Р У О К Ф Г С О
Современный урок в свете освоения ФГОС МБОУ «1-Нерюктяйинская СОШ им. С.И. Идельгина» Семинар-практикум
Задачи семинара: Продолжите фразы: У- узнать …. Р - развить … О - обобщить … К - конкретизировать, корректировать …
Сравнительная характеристика деятельности учителя в традиционной ситуации и в условиях введения ФГОС Позиции Традиционная деятельность Деятельность учителя, работающего по ФГОС ООО Подготовка к уроку Жестко структурированный конспект урока При подготовке к уроку учитель использует метод. рекомендации и учебник. Формулирует декларативные обучающие, развивающие, воспитывающие цели и задачи Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю Учитель использует метод. Рекомендации, учебник, рабочую программу, тех. карты уроков, Интернет-ресурсы. Формулировка целей – через деятельность учащихся, активное целеполагание Распределение времени на уроке Основное время урока отводится этапу объяснения и закрепления (80% урока – говорение учителя) Объяснение – 20-30% урока Закрепление – 5-10% урока Организованная учителем самостоятельная деятельность учащихся – 60-70% урока Деятельность учителя на уроке Успеть выполнить то, что запланировано на урок Организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации, по обобщению способов деятельности, по постановке учебной задачи Деятельность учащихся Формулировка задания: 93% заданий репродуктивные: назовите,, решите, спишите, сравните, найдите, выпишите… 7% заданий – с формулировкой: исследуйте, проанализируйте (для сильных уч-ся) Формулировка задания: проанализируйте, докажите, сравните, выразите символом, создайте схему, модель, продолжите, сделайте вывод, выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте… не менее 70% Отметка и оценка Традиционная отметка: решил-не решил; из пяти заданий выполнил три. Оценка (предметных и метапредметных) достижений. Работа над развитием у учащихся способности с самооценке, критериальное оценивание.
Современные образовательные технологии Развивающее обучение КСО – коллективная система обучения ТРИЗ – технология решения исследовательских задач Исследовательские и проектные методы Технология «Дебаты» Технология развития критического мышления Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и др. видов обучающих игр. Обучение в сотрудничестве ИКТ-технологии Технологии интерактивного и дистанционного обучения
Активное целеполагание Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным. Сенека Цель – предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть создан за определённый промежуток времени и его можно продиагностировать (А.В.Хуторской). Поставить педагогическую цель означает определить те изменения в личности обучающегося, которые хочет достичь педагог. Значит, планируя образовательное мероприятие необходимо подходить к постановке целей с позиции всего комплекса задач современного образовательного процесса, не ограничиваясь только предметными целями Цель должна быть сформулирована как результат деятельности, а задача как процесс цель отвечает на вопрос «Что сделано?», а задача – «Что надо сделать?»
Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности. Цель урока трансформируется в педагогические задачи: 1. Информационная: Что и чему будем учиться? 2. Операционная: Как и каким образом будем учиться? 3. Мотивационная: Зачем нам это надо? 4. Коммуникативная: С кем и где?
Тема-вопрос Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий: 1. Повторить знания об имени прилагательном. 2. Определить, с какими частями речи сочетается. 3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными. 4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.
Работа над понятием Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Учитель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяется цель урока.
Яркое пятно Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока. Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6".
Группировка Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока. Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.
Домысливание 1. Предлагается тема урока и слова "помощники": Повторим Изучим Узнаем Проверим С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока. 2.Например, на урок русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаются детям ряды слов: Играть – играл – играю –… Читать – читал – читаю –… 3. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагается детям ряд выражений и ставится вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?".
Рефлексия Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка) Классификация рефлексии: 1) По содержанию: устная и письменная. 2) По форме деятельности:: индивидуальная, групповая, коллективная. 3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д. 4) По функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял -не понял, какие затруднения испытывал).
Рефлексия настроения и эмоционального состояния 1. «Смайлики. » Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального. 2. Использование различных изображений: «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой». «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного. 3. « Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку. 4. Эмоционально-художественное оформление. Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. 5. Оценка своего эмоционального состояния: учащиеся отвечают на вопрос «Какие эмоции ты испытываешь?»
Рефлексия деятельности В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения. Варианты: "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"; "Я похвалил бы себя…"; "Особенно мне понравилось…"; "После урока мне захотелось…"; "Я мечтаю о …"; "Сегодня мне удалось…"; "Я сумел…"; "Было интересно…"; "Было трудно…"; "Я понял, что…"; "Теперь я могу…"; "Я почувствовал, что…"; "Я научился…"; "Меня удивило…" и т.п.
Анкета 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным
Плюс- минус - интересно Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Синквейн В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа. 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Рефлексия содержания учебного предмета . «Поезд». На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика «Поляна» На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.