Факультативный курс «Экология для младших школьников»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Рабочая программа
Факультативный курс: Экология для младших школьников
Класс: 3а
Количество часов в неделю: 1 час
Планирование составлено на основе: авторской программы Плешакова А.А. Экология для младших школьников: Факультативный курс для начальных классов. – М.:Просвещение, 1995.
Учитель: ____________________/А. М. Назаренко/
Салехард,
Пояснительная записка.
Рабочая программа по факультативному курсу «Экология для младших школьников» для 3 класса составлена на основе авторской программы Плешакова А.А. Экология для младших школьников: Факультативный курс для начальных классов.Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Факультативный курс «Экология для младших школьников» разработан как дополнение к курсу «Мир вокруг нас» в начальной школе. В целом факультативный курс позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир», обеспечит более надежные основы экологической ответственности младших школьников.
Цель данной программы - воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы. Достижение данной цели будет осуществляться при решении следующих задач:
развитие у детей любви к природе, нетерпимости к нарушениям экологических норм поведения;
расширение и углубление экологических знаний младших школьников;
сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
формирование исследовательских навыков;
участие в практической деятельности по охране природы.
В программе выделено 14 учебных тем, названия которых даны в виде формулировок определенных или практических задач.
При отборе материала для данной программы не ставилась задача полного и глубокого рассмотрения затронутых вопросов. Главное назначение излагаемой на каждом занятии информации состоит в том, чтобы вызвать интерес учащихся, заставить их задуматься о своём образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду. Наряду с теоретическими знаниями младшие школьники получат практические умения и навыки, а приобретаться они будут в процессе трудовой деятельности ребят. Практические действия каждого в защиту природы необходимы ещё и потому, что дорогим и любимым становится то, во что вложен личный труд.
По окончании факультативного курса учащиеся должны знать:
-что такое экология;
-об основных экологических системах и их специфике;
-экологические катастрофы;
-способы охраны природы;
-влияние экологии на здоровье человека.
По окончании факультативного курса учащиеся должны уметь:
-проводить наблюдение за растениями и животными;
-определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам;
-устанавливать цепи питания;
-выявлять причинно-следственные связи;
-участвовать в практической работе по охране природы.
Календарно – тематическое планирование(34 часа)
№ урока | Наименование раздела, темы, урока | Количество часов | Дата проведения |
Выясняем, что такое экология 2 | |||
1 | История с комарами и мошками. | 1 | |
2 | Что такое экология. | 1 | |
Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения 3 | |||
3 | Экскурсия «Природа вокруг нас» | 1 | |
4 | Разнообразие растительного мира нашей местности. | 1 | |
5 | Практическое занятие №1 по теме: «Растения и животные нашей местности» | 1 | |
Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение 1 | |||
6 | Они могут исчезнуть. | 1 | |
Изучаем способы охраны природы 2 | |||
7 | Как охраняют природу. | 1 | |
8 | По заповедным тропинкам. | 1 | |
Выясняем роль неживой природы в жизни живого 3 | |||
9 | Тепло, свет и жизнь. | 1 | |
10 | Воздух и жизнь. | 1 | 17.11 |
11 | Вода и жизнь. | 1 | 24.11 |
| Открываем жизнь в почве | 1 | |
12 | Живое в почве. | 1 | 1.12 |
Пополняем наши знания о разнообразии живой природы 4 | |||
13 | Вот какие растения! | 1 | 8.12 |
14 | Это все животные. | 1 | 15.12 |
15 | По грибы без лукошка. | 1 | 22.12 |
16 | Полюбуйтесь: лишайники! | 1 | 29.12 |
Изучаем экологические связи в живой природе 4 | |||
17 | Дуб и все вокруг него. | 1 | 19.01 акт |
18 | Невидимая сеть. | 1 | 26.01 акт-2.02 |
19 | Невидимая пирамида. | 1 | 02.02. 8.02 |
20 | Кто как защищается. | 1 | 09.02 8.02 |
Знакомимся с охраняемыми растениями и животными 5 | |||
21 | Растения просят о помощи. | 1 | 16.02 |
22 | «Зеленая аптека» может закрыться? | 1 | 02.03 |
23 | Животные должны жить. | 1 | 02.03 |
24 | Операция «Стерх». | 1 | |
25 | По биологическим садам и зоопаркам. | 1 | |
Мастерим домики для птиц 1 | |||
26 | Практическое занятие №2 по теме: «Прилетайте, птицы!» | 1 | |
Учимся передавать свои знания другим ребятам 3 | |||
27 | Экологические знаки. | 1 | |
28 | Практическое занятие №3 по теме: «Хотим сказать всем…» | 1 | |
29 | Экскурсия в природу. | 1 | |
Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека 2 | |||
30 | Экология и здоровье. | 1 | |
31 | Экология и здоровье. | 1 | |
Обсуждаем примеры экологических катастроф 2 | |||
32 | Экологические катастрофы. | 1 | |
33 | Что будет, если… | 1 | |
Подводим итоги за год 1 | |||
34 | Итоги нашей работы. | 1 | |