Внеклассное мероприятие по истории России ХХ века «Февраль, февраль солдатский месяц»
Внеклассное мероприятие по истории России ХХ века.
Викторина «Февраль, февраль солдатский месяц».
Составлено:
Учитель истории
Яхина Э.Ф.
Стерлитамакский район, с. Наумовка, 2016-2017 уч. год.
Любое внеклассное мероприятие позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор школьников, развить их эрудицию, активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его.
Данное мероприятие посвящено Второй мировой войне и Великой Отечественной войне – ярчайшей странице в истории нашей страны.
Мероприятие проводится для учащихся 9-11 классов.
Задачи: закрепление и углубление исторических знаний учащихся по курсу «История России»; развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы индивидуально и в команде; развитие исторического мышления, умения сопоставлять и сравнивать; воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества народа.
Оборудование: рисунки детей, записи песен «Вставай страна огромная» на музыку А.В. Александрова, «Нам нужна одна Победа» Б.Ш. Окуджавы, «День Победы» композитора Д.Ф. Тухманова, «Журавли» на слова Р.Гамзатова.
План проведения:
Сообщение цели мероприятия, объявление правил.
Презентация команд.
Разминка.
«Такая разная эта война»
Конкурс капитанов.
Выступления гостей.
Подведение итогов, награждение.
Правила:
Принимают участие 3 команды (по 5 человек) из 9, 10, 11 классов.
Ответы оцениваются по шкале: полный ответ – 5 баллов, неполный ответ – 3 балла, неправильный ответ – 0 баллов.
Побеждает команда набравшая большее количество баллов.
В зале тихо звучит музыка Александрова «Священная война», выходят ведущие.
Ведущий 1: В канун 23 февраля и 72-летия победы в ВОВ – одной из кульминационных моментов во Второй мировой войне – сквозь пафос красивых слов и суету подготовки к празднованию проявляется серьезная проблема, о которой надо говорить честно и откровенно именно в такие дни.
Время неумолимо. Нет уже той страны, что опрокинула фашизм; и победители живут хуже, чем побежденные; все меньше ветеранов видим мы в праздничные дни; в бывших «братских» республиках сносят памятники освободителям, поднимая на щит фашистских пособников; в странах Балтии маршируют по улицам бывшие нацисты, а те, кто сражался против них, оказываются в тюрьме; и говорят не знающие войны некоторые молодые люди: «Надо было сдаться, и жили бы сейчас, как в Германии!»
Ведущий 2: Для молодежи Вторая мировая война становится такой же далекой, как, скажем, 2-я Пуническая. Почему? Ответ, на наш взгляд, таков, сначала мы просто «заболтали» тему войны, говоря о ней, когда надо и не надо, потом «выбросили» из истории войны все, что нас по разным причинам не устраивало, и, наконец, почти перестали о ней говорить. К тому же боль нынешних войн притупило боль давнюю, а современные проблемы общества вполне естественно кажутся нам более важными.
Когда-то мы все возмущались по поводу того, что в США документальный фильм «Великая Отечественная» вышел под названием «Неизвестная война», что американские школьники даже не знают, «кто с кем воевал». Теперь этого не знают и многие наши дети, но мы, как ни странно, не возмущаемся, хотя, встречая своих «доморощенных» фашистов, бравых юнцов со свастикой на рукавах, искренне удивляемся, откуда они взялись.
Ведущий 1: Что же делать?
Ведущий 2: Извечный русский вопрос. Мы далеки от мысли, что имеем право выписывать универсальные рецепты, но убеждены в одном – необходимо вернуть интерес молодежи к теме войны. Чтобы это сделать, надо искать новые, адекватные сегодняшнему дню подходы к изучению этой темы.
Итак, мы начнем. Сегодня свои знания о той великой войне и победе нашего народа покажут 3 команды (9,10,11 классы).
Ведущий 1: Между конкурсами команды показывают свое домашнее задание: сценки на военную тематику, песни, чтение стихов и т.д.
1 конкурс: «Презентация команд». Конкурс оценивается по 5-ти бальной системе: оригинальность, артистичность, участие всей команды.
9 класс показывает домашнее задание.
Ведущий 2: 2 конкурс: «Разминка». За правильный ответ начисляется 1 балл.
1. Москва, Ленинград, Киев 1941г. О чем говорят вам названия этих городов в начальный период войны?
По плану «Барбаросса» наступление немецких войск осуществлялось в 3 направлениях: Центральное, Северное, Южное.
2. План «Ост». Когда и кем был разработан, его суть?
1940г., Гитлеровский план уничтожения советских и славянских народов, план заселения европейской части нашей страны немецкими колонистами и включения ее в состав Германии. Согласно этому плану большинство населения СССР подлежало физическому уничтожению или переселению за Урал.
3. Когда и какие органы управления страной, армией, флотом в условиях войны были созданы?
Государственный комитет обороны Ставка верховного Главнокомандования.
4. Где шли ожесточенные оборонительные бои в июне-октябре 1941г.?
Брест, Ленинград, Киев, Одесса, Смоленск, Севастополь.
5. Что и когда явилось началом коренного перелома в ходе войны?
Московская битва, 5-6.12.1941г.-03.1942г.
6. Знаете ли вы, когда впервые в ходе войны был дан первый салют победителям?
1943г., освобождение Орла и Белгорода.
7. Когда был открыт второй фронт?
6 июля 1944г.
8. Сроки блокады Ленинграда.
8 сентября – 27 января 1944г.
9. Когда и кем с обеих сторон был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии?
8.05.1945г., Г.К. Жуков – Кейтель.
10. Когда состоялся 1 парад победы на Красной площади и кто им командовал?
24 июня 1945г., командовал маршал СССР К.К. Рокоссовский, принимал маршал СССР Г.К. Жуков.
10 класс показывает домашнее задание.
3 конкурс: «Такая разная эта война»
Ведущий 2: «Фауна» войны |
|
1. В какой битве выпущенные фашистами тигры, пантеры и слоны обломали клыки и бивни о советскую броню? 2. Какому морскому зверю не суждено было преодолеть Ла-Манш и выбраться на английский берег? 3. В чем заключается сходство формы германского танкиста времен второй мировой войны и внешнего убранства… большой (крылья в размахе до 13см) бабочки семейства бражников? |
1. Летом 1943г. в битве на Курской дуге фашисты впервые применили новые бронированные машины: Т-V «пантера», Т-VI «тигр» исполинские самоходные орудия «фердинанд» (немецкие солдаты называли их «слон»). 2. Несостоявшаяся операция по высадке немецких войск на Британские острова называлась «Морской лев». 3. На черных мундирах германские танкисты носили теплицы с эмблемами («мертвой головы»). На спинке же бабочки имеется рисунок, напоминающий череп человека, за что бабочку прозвали «мертвая голова». |
Ведущий 1: «Закодированная война» Многие операции второй мировой войны имели кодовые наименования (иногда очень необычные). |
|
1. Когда советские партизаны давали концерт фашистским оккупантам? 2. В сердцах жителей какого города советские войска зимой 1943 г. зажгли искру надежды на скорое избавление от ужасов блокады? 3. Это многолетнее травянистое растение семейства сложноцветных не встречается на горах Кавказа. В конце июля 1942г. фашисты захотели восполнить этот пробел в кавказской флоре, но их цветок зачах, так и не распустившись. Как он назывался? |
1. Операция партизан «Концерт» (сентябрь-октябрь 1943г.) явилась вторым этапом операции «Рельсовая война». 2. 12.01.1943г. началась наступательная операция войск Ленинградского и Волховского фронтов во взаимодействии с Балтийским флотом и Ладожской военной флотилией по прорыву блокады Ленинграда. Эта операция имела кодовое название «Искра». 3. С 25 июля по 31 декабря 1942г. Фашисты тщетно пытались осуществить операцию «Эдельвейс» по захвату Кавказа. |
Ведущий 2: «Палитра войны» Кадры кинохроники выработали у нас стойкое черно-белое восприятие войны, но у нее были и другие краски. |
|
1. Как гестаповцы именовали хор певчих, который вступил в неравную схватку с фашистским режимом в самом логове рейха? 2. Как фашисты называли советский штурмовик Ил-2? 3. Вторая мировая война началась 1 сентября 1989г., по сути, с чистого листа. Как это понимать? |
1. В 1938-1939гг. в Берлине была создана подпольная антифашистская организация. В документах гестапо эта организация фигурировала под названием «Красная капелла». 2. Советский одномоторный штурмовик Ш-2 был отлично защищен броней, в силу чего мог выдержать значительное число попаданий. Немецкие летчики прозвали Ил-2 «летающим домом» или «летающим танком». (После Курской дуги «черной смертью»/ «шварце тодт»). 3. План захвата и уничтожения Польского государства имел кодовое наименование «Вайс» («Белый»). |
Ведущий 1: «Метеосводки войны» Человек во все времена сравнивал войну с природной стихией. Вспомните операции «Буря в пустыне», «Вихрь». Этот список можно продолжить, обратившись к событиям второй мировой войны. |
|
1. Над какой рекой в декабре 1942г. разразилась зимняя гроза? 2. Какое стихийное бедствие фашисты готовили обрушить на Москву зимой 1941г.? 3. Сотни тысяч людей разных национальностей погибли от циклона, который создавали в своих лабораториях фашистские «ученые». О чем идет речь? |
1. Река Мышкова, здесь провалилась немецкая операция «Зимняя гроза» (под Сталинградом). 2. Операцию по захвату советской столицы фашисты назвали «Тайфун». 3. Для умерщвления тысяч людей фашисты широко применяли «Циклон Б»-кристал-лизированную синильную кислоту, которую они бросали в камеры через отверстия в потолке. |
Ведущий 2: «Имена и прозвища» Люди и созданные ими орудия убийства – равноправные участники войны. Может быть, поэтому имена и прозвища есть у тех и других. |
|
1. Для кого Иосиф Виссарионович Сталин был просто «дядей Джо»? 2. Однажды великий художник сбросил в длинный залив одного толстяка, который своим падением угробил 80 000 человек. Могло ли такое произойти? 3. На переломе войны идущих в наступление советских солдат вдохновляли имена великих сынов России. Назовите их. |
1. Так в разговорах между собой называли Сталина премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль и президент США Франклин Рузвельт. 2. 9.08.1945г. – американский бомбардировщик Б-29 «Греит артист» («Великий художник»), управляемый экипажем во главе с майором Суинеем, сбросил на японский город Нагасаки (в переводе на русский язык – «Длинный залив») плутониевую бомбу «Толстяк», в результате взрыва погибло 80 000 человек. 3. Орловская наступательная операция (12 июля - 18 августа 1943г.) войск Брянского, Центрального и левого крыла Западного фронтов имела кодовое название «Кутузов», Белгородско-Харьковская наступательная операция (3-23 августа 1943г.) войск Воронежского и Степного фронтов во взаимодействии с войсками Юго-Западного фронта называлась «Полководец Румянцев». Смоленская наступательная операция (7-27 августа 1943г.) войск Западного и левого крыла Калининского фронта имела кодовое название «Суворов 1». Белорусская стратегическая наступательная операция (23 июня – 29 августа 1944г.) войск 1-го Прибалтийского, 1,2, 3-го Белорусских фронтов, Днепровской флотилии, авиации дальнего действия и авиации ПВО, партизанских формирований имела кодовое название «Багратион» |
Ведущий 1: 11 класс показывает домашнее задание.
Ведущий 1: 4 конкурс: Конкурс капитанов.
1. Какой советский летчик впервые в истории авиации осуществил таран вражеского самолета в ночных условиях? Когда это произошло?
В. Талалахин, 7.08.1941г.
2. Кто вошел в ГКО образованный 30 июля 1941г.?
И.В. Сталин, В.М. Молотов, Л.П. Берия, Г.М. Маленков, К.Е. Ворошилов.
3. С чьей стороны война была «странной»?
Со стороны Англии и Франции в начальный этап Второй мировой войны
Ведущий 2: Далее выступление гостей:
Ветеран ВОВ,
Ведущий 1:
Пролетели года. Отгремели бои.
Отболели, отмаялись раны твои.
Но далекому мужеству
Верность храня,
Ты стоишь и молчишь
у святого огня.
Ты же выжил, солдат!
Хоть сто раз умирал,
Хоть друзей хоронил
И хоть насмерть стоял
Почему же ты замер –
На сердце ладонь,
И в глазах, как в ручьях, отразился огонь?
Говорят, что не плачет солдат:
Он – солдат, и что старые раны
К ненастью болят.
Но всегда было солнце!
И солнце – с утра…
Что ты плачешь, солдат,
У святого костра?
Ведущий 2:
Чувство беспредельной гордости вызывает у нас великий подвиг наших прадедов и дедов, наших отцов и братьев. Память наша о них будет вечна. А значит и память о войне. И пусть подвиг русского солдата для всех нас, людей разных поколений, станет мощной нравственной опорой на жизненном пути.
Ведущий 1: О героизме участников ВОВ можно говорить бесконечно. А есть ли сегодня, солдаты способные совершать подвиги, чтобы защищать нашу Родину в тяжелое время?
Ведущий 2: Конечно. И тому множество подтверждений. Как тут не вспомнить героев афганской и чеченской войн? Наши бойцы, так же следуя законам воинского братства спасали из-под огня противника своих товарищей, заслоняли друг друга от пули. Там, где наши воины выполняют миротворческую миссию, они считаются самыми дисциплинированными и стойкими.
И, конечно, тысячи новобранцев ежегодно берут на себя почетную обязанность службы в армии. Не зря и в наше время солдатам России вручается так много боевых наград. Все знают, что служба в армии – нелегкий труд, сопряженный с физической и моральной нагрузкой. Но и в ней есть светлые стороны. Ведь в армию идут молодые ребята, а молодости присущ оптимизм, радость и вера в будущее.
Ведущий 1: Недаром говорят: будем веселы, пока мы молоды. И ребята пишут домой письма, рассказывая о своем нелегком житье-бытье. Только рассказы их порой бывают непонятны тем, кто остался на гражданке.
Ведущий 2: А давайте-ка, ребята послушаем майора запаса, участника боевых действий 2-ой Чеченской компании Садыкова Азамат Камилевича.
Февраль – февраль, солдатский месяц –
Пурга в лицо, снега по грудь.
Сто лет пройдет. И сто метелиц.
А мы пред ними все в долгу.
Февраль – февраль, солдатский месяц –
Горят гвоздики на снегу.
Поздравления гостей. Песня. Я. Френкеля на сл. Р.Гамзатова «Журавли».
Подведение итогов викторины. Награждение команд.