Выступление «Проблемы преемственности обучения в начальной и основной школе по новым ФГОС»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Бурмакинская средняя общеобразовательная школа №2
ПЕДСОВЕТ
«Проблемы преемственности обучения в начальной и основной школе по новым ФГОС»
Подготовила: Е.П.Брянцева, заместитель директора по УВР
с. Бурмакино
«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина».
В.В. Путин
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
Переход от начального образования ко второй ступени считается очень важным и болезненным не только для учеников, но и для педагогов.
Переход в основную школу совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Они чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны.
Пятиклассники перешли от одного учителя, который строил с каждым ребенком и с его семьей разносторонние отношения, ко многим предметникам, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успеваемости и поведения на уроках.
Конечно большую роль играют родители в процессе адаптации. Многие родители считают своих детей уже взрослыми и ослабляют свой контроль за детьми, возложив всю ответственность на школу и классного руководителя.
Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, в которой 5-тиклассник чувствует себя “беспризорником”.
Одна из главных проблем – это адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.
Многое, да пожалуй всё, зависит от учителя. Ведь не секрет, что многим учителям, работающим в 5 классе, с первых дней хочется видеть перед собой умных, самостоятельных, моментально адаптирующихся к требованиям конкретного учителя, учеников. И видит своих новых учеников маленькими , чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Учителя начальных классов и основной школы по-разному смотрят на пятиклассников.
Выпуская своих учеников в основную школу, отчетливо видим как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, то есть оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе «учитель –предметник» приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. А если еще он переносит методы обучения и формы взаимодействия со старшими классами на пятиклассника, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения. И как следствие – резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, стресс и ухудшение здоровья учащихся.
Причины снижения успеваемости
1. Увеличение объёма учебной нагрузки
2.Новые учебные дисциплины: история, обществознание, география, биология.
3.Большое количество учителей вместо одного
4.Отсутствие единства требований
5.Смена традиций классного коллектива, которые создавались в течение четырёх лет
5.Совпадает с переходным возрастом
6. Ослабление внешнего контроля
7.Неполнота данных о выпускниках начальной школы
8. Несоответствие оценок реальным результатам обучения
9. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам
обучения
10. Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и средней школы
11. Рассогласование в нормах выставления оценок с начальной школой
Приоритетное направление развития образования - переход на новые образовательные стандарты, главная задача которых - создать социально-педагогическую среду, способствующую формированию и развитию человеческого потенциала России, реализовать социально-образовательные проекты, культурно-образовательные инициативы.
ФГОС – новая парадигма (модель) отечественного образования, средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, где
начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний;
основная школа – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач;
старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.
Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития.
Вопрос о преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является принципиальным, поскольку стандарты разрабатываются и утверждаются по ступеням общего образования. Для осуществления преемственности при введении ФГОС НОО и ООО педагог должен знать основные положения стандартов начальной и основной ступеней образования.
Стандарт НОО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «06» октября 2009 г. № 373.
Стандарт ООО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 .
Между стандартами НОО и ООО много общего. В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход.
Системно - деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Системно – деятельностный подход ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.
Портрет ученика начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Портрет ученика основной школы:
- любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
Основанием преемственности является – формирование умения учиться. Цель НОО – учить ученика учиться. Цель ООО – учить ученика учиться в общении.
Стандарт общего образования |
|
ФГОС НОО |
ФГОС ООО |
Итоговая оценка выпускника формируется на основе: 1. накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам; 2. оценок за выполнение (как минимум 3-4) итоговых работ (по предметам и комплексной работы на межпредметной основе). |
Итоговая оценка выпускника формируется на основе: 1. результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированным в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе; 2. оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам; оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта; 3. оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию ФГОС общего образования. |
ФГОС НОО и ФГОС ООО – это система требований, сокращённо «3Т»:
требования к структуре ООП, к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой ОУ;
требования к условиям (кадровым, финансовым, материально-техническим);
требования к результатам освоения ООП (личностным, метапредметным и предметным).
Требования к результатам освоения основной образовательной программы являются ключевой составляющей Стандарта.
Требование к структуре ООП включает в себя и требование к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, для ФГОС начального общего образования – 80% и 20%, для основного общего образования – 70% и 30%. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает в стандарте основной школы возможность введения учебных предметов и курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся, а также реализацию индивидуальных проектов.
Структура основной образовательной программы состоит из трёх разделов: целевой, содержательный, организационный. Целевой раздел включает пояснительную записку, планируемые результаты освоения обучающимися ООП и систему оценки их достижения. В содержательном разделе программа развития универсальных учебных действий (которая присутствовала также в ФГОС начальной ступени) дополняется вопросами формирования компетенций в области ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности. В соответствии с целями основной ступени образования и возрастными особенностями обучающихся в программу воспитания и социализации дополнительно включены профессиональная ориентация, а также формирование экологической культуры и культуры здорового безопасного образа жизни. И ещё один раздел ООП – организационный, который содержит учебный план и совершенно новый материал – систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями стандартов.
В программе НОО предусматривается формирование УУД, а в программе ООО -дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.
Формировать и развивать УУД – значит:
Научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца (эталона).
Передать сам способ выполнения метапредметного действия.
Научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости – развивать его.
УУД – это способность учащегося самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, что предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции.
Различают три группы планируемых результатов:
1. Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).
2. Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные понятия.
3. Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни, мотивация.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
Личностные. К ним относится:
Cпособность к саморазвитию и личностному самоопределению;
Сформированность мотивации к обучению;
Сформированность ценностно-смысловых установок;
Способность ставить цели и строить жизненные планы,
Познавательные включают:
Умение строить высказывания;
Формулировка проблемы;
Рефлексия деятельности;
Структурирование знаний;
Поиск информации;
Смысловое чтение;
Моделирование.
К коммуникативным относятся:
Постановка вопросов;
Разрешение конфликтов;
Умение выражать свои мысли;
Управление поведением партнера;
Планирование учебного сотрудничества.
Регулятивные. К ним относятся:
Целеполагание;
Планирование;
Прогнозирование;
Контроль;
Коррекция;
Оценка.
Личностные результаты |
|
ФГОС НОО - готовность и способность учащихся к саморазвитию; - сформированность мотивации к обучению и познанию; - ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; - сформированность основ гражданской идентичности |
ФГОС ООО - готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению; - сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции,правосознание; - способность ставить цели и строить жизненные планы; - способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. |
Метапредметные результаты |
|
ФГОС НОО - освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями |
ФГОС ООО - освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,познавательные, коммуникативные); - способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, - самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; - построение индивидуальной образовательной траектории |
Предметные результаты |
|
ФГОС НОО - освоенный учащимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе с временной научной картины мира. |
ФГОС ООО - освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно- проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. |
Система оценки достижения планируемых результатов
Одной из составляющих преемственности НОО и ООО является структура урока – современного урока.
Итак, программа ФГОС ставит перед нами новую задачу – требуется ученик новой формации: интеллигент, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления. Новые образовательные стандарты говорят нам о том, что учитель несет огромную ответственность перед учеником.
Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Мы, учителя, должны изменить схему урока: От объяснительно- иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос) к взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников. Ученик - живой участник образовательного процесса.
Подлежит изменению и предметная деятельность учителя, работающего по ФГОС: если по предыдущим стандартам большую часть урока занимала речь учителя (объяснение, закрепление нового материала), то сейчас это самостоятельная деятельность обучающихся. Учитель должен так организовать работу учащихся, чтобы они искали и обрабатывали информацию, обобщали, систематизировали, ставили учебную задачу. Теперь актуальными являются такие формулировки заданий: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. вместо традиционных: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
Традиционный урок |
Современный урок |
1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками |
1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4. Выражение решения 5. Применение знаний учениками |
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
общую характеристику учебного предмета, курса;
описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Различие ФГОС НОО и ФГОС ООО
В содержании и ведущем виде деятельности:
- в начальной школе – средства и способы решения задачи (игровая деятельность, учебная самостоятельность);
- в основной школе – выбор самой задачи, выбор направления действий (система проб, проектная деятельность).
Пути решения
1. Изучение программ как начальной, так и средней школы
2.Адаптация технологий начального обучения к технологиям основной школы
3. Согласование требования всех учителей – предметников
4. Частая смена видов деятельности, включая физминутки
5. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями
6. Единые требования к системе оценивания различных видов деятельности
7. Уделение особого внимания организации учебного процесса школьника:
-готовность к уроку (наличие необходимых учебно -письменных принадлежностей, порядок на парте);
-правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.
Решения педсовета:
Для создания эффективной работы в данном направлении развивать обмен опытом учителей школы в рамках работы методических объединений, педсоветов, семинаров.
Разработать и утвердить ООП ООО.
Признать в целом удовлетворительной адаптацию учеников к обучению в 5 классе.
Учителям - предметникам с целью предупреждения перегрузок строго регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы домашних заданий, дифференцировать задания на всех этапах урока, уделять внимание здоровьесберегающим технологиям на уроках.
Учителям-предметникам продолжить работу по формированию предметных и метапредметных результатов, учитывая результаты входного контроля, наметить пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся, вести воспитательную работу в классе.
Соблюдать преемственность форм и методов организации учебной деятельности ( учителя начальной школы и учителя-предметники основной школы).
Критерии готовности педагога к введению ФГОС
Уважаемые педагоги, просим Вас заполнить диагностическую карту. Отметьте знаком «+» те критерии готовности к введению ФГОС, которые Вам соответствуют.
Когнитивный аспект
Знание роли и значения введения ФГОС в современной школе
Знание основных документов, связанных с введением ФГОС
Знание особенностей технологии деятельностного подхода
Знание роли педагога в процессе введения и реализации ФГОС
Мотивационный аспект
Понимание значения ФГОС для современного образования
Активность участия в различных направлениях работы по введению и реализации ФГОС
Активность участия в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГОС
Самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем
Настойчивость в преодолении затруднений
Активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа повышения научно-методической компетенции учителя
Личностный аспект
Умение выстраивать субъект-субъектные отношения
Демократический стиль общения с обучающимися
Индивидуальный подход к обучающимся
Толерантность
Технологический аспект
1.Умение провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем:
• элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера;
• элементов развивающего характера;
• проблемы (противоречий);
• возможности организовать учебное исследование;
• вариативности
2.Умение работать над формированием компонентов учебной деятельности:
• целеполагания;
• контроля и оценки;
• учебного интереса;
• содержательной рефлексии
3.Умение организовать учебное исследование
4.Умение организовать проектную деятельность обучающихся
5.Умение предоставлять самостоятельность обучающимся
6.Умение использовать разные формы организации деятельности обучающихся (групповая, парная, индивидуальная)
7.Умение работать с ошибками учеников
8.Умение предоставлять выбор обучающимся (выбор уровня задания, формы работы, критериев оценки и т. д.)
9.Умение включать обучающихся в учебный диалог (полилог)