12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Абих Татьяна Ивановна470
1

Методические указания «Оценивание результатов на уроках русского языка в рамках ФГОС»

Оценивания результатов на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС

Важнейшим компонентом содержания образования становятся универсальные, метапредметные умения. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий. Эти особенности ФГОС требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса, в том числе и в систему оценивания. Пятибалльная система в том виде, в котором она существует сегодня, противоречит требованиям к системе оценивания , предъявляемым Стандартом второго поколения:

•  отметка выставляется за урок, а не за достигнутый результат;

•  не оценивается динамика (за четверть выводится средний балл, который включает и первоначальный, и итоговый уровень освоения предметного содержания);

•  выставляет отметку учитель, отметка часто субъективна, в этих условиях не происходит формирования универсальных учебных действий.

Личностно-ориентированный подход в обучении позволяет ученику стать активным участником не только процесса обучения, но и оценивания результатов своего обучения. При этом должны быть сформулированы следующие принципы оценивания:
• Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты, соответствующие учебным целям.
• Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
• Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
• Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
 

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования предусматривают комплексный подход к оценке и использование разнообразных методов и форм оценивания. Основной акцент делается на оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования по русскому языку и литературе.

В новой системе оценивания предлагаются следующие уровни достижения планируемых результатов.

Базовый уровень достижений – решение простой типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем.

Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует оценка «удовлетворительно» (или отметка «3»).


 

Повышенный уровень достижений – это превышение базового уровня. Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.

Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»),

Высокий уровень достижений планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). Решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам - сверх школьных требований. Ученик умеет добывать знания, умеет преподносить материал.

Пониженный уровень достижений - оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»). Нет достижения базового уровня. Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что учащимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся; о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. Ученик пробует выполнять задания, но допускает ошибки.

Низкий уровень достижений - оценка «плохо» (отметка «1»)

Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных отрывочных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Нет мотивации к обучению. Ученик выполняет задание, но неправильно.

Система критериального оценивания включает в себя критерии выполнения основных видов оцениваемых работ: проектов, письменных работ, тематических проверочных работ, текущего контроля, заданий, выполняемых в рабочей тетради. Кроме того, критерии оценивания направлены на оценивание умений: предметных и метапредметных, исключая личностные.

Учебный материал по русскому языку в 5 классе ( учебник под ред. М.М.Разумовской) разделен на темы. По каждой теме в рабочей программе указаны основные предметные умения и навыки. Спланированы образовательные результаты по каждой теме. На основании их мною разработаны листы учета предметных умений по каждой теме. (Приложение 1)

Определены умения, сформированность которых будет проверяться во время контрольных мероприятий, и умения, которые будут проверяться во время текущего контроля ( устный опрос, домашние задания, визуальные наблюдения). Планируемые результаты предъявляются учащимся.

Эффективным для оценивания  знаний по русскому языку и литературе является оценочный лист предметных результатов учащегося. Основная цель оценочных листов – выделение основных умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности самими учениками. Оценочный лист служит способом фиксации результатов. В зависимости от вида работы, до или после выполнения задания, учащиеся самостоятельно оценивают себя. (Приложение 2).

В оценочные листы оценку ( плюс, минус, полуплюс) выставляют педагог и учитель после изучения темы. Оценка корректируется в течение года.

Оценочный лист дает возможность учителю обладать достаточной информацией о результатах обучения учащихся, позволяет эффективно управлять процессом обучения. Причем стоит отметить, что оценочный лист — довольно оперативная форма контроля, позволяющая получить информацию о знаниях и умениях школьника в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии. Для ученика оценочный лист играет и мотивирующую роль, так как, глядя в него и используя критерии оценивания, ученик может сделать вывод об уровне своих знаний на уроке, в контрольной работе, по окончании изучения темы. Оценочные листы вкладываются в портфолио ученика. А сводная таблица находится у учителя, она необходима для коррекционной работы с учащимися.

Часто на уроках (в зависимости от изучаемого материала) я применяю систему накопительных баллов, т.е. оценка накапливается в течение всего урока. Например, за правильно выполненное домашнее задание — 1 балл, за три правильных ответа с места — еще 1 балл, за правильный ответ у доски — еще 2 балла, за замеченную и объясненную ошибку – 2 балла и т.д. Это увеличивает работоспособность класса, так как каждому хочется получить положительную оценку, кроме того, такой прием дает шанс немотивированным на учебу учащимся получить хорошую оценку.

На уроках ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки. Даётся возможность детям эмоционально оценить прошедший урок. Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради или в дневнике дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов.

В рамках урока обучающиеся учатся самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки»

1.Какова была цель задания ( задачи)?

2.Удалось получить результаты (решить, ответить)?

3.Правильно или с ошибками?

4.Самостоятельно или с чей-то помощью?

5.Какую себе поставишь отметку?.

6.Почему?

7. Каков был уровень задания?

Самооценка и взаимооценка - важнейшие составляющие оценочной деятельности на уроке, так как эта деятельность побуждает ученика к активной деятельности, формирует умение анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы.

Перед началом взаимопроверки каждый учащийся дает самооценку своей работе. Значит, учащийся должен:

иметь представление о цели учебной деятельности;

иметь представление о познавательных результатах своей учебной деятельности;

представлять способы достижения поставленных целей, решения задач;

планировать свою деятельность, предвидеть ее результат;

понимать, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его учения становился сознательным, а следовательно, более эффективным.

Такая оценочная деятельность предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки.

Инструментом фиксации результатов оценивания является классный журнал. В него вношу результаты основных видов работ (самостоятельные, тестовые задания, творческие работы и т.д.), в том числе отработанных и исправленных. Результаты итоговых контрольных работ не исправляются. Рабочий журнал, таким образом, позволяет проследить динамику развития планируемых результатов обучения школьников по русскому языку и литературе.


 

Приложение 1

Оценочный лист.

Основные умения и навыки по теме «Фонетика.Графика.Орфоэпия»

Умения

ФИО ученика

                 

-выделять в слове звуки речи

                   

-давать звукам

фонетическую характеристику

                   

-различать удар-ные и безудар-ные слоги

                   

-не смешивать звуки и буквы

                   

-знать особен-ности букв Е.Е.Ю.Я

                   

-использовать элементы упрощенной транскрипции для обо-значения анали-зируемого звука и объяснения написания слова

                   

-проводить фонетический анализ слова

                   

-опознавать ос-новные выразительные сред-ства фонетики (звукопись

                   

-правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

                   

-работать с орфоэпическим словарем

                   

-правильно произносить названия букв рус-ского алфавита

                   

-свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями

                   

-проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова

                   


 

Приложение 2.

Оценочный лист.

Предметные результаты по русскому языку

учени---- 5 «б» класса

____________________________________

Основные умения и навыки по теме «Фонетика.Графика.Орфоэпия»

выделять в слове звуки речи

давать звукам

фонетическую характеристику

различать ударные и безудар-ные слоги

не сме-шивать звуки и буквы

знать осо-бенности букв Е.Е.Ю.Я

использовать эле-менты упрощенной транскрипции для обозначения анали-зируемого звука и объяснения напи-сания слова

проводить фо-нетический анализ слова

опознавать основ-ные выразитель-ные средства фо-нетики (звукопись

оценка ученика

             

оценка учителя

             

правильно произносить гласные, со-гласные звуки и их сочетания в сло-ве, а также наиболее употребитель-ные слова и формы изученных частей речи;

работать с орфоэпическим слова-рем

правильно произ-носить названия букв русского алфавита

свободно пользо-ваться алфавитом, работая со слова-рями

проводить сопоставитель-ный анализ звукового и буквенного состава слова

оценка ученика

       

оценка учителя

       

Основные умения и навыки по теме «Слово и его значение. Лексика»

объяснять лексическое значение

слов и фразеологизмов разными спо-собами (описание, краткое толкова-ние, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

пользоваться толковыми словарями для опр-деле-ния и уточнения лексичес-кого значения слова

пользоваться сло-варями синони-мов, антонимов, фразеологизмов

распределять слова на тема-тические груп-пы

различать пря-мое и пере-носное значе-ние слов;

оценка ученика

       

оценка учителя

       

отличать омо-нимы от мно-гозначных слов

подбирать синонимы и антонимы

выбирать из синоимического ряда наиболее точное и умест-ное слово

находить в тексте вы-разительные примы, основанные на употреблении слова в переносном значении

владеть наи-более употре-бительными оборотами русского ре-чевого эти-кета;

использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора

оценка ученика

         

оценка учителя

         

 

И так далее по каждой теме курса.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.