Статья «ФГОС в действии: идём намеченной дорогой»
ФГОС в действии: идём намеченной дорогой.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны…
Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько он часов пробыл в школе, теперь вопрос "сколько" уходит, и требования предъявляются, каким он стал после того, как он прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов, скажем так, к применению, к практике тех знаний и т. д.
Учиться - что же это значит?
Учить себя, и в этом весь секрет…
Ты получаешь знания, умения,
Ты получаешь на любой вопрос ответ!
Главная цель: совершенствование работы учителя, повышение своего педагогического уровня.
Задачи работы: организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности.
Но 1 класс, много не сделаешь с опорой на ученическую риторику, их еще надо всему научить, пусть даже через прием элементарного подражания - «повтори за мной»! Поэтому цель и задачи на своих первых уроках я проговаривала сама, дети просто повторяли за мной, но прошло совсем немного времени, примерно 10 дней, как более сильные ученики, со сформированной учебной мотивацией стали участвовать в целеполагании, четко ставить цель и задачи на тот или иной урок. Мне кажется, удачно я стала использовать прием работы в паре, изначально в форме игры:1в. – «учитель», 2 в. – «ученик». Соответственно первый задает вопрос, второй – отвечает, затем меняются ролями. Работа в паре мне очень помогает на сегодняшний день – в паре ученики обмениваются мнениями, вырабатывают единое мнение, помогают друг другу в выполнении тех или иных заданий. Конечно, очень помогает памятка (плакат) в этапе целеполагание: УЗНАТЬ… ПОНЯТЬ…НАУЧИТЬСЯ…ВСПОМНИТЬ… Его я использую на каждом уроке. На первом родительском собрании мамы и папы моих первоклассников отметили очевидные изменения в поведении детей в домашних условиях – дети говорят дома «без умолку», комментируют свои действия. Я считаю, что такой результат дала моя ежедневная методика работы в паре.
Я использую работу в группах на уроках литературного чтения, математики, русского языка, окружающего мира. Весь класс поделен на 3 группы по уровню усвоения учебной информации (только дети об этом не знают):
«Открыватели»- слабо мотивированные.
«Почемучки»- достаточно мотивированные.
«Всезнайки»- мотивированные.
Задания на уроках учащиеся получают по группам и выполняют их с интересом.
На уроке математики после изучения задач на движение группы получают следующие задания: |
«Открыватели» - решить задачу на нахождение расстояния по известным скорости и времени. |
«Почемучки»- придумать вопрос к задаче по данному условию. |
«Всезнайки»- составить задачу по данному чертежу. |
Например, уже в первом классе, я не называю тему урока, а постепенно ввожу её (через проблемную ситуацию). Дети формулируют тему. Самостоятельно называют цель и задачи урока в соответствии с темой. Выполняя упражнения к уроку, постоянно задаю вопросы: что мы будем выполнять, как мы это будем выполнять, зачем? Таким образом, дети осознают каждый этап урока и анализируют его. Также на уроках я стараюсь использовать групповую работу: в парах, по рядам, по 4 человека. Такая работа детям очень нравится.
Как показывает опыт, начинать следует с организации парной работы как самой простой, затем включать единую и, наконец, дифференцированную групповую.
Именно такие формы работы я использую на уроках математики. Это:
парная работа «Задача для друга» (дома дети составляют задачу по изученному материалу и обмениваются своими задачами в начале урока),
групповая работа «Составь кроссворд» (дети каждого ряда составляют кроссворды, используя математические термины),
групповая работа «Узнай фигуру»
На уроках детям интересно играть в игру «Кто хочет получить пятёрку?». Она создана по типу популярной телевизионной игры. На вопрос даётся 4 варианта ответов, и ребёнок должен выбрать правильный. Вопросы задаются от самых простых к сложным.
Проблемы есть. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Я вижу свой труд в моих выпускниках – семиклассниках, не бывает ни одного дня, чтоб они меня не навестили, каждый день они заходят и интересуются, как у меня дела, а я в свою очередь пребываю в курсе их дел, проблем и новостей. На сегодняшний день они сами могут организовать работу для участия в конкурсах и мероприятиях различного уровня. Организуют свой досуг и продолжают оставаться такими же дружными и сплоченными.
Обучать - нелегкая задача,
Научить - задачка посложней.
Только тот учитель настоящий,
Кто легко справляется и с ней.