Факультативный курс для учащихся 5–6 классов «Наука для всех»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «Гимназия № 1797 «Богородская» |
|||
«РАССМОТРЕНО» Методическое объединение ________________________ ________________________ ________________________ Председатель ________________________
от «__» ____________ 201_ г. |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УР ________________________
|
«УТВЕРЖДАЮ» ___________ Евдокимов Е.О. |
Программа дополнительного образования
базового уровня
«Физика для всех»
Направленность: естественнонаучная
Возраст детей от 11 до 12 лет (5-6 классы)
Срок реализации 2 года
Составитель: учитель физики Родионова Ю.А.
Москва
Пояснительная записка.
Существенным элементом содержания курса являются многообразные физические феномены, причем рассматриваемые непосредственно, в живом эксперименте (а не только на страницах учебника).
Содержание изучаемых закономерностей носит преимущественно качественный характер. Так как на качественных задачах легко проверить и знание, и понимание законов. Они способствуют и развитию мышления учащихся.
Важным аспектом содержания курса является история развития науки (на примере физики) и биографии ученых.
Цель:
Основными целями изучения естествознания для этой категории учащихся (5-6 классы) являются:
А) сообщение им знаний о явлениях и законах неживой природы;
Б) ознакомление с той сферой человеческой культуры и с теми способами рационального отношения к действительности, которые культивируются в науке и прежде всего в физике как наиболее яркой представительнице и источнике этого типа мышления;
В) воспитание интереса к изучению науки;
Г) формирование разностороннего образа мира.
Актуальность и особенности курса:
В основу спец. курса для 5 класса был взять курс, предложенный Гуревич А.П. «Физика – химия» для 5-6 классов.
Но в процессе моей работы выяснилось, что предложенный курс не имеет интеграции с курсом математики, например, в самом начале курса предлагается рассчитывать цену деления прибора, но учащиеся 5 класса только начинают проходить дроби и ничего не знают о десятичных дробях; и таких тем, где необходимы математические знания, которых учащимся пока не давали, достаточное количество. А также многие темы, на мой взгляд, не следует рассматриваться в 5-6 классах.
В связи с этим курс Гуревича мной был пересмотрен с учетом, уровня знаний по сопутствующим предметам.
Я предоставляю примерное календарно-тематическое планирование курса, который направлен на ознакомление учащихся с основные физическими явлениями, величинами и их измерениями, с которыми учащиеся встретятся при дальнейшем изучении физики. А также в ходе изучения данного курса, ученики ознакомятся с элементарными астрономическими знаниями.
В курсе рассматриваются такие темы как: «Механические явления», «Тепловые явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления», «Физические величины и приборы для их измерений», «Измерение длины и расстояний», «Что такое время?», «Масса», «Температура».
В теме «Механические явления» учащиеся знакомятся с такими понятиями, явлениями и физическими величинами как: механическое движение, виды механического движения, звук, траектория, путь, скорость, сила.
В теме «Тепловые явления» ученики на качественном уровне познакомятся с такими явлениями как тепловое расширение, плавление и отвердевание, испарение, конденсация, теплопередача и диффузия.
В теме «Электромагнитные явления» учащиеся познакомятся таким явлением как электризация (в ходе изучения темы, дети экспериментальным путем приходят к заключению, что существует два рода зарядов: «+» и «-», при этом учитель не говорит какие частицы обладают такими зарядами, так как учащимся ничего не сообщалось ранее о строении вещества и, к тому же, при изучении дальнейшего курса физики им будет интересно дополнить и расширить свои знания в этой области); узнают, что такое ток (направленное движение заряженных частиц: «+» и «-». По моему мнению в данном возрасте этого знания достаточно, а в дальнейшем они углубят свои знания); какие действия ток оказывает, научаться собирать и зарисовывать элементарные схемы. Познакомятся на качественном уровне с магнитными явлениями.
В теме «Световые явления» узнают, как образуется тень, какие бывают зеркала и линзы, познакомятся и соберут простейшие оптические приборы.
В теме «Физические величины и приборы для их измерений» вводится понятие физической величины, единицы измерения, перевод единиц измерения (дольные и кратные приставки), приборы для измерения физических величин, шкала, цена деления, верхний и нижний предел измерения.
В теме «Измерение длины и расстояний» рассматривается история возникновения современных единиц измерения длины и расстояний, необходимость введения международной СИ, вводятся понятия астрономической единицы, световой год и ПК, как единицы для измерения расстояний в Солнечной системе, Галактике и Вселенной. Параллельно с этим, детей знакомят с основными объектами Вселенной. Рассматриваются методы измерения длин и расстояний в разных масштабах (от малых до огромных).
В теме «Что такое время?» рассматриваются способы измерения времени, откуда взялись сутки, месяц, год, календарь. Попутно вводятся такие понятия как «эклиптика», «созвездия», «местное и декретное время» и многое другое. Так же дети изучают мифы о Луне и созвездиях у разных народов мира.
В теме «Масса» учащиеся рассматривают понятия массы и единиц измерения массы, рассматривают массу как меры инертности тел, плотность вещества, разные способы измерения и определения массы твердого тела, жидкости и газов.
В теме «Температура» рассматривается история измерения температуры от Галилея, с его термоскопом, до сегодняшнего дня, история создания шкал температур. В процессе изучения темы, дети понимают, каким образом создается шкала для измерения температуры и сами повторяют шкалу Цельсия. Так же учащиеся знакомятся с различными видами термометров и пределами, в которых ими можно пользоваться.
Календарно- тематическое планирование курса «Физика для всех» см. Приложение.
Приложение. календарно-тематическое планирование.
PDF / 387.02 Кб