Факультативный курс «Основы литературоведческого анализа» (1 класс)

5
0
Материал опубликован 18 January 2016 в группе

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа № 2»

Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

на заседании ШМО зам. директора по УВР директор школы

учителей ___________ ______/ Иванов А.В. _________/Осипова Л.Г.

протокол №1

от 03_ сентября 2015г

 

Рабочая программа

Факультативный курс

«Основы литературоведческого анализа»

Составитель: Крыс О.А.

Пояснительная записка

Курс рассчитан на 34 часа в год, один час в неделю.

Предметом изучения курса «Литературоведческий анализ текста» являются основные категории науки о литературе, освоение которых способствует углублению навыков интерпретации художественного текста. Это позволяет активизировать исследовательскую деятельность учащихся, привлечь их внимание к фундаментальным вопросам литературоведческой науки.

Цели курса:

- повышение общей культуры ученика-читателя, развитие у него художественного вкуса, пробуждение у него стремления к вдумчивому чтению;

- формирование умения анализировать и интерпретировать литературное произведение с учетом специфики искусства слова;

- строить речевое высказывание в письменной и устной форме;

- способствовать развитию эмоциональной, интеллектуальной, эстетической сфер личности ученика;

- формировать необходимые навыки и умения для сдачи единого государственного экзамена по литературе.

Задачи курса:

- систематизация знаний по теории литературы, уточнение понимания отдельных терминов и понятий, отработка навыка использования термина и понятия на практическом уровне;

- обучение целостному анализу художественного произведения, умению вычленить совокупность художественных принципов и приемов, использованных художником в конкретном произведении, выявляя индивидуальную авторскую манеру письма;

- формирование умения самостоятельно анализировать произведение;

- дальнейшее формирование навыка создания собственного текста о художественном произведении, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся,

- содействие в области профессионального самоопределения.

Материал для практической работы составляют произведения русской классической литературы 19 – 20 веков. Упор делается на текстуальное изучение произведений.

Итогом изучения курса становится самостоятельно выполненная учащимися исследовательская работа, содержащая целостный анализ рассказа-миниатюры или стихотворения.

занятия

Тема занятия

Тема кодификатора ЕГЭ

Практическая работа

Литературный материал

Срок прове-дения

1

Что такое анализ литературного произведения

1.1

   

9.09

2

Форма и содержание произведения

1.4

Выделение и систематизация элементов художественного текста

Стихотворения А.Фета, И.Бунина

16.09

3

Формальные элементы текста (стиль, жанр, композиция)

1.7

1.8

1.13

Выделение и систематизация элементов художественного текста

И.С.Тургенев «Нищий»

23.09

4

Элементы текста, носящие содержательный характер (тема, фабула, конфликт)

1.8

Выделение и систематизация элементов художественного текста

А.С. Пушкин «Дубровский»

30.09

5

Элементы текста, носящие содержательный характер (характер, обстоятельства, идея, проблема).

1.8

Выделение и систематизация элементов художественного текста

А.С. Пушкин «Дубровский»

7.10

6

Автор в художественном произведении. Способы введения авторской оценки.

1.5

1.8

 

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

14.10

7,8

Сюжет художественного произведения. Хроникальные и концентрические сюжеты. Сюжет и фабула.

1.8

 

А.С. Пушкин «Выстрел»

21.10

28.10

9

Источники сюжетов. Функции сюжета. Компоненты сюжета.

1.8

Выделение и систематизация компонентов сюжета

А.С. Пушкин «Выстрел»

11.11

10,11

Композиция художественного произведения. Композиционные приемы.

1.8

Выделение и систематизация элементов композиции

М.А. Шолохов «Судьба человека»

18.11

12

Роль и место конфликта в поэтике произведения.

1.8

   

25.11

13

Конфликт в драматическом произведении

1.8

 

А.Н. Островский «Гроза»

2.12

14,15

Художественный образ.

1.3

Выделение и систематизация элементов художественного образа

И.А. Бунин «Чистый понедельник»

9.12

16.12

16

Характер персонажа. Способы раскрытия характера. Психологизм в литературе.

1.8

 

И.А. Бунин «Чистый понедельник»

23.12

17-19

Анализ эпизода драматического произведения

   

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.Н. Островский «Гроза»

13. 01

20.01

20,21

Пейзаж и его функции. Характеристика пейзажа. Функции пейзажа.

1.8

Выделение и систематизация элементов пейзажа

Л.Н. Толстой «Война и мир»

27.01

3.02

22

Функция портрета в художественном произведении.

1.8

Выделение и систематизация элементов портрета

М.А. Шолохов «Судьба человека»

10.02

23,24

Художественная деталь. Символ. Отличие символа от аллегории.

1.9

Выделение художественных деталей текста.

И.А. Гончаров «Обломов»

Басни И.А. Крылова

17.02

24.02

25,26

Роды и виды литературы. Особенности анализа каждого рода.

1.7

   

2.03

9.03

27-30

Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы

1.12

Выделение и систематизация средств выразительности

Стихотворения русских поэтов

16.03

6.04

13.04

31-33

Анализ эпизода прозаического произведения

   

Л.Н. Толстой «Война и мир»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

4.05

11.05

34

Лирический герой. Автор в лирике

1.5

 

Стихотворения русских поэтов

18.05

25.05

Комментарии
Комментариев пока нет.