Статья «Универсальные учебные действия на основе ФГОС»
"Великая цель образования – это не знания, а действия".
(Герберт Спенсер)
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. Как говорится: Всё новое это хорошо забытое старое. И всё же у многих педагогов новые стандарты вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Как правильно сформулировать УУД в соответствии с ФГОС?
УУД представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
·Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;
·Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию;
·Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее);
·Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;
·Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям;
·Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в т.ч. используя ИКТ);
·Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне;
·Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач;
·Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
·Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах);
·Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
·Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ;
·Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ;
·Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
·Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;
·Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста);
·Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории;
·Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность;
·Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно;
·Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
·Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);
·Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;
·Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.
ЛИЧНОСТНЫЕ
·Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
·Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей;
·Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор;
·Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других;
·Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
·Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях;
·Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом;
·Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.