Пояснительная записка
Основная цель факультатива – развитие исследовательского отношения учащегося к окружающему миру.
Познавательная деятельность является одним из видов образовательной деятельности. Она открывает ребенку окно в мир знаний, книг, удивительных открытий.
Одним из самых эффективных путей развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка является исследовательская работа. Самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных изысканий: тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- целью современного образования, заключающейся в воспитании и развитии интеллектуально – творческого потенциала личности;
- необходимостью эффективно формировать экологическую культуру населения;
- психологическими особенностями школьника (стремление узнавать новое)
Программа «Учимся исследовать» поможет систематизировать и расширить представления детей о предметах и явлениях окружающего мира. Этот курс ориентирован на развитие мышления, воображения, творческой активности, наблюдательности и любознательности ребят. Получение информации на занятиях происходит на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности.
В целом это курс позволяет полнее реализовывать воспитательный и развивающий потенциал обучения.
Цель программы: воспитание и развитие интеллектуально – творческого потенциала личности.
Задачи программы:
- обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы;
- развитие коммуникативных способностей;
- обучение различным методам организации и планирования своей деятельности;
- расширение кругозора учащихся, активизация познавательных процессов;
- воспитание нравственного отношения к окружающему миру;
- расширение знаний детей о предметах и явлениях окружающего мира.
Содержание программы
Для освоения программы ребенок должен иметь представление об окружающем мире и способах его познания.
Структура программы:
1 этап: (подготовительный): знакомство со структурой исследования, источниками информации, формами представления результатов;
2 этап: развитие творческой активности детей; развитие навыков исследовательской деятельности; выполнение творческих проектов.
Исследовательская работа в школе ведется в двух формах: 1 – групповая, которая тесно связана с программным материалом по окружающему миру, трудовому обучению; 2 – личный исследовательский проект.
Творческие проекты могут осуществляться как во внеурочной деятельности, так и на уроках. Большая часть проектов выполняется во внеклассной работе или в сочетании внеклассной работы на уроках. Отдельно можно выделить проекты по технологии, которые осуществляются только на занятиях.
Для успешного освоения программы младшими школьниками предусмотрены следующие основные методы:
- проблемно – поисковые;
- практические (опыты, наблюдения).
Формы учебной творческой деятельности:
- практические занятия: опыты, лабораторные работы, наблюдения;
- выставки работ учащихся;
- исследовательская деятельность, написание исследовательских работ;
- защита проектов;
- викторины, праздники, интеллектуальные игры, экологические сказки;
- конференция.
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем. |
Всего |
Теория |
Практика |
Форма контроля |
Раздел 1. Общая характеристика эмпирического исследования |
||||
Тема 1.1 Особенности, структура и этапы научного исследования |
2 |
2 |
Собеседование |
|
Тема 1.2 Методы научного исследования |
2 |
2 |
||
Тема 1.3 Процедура получения и описания эмпирических данных, стандартные способы представления и обработки данных и анализ результатов |
2 |
1 |
1 |
|
Тема 1.4 Виды наблюдения в психологической науке: стандартизованное, лабораторное, включенное, не включенное |
2 |
2 |
Самостоятельная работа |
|
Тема 1.5 Психологическое исследование на основе наблюдения |
2 |
2 |
||
Раздел 2. Оформление и проведение практикумов в научно-исследовательской работе |
||||
Тема 2.1 Постановка и анализ проблемы исследования |
2 |
2 |
Беседа |
|
Тема 2.2 Выдвижение гипотез, экспериментальная гипотеза, контргипотеза |
2 |
1 |
1 |
Самостоятельная работа |
Тема 2.3 Формулирование цели, задач исследования |
2 |
2 |
Самостоятельная работа |
|
Тема 2.4 Логический план, программа исследования |
2 |
2 |
Собеседование |
|
Тема 2.5 Требования к эксперименту и экспериментальному материалу |
2 |
2 |
Собеседование |
|
Тема 2.6 Обработка результатов исследования |
2 |
2 |
Беседа |
|
Тема 2.7 Требования к оформлению отчета |
2 |
2 |
Самостоятельная работа |
|
Тема 2.8 Навыки ведения, обработки интерпретации протоколов эксперимента |
2 |
2 |
||
Тема 2.9 Наблюдение и эксперимент как общенаучные методы исследования |
2 |
1 |
1 |
Собеседование |
Тема 3 Навыки ведения беседы и публичного выступления |
2 |
1 |
1 |
Собеседование |
Тема 3.1 Особенности построения публичного выступления |
5 |
4 |
Публичное выступление. Защита работы. |
|
Итого часов: |
35 |
14 |
20 |
Литература
1.Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. - М.: Народное образование, 2001. - 128 с. (Серия «Системные основания образовательной технологии».).
2.Гузеев В. В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. -М.: Народное образование, 2001. - 224 с. (Серия «Системные основания образовательной технологии».).
3. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».).
4.Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».).
5.Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов пед. вузов / Н. Ю. Пахомова. -
М.: Аркти , 2003. - 107с.: ил. - (Метод, б-ка). - Библиогр. в конце кн.
6.Агеева А. И. Метод проектов как средство развития творческих способностей школьников: Метод, рекомендации / А. И. Агеева, В. И. Новоселова; Кемер. обл. институт усовершенствования учителей, Информ.-метод. центр упр. образования администрации г. Полысаево. - Кемерово: Изд-во об- лИУУ, 2001. - 63 е.: ил. -Библиогр.: с. 62.
Грибанова Наиля Гадельжановна