12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ливенцова Лидия Алексеевна1467
Россия, Тверская обл., Бежецк
Материал размещён в группе «Начальные классы»

Организация решения проектных задач в начальной школе.

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе, выявил следующее:

1) либо это механический перенос метода проектов в начальную школу из основной или старшей школы.

2) либо простое присваивание названия «проект» всему, что только ни делается: самостоятельно решили несколько задач из учебника – «проект» и т.д.

Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно.

Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи.

Систематическое решение детьми проектных задач с I по V класс позволяет создать необходимые предпосылки для плавного перехода к проектной деятельности как ведущей деятельности в подростковом возрасте.

В деятельностной педагогике задачный принцип построения учебного содержания является ключевым. В образовательной практике используются различные типы задач: учебная, конкретно - практическая, исследовательская, творческая и др.

Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор действий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата «продукта».

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

Для проектных задач характерно следующее:

Прежде всего, должна быть описана проблемная (квазиреальная, модельная) ситуация.

В этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача.

Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей ее преодоления и возможных вариантов конечного «продукта» было несколько.

Проектная задача должна содержать в явном или скрытом виде набор (или систему) действий (заданий), которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.

Основная интрига заключается в использовании результатов выполнения заданий в общем контексте решения всей задачи. Местом сборки «продукта», оформления итогового результата является итоговое задание.

Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала.

Решение проектной задачи требует коллективно-распределительной деятельности учащихся – работы в малых группах.

Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными, разновозрастными и одновозрастными. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, – это возможность переноса известных детям способов действий в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт». Подобные задачи занимают несколько уроков.

В IIII классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.

Количество и содержание проектных задач задается деятельностной технологией той образовательной системы, которая реализуется в школе.

На один предмет приходится минимум 4-5 проектных задач: 1 (предметная или межпредметная) в фазе запуска; 2 предметные проектные задачи в фазе решения учебных задач и 1 проектная задача в рефлексивной фазе.

В организации решения проектных задач в начальной школе педагогам могут помочь следующие методические материалы:

- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение.

- Сборник проектных задач. В 2 вып. /под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение.

1 Проектные задачи в начальной школе/под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение.

Опубликовано в группе «Начальные классы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.