Эту статью я разместила на сайте «Знанио» в разделе «Форум». Здесь до 31 мая можно разместить доклад и получить свидетельство бесплатно для пополнения портфолио.
Алгоритм учебных действий.
В современных условиях объектом проверки и оценивания становятся не только знания, но и умения, навыки учащихся. Однако критерии для оценки уровня овладения предметными, общеучебными умениями прописаны только в общем виде в обязательном минимуме, стандартах. Поэтому так важен поиск системы оценивания индивидуального уровня знаний и учебной деятельности учащихся. В этот могут оказать помощь учебные алгоритмы, которые помимо своей основной функции как логический схемы определяют и способ деятельности учащихся. Именно это сочетание позволяет определить уровень владения:
- содержанием программного материала,
- предметными и общеучебными интеллектуальными умениями, определяющими результативность учебной деятельности.
Формированию этого вида умений способствуют алгоритмизированные «памятки», которые развивают последовательность, обоснованность суждений и выводов. Наряду с использованием специально разработанных развивающих знаний, они помогают формировать культуру умственного труда, без которой усвоение знаний невозможно.
Алгоритм – это:
1. правила, инструкции, памятки, определяющие последовательность элементарных для данного объекта операций по решению учебной задачи;
2. система работы по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи.
Алгоритм усвоения определенного текста – это своеобразная схема формирования необходимых умений.
Применение алгоритмов обеспечивает не только усвоение предметных знаний, но и организует процесс усвоения.
Алгоритмы разнообразны по содержанию и по функциям:
- учебный алгоритм как предмет усвоения,
- учебный алгоритм как средство обучения.
Применение алгоритмов способствует:
- развитию основных процессов мыслительной деятельности у школьников (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение),
- усвоение переноса интеллектуальных умений из одной ситуации в другую, способствующего эффективности обучения,
- совершенствованию видов творческих письменных работ (составление плана, конспекта, рецензии) и общеучебных интеллектуальных умений (наблюдение, чтение, классификация, самоконтроль, сравнение),
- овладению обобщенными знаниями о видах учебной деятельности.
Но не следует забывать, что алгоритмы лишают учащихся возможности творческого подхода к решению поставленной задачи.
Использование алгоритмов на начальных этапах обучения истории и в классах коррекции обеспечивает успешность усвоение программы школьниками.
Использование учебных алгоритмов на уроках истории.
На уроках истории мною используются учебные алгоритмы в 5-6 классах, на ряде тем в 7 классе.
1. Алгоритмы при работе с текстом учебника или исторического документа.
А) алгоритм - схема:
Например, урок «Ян Гус» 6 класс.
«В начале XV века небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать выступления профессора пражского университета Яна Гуса.
Чем привлекали жителей Праги проповеди Яна Гуса?
На доске рисую схему:
изображение1
Используя текст учебника, учащиеся находят предложения со словами, обозначенными в тексте:
Ян Гус беспощадно обличал жадное духовенство. Он возмущался торговлей церковными должностями в Риме. Гус резко осудил продажу индульгенций в Чехии. От критики духовенства Гус перешел к требованиям переустройства церкви. Он призывал отнять у церкви, награбленные ею богатства, отобрать земли у епископов и монастырей. Ян Гус был патриотом – горячо любил свою родину и свой народ.
Таким образом, ответом на поставленный вопрос стал небольшой рассказ, составленный учащимися при работе с учебником. Он может служить материалом для ответа на вопросы:
Почему главной причиной гуситского движения стало общее недовольство чешского народа католической церковью?
Почему папа римский отлучил Яна Гуса от церкви?
Почему Яна Гуса называют патриотом? И так далее.
Алгоритм-схему удобно использовать при сравнении. Урок «Классы в Египте» 5 класс. На уроке учащиеся побывали в гостях у простого египтянина и богатого вельможи. В качестве закрепления перед учащимися ставится вопрос: Сравните жизнь простого египтянина и богатого вельможи?
У учащихся 5 класса в первом полугодии этот вопрос вызывает затруднения. Помогает схема:
изображение2
Следующим этапом работы с алгоритмом-схемой является её составление самими учащимися. Урок «Путешествие по Афинам. Акрополь» 5 класс. Задание: Составьте схему проведения экскурсии по Акрополю, используя текст учебника.
Эта схема может быть такой:
изображение3
При подготовке этого задания целесообразно использовать изображение древнего Акрополя.
Б) алгоритм – текст с пропущенными словами.
Я использую этот алгоритм при выяснении причин или последствий исторических событий.
Урок «Причины и начало гуситского движения» 6 класс. Для выявления причин дается следующий текст:
Причины гуситского движения.
1. Усиление ______ (феодального) гнета:
а) рост феодальных повинностей: _____ (барщины и натурального и денежного оброка),
б) полная власть ____ (панов) над ____ (крестьянами).
2. Немецкие ____ (купцы и мастера) заседали в ____ (Городском совете Праги).
3. Католическая церковь была ____ (крупнейшим землевладельцем):
а) она владела ____ (третью всех земель Чехии),
б) бесчисленные ____ (поборы) с крестьян и горожан.
Пропущенные слова учащиеся ищут в тексте учебника. После выполнения работы по выяснению причин гуситского движения легко перейти к его участникам и ответить на вопросы: почему оно было общенародным? каковы цели участников гуситского движения?
Население Чехии |
Причины гуситского движения |
||
1 |
2 |
3 |
|
паны купцы ремесленники крестьяне |
+частично + |
+ + + + |
+ + + + |
В) алгоритм – таблица:
Данный алгоритм я использую для выявления сущности какого-либо исторического события или процесса, для сравнения.
Урок «Культура Византии» 6 класс:
Где образование было развито лучше: в Византии или в Западной Европе? Почему вы так думаете?
Для ответа на вопрос поэтапно заполняется таблица на основе текста учебника:
Западная Европа |
Византия |
Кто был грамотным? |
|
В основном священники |
Даже ремесленники и крестьяне |
Какие школы существовали? |
|
Церковные |
Церковные, частные, государственные, высшие |
Чему учили в школах? |
|
Чтение, письмо, счет, церковное пение |
Чтение, письмо, счет, труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла |
На каком языке обучали? |
|
На латинском (не разговорный язык) |
На греческом (разговорный) |
Другой пример: урок «Причины и начало гуситского движения» 6 класс.
В чем проявился хозяйственный подъем в Чехии?
Заполняется таблица:
Сельское хозяйство
|
Ремесло
|
Торговля
|
Культура
|
Распахано много новых земель |
Открыты залежи меди, олова, железа. Одно из первых мест в Европе по добыче серебра. 200 ремесел. Производство сукна, стеклянной посуды. |
В Чехии пересекались торговые пути. 2 раза в год ярмарки. |
Строились: Карлов мост, собор Св. Вита, дворцы, храмы. |
После заполнения таблицы ставится вопросы:
К чему могли привести изменения в каждой из отраслей хозяйства?
В какой отрасли подъем проявился наиболее ярко и почему?
Г) алгоритм – план: это может быть краткий план ответа на какой - либо вопрос или развернутый план изучения нового материала.
Сравните крестьянина и ремесленника по плану (урок «Ремесло в средневековом городе» 6 класс):
1. Основное занятие.
2. Чем владели?
3. Для чего (для кого) трудились?
4. От кого зависели?
Подготовьте рассказ о соляном бунте (урок «Народные движения в XVII веке» 7 класс):
1. Дата.
2. Место, где проходил бунт.
3. Причина и повод.
4. Участники и их действия.
5. Действия царя Алексея Михайловича.
6. Итоги восстания.
Развернутый план изучения темы «Новые черты в экономике России в XVII веке» 7 класс):
В XVII веке в экономике России появляются новые капиталистические черты:
1. Мелкотоварное производство:
- изделия для продажи,
- ремесленные мастерские,
- специализация ремесла,
- наемный труд.
2. Мануфактуры:
- какие и что производили,
- число,
- династии.
3. Всероссийский рынок:
- денежный оброк,
- сельские торжки,
- ярмарки,
- специализация торговли,
- внешняя торговля,
- таможенные пошлины.
При работе с историческим документом используются все вышеуказанные виды алгоритмов.
Урок «Классы в Египте» 5 класс. Задание:Используя исторические документы, сравните занятия простых египтян и вельмож.
«Поучение Хетти, сына Дуауфа, своему сыну Пепи».
«У земледельца одежда вечная. Высок голос его, как у птицы «абу»… устает он… и спокойно ему, как спокойно кому-нибудь подо львом. Болен он постоянно… И едва он возвращается домой вечером, ему вновь надо идти.
Я расскажу тебе о строителе стен. Он постоянно болен, так как предоставлен ветрам… вся одежда его лохмотья… Моется он только один раз… Хлеб - отдает он его домой; избиты, избиты его дети.
Ткач – внутри дома… не дышит он воздухом. Если за день не выработает достаточно ткани, он связан, как лотос в болоте. Дает он хлеб привратнику, чтобы мог видеть свет…
У красильщика пальцы издают зловоние. Словно от дохлой рыбы,… рука его не останавливается.
Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом... Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы».
«Жизнеописание вельможи Уны».
«…Его величество назначил меня судьей, так как он полагался на меня больше, чем на любого другого своего слугу. Я вел допрос наедине с главным судьей…
Его величество посылал меня пятикратно водить войско и усмирять страну бедуинов каждый раз, как они восставали, с помощью этих отрядов я действовал так, что его величество хвалил меня».
Сначала составляется схема-алгоритм:
изображение4
Затем проводится сравнение занятий знатных и простых египтян, дается характеристика этих занятий и ставится вопрос: почему занятия простого египтянина и вельможи так отличались друг от друга?
Можно сделать и по-другому. Задание: Дайте характеристику занятиям египтян, используя исторические документы.
изображение5
Кто мог заниматься этими занятиями и почему вы так думаете?
1. Алгоритмы для работы с исторической картой.
Данные алгоритмы могут иметь вид вопросов, плана, таблицы.
Чем было выгодно географическое положение Чехии? (урок «Причины и начало гуситского движения» 6 класс, карты «Европа в XI- XIII вв.» и «Развитие ремесла и торговли в Европе»)
1. Какие государства входили в состав Священной Римской империи?
2. Самое большое и самое маленькое из них по площади?
3. С какими государствами граничила Чехия?
4. С какими государствами и по каким путям (сухопутным или морским) она могла торговать?
Можно ли государство турок-османов назвать империей? (урок «Могущество Османской империи» 6 класс, карта «Османская империя в XIV-XVII вв.»)
1. Понятие «империя».
2. Владения турок-османов в XV веке.
3. Завоеванные турками-османами территории кXVI веку.
4. Завоеванные турками-османами территории кXVII веку.
5. Вывод.
Специализация городов России (урок «Экономика России в XVII веке» 7 класс, карта «Экономика России вXVII веке»).
Города |
Ремесленное производство |
Мануфактуры |
Товарное производство в данном районе |
Тула |
кузнечное |
железоделательные и оружейные |
производство хлеба |
Новгород |
кузнечное полотняное кожевенное |
|
производство льна и конопли |
Мурашкино |
поташное |
|
производство хлеба |
И так далее. После заполнение таблицы учащиеся отвечают на вопрос:
Чем могли торговать эти города друг с другом? Почему именно этими товарами?
1. Алгоритмы при работе с наглядным материалом (картинами, иллюстрациями).
Часто учащиеся затрудняются использовать наглядный материал при изучении нового материала или при его проверке. В этом может помочь алгоритм.
Сравните дом крестьянина и ремесленника (урок «Ремесло в средневековом городе» 6 класс, картины «В хижине средневекового крестьянина» и «В ремесленной мастерской»):
1. Из чего построен дом?
2. Каков его размер?
3. Как дом освещался, отапливался?
4. Какова обстановка в доме?
5. Сделайте вывод.
Как выглядел рынок рабов в Греции? (урок «Путешествие по Афинам» 5 класс, картина «Рынок рабов»):
1. Разделите всех изображенных людей на три группы.
2. Назовите каждую группу.
3. Определите особенности каждой группы.
4. Попробуйте озвучить картину в лицах.
2. Алгоритмы для проверки знаний при выполнении самостоятельных работ.
5 класс.
Задание: По словам современника «илоты несут господам от своей тяжкой нужды половину всех плодов, которые дарит земля». Чем положение илотов в Спарте отличалось от положения рабов в Аттике?
1. На какие группы делилось население в Спарте?
2. Кого называли илотами?
3. Кому они принадлежали, чем платили за использование земли?
4. Кому принадлежали рабы в Аттике?
5. Кому принадлежал труд рабов?
6. Сделайте вывод.
Задание: В честь победителей при Марафоне была сделана надпись на гробнице:
Доблесть этих мужей освещает бессмертная слава.
Здесь поразили они гордые персов войска.
Пешими поднялись против Азии конницы сильной,
Чтобы Эллады земли рабского дня не узнать.
Какова была главная причина победы греков в Марафонском сражении?
1. Кто участвовал в Марафонском сражении?
2. Какова была цель персов в Греко-персидских войнах?
3. К чему привела бы их победа в сражении?
4. Найдите в стихотворении слова или строку, отвечающую на вопрос
задания.
3. Алгоритм - игра.
Задание: Отвечая на вопросы «да» или «нет», двигайтесь по стрелкам и назовите одну из причин гуситского движения в Чехии. (6 класс)
изображение6
Двигаясь по стрелкам, учащиеся должны определить причину гуситского движения: «Католическая церковь владела 1\3 земель в Чехии» (алгоритм состоит в правиле игры «движение по стрелкам: красные – да, черные – нет»).
Задание: В предложенном списке найдите понятия, которые соответствуют данным под цифрами определениям. Каждое следующее понятие будет начинаться на последнюю букву предыдущего. (6 класс)
1. Платежи крестьян феодалу продуктами или изделиями за пользование землей.
2. Участник крестового похода.
3. Страна подчиняется единой центральной власти – власти короля.
4. Насильственный сгон крестьян с земли.
5. Торги с участием иностранных купцов.
6. Сожжение на костре.
7. Отступник от учения католической церкви.
8. Корабль с прямыми и косыми парусами.
9. Лженаука.
Понятия: ярмарка, алхимия, централизованное государство, оброк, огораживания, каравелла, крестоносец, еретик, аутодафе.
Алгоритм-подсказка: расположение понятий по последней букве предыдущего. Ответ: оброк – крестоносец – централизованное государство – огораживания – ярмарка – аутодафе – еретик – каравелла – алхимия.
2. Домашнее задание как алгоритм.
Вопросы домашнего задания даются перед началом объяснения нового материала. Последовательность этих вопросов, их логическая связь и есть учебный алгоритм. Урок «Возникновение средневековых городов» 6 класс, вопросы домашнего задания:
- Какие изменения произошли в хозяйстве Европы к XI веку?
- Почему ремесло отделилось от сельского хозяйства в XI веке?
- Почему ремесленники уходили из деревни? Где они селились?
- Как выглядел средневековый город?
Вопросы записываются в рабочую тетрадь как план изучения нового материала и подготовки домашнего задания. Ход урока – поиск ответа на данные вопросы. Это может быть рассказ учителя, работа учащихся с учебником, с историческими документами, выполнение развивающих заданий и другие методы. Важно в ходе урока сохранить последовательность изучения нового материала и логическую связь между заданными вопросами. Целесообразно в конце урока провести закрепление на основе этих же вопросов.
Использование алгоритма учебных действий позволяет включить в работу на уроке весь класс, даже самых слабых учащихся. Его можно использовать как метод личностно-ориентированного обучения.