Занятие с элементами фильмотерапии на тему «Конфликт и жестокость. Границы человечности»
Всероссийский конкурс для психологов и социальных педагогов на лучший конспект внеклассного мероприятия «Фильмотерапия»
Беседа в 6-9 классах: Фильмотерапия. Конфликт и жестокость. Границы человечности
Разработчик: педагог-психолог областного казенного общеобразовательного учреждения «Новопоселёновская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Курского района, Курской области Истомина Елена Владимировна
Цель: профилактика жестокости у подростков
Средство коррекции: фильмотерапия.
Задачи:
- формирование представлений об особенностях взаимоотношений подростков со средой;
- формирование представлений о понятиях «конфликт» и «жестокость», «подростковый возраст»;
- развитие эмоционально-волевой сферы, личности, межличностных отношений, сплоченности коллектива;
- воспитание доброты, взаимопонимания, взаимовыручки, поддержки.
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, фильм Р.Быкова «Чучело»
Ход беседы
1. Вводное слово. Сообщение темы.
- Здравствуйте! Сегодня мы собрались, чтобы посмотреть и обсудить фильм о ваших сверстниках - подростках. Подросткам очень важно быть успешным, утвердиться в среде сверстников. Именно подростковый возраст (11-15 лет) отличается нетерпимостью к тому, кто хоть чем-то отличается от них внешностью, поведением. С одной стороны, это период взросления, становления личности, с другой стороны, это период зависимости от мнения «своей» группы. Подростки, молодежные компании часто проявляют жестокость по отношению к своим сверстникам. Стремясь к достижению одной цели, они часто переходят все границы, не осознавая жестокости и безнравственности своих поступков. Я предлагаю вам посмотреть фильм «Чучело» и разобраться в причинах и последствиях жестокого обращения подростков друг с другом, а также путях выхода из конфликтных ситуаций.
2. Просмотр фильма «Чучело» Р.Быкова.
3. Конфликт и пути решения.
Конфликт можно определить как противоречия, разногласия, возникающие как внутри одной личности, так и между различными людьми, группами из-за столкновения интересов, ценностей, установок.
- Расскажите о причинах конфликта героев фильма «Чучело».
К. Томас выделяет основные стили поведения в конфликтных ситуациях:
Соперничество – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
Сотрудничество – выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.
Компромисс – выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но и что-то теряет.
Избегание – уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.
Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.
- Как вы думаете, в конфликтной ситуации, кто из героев фильма «Чучело» какой стиль поведения выбирает? Объясните свой выбор.
- Какой бы путь выбрали вы?
4. Упражнение «Продолжи фразу»
- Я раздам каждому из вас листы бумаги, на которых написаны незаконченные предложения. Закончите эти фразы так, как вы считаете нужным.
Сверстники меня…
Когда я вижу, что по отношению к моему однокласснику поступают несправедливо, я ...
Я считаю предательством, когда…
5. Беседа «Границы жестокости»
- Какие чувства у вас возникли после просмотра фильма? Кто из героев фильма вам понравился? Кто не понравился? Почему?
- Наблюдали ли вы в жизни похожие ситуации? Как вы реагировали?
- Как бы вы поступили в похожей ситуации? Какую позицию выбрали бы?
- Как вы понимаете слова одной из одноклассниц, принимавших участие в общей «травле»: «Мы детки из клетки, вот кто мы. Нас в зверинце показывать надо!»?
- Осознала ли она жестокость своего поступка и поступка своих одноклассников? (Да)
- С чьим поведением она сравнивает своё поведение и поведение своих одноклассников? (С поведением зверей)
- Есть ли хоть что-то человеческое в стремлении «травить другого человека»? (Нет)
- Когда класс гонит Лену по улице, одноклассники больше похожи на бездумно действующую массу, которая следует брошенному вызову.
- Как вы понимаете слова Мироновой: «Бессонова – человек, не то, что вы, все хлюпики!»
- Достойно ли уважения поведение Лены. Почему?
- О чем свидетельствует фраза: «Чучело, прости нас!»? Осознали ли, на ваш взгляд, подростки свою вину? Происходит ли у них переосмысление ценностей.
Жестокость – проявление грубого (в том числе неумелого) отношения и обращения с живыми существами, которое может сопровождаться причинением им боли и нанесением душевных ран и телесных повреждений.
- Можно ли назвать поведение одноклассников Лены жестоким? Приведите примеры.
- Перешли ли в своём поведении границы допустимого одноклассники Лены? Приведите примеры.
6. Подведение итогов.
- Мне хотелось бы закончить наше мероприятие стихотворением Нелли Эфрон: «Ты же человек»
В жестокий двадцать первый век,
Во время зависти и мести,
Запомни: ты же человек.
Ты не теряй не капли чести.
Как жаль, что современный мир
Лишь правит зависть и злобой.
Утерян вечный ориентир,
О человечности ни слова.
Когда услышишь грубый смех,
Жестокость, низость - не сломайся.
Запомни: ты ведь человек!
Так человеком оставайся!
- Я уверена, что каждый из вас, находясь перед выбором: быть, как все, или оставаться Человеком, выберет путь Человека.