12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кузьменко Елена Владимировна72
Материал размещён в группе «Бесплатное участие+Сертификат»

Пояснительная записка

Основная цель факультатива – развитие исследовательского отношения учащегося к окружающему миру.

Познавательная деятельность является одним из видов образовательной деятельности. Она открывает ребенку окно в мир знаний, книг, удивительных открытий.

Одним из самых эффективных путей развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка является исследовательская работа. Самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных изысканий: тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

- целью современного образования, заключающейся в воспитании и развитии интеллектуально – творческого потенциала личности;

- необходимостью эффективно формировать экологическую культуру населения;

- психологическими особенностями школьника (стремление узнавать новое)

Программа «Учимся исследовать» поможет систематизировать и расширить представления детей о предметах и явлениях окружающего мира. Этот курс ориентирован на развитие мышления, воображения, творческой активности, наблюдательности и любознательности ребят. Получение информации на занятиях происходит на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности.

В целом это курс позволяет полнее реализовывать воспитательный и развивающий потенциал обучения.

Цель программы: воспитание и развитие интеллектуально – творческого потенциала личности.

Задачи программы:

- обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы;

- развитие коммуникативных способностей;

- обучение различным методам организации и планирования своей деятельности;

- расширение кругозора учащихся, активизация познавательных процессов;

- воспитание нравственного отношения к окружающему миру;

- расширение знаний детей о предметах и явлениях окружающего мира.

Содержание программы

Для освоения программы ребенок должен иметь представление об окружающем мире и способах его познания.

Структура программы:

1 этап: (подготовительный): знакомство со структурой исследования, источниками информации, формами представления результатов;

2 этап: развитие творческой активности детей; развитие навыков исследовательской деятельности; выполнение творческих проектов.

Исследовательская работа в школе ведется в двух формах: 1 – групповая, которая тесно связана с программным материалом по окружающему миру, трудовому обучению; 2 – личный исследовательский проект.

Творческие проекты могут осуществляться как во внеурочной деятельности, так и на уроках. Большая часть проектов выполняется во внеклассной работе или в сочетании внеклассной работы на уроках. Отдельно можно выделить проекты по технологии, которые осуществляются только на занятиях.

Для успешного освоения программы младшими школьниками предусмотрены следующие основные методы:

- проблемно – поисковые;

- практические (опыты, наблюдения).

Формы учебной творческой деятельности:

- практические занятия: опыты, лабораторные работы, наблюдения;

- выставки работ учащихся;

- исследовательская деятельность, написание исследовательских работ;

- защита проектов;

- викторины, праздники, интеллектуальные игры, экологические сказки;

- конференция.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем.

Всего

Теория

Практика

Форма контроля

Раздел 1. Общая характеристика эмпирического исследования

Тема 1.1 Особенности, структура и этапы научного исследования

2

2

 

Собеседование

Тема 1.2 Методы научного исследования

2

2

   

Тема 1.3 Процедура получения и описания эмпирических данных, стандартные способы представления и обработки данных и анализ результатов

2

1

1

 

Тема 1.4 Виды наблюдения в психологической науке: стандартизованное, лабораторное, включенное, не включенное

2

2

 

Самостоятельная работа

Тема 1.5 Психологическое исследование на основе наблюдения

2

2

   

Раздел 2. Оформление и проведение практикумов в научно-исследовательской работе

Тема 2.1 Постановка и анализ проблемы исследования

2

 

2

Беседа

Тема 2.2 Выдвижение гипотез, экспериментальная гипотеза, контргипотеза

2

1

1

Самостоятельная работа

Тема 2.3 Формулирование цели, задач исследования

2

 

2

Самостоятельная работа

Тема 2.4 Логический план, программа исследования

2

 

2

Собеседование

Тема 2.5 Требования к эксперименту и экспериментальному материалу

2

2

 

Собеседование

Тема 2.6 Обработка результатов исследования

2

 

2

Беседа

Тема 2.7 Требования к оформлению отчета

2

 

2

Самостоятельная работа

Тема 2.8 Навыки ведения, обработки интерпретации протоколов эксперимента

2

 

2

 

Тема 2.9 Наблюдение и эксперимент как общенаучные методы исследования

2

1

1

Собеседование

Тема 3 Навыки ведения беседы и публичного выступления

2

1

1

Собеседование

Тема 3.1 Особенности построения публичного выступления

5

 

4

Публичное выступление.

Защита работы.

Итого часов:

35

14

20

 

Литература

1.Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. - М.: На­родное образование, 2001. - 128 с. (Серия «Системные основания образова­тельной технологии».).

2.Гузеев В. В. Теория и практика интегральной образовательной техно­логии. -М.: Народное образование, 2001. - 224 с. (Серия «Системные основа­ния образовательной технологии».).

3. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных тех­нологий, 2005. - 288 с. (Серия «Энциклопедия образовательных техноло­гий».).

4.Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».).

5.Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреж­дении: Пособие для учителей и студентов пед. вузов / Н. Ю. Пахомова. -

М.: Аркти , 2003. - 107с.: ил. - (Метод, б-ка). - Библиогр. в конце кн.

6.Агеева А. И. Метод проектов как средство развития творческих спо­собностей школьников: Метод, рекомендации / А. И. Агеева, В. И. Новосело­ва; Кемер. обл. институт усовершенствования учителей, Информ.-метод. центр упр. образования администрации г. Полысаево. - Кемерово: Изд-во об- лИУУ, 2001. - 63 е.: ил. -Библиогр.: с. 62.

Опубликовано в группе «Бесплатное участие+Сертификат»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.