Урок литературы «Характер и судьба Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»
Характер и судьба Григория Мелехова в романе
М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Урок литературы в 11 классе
Цели:
1. Образовательные:
формирование у учащихся целостного представления об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»;
показ взаимосвязи жизни и творчества писателя, обусловленность авторских позиций историческим контекстом;
закрепление у учащихся умений синтезировать полученную информацию и делать выводы по поставленной проблеме;
2. Развивающие:
способствование развитию памяти, мышления, познавательной самостоятельности, грамотной речи учащихся;
развитие у учащихся умений работы с художественным текстом;
развитие у учащихся навыков совместной научно-исследовательской и эвристической деятельности;
активизация познавательного интереса к изучению литературы.
3. Воспитательные:
формирование представлений о русской литературе как духовной, нравственной и культурной системе;
воспитание у учащихся любви к отечественной литературе;
приобщение учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.
осознание национального своеобразия русской классической литературы;
воспитание культуры умственного труда.
Задачи:
показать взаимосвязь судьбы Григория Мелехова с судьбой русского общества, доказать неизбежность трагедии жизни главного героя;
оценить результаты усвоения данной темы не только классом, но и каждым учащимся (знание текста, умение анализировать и т.д.).
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-беседа.
Межпредметные связи:
с историей (информация о биографии писателя, о некоторых фактах из истории России);
с этикой (формирование устойчивой морально-нравственной позиции учащихся через приобщение к этическим константам художественного текста).
Закрепление: роман-эпопея, образ героя, характер, внутренний монолог.
Опережающее домашнее задание
Ответить на следующие вопросы:
Каким предстает перед читателями романа Григорий Мелехов? (Ответ с использованием цитат из текста).
«Добрый казак». Какой смысл вкладывает Шолохов в эти слова, говоря о Григории Мелехове?
В каких эпизодах полнее всего раскрывается яркая, незаурядная личность Григория Мелехова?
Ход урока
1. Организационный момент.
Звонок. Учитель и ученики приветствуют друг друга. Ученики записывают тему урока в тетради.
2. Проверка домашнего задания с актуализацией знаний учащихся, повторением и введением теоретических понятий.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о художественном своеобразии романа Шолохова «Тихий Дон». Мы будем говорить о том, как в романе раскрываются особенности той эпохи, того времени не только в исторических событиях, но и фактах частной жизни, на примере изображения писателем отдельных личностей, в частности главного героя Григория Мелехова. Наша задача – в ходе урок проследить и прийти к выводу, в чем же все-таки заключается трагедия Григория Мелехова.
На предыдущем уроке мы знакомились с тем, как писатель работал над своим произведением, выяснили, что произведение Шолохова – роман-эпопея (ученики повторяют значение ранее изученного термина, акцентируя внимание на следующей части определения – «эпическое произведение, в котором судьба личности прослеживается в связи с судьбой общества, судьбой эпохи»).
Сейчас обратимся к образу главного героя. Начнем с проверки домашнего задания. Ответьте на первый вопрос: Каким предстает перед читателями романа Григорий Мелехов? (Ответ с использованием цитат из текста) (Ключевые слова записываются учениками на доске, составляя кластер «Характерные черты образа Григория Мелехова»).
Ученик 1: «Молодой, чернявый, турок, как и все Мелеховы», гордый, независимый, способный на большое чувство. Главные черты Григория (как и членов семьи Мелеховых) – доброжелательность, отзывчивость, великодушие, трудолюбие.
Ученик 2: Вот как отзываются о нем другие герои: «В душе Гришка нравился за казацкую удаль, за любовь к хозяйству и работе» (Мирон Григорьевич Коршунов).
«Он и женишок хоть куда, и семейство ихнее шибко работящее… Работящая семья и при достатке» (Мать Натальи).
Учитель: Верно. А как вы ответили на второй и третий вопросы: «Добрый казак». Какой смысл вкладывает Шолохов в эти слова, говоря о Григории Мелехове? (Образ Григория Мелехова) В каких эпизодах полнее всего раскрывается яркая, незаурядная личность Григория Мелехова? (Ключевые слова продолжают записываться на доске).
Ученик 3: Григорий Мелехов самая яркая личность среди героев «Тихого Дона», неповторимая индивидуальность, натура цельная, неординарная. Он искренен и честен в своих мыслях и поступках (особенно сильно это проявляется в его отношениях к Наталье и Аксинье). Самая яркая черта Григория – искренность. Он никогда не врал себе, всегда был верен себе.
Ученик 4: Григория отличает острая эмоциональная реакция на все происходящее, у него отзывчивое сердце. В нем развито чувство жалости, сострадания, об этом можно судить по таким, например, сценам, как «На сенокосе», когда Григорий нечаянно подрезал дикого утенка (часть первая, гл. 9), эпизод с Франей (часть вторая, гл. 11).
Ученик 5: Или можно вспомнить сцену с убитым австрийцем, который является Мелехову во сне, вызывая душевные муки (часть третья, гл. 10), реакцию на известие о казни Ивана Алексеевича Котлярова (часть шестая).
Ученик 6: Глубокая привязанность Григория к дому, к земле остается одним из сильнейший чувств на протяжении всей книги: «От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем…». Это признание Аксинье перекликается с другим: «Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа изболелась за эти месяцы». За этими словами – настроение не одного только Григория Мелехова, но и других казаков. Подчеркивая драматизм этой ситуации, автор добавляет от себя: «Заходило время пахать, боронить, сеять; земля кликала к себе, звала неустанно день и ночь, а тут надо было воевать, гибнуть на чужих хуторах…».
Ученик 7: Главный герой Шолохова – простой казак, что само по себе уже примечательное новое явление в литературе. Менталитет Григория, его характер – прежде всего характер казака, хотя автор и утверждал: «У Мелехова очень индивидуальная судьба, в нем я никак не пытаюсь олицетворить среднее казачество».
Учитель: Молодцы! Итак, у нас с вами получился кластер, отражающий основные черты характера Григория:
Учитель: Однако можем ли мы назвать Григория Мелехова положительным героем? И. Сухих в своей статье «Одиссея казачьего Гамлета» назвал Григория выразителем гамлетовских сомнений. Действительно, сколько крови он пролил, как страдали из-за него Наталья и Аксинья?
Ученик 8: Григория Мелехова нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным героем. Он очень противоречивая личность. Во многом это влияние его судьбы, обстоятельств жизни, которые порой определяют многие его поступки. В этом отношении он близок таким героям русской литературы, как Евгений Базаров, Родион Раскольников, Андрей Болконский.
Учитель: Молодец, хорошие параллели! Григорий Мелехов вызывает глубокое сочувствие, сострадание как герой трагической судьбы. Выделим эпизоды, которые рассказывают нам о наиболее важных для героя событиях.
Ученик 9: Оставаясь всегда честным, независимым по характеру, Григорий – это человек, способный на поступок. Примером могут служить такие эпизоды: «Драка со Степаном Астаховым из-за Аксиньи» (часть первая, гл. 12), «Уход с Аксиньей в Ягодное» (часть вторая, гл. 11-12).
Ученик 10: «Решение вернуться на хутор, не дожидаясь амнистии» (часть восьмая, гл. 18).
Ученик 11: Я выделил другие сцены: «Последняя встреча с Натальей» (часть седьмая, гл. 7), «Смерть Натальи» и связанные с этим переживания (часть седьмая, гл. 16—18), «Смерть Аксиньи» (часть восьмая, гл. 17). Любой из этих эпизодов выявляет многогранность характера и высокую человечность, присущие Григорию. Это моменты наиболее сильного душевного переживания.
Учитель:
Итак, ребята, вы верно и достаточно полно проанализировали характер Григория Мелехова. Взглянем на записанные нами основные черты характера героя. Именно эти черты героя, нравственные ценности, которые он исповедует, особенности его эмоционально-психологического склада и объясняют, почему именно Григория Шолохов делает главным героем. Заметили ли вы, что он единственный персонаж, которому дано право на монологи-«мысли», выявляющие его духовное начало. Давайте подумаем, какую роль в характеристике героя играют его внутренние монологи?
Ученик 12: Сокровенные мысли героя Шолохов передает в его внутренних монологах. Особенно их много в третьем томе. Монологи героя разноплановы. Чаще всего автор вводит в текст романа эти внутренние размышления как раз в переломные, ключевые моменты жизни Григория.
Учитель: Правильно, а кто может привести пример?
Ученик 13: Во время боев с красноармейцами, Григорий думает: «А что за люди? А какие они?» Ему и любопытно, хочется узнать этих людей, по сути таких же, как и он, и также он не хочет воевать с ними, не понимает, зачем проливать кровь.
Ученик 14: Те же мысли посещают его, когда он берет командование сотней на себя: «А главное, против кого веду? Против народа…Кто же прав?» Это показывает нам Мелехова и как храброго воина, и как очень гуманного, живо мыслящего, разумного человека.
Ученик 15: Еще одно размышление Мелехова о войне, революции: «Пути казачества скрестились с путями безземельной мужичьей Руси, с путями фабричного люда. Биться с ними насмерть! Рвать у них из-под ног донскую, казачьей кровью политую землю. Гнать их, как татар, из пределов области! Тряхнуть Москвой, навязать ей постыдный мир!.. А теперь – за шашку!» В этих мыслях видна бескомпромиссность человека, который никогда не знал середины. Она не имела ничего общего с политическими исканиями.
Ученик 16: Мелехов тоскует по такой правде, «под крылом которой мог бы посогреться каждый». А такой правды, с его точки зрения, нет ни у белых, ни у красных: «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет… А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался…» Эти искания, по его признанию, оказались «зряшными и пустыми». И это тоже определило трагичность его судьбы.
Учитель: Отметьте для себя, ребята, что подобные мысли, похожие искания были характерны для многих людей во время гражданской войны. Кровопролитная, разрушительная, братоубийственная, долгая война… Она опустошала души людей, вынуждала нести смерть, а не созидать жизнь – заводить семьи, пахать землю, вести хозяйство. Шолохов говорит нам, что человек создан для жизни, а не для войны. К какому выводу подводит нас писатель?
Ученик 17: Что трагедия Григория Мелехова – это трагедия всего народа, целой эпохи.
Учитель: Молодец! Теперь обратимся к финалу романа. А.К. Толстой назвал финал романа Шолохова «ошибкой». Что же происходит с героем в конце книги?
Ученик 18: В финале романа Григорий возвращается на хутор Татарский. Всего лишился он, все отняли у него война и смерть. Подходя к дому, он бросает оружие, патроны – герой больше не желает воевать.
Учитель: Отчаивается ли герой или же у него есть на что-то надежды?
Ученик 19: У героя есть надежда – его дети. Он не знает еще о смерти Полюшки. Но Григорий уже чувствует, что обретет наконец покой, счастье, что не будет больше жить, как загнанный зверь. Еще издали Григорий увидел Мишатку – и, наконец, сбылось то, о чем мечтал он так долго: «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».
Учитель: О чем нам говорит такой финал книги? Закончен ли «путь исканий» главного героя?
Ученик 20: Я думаю, да, закончен. Потому, что Григорий Мелехов на протяжении всего романа постоянно вынужден делать выбор между страстями и покоем. Самый страшный, поворотный этап – смерть Аксиньи – вновь ставит его перед необходимостью выбора, на этот раз решающего. Трудный, насыщенный трагическими событиями путь его судьбы определяет этот выбор: постоянно переживая душевные потрясения, катарсис, герой постепенно приближается к решению жить своими детьми, жить спокойно.
Учитель: Верно, ребята, молодцы!
Скажите, а как вы думаете, образ Григория Мелехова собирательный или это образ конкретного человека?
Прототипом является Харлампий Ермаков.
3. Формулировка выводов урока.
Учитель: Теперь давайте сделаем вывод – о чем же роман Шолохова? Какова главная идея романа?
Ученик 21: Главная идея Шолохова, на мой взгляд, была показать человека в конкретный период истории. В основе романа – настоящие, документальные события: Первая мировая война, революции, гражданская война.
Ученик 22: Шолохов хотел показать трагедию одного русского характера. Трагедия Григория Мелехова – это трагедия человека, которого время и обстоятельства ставят перед необходимостью резкого поворота в своей судьбе.
Ученик 23: Шолохов на примере судьбы Григория Мелехова говорит нам, что человек создан для жизни, для семьи, а не для войны.
Ученик 24: Смысл жизни, согласно автору, в труде, в любви, в детях. Лишь только пройдя противоречивый, запутанный, непростой жизненный путь, Григорий наконец осознает эту простую истину.
Ученик 25: Я думаю, Шолохов своим романом и главным его героем показал нам, каким должен быть человек – искренним, честным, решительным, способным на поступок и сильным, не ломающимся под гнетом обстоятельств.
Учитель: Правильно, ребята, молодцы! Давайте теперь определим важнейшие качества характера Мелехова, отмеченные нами в кластере, которые должны определять и качества любого из нас.
Ученик 26: Мне кажется, все выделенные нами понятия важны с нравственной точки зрения. Потому вычленить какое-либо одно сложно.
Ученик 27: А я думаю, что Григорию Мелехову сохранить свой человеческий облик помогла именно цельность и гармоничность его натуры, которая, несмотря на натиск столь серьезных и разрушительных событий, не сломила сам характер главного героя.
Ученик 28: Нельзя не отметить и способность к состраданию, которая присуща герою. Только проникнувшись чувством сопереживания и сострадания к судьбе другого человека, можно понять и прочувствовать значимость самого себя в этом мире, понять, что имеешь право называться человеком!
Учитель: Действительно, образ Григория Мелехова – своеобразное художественное открытие Шолохова. Это целостный, живой и яркий характер, неотделимый от своей эпохи.
«Герой и время», «герой и обстоятельства», поиск самого себя как личности – вечная тема искусства стала главной и в «Тихом Доне». В этом поиске – смысл существования Григория Мелехова в романе. «Сам ищу выход», - говорит он о себе. При этом он все время стоит перед необходимостью выбора, который не был легким и простым.
Вывод
Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни – это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XXв.
Ребята, а к чему пришел Григория в результате своих метаний?
Сам М.А. Шолохов так определил основную идею своей книги: «Главное для писателя, то, что ему самому нужно – ДВИЖЕНИЕ ДУШИ человека... Я хотел рассказать об этом ОЧАРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА в Григории Мелехове…». Он не принял этого враждебного к нему мира, но на вопрос, что будет с ним дальше, роман не дает ответа……
4. Домашнее задание с комментированием к нему.
Портрет, характер Аксиньи. (ч.1 гл.3,4,12)
Зарождение и развитие любви Аксиньи и Григория. (ч.1 гл.3, ч.2, гл.10)
Дарья Мелехова. Драматичность судьбы.
Материнская любовь Ильиничны.
Трагедия Натальи.
5. Подведение итогов.
Спасибо всем за хорошую, активную работу на уроке. Молодцы! (Учитель выставляет оценки всему классу).