответы:
- Понятие “быть хорошим человеком” – каждый понимает по-своему. Сколько в мире существует людей – столько и мнений. На хороших и плохих людей делят их поступки, действия, ход и образ жизни.
- Человек не может быть плохим, он лишь может страдать от нехватки счастья в своей жизни. Все люди добры по своей природе. Внешние факторы, например, благосостояние, одиночество или, наоборот, неправильный круг общения приводят к тому, что человек перестаёт наслаждаться жизнью, начинает винить в этом других, не пытаясь исправить ситуацию. Когда в жизни нет счастливых моментов, несчастный может только поделиться негативом с другими, сделать так, чтобы и остальные стали такими же, как и он.
Преподаватель.
Совершенно верно, человек не может быть полностью плохим. Именно так можно сказать и о нашем герое.
Автор показывает, каким сложным и противоречивым был путь героя к славе. Мы видим, как на этом пути Жюльен постепенно утрачивает свои лучшие человеческие качества, как пороки все больше заполняют его светлую душу. И он, в конечном итоге, все же добивается своего — становится виконтом де Верней и зятем могущественного маркиза. Но Жюльен не чувствует себя счастливым, его не удовлетворяет его жизнь. Ведь, несмотря ни на что, в нем еще сохранилась живая душа. Достаточно испорченный светом и собственным честолюбием, Сорель еще до конца не осознает причин своей неудовлетворенности. И лишь роковой выстрел в Луизу де Реналь открыл для него правду. Потрясение, которое испытал герой после совершенного преступления, перевернуло всю его жизнь, заставило переосмыслить все прежние ценности и взгляды. Произошедшая трагедия нравственно очищает и просветляет героя, освобождая его душу от пороков, привитых обществом. Теперь ему в полной мере открылась иллюзорность его честолюбивых стремлений к карьере, несостоятельность и ошибочность его представлений о счастье, как неизменном следствии славы. Меняется также и его отношение к Матильде, брак с которой должен был утвердить его положение в высшем обществе. Она становится для него теперь явным воплощением его честолюбивых стремлений, ради которых он готов был пойти на сделку с совестью. Осознав свои ошибки, почувствовав всю ничтожность своих прежних стремлений и идеалов, Жюльен отказывается от помощи сильных мира сего, способных вызволить его из тюрьмы. Так природное начало, чистая душа героя берут верх; он погибает, но выходит победителем в борьбе с обществом.
Преподаватель. Сегодня на уроке мы с вами очень продуктивно поработали над образом главного героя романа Ф. Стендаля «Красное и черное» Жюльеном Сорелем. Проанализировав образ героя, раскрыли все волнующие нас вопросы. Я считаю, что каждая группа может сделать вывод и еще раз отметить, что именно хотел донести до нашего сознания автор, создав свой роман.
V. Рефлексия. Оценивание.
Давайте сравним ваши ожидания в начале урока и оценим свою работу следующими обозначениями.
! - Я все понял (а) на уроке.
? - У меня остался вопрос.
... - Хотелось бы поработать над темой.
Оценивание обучающихся проходит по группам и индивидуально.
VI. Домашнее задание.
Написать эсе на тему « В чем причина того, что так трагически раннем возрасте обрывается жизнь молодого человека?»