Рабочая программа факультативного курса «Экология для младших школьников» (2 класс)

1
0
Материал опубликован 26 March 2019 в группе

Факультатив «Экология младшего школьника»

Пояснительная записка

Актуальность. Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников).

Факультатив «Экология младшего школьника» изучается параллельно курсу «Окружающий мир» и подготовлен с учётом программы и учебника по данному предмету (автор А.А. Плешаков). В целом преподавание факультативного курса позволит полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, создаст более благоприятные условия для продолжения естественнонаучного образования. Занятия в классе следует по возможности дополнять экскурсиями. В конце учебного года проводится обобщение изученного.

Цель данной программы - освоить основные понятия и закономерности экологии, формировать исследовательскую, экологическую культуру, прививать навыки самостоятельной работы.

Содержание факультатива «Экология младшего школьника» создает позитивную мотивацию у обучающихся к изучению в дальнейшем дисциплин естественного цикла, расширяет экологические знания и знания по этноэкологии. Использование краеведческого материала значительно активизирует процесс формирования экологического мышления, повышает интерес к данной проблеме.
Через программу данного курса формируется духовная, экологическая культура. Приобщение к национальным традициям осуществляется через внедрение регионального компонента. Программа направлена на формирование у обучающихся творческого мышления, воспитания устойчивого интереса к предмету.

Он призван решать следующие задачи:

1.Расширение экологических представлений младших школьников.

2.Углубление теоретических знаний обучающихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки.

3.Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды.

4.Полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний. Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.

5.Учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по определённой теме, организовать поисковые экспедиции.

6.Передавать свои накопленные знания, выступать с докладами, рефератами перед младшими школьниками.

7. Развитие памяти, воображения, мышления в процессе наблюдения, исследования природных объектов, явлений, закономерностей в окружающей среде.

Сроки реализации программы

Факультативный курс во 2 классе рассчитан на 34 занятия в год (1 час в неделю).

В преподавании начальной экологии используются разнообразные формы обучения: предметные уроки, полевые практикумы, мини экскурсии и комплексные экскурсии в природу, детские праздники, конкурсы творческих работ. Продуктивная группа методов и приемов, наряду с информационно-демонстративными и репродуктивными, очень разнообразная, она включает: наблюдения, опыты, самостоятельный поиск, моделирование, прогнозирование, перевоплощение, фантазирование, интерпретацию, театральную импровизацию, художественно-конструктивное творчество, сюжетно-ролевые игры.

Планируемые результаты

Понимание ребенком своего места в природе, эмоциональное осознание своей связи с живой природой, бережное отношение к животным и растениям, вывод ребенка на самооценку своих поступков. Уроки экологической этики научат как лучше вести себя в природе, как стать добрым «Великаном», другом всему живому. Методами оценки результатов изучения экологии могут быть: тестирование, решение экологических задач, творческие работы школьника, оценка поведения ребенка при его непосредственном общении с природными объектами.

В результате обучения обучающиеся научатся:

- понимать основные экологические закономерности живой природы;

- познакомятся с приспособлениями животных и растений к среде обитания и друг к другу;

- узнают понятия: живой организм, среда обитания, сообщества (лес, луг, водоем), приспособление, многообразие живых организмов, человек как природное и социальное существо.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- вести наблюдение за природными объектами;

- самостоятельно находить зависимости между организмами окружающей среды;

- прогнозировать последствия своего поведения в природе.



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

1

Введение, знакомство с предметом.

Великан на поляне. Экскурсия.

2

Забавная история с бронзовкой золотистой.

О чём рассказал майский жук.

3

Случай с жуком – грибником.

4

Гусеница на лесной тропинке.

Несчастная толстушка.

5

Гусеница показывает рожки.

Гриллотальпа.

6

Оса на носу и муха в доме.

Случай на чердаке.

7

Пусть живут на свете удивительные пчёлы.

8

Муравьиная поляна.

9

Не ловите насекомых для коллекций. Берегите раков.

10

История с пиявкой. Уважайте жизнь дождевого червя.

11

Зачем нужны в реке ракушки.

12

Не обижайте паука. Кто там прячется под камнем?

13

Кто – кто в теремочке живёт?

14

О маленькой Наде и лягушке. «Изучили»

15

История с головастиком. Буфо буфо.

16

В воде тихой речки показался тритон.

17

Звериные норы и птичьи гнёзда.

18

Про дикого ежа и домашние неприятности.

19

Белый сказочный дворец.

20

На прогулке с собакой.

21

Шум в лесу.

22

Лесные тропинки.

23

Въезд запрещён!

24

Кукушкины слёзки.

25

Как одолели «Одолень – траву»

26

Венерин башмачок

27

Ещё немного о редких растениях. Разговор в лесу.

28

Пожалейте берёзы. Большой старый дуб. В лес по ягоды.

29

Если тебе нужны лекарственные растения. Собирая грибы.

Кому нужен мухомор.

30

Горит костёр. Горит трава.

31

Свой мусор всегда с собой. «Бутылочная почта»

32

Невидимое сокровище. Дороже жемчуга и злата под ногами.

33

В пещере. И камень достоин уважения.

34

Золотое правило. Заключительный урок.



Литература:

1. А.А.Плешаков. Великан на поляне. М.Просвещение.2011г.

2. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины.- М.: Просвещение, 1985.

3. Дмитриев Ю. Кто в лесу живёт, что в лесу растёт. Новосибирск, 1986.

4. Дмитриев Ю. Книга природы. М., 1996.

5. Корабейников В.А. Краски природы. М.,1990.

6. Плешаков А. Зелёные страницы. М., 2011.

7. Соколова-Тарабарина Т.И. Загадки лесной опушки. Ярославль, 2000

8. Степанов В.А. Сказочная азбука. Уроки для ребят. М., 2001.

9. Экология в начальной школе. М., 2004.

10. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Растения. М., 1995.

11. В.А. Алексеев. 300 вопросов и ответов по экологии.

12. А.Х. Тамбиев, О.М. Газина. Экологическая азбука для детей. (Растение, животные, океаны). М.,

2000г. «Школьная пресса».

13. «Жизнь животных», в 7-ми томах. М.: «Просвещение». Детская энциклопедия.

14. А.А.Плешаков. От Земли до неба. М.Просвещение.2011г.

15. Всё обо всём: Энциклопедия. В 14т. М., 1998-2000.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.