Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа № 2»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на заседании ШМО зам. директора по УВР директор школы
учителей ___________ ______/ Иванов А.В. _________/Осипова Л.Г.
протокол №1
от 03_ сентября 2015г
Рабочая программа
Факультативный курс
«Основы литературоведческого анализа»
Составитель: Крыс О.А.
Пояснительная записка
Курс рассчитан на 34 часа в год, один час в неделю.
Предметом изучения курса «Литературоведческий анализ текста» являются основные категории науки о литературе, освоение которых способствует углублению навыков интерпретации художественного текста. Это позволяет активизировать исследовательскую деятельность учащихся, привлечь их внимание к фундаментальным вопросам литературоведческой науки.
Цели курса:
- повышение общей культуры ученика-читателя, развитие у него художественного вкуса, пробуждение у него стремления к вдумчивому чтению;
- формирование умения анализировать и интерпретировать литературное произведение с учетом специфики искусства слова;
- строить речевое высказывание в письменной и устной форме;
- способствовать развитию эмоциональной, интеллектуальной, эстетической сфер личности ученика;
- формировать необходимые навыки и умения для сдачи единого государственного экзамена по литературе.
Задачи курса:
- систематизация знаний по теории литературы, уточнение понимания отдельных терминов и понятий, отработка навыка использования термина и понятия на практическом уровне;
- обучение целостному анализу художественного произведения, умению вычленить совокупность художественных принципов и приемов, использованных художником в конкретном произведении, выявляя индивидуальную авторскую манеру письма;
- формирование умения самостоятельно анализировать произведение;
- дальнейшее формирование навыка создания собственного текста о художественном произведении, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся,
- содействие в области профессионального самоопределения.
Материал для практической работы составляют произведения русской классической литературы 19 – 20 веков. Упор делается на текстуальное изучение произведений.
Итогом изучения курса становится самостоятельно выполненная учащимися исследовательская работа, содержащая целостный анализ рассказа-миниатюры или стихотворения.
№ занятия |
Тема занятия |
Тема кодификатора ЕГЭ |
Практическая работа |
Литературный материал |
Срок прове-дения |
1 |
Что такое анализ литературного произведения |
1.1 |
9.09 |
||
2 |
Форма и содержание произведения |
1.4 |
Выделение и систематизация элементов художественного текста |
Стихотворения А.Фета, И.Бунина |
16.09 |
3 |
Формальные элементы текста (стиль, жанр, композиция) |
1.7 1.8 1.13 |
Выделение и систематизация элементов художественного текста |
И.С.Тургенев «Нищий» |
23.09 |
4 |
Элементы текста, носящие содержательный характер (тема, фабула, конфликт) |
1.8 |
Выделение и систематизация элементов художественного текста |
А.С. Пушкин «Дубровский» |
30.09 |
5 |
Элементы текста, носящие содержательный характер (характер, обстоятельства, идея, проблема). |
1.8 |
Выделение и систематизация элементов художественного текста |
А.С. Пушкин «Дубровский» |
7.10 |
6 |
Автор в художественном произведении. Способы введения авторской оценки. |
1.5 1.8 |
А.С. Пушкин «Станционный смотритель» |
14.10 |
|
7,8 |
Сюжет художественного произведения. Хроникальные и концентрические сюжеты. Сюжет и фабула. |
1.8 |
А.С. Пушкин «Выстрел» |
21.10 28.10 |
|
9 |
Источники сюжетов. Функции сюжета. Компоненты сюжета. |
1.8 |
Выделение и систематизация компонентов сюжета |
А.С. Пушкин «Выстрел» |
11.11 |
10,11 |
Композиция художественного произведения. Композиционные приемы. |
1.8 |
Выделение и систематизация элементов композиции |
М.А. Шолохов «Судьба человека» |
18.11 |
12 |
Роль и место конфликта в поэтике произведения. |
1.8 |
25.11 |
||
13 |
Конфликт в драматическом произведении |
1.8 |
А.Н. Островский «Гроза» |
2.12 |
|
14,15 |
Художественный образ. |
1.3 |
Выделение и систематизация элементов художественного образа |
И.А. Бунин «Чистый понедельник» |
9.12 16.12 |
16 |
Характер персонажа. Способы раскрытия характера. Психологизм в литературе. |
1.8 |
И.А. Бунин «Чистый понедельник» |
23.12 |
|
17-19 |
Анализ эпизода драматического произведения |
А.С. Грибоедов «Горе от ума» А.Н. Островский «Гроза» |
13. 01 20.01 |
||
20,21 |
Пейзаж и его функции. Характеристика пейзажа. Функции пейзажа. |
1.8 |
Выделение и систематизация элементов пейзажа |
Л.Н. Толстой «Война и мир» |
27.01 3.02 |
22 |
Функция портрета в художественном произведении. |
1.8 |
Выделение и систематизация элементов портрета |
М.А. Шолохов «Судьба человека» |
10.02 |
23,24 |
Художественная деталь. Символ. Отличие символа от аллегории. |
1.9 |
Выделение художественных деталей текста. |
И.А. Гончаров «Обломов» Басни И.А. Крылова |
17.02 24.02 |
25,26 |
Роды и виды литературы. Особенности анализа каждого рода. |
1.7 |
2.03 9.03 |
||
27-30 |
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы |
1.12 |
Выделение и систематизация средств выразительности |
Стихотворения русских поэтов |
16.03 6.04 13.04 |
31-33 |
Анализ эпизода прозаического произведения |
Л.Н. Толстой «Война и мир» И.С. Тургенев «Отцы и дети» М.А. Шолохов «Тихий Дон» |
4.05 11.05 |
||
34 |
Лирический герой. Автор в лирике |
1.5 |
Стихотворения русских поэтов |
18.05 25.05 |