Статья на тему «Здоровьесберегающие технологии в действии»
Здоровьесберегающие технологии в действии
Щур И.А.
учитель русского языка
и литературы,
МОУ «Майская гимназия
Белгородского района
Белгородской области»
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. И настоящий учитель, подобно талантливому врачу, должен работать так, чтобы его деятельность не наносила ущерба здоровью ребенка.
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Особого внимания требуют к себе учащиеся 5-х классов. Я заметила, что некоторые выпускники начальной школы не достаточно хорошо владеют навыками организации специфической учебной деятельности: воспринимать и понимать инструкцию, работать по определенному плану, работать сосредоточенно. К сожалению, не все дети способны принимать помощь, правильно ее использовать, адекватно реагировать на неудачи.
Чтобы у детей не было нарушений психологической и физиологической адаптации, я стараюсь помочь им безболезненно преодолеть новую ступень в их школьной жизни. Ведь переход из начальной школы в старшую – это серьезное испытание для ребенка, своего рода стресс. Увеличение контактов, количества учебных предметов, боязнь нового – все это может способствовать развитию различных заболеваний. Отсюда самая актуальная задача современного образования – формирование здорового образа жизни.
Обеспечить любому школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе помогают и те элементы здоровьесберегающих технологий, которые я активно использую на своих уроках. В первую очередь стараюсь контролировать эмоциональное состояние учеников, что немаловажно. В приготовленный для урока материал включаю задания, содержание которых может положительно изменить настроение ученика.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за их соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Кроме этого я провожу различные физкультминутки. На уроках русского языка я продолжаю использовать их для молчаливой характеристики предложений. Этот вид наиболее удачен для учеников 5-х – 7-х классов. Он может состоять из 3х этапов:
На первом этапе мы вспоминаем условные движения. Прошу изобразить восклицательное предложение – дети поднимают руки вверх, потягиваются; вопросительное предложение – производятся наклоны вправо – влево, вперед – назад; предложение с однородными членами – руки на поясе; предложение с обращением – дети поочередно протягивают руки вперед; предложение распространенное – руки разведены в стороны и т.п.
На втором этапе я предлагаю схемы предложений. Ребята отработанными движениями отвечают на вопросы типа:
- какое это предложение по интонации;
- какое предложение по наличию второстепенных членов и т.д.
На третьем этапе ребята могут дать молчаливую характеристику конкретного предложения. Они только производят определенные движения.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.
В старших классах для предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения кроме эмоциональной разрядки, контролем за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, использую чередование видов деятельности, динамические минутки. Например, дети должны встать, если не согласны с вариантом ответа; или поднять правую руку, если согласны с ответом и левую, если не согласны и т.п.
На своих урока х я провожу гимнастику для глаз по известной специальной таблице, где детям нужно следить за движением указки по разным направлениям в определенном порядке.
За неимением таблицы можно провести упражнение для глаз под названием «Пчела». Надо представить перед собой летающую пчелу, следить за ней глазами, не поворачивая головы. Вот она села вам на нос, на правое плечо, на левое; снова кружится перед вами и т.п. Или можно использовать слайд с анимацией, на котором двигается пчела или бабочкаПолезное упражнение для мышц шеи – «Танец змеи». Дети в течение 20-30 секунд вращают головой, изображая танец змеи. Такие упражнения подходят как для младших школьников, так и для старших
На уроках литературы я тоже стараюсь связывать движения на физкультминутке с изучаемым материалом.
Например, при изучении басен И. А. Крылова в 5 классе я предложила ребятам такие задания:
- изобразите, как Петух искал жемчужное зерно;
- как Лисица пыталась сорвать виноград;
- как Мартышка примеряла очки и т.п.
Дети с удовольствием все это изображали, стараясь быть точными в движениях.
Таким образом, ребята и отдыхают, и попутно вспоминают изученный материал. Подобные элементы здоровьесберегающих технологий снимают усталость, напряжение, активизируют внимание учащихся, поднимают их эмоциональный настрой, что помогает избегать перегрузок на уроках и способствуют сохранению здоровья, повышению мотивации к учебной деятельности, улучшению психологического климата в коллективах.