12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кондратьева Алла Алексеевна182
Россия, Курская обл., Курск
6

ФГОС в начальной школе Опыт успешного освоения ФГОС: проблемы, решения, результаты.

ФГОС в начальной школе

Опыт успешного освоения ФГОС: проблемы, решения, результаты.

t1599301080aa.jpgАвтор: Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Курская область
Цель: анализ работы по реализации новых образовательных стандартов второго поколения.
Задачи: раскрыть результаты работы по ФГОС НОО, показать "плюсы" и "минусы" в обучении и воспитании школьников.
Описание: Введение ФГОС нового поколения - сложный и многоплановый процесс, рассчитанный на долгосрочную перспективу. Мы в начале пути и знаем, что от идеи до ее реализации нас ждет множество сомнений, заблуждений, ловушек и неудач, как, впрочем, и множество открытий, свершений, триумфов и побед. Это придает нам силы, и мы идем вперед - настойчиво, уверенно, взвешивая и сверяя каждый следующий шаг. Оказывается, деловая активность подчиняется строгим законам цикличности. Их знание позволяет упорядочить своё время и рационально распределить силы для достижения поставленных целей. Применяя эти законы на практике, каждый из нас имеет возможность сделать свою жизнь более гармоничной, прогнозируемой и успешной.
Моя статья предназначена для учителей начальных классов, руководителей методических объединений учителей, для завучей по учебно-воспитательной работе.

«Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Д. Лихачев
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. В настоящее время современное российское общество охвачено кризисом духовных традиционных ценностей, упадком нравственных принципов, снижением общей культуры населения, патриотических чувств подрастающего поколения, потерей своих традиционных духовно-нравственных истоков. Происходит процесс моральной деградации личности, способствующий проявлениям разнообразных форм антисоциального поведения.
В конце 90-х годов академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал«У нас есть планы экономического развития, планы выхода из экономического кризиса, но нет даже предложений создать план выхода из той культурной отсталости, в которой наша страна оказалась за последние 82 года. Нам грозит духовное одичание и ощущение своего одиночества в стране, обладавшей одной из самых великих культур мира».
В одном из посланий (2012г) Президента России Федеральному собранию Российской Федерации года было отмечено: «Нужно вернуть школе безусловную ценность. Это значит обновить содержание образования, сохранив при этом, разумеется, наши традиции и преимущества, … не забывать об огромном значении качества преподавания русского языка, истории, литературы, основ светской этики и традиционных религий. У этих предметов особая роль: они формируют личность. От того, встретит ли ученик талантливого, увлечённого своим делом учителя, во многом зависит формирование личности, судьба молодого человека».
На современном этапе изменяется, прежде всего, представление о самом человеке как носителе духовности, его возможностях, интересах, потребностях. Рождается новый тип человека: свободного, самодостаточного, творчески ориентированного, открытого, гуманного, способного к социокультурной интеграции.
Разработан, апробирован и утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения - принципиально новый для отечественной школы документ, который ориентирует на достижение не только предметных образовательных результатов, но и прежде всего на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Выдвинуты новые требования к результатам, структуре и условиям образовательного процесса.
Новый стандарт – инновационное, требующее серьезных осмыслений нововведение. Ведь любая инновация направлена, в первую очередь на изменения с целью получения какого-то нового более качественного результата. ФГОС – это революция, так как произошла смена образовательной парадигмы (цели): вместо передачи суммы знаний - развитие личности учащегося на основе освоения способов действий. Стандарт – не содержательный, а стандарт результатов – целевой, деятельностный, развивающий, задающий образ жизни школы. ФГОС – это эволюция, так как идеи развивающего образования давно разрабатывались российскими педагогами. Стандарт – как договор в форме тех или иных норм между школой, семьей, обществом и государством – должен отвечать на следующие четыре вопроса:
Ради чего учить?
Чему учить?
Как учить?
За счёт каких средств учить?

Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления.
Человек XXI века должен уметь:
-ориентироваться на знания и использовать новые технологии;
-активно стремиться расширять свой жизненный горизонт;
-рационально использовать свое время и уметь проектировать свое будущее;
-быть финансово грамотным;
-вести здоровый и безопасный образ жизни.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Образование должно обеспечить формирование политической культуры демократической России – подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования, поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. В связи с введением ФГОС НОО в учебный план внесен новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность. Духовная культура входит в число базовых компонентов структуры личности, наряду с нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой и физической культурой. Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Изучение православной традиции в условиях дополнительного образования позволит школьнику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чем ее уникальность. Детский возраст, как нас учат святые отцы и, в частности, святитель Иоанн Златоуст, характеризует тяга и любовь к святости, которая с годами под воздействием различных страстей пропадает. Если мы, педагоги, упустим в своей практике детский возраст, возраст чистой и искренней веры, то впоследствии человек в принципе обречен на унылое существование – в его жизни будет все, кроме Бога, а значит – ничего хорошего. Вот почему так важно обращаться вместе с детьми к сокровищнице православной веры, а именно к Евангелию, житиям святых, и воспитывать подопечных на их примерах.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания определяет характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации, основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Каковы же наши традиционные источники нравственности?
Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
Отличительной особенностью стандарта второго поколения является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность»: «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научаться изобретать, понимать и осваивать новое…».
На сегодняшний день отрадно то, что министерство образования дает возможность школе самой решать вопрос о способах организации и содержании внеурочной деятельности. На мой взгляд, эффективное решение – это создание и организация работы научных обществ учащихся, которые позволяют реализовать личностно ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку одаренных детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности.
В нашей школе создано и действует научное общество учащихся «Шажок в науку»

t1599301080ab.jpgИсследовательские и проектные работы презентуются как в школе, привлекая других детей, так и в конкурсах различного уровня.

t1599301080ac.jpgВнешкольную деятельность невозможно осуществить без сетевого образовательного пространства, без сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, культуры, общественными организациями. О роли библиотеки в духовно- нравственном воспитании можно говорить много. Воспитать человека без книг невозможно, поэтому библиотека должна стать центральным местом воспитания, прежде всего нравственной, творческой личности.
Экологический праздник "Земля -наш общий дом" (Год охраны окружающей среды-2013г)

t1599301080ad.jpg

Урок-путешествие в детской библиотеке
"По истокам славянской письменности" (Год культуры-2014г)

t1599301080ae.jpgОтчетный концерт для родителей "Венок из сказок" (внеурочка "Любительский клуб "Арлекин")

t1599301080af.jpgНовый стандарт действует с 1 сентября 2011 года, введен в штатном режиме во всех образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и готовых к обеспечению условий и исполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Позади первые шесть лет работы - четыре года в начальной школе и два в основной.
Как же все начиналось?
В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Реализуемые в начальной школе основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Да и сама профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения.
Современный учитель – это учитель, владеющий целым рядом интеллектуально-педагогических компетенций, умеющий фантазировать и синтезировать, сравнивать и классифицировать, обобщать и конкретизировать, абстрагировать, фантазировать, критически мыслить.
Еще А.И. Солженицын в одной из своих работ заметил, что «начинать-то надо еще и не с детей – а с учителей, ведь школьные учителя должны быть отборной частью нации, призванные к тому: им вручается все наше будущее». Помня о мудрости древних греков, говоривших, что духовность необходимо возделывать подобно тому, как пахарь возделывает землю, школа может и должна выступать инициатором и проводником моральных принципов, заронив семя духовности в душу ребенка. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». А. С. Макаренко
Учитель, являясь носителем традиционных духовных и культурных ценностей, обеспечивает преемственность в изучении предметов духовно-нравственного содержания. По-прежнему школа для ребенка является той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой и обусловит его ценностные ориентации. Именно поэтому, решая задачи воспитания, школа должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности.
«Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, —утверждал Л.С. Выготский,- есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».
Говоря о нравственном примере педагога,следует вспомнить А. Дистервега, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя». 

Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.
Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения. Особую роль в процессе профессионального саморазвития педагога играет его готовность к новому, передовому. Если раньше при подготовке к уроку учитель пользовался жестко структурированным конспектом урока, использовал учебник и методические рекомендации, то теперь план урока – это сценарий, предоставляющий ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения.

Кроме учебника и методических рекомендаций, учитель использует интернет-ресурсы, материалы коллег.
В корне поменялась роль учителя на уроке: он организатор учебной деятельности детей по поиску и обработке информации, обобщению способов действия, постановке учебной задачи.
Мы теперь не даем новые знания ученикам в готовом виде, не повторяем задание по нескольку раз, не комментируем ответы учеников и не исправляем их (это делают сами дети).

t1599301080ag.jpgСамостоятельная деятельность обучающихся занимает более половины времени урока, формы работы преимущественно групповые и/или индивидуальные.

t1599301080ah.jpg

Образовательная среда теперь создается обучающимися: дети изготавливают учебный материал, проводят презентации. Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения. Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнований, экскурсий, путешествий, спектаклей, разных средств искусства, игр, выпуск газет, коллективных работ оживляет урок и способствует развитию интереса к учебе. Использование проблемных ситуаций дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме.

Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.
«Научиться можно только тому, что любишь». Иоанн Гете
Культура общения, гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе, чувство юмора поднимают самооценку ребенка и создают ситуацию успеха. Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию – «действительно ли я такой». Правильный выход из данного противоречия зависит от мастерства педагога и знания детской психологии. Родители обучающихся теперь имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться и при помощи Интернета.
Таким образом, условиями эффективности работы учителя являются профессиональная компетентность, научно-теоретическая и методическая подготовка, способность выявлять причины затруднений обучающегося и оказывать ему необходимую информационную помощь, направлять обсуждение на анализ и поиск новых знаний, прогнозировать действия ученика и его развитие в целом, связывать контрольно-диагностические действия с анализом траектории развития ученика и целями работы с ним, планировать свою деятельность и учить планированию ученика, находить и оценивать положительное в ребёнке даже в неправильных его поступках.
Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения, способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Реализация деятельностного подхода – важнейшая особенность нового стандарта.
Основной результат ФГОС НОО –развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы предусматривают:
-формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
-воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
-индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Формировать и развивать УУД – это значит:
1.Научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца (эталона).
2.Передать сам способ выполнения метапредметного действия.
3.Научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости развивать его.
Портрет выпускника начальной школы:
- Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
- Умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности.
- Любящий родной край и свою страну.
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа.
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение.
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
- Имеющий представление и выполняющий основы здорового и безопасного образа жизни.
Стандарты второго поколения - одна из важнейших образовательных тем сегодня.
Проработав в начальной школе более 30 лет, я могу с уверенностью сказать, что школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности. Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно учителю продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне.
Первые результаты внедрения ФГОС показали, что, в целом, концептуальные идеи, заложенные в основу обучения и развития школьника, востребованы в условиях образовательных учреждений.
Выступление на семинаре учителей начальных классов

t1599301080ai.jpg

1. Все педагоги, работающие по новым образовательным стандартам, прошли обучение и владеют современными образовательными технологиями, имеют опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ. Все это нужно считать важным положительным условием внедрения ФГОС.
2.Следует отметить положительную динамику использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, ориентированных на стандарты нового поколения: тесты, дидактические материалы, контрольно-измерительный инструментарий. Осознание необходимости педагогами перехода на развивающие системы обучения.
3.Использование учителями в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий.
4.Ориентация учителей начальных классов на организацию здоровьесберегающей среды.
5.Возможность профессионального общения педагогов и обмена их опыта с коллегами, в том числе в сети Интернет (создание личных сайтов!).
6.Положительное отношение родителей к реализации внеурочной деятельности.
7.Осознание школой и обществом значимости перемен в условиях модернизации.
Проблемы обучения по Новым образовательным стандартам
Подводя итоги первым годам работы, нельзя не сказать об основных проблемах при переходе к новым образовательным стандартам в начальной школе.
Общие:
-отсутствие у большинства населения приоритета высших ценностей, позиционируемых во ФГОС второго поколения в качестве ключевых результатов обучения и воспитания, таких, как труд, здоровье и др.;
-высокая степень нетерпимости между социальными группами – субкультурами богатых/бедных, русских/мигрантов и др.;
-слабая включённость родителей, общественности в управление образовательным процессом;
-невладение формами взаимодействия и проектной деятельностью в начальной школе, навыками коллективного планирования;
-отсутствие навыков разработки целевых программ, межведомственных программ, подпрограмм в составе образовательной программы.
Управленческие:
-невыстроенность сети (взаимодействий) учреждений образования, культуры, спорта;
-низкая степень «социокультурной инфраструктуры» (музеи, туристические маршруты, зоны отдыха);
-отсутствие ставок тьюторов, педагогов-организаторов, вожатых, психолога.
Методические:
-отсутствие приоритета воспитательной деятельности (в большинстве УМК начальной школы);
-низкий процент читающих детей и родителей; отсутствие приоритета русского языка в образовательной программе ОУ;
-невладение большинством педагогов навыками формирования у обучающихся регулятивных УУД;
-невладение методиками проектной деятельности (социальным проектированием), ориентированными на младших школьников;
-отсутствие навыков кооперации в обучении у большинства педагогов (увлечение фронтальными формами работы).
Анализируя работу по реализации ФГОС НОО, можно отметить, что потребность учителей в новых знаниях постоянно растет. Об этом свидетельствует их самообразование, освоение новых технологий, участие в творческих семинарах, круглых столах, дискуссиях. Наблюдается высокая творческая активность учителей: обмен опытом работы, выступления на педагогических советах, оказание помощи друг другу.
И все же на практике учителя испытывают трудности.
Вызывают проблемы вопросы контрольно-оценочной деятельности.
Изменения, произошедшие в системе начального образования (особенно в целеполагании) не нашли своего отражения в контрольно-оценочной деятельности: объектом контроля и оценки довольно часто продолжают оставаться лишь знания, умения и навыки, не потому что учитель не хочет перестроиться, а потому что ТРУДНО перестроиться. Результаты, получаемые в ходе контрольно-оценочной деятельности, используются педагогами в большинстве случаев лишь для выставления отметок и не служат основой для проведения дифференцированной работы, направленной на усиление развивающего потенциала обучения, на устранение проблем определенных групп учащихся. Недостаточное внимание уделяется оцениванию индивидуального прогресса каждого учащегося, не существует надежных методик, связывающих уровень готовности к обучению и результаты последующих оценочных процедур. Контрольно-оценочная деятельность по-прежнему остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, при этом без активного участия младших школьников в контрольно-оценочной деятельности говорить об успешном становлении у них учебной деятельности было бы неправомерно, т.к. контроль и оценка являются важнейшими компонентами этой деятельности. Необходимо четкое согласование целей начального образования и объектов контрольно-оценочной деятельности, поэтому, важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.
Объекты контроля:
- достижение требований стандарта, при этом в центре внимания должны быть метапредметные и предметные результаты, а при оценке достижения последних в центре должны быть не только знания как таковые, но и их применение в стандартной и нестандартной ситуации, овладение определенными способами действия;
-овладение компонентами учебной деятельности, в том числе самоконтролем и самооценкой;
-овладение соответствующим возрасту кругом универсальных учебных действий;
-индивидуальные творческие достижения учащихся;
-продвижение в развитии определенных личностных характеристик, таких как готовность сотрудничать с другими людьми, критическое мышление, принятие ответственности за собственные решения, действия и поступки перед самим собой и другими.
На сегодняшний день недостаточно контрольно-измерительных материалов, предлагаемых авторами УМК, что также создает проблемы при разработке системы оценки результатов как учебной, так и внеучебной работы с детьми.
Содержание существующих учебников и примерных учебных программ во многом пока дублируют содержание Стандарта 2004 года, поэтому учителям приходилось соотносить их содержание с требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, указанных в новых стандартах.
Далеко не во всех школах, а тем более классах имеются компьютеры, не говоря уже об интерактивных досках и медийных проекторах.
Вызывают опасения показатели здоровья наших первоклассников.
Детей с 1-ой группой здоровья – 61,2%,со 2-ой и 3-ей группами здоровья- 38,4% детей.
По результатам логопедических исследований - 23% детей имеют проблемы с речью.
Негативным показателем является переутомляемость, возбудимость, ухудшение здоровья при такой нагрузке, как у учителя, так и у ребенка.
В деятельности учителя главным отрицательным моментом называется – увеличение документации.
Противоречивость ФГОСов и Санпина вызывает недопонимание режимных моментов у администрации школы: когда организовывать динамическую паузу, необходимо ли делать перерыв между урочной и внеурочной деятельностью, если динамическая пауза была после 2 урока, чередование урочной и внеурочной деятельности...
ФГОС рекомендовано 5 направлений организации внеурочной деятельности,
которые должны быть реализованы обязательно:
-общекультурное
-спортивно - оздоровительное
-духовно- нравственное
-социальное
-общеинтеллектуальное
Могут дополнительно реализовываться и другие направления.
На мой взгляд, объем внеурочной деятельности должен быть связан с индивидуальными особенностями ребенка. В больших школах, где есть параллели этот вопрос можно решить, а в сельской, если все родители хотят например, кружок лепки, а ребенок не имеет желания этим заниматься, приходится соглашаться с мнением большинства. Кроме того родители относятся к внеурочной деятельности настороженно и администрации школы приходится, выполняя социальный заказ, очень трудно.
Внеурочная деятельность расширила возможность применения знаний, полученных на уроках, в практической и творческой деятельности детей.
Плюсы внеурочной деятельности:
1.Бесплатные образовательные услуги.
2.Удобное расписание.
3.Развитие индивидуальных способностей, кругозора.
4.Общение со сверстниками в разных группах, в разных ситуациях.
Минусы внеурочной деятельности:
1.Большая нагрузка на ребенка.
2.Недостаток оборудования для проведения занятий.
3.Есть совпадения в расписании при посещении внеурочных занятий в школе и в учреждениях дополнительного образования.
4.Невозможность удовлетворить все запросы детей и их родителей (законных представителей).
5.Не разработана система мониторинга результативности и эффективности внеурочной деятельности.
По-разному относятся к введению ФГОС НОО родители:
результаты родительского опроса (опрос проводился анонимно) показали, что 82,3% знакомы со стандартами 2 поколения; частично знакомы -17,7%, не ознакомленных нет.
Большинство родителей отмечает, что при переходе на новые образовательные стандарты трудностей у детей не возникло — 52,3%; трудности по привыканию к новой обстановке --12,6%; трудности связанные с большой нагрузкой – 18,1%, трудности с изучением предметов- 17%.
Около половины родителей говорят о том,что их все устраивает во внеурочной деятельности- 48,2%; о том, что внеурочная деятельность должна проводиться по выбору ребенка высказались 21,3%;о необходимости сокращения внеурочной деятельности и передачи этих часов на изучение основных предметов – 25,1%.
Чтобы дети больше времени проводили на свежем воздухе -7,8% , об улучшении питания детей в школах за счет государства -23,5%.
Выдержки из анкет родительского опроса:
« Все устраивает, спасибо!»
«Больше времени уделить математике – дети не умеют логически мыслить».
«Наши школы на 70% не готовы для обеспечения внеурочной деятельности! Нет дополнительного помещения, нет игровых комнат и комнат для отдыха».
«Дети будут вынуждены отказываться от занятий в танцевальном кружке, так как после школьных внеурочных занятий физически не осиливают его. У них почти 8-ми часовой рабочий день в школе!»
«У моего ребенка есть еще и такие важные моменты, как занятия с логопедом, а на это тоже нужно дополнительное время, которого не хватает».
«По новым стандартам родители должны уделять больше внимания учебе детей и, возможно, не всем папам и мамам это нравится. Мы понимаем, что будущее подрастающего поколения в большей степени зависит именно от родителей, их участия в судьбе и образовании ребенка. А школа – это ориентир, помощник, наставник, друг».
«Я у инноваций вижу и плюсы, и минусы. Среди минусов – слишком высокий темп получения знаний. По-моему, рановато во втором классе активно заниматься иностранными языками, информатикой. Зачастую дети просиживают за подготовкой домашнего задания до глубокой ночи. Какие же это сберегающие здоровье технологии? Или почему отменили оценки в первом классе? Ребенок нуждается в поощрении. Учебно-методический комплекс «Начальная школа XXI века» приобщает детей к традициям и культуре своей великой страны. Программа ориентирована на воспитание в детях таких качеств, как доброта, ответственность, способность к сопереживанию и оказание помощи в трудную минуту. Развивает у школьников интерес к изучению Родины, ее природы, истории, воспитывая такое немаловажное в наше время качество, как патриотизм».
«Оказывается, главная задача школы – это научить детей учиться, уметь самостоятельно находить знания в интернете, справочниках, учебниках. Убеждена на все сто, что школа, особенно начальная, в первую очередь должна дать знания, заложить фундамент, как это делали в советской школе, которая дала стране огромное количество великих ученых, талантливых инженеров, врачей и педагогов. Сегодня у учеников в начальной школе «каша» в головах. Очень многое отдается на самостоятельное осваивание, а получается, что, не имея твердой основы, они не могут понять, что от них требуется. Родителям приходится часами сидеть за уроками и выполнять функции учителя.
Я убеждена: фасад дома можно сделать разным, но всегда должен быть фундамент».


«Хорошее прошлое положительно опасно, если делает нас удовлетворенными настоящими, следовательно, не готовыми к будущему». Чарльз В. Элиот
Действительно, современная школа уже не та, что была раньше. Многие хотят сохранить традиционные методы обучения. Это особенно важно для начальной школы. Школе надо научиться органично совмещать все методы преподавания. Учеников постепенно начинают отучать от прописей, а печатные издания заменяют на электронные учебники. Я считаю, что компьютеры не смогут заменить первокласснику тетради и учебники. Несомненно, очень важно привносить новшества в школьную программу, но и о традиционных методах забывать не стоит. Школа должна развиваться и идти в ногу со временем, чтобы выпускать достойных учеников–востребованных в будущем специалистов.
«Дать детям в руки компьютеры можно только тогда, когда они получат мощную базу мыслительных операций»,- написал в своей статье (http://www.direktor.ru/article.htm?id=52) школьный учитель Дмитрий Верин-Галицкий.Также он считает, что не стоит отменять прописи, так как они развивают моторику, которая способствует развитию умственной деятельности.
Я с ним полностью согласна. Традиционные методы обучения отменять не следует. Более того, надо опять вводить чистописание, а то уже в 4-5 классах дети пишут такими каракулями, что и сами разобраться не могут, не говоря уж об учителях. Кроме того, мелкая моторика, которую развивают прописи и уроки чистописания, совершенно по-другому учат мыслить. В среднем звене школы мы сталкиваемся с тем, что дети не умеют не то чтобы сделать какие-то элементарные выводы, нет, они и пересказать-то простой текст не могут, ответить на конкретный вопрос для них становится проблемой. А уж к 10-11 классу вовсе непосильными становятся уроки литературы, потому что там надо думать, делать выводы, анализировать и говорить. А внятно и связно говорить наши дети, в большинстве своем, не умеют. А ведь все это закладывается в начальной школе. Мелкая моторика напрямую связана с развитием внутренней речи ребенка. А внутренняя речь есть основа речи внешней, т.е. произносимой. Чем лучше будут развиты у ребенка пальцы, чем более мелкие движения они могут выполнять, тем более богатой, образной и синтаксически правильной будет сформирована речь.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
К. Д. Ушинский писал: «Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе; мы говорим им: изучайте законы тех явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить»
Я с оптимизмом смотрю в будущее. Ведь ещё Лев Николаевич Толстой сказал такие слова«Преподавание - есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование – бесконечно».

t1599301080aj.jpgДля того чтобы двигаться вперёд, важно регулярно проводить оценку достигнутых результатов.
Уважаемые коллеги, контролируйте свою работу сами! Пересмотр намеченного и реально выполненного позволит вам проанализировать прилагаемые усилия, скорректировать ваши планы с учётом ресурсов и обстоятельств. Возможно, вы увидите новые горизонты и перспективы.
Позитивного вам планирования и удачи в достижении целей!
Спасибо за внимание!
Литература:
1.Акутина С.П. Развитие нравственных ценностных ориентаций учащихся. Программа занятий со школьниками // Классный руководитель. – 2007. – №3. – С.5-25.
2.Архипова И.Л. Развитие духовного мира ребёнка в начальной школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 216 с.
3.Багашев А.В. Духовно- нравственное воспитание молодёжи / А.В. Багашев. – Воспитание школьников, 2008. – № 9.– С. 10 – 13.
4.Березина В.А. Дополнительное образование детей в России. – М.: Диалог культур, 2007.– 511 с.
5.Власова, Т.И. Духовно ориентированная модель современного воспитания // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2008. – №2. – С18-22.
6.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 148-150. - ISBN 978-5-09-022831-2.
7.Кузнецова М.И. ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников / М. И. Кузнецова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 3. - С. 19-23. - Библиогр.: с. 23.
8.Мельникова Е.Л., Технология проблемного обучения //Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации.- Вып.3.-М.: Баласс, 1999. – с. 85-93
9.Осипова Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н. В. Осипова, И. А. Головинская, С. В. Брюханова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 26-33.
10.Песняева Н.А. Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге / Н. А. Песняева// Управление начальной школой. - 2010. - № 7. - С. 15-22.
11.Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 120 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023809-0.
12.Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.


Опубликовано


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 05.09.20 в 13:32 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за прекрасный опыт!!!
Рагулина Любовь Давыдовна, 05.09.20 в 19:04 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за богатый опыт, профессиональный труд!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.