Рабочая программа факультативного курса «Экология для младших школьников» (2 класс)
Факультатив «Экология младшего школьника»
Пояснительная записка
Актуальность. Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников).
Факультатив «Экология младшего школьника» изучается параллельно курсу «Окружающий мир» и подготовлен с учётом программы и учебника по данному предмету (автор А.А. Плешаков). В целом преподавание факультативного курса позволит полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, создаст более благоприятные условия для продолжения естественнонаучного образования. Занятия в классе следует по возможности дополнять экскурсиями. В конце учебного года проводится обобщение изученного.
Цель данной программы - освоить основные понятия и закономерности экологии, формировать исследовательскую, экологическую культуру, прививать навыки самостоятельной работы.
Содержание факультатива «Экология младшего школьника» создает позитивную мотивацию у обучающихся к изучению в дальнейшем дисциплин естественного цикла, расширяет экологические знания и знания по этноэкологии. Использование краеведческого материала значительно активизирует процесс формирования экологического мышления, повышает интерес к данной проблеме.
Через программу данного курса формируется духовная, экологическая культура. Приобщение к национальным традициям осуществляется через внедрение регионального компонента. Программа направлена на формирование у обучающихся творческого мышления, воспитания устойчивого интереса к предмету.
Он призван решать следующие задачи:
1.Расширение экологических представлений младших школьников.
2.Углубление теоретических знаний обучающихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки.
3.Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды.
4.Полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний. Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.
5.Учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по определённой теме, организовать поисковые экспедиции.
6.Передавать свои накопленные знания, выступать с докладами, рефератами перед младшими школьниками.
7. Развитие памяти, воображения, мышления в процессе наблюдения, исследования природных объектов, явлений, закономерностей в окружающей среде.
Сроки реализации программы
Факультативный курс во 2 классе рассчитан на 34 занятия в год (1 час в неделю).
В преподавании начальной экологии используются разнообразные формы обучения: предметные уроки, полевые практикумы, мини экскурсии и комплексные экскурсии в природу, детские праздники, конкурсы творческих работ. Продуктивная группа методов и приемов, наряду с информационно-демонстративными и репродуктивными, очень разнообразная, она включает: наблюдения, опыты, самостоятельный поиск, моделирование, прогнозирование, перевоплощение, фантазирование, интерпретацию, театральную импровизацию, художественно-конструктивное творчество, сюжетно-ролевые игры.
Планируемые результаты
Понимание ребенком своего места в природе, эмоциональное осознание своей связи с живой природой, бережное отношение к животным и растениям, вывод ребенка на самооценку своих поступков. Уроки экологической этики научат как лучше вести себя в природе, как стать добрым «Великаном», другом всему живому. Методами оценки результатов изучения экологии могут быть: тестирование, решение экологических задач, творческие работы школьника, оценка поведения ребенка при его непосредственном общении с природными объектами.
В результате обучения обучающиеся научатся:
- понимать основные экологические закономерности живой природы;
- познакомятся с приспособлениями животных и растений к среде обитания и друг к другу;
- узнают понятия: живой организм, среда обитания, сообщества (лес, луг, водоем), приспособление, многообразие живых организмов, человек как природное и социальное существо.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- вести наблюдение за природными объектами;
- самостоятельно находить зависимости между организмами окружающей среды;
- прогнозировать последствия своего поведения в природе.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата | |
1 | Введение, знакомство с предметом. Великан на поляне. Экскурсия. | 1ч | ||
2 | Забавная история с бронзовкой золотистой. О чём рассказал майский жук. | 1ч | ||
3 | Случай с жуком – грибником. | 1ч | ||
4 | Гусеница на лесной тропинке. Несчастная толстушка. | 1ч | ||
5 | Гусеница показывает рожки. Гриллотальпа. | 1ч | ||
6 | Оса на носу и муха в доме. Случай на чердаке. | 1ч | ||
7 | Пусть живут на свете удивительные пчёлы. | 1ч | ||
8 | Муравьиная поляна. | 1ч | ||
9 | Не ловите насекомых для коллекций. Берегите раков. | 1ч | ||
10 | История с пиявкой. Уважайте жизнь дождевого червя. | 1ч | ||
11 | Зачем нужны в реке ракушки. | 1ч | ||
12 | Не обижайте паука. Кто там прячется под камнем? | 1ч | ||
13 | Кто – кто в теремочке живёт? | 1ч | ||
14 | О маленькой Наде и лягушке. «Изучили» | 1ч | ||
15 | История с головастиком. Буфо буфо. | 1ч | ||
16 | В воде тихой речки показался тритон. | 1ч | ||
17 | Звериные норы и птичьи гнёзда. | 1ч | ||
18 | Про дикого ежа и домашние неприятности. | 1ч | ||
19 | Белый сказочный дворец. | 1ч | ||
20 | На прогулке с собакой. | 1ч | ||
21 | Шум в лесу. | 1ч | ||
22 | Лесные тропинки. | 1ч | ||
23 | Въезд запрещён! | 1ч | ||
24 | Кукушкины слёзки. | 1ч | ||
25 | Как одолели «Одолень – траву» | 1ч | ||
26 | Венерин башмачок | 1ч | ||
27 | Ещё немного о редких растениях. Разговор в лесу. | 1ч | ||
28 | Пожалейте берёзы. Большой старый дуб. В лес по ягоды. | 1ч | ||
29 | Если тебе нужны лекарственные растения. Собирая грибы. Кому нужен мухомор. | 1ч | ||
30 | Горит костёр. Горит трава. | 1ч | ||
31 | Свой мусор всегда с собой. «Бутылочная почта» | 1ч | ||
32 | Невидимое сокровище. Дороже жемчуга и злата под ногами. | 1ч | ||
33 | В пещере. И камень достоин уважения. | 1ч | ||
34 | Золотое правило. Заключительный урок. | 1ч |
1. А.А.Плешаков. Великан на поляне. М.Просвещение.2011г.
2. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины.- М.: Просвещение, 1985.
3. Дмитриев Ю. Кто в лесу живёт, что в лесу растёт. Новосибирск, 1986.
4. Дмитриев Ю. Книга природы. М., 1996.
5. Корабейников В.А. Краски природы. М.,1990.
6. Плешаков А. Зелёные страницы. М., 2011.
7. Соколова-Тарабарина Т.И. Загадки лесной опушки. Ярославль, 2000
8. Степанов В.А. Сказочная азбука. Уроки для ребят. М., 2001.
9. Экология в начальной школе. М., 2004.
10. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Растения. М., 1995.
11. В.А. Алексеев. 300 вопросов и ответов по экологии.
12. А.Х. Тамбиев, О.М. Газина. Экологическая азбука для детей. (Растение, животные, океаны). М.,
2000г. «Школьная пресса».
13. «Жизнь животных», в 7-ми томах. М.: «Просвещение». Детская энциклопедия.
14. А.А.Плешаков. От Земли до неба. М.Просвещение.2011г.
15. Всё обо всём: Энциклопедия. В 14т. М., 1998-2000.