Занятие с элементами тренинга для старшеклассников на тему «Я – лидер!»
Цель: развитие лидерского потенциала школьников; формирование социальной активности, готовности к принятию решений.
Количество участников: 15-20 человек.
Время: 25-30 минут.
Оборудование: бланки ответов, ручки, листки бумаги.
Программа проведения
№ п/п |
Название задания |
Время проведения (мин.) |
Оборудование |
|
1 |
Упражнение «Лидер – это…» |
5 |
бланки, ручки |
|
2 |
Самодиагностика «Самооценка лидерских качеств» |
5 |
бланки, ручки |
|
3 |
Упражнение-разминка «Готовность к дальнейшей работе» |
3 |
||
4 |
Диагностика развитости лидерских качеств «Я – лидер!» |
15 |
бланки, ручки |
|
5 |
Заключительное слово |
2 |
||
Приложение 1 |
Бланк ответов (ЛИДЕР) |
|||
Приложение 2 |
Бланк самооценки лидерских качеств |
|||
Приложение 3 |
Методика А.Н.Лутошкина «Я – лидер!» |
|||
Приложение 4 |
Бланк ответов к методике !Я – литдер!» |
|||
Приложение 5 |
Анкета участника семинара |
|||
Буклет «Советы классному руководителю: Как определить лидера в классе» |
Ход проведения
Упражнение «Лидер – это…»
Здравствуйте! Каждый из вас – лидер ученического самоуправления в своей школе. А это значит… Что же это значит? Давайте вместе попытаемся дать ответ на этот вопрос.
У каждого из вас есть бланк, на котором вертикально написано слово «ЛИДЕР». (Приложение 1). Предлагаю вам рядом с каждой буквой записать слова, которые начинаются с нее и ассоциируются у вас с каким-либо качеством личности, присущим лидеру. Например, Л – любознательность, И – искренность и т.д.
Время работы – 3 минуты. Начали!
Л – любознательность, лояльность, лаконичность, лучезарность.
И – инициативность, изобретательность, индивидуальность, идейность, интуитивность, искренность.
Д – добросовестность, доброжелательность, дисциплинированность, деятельность, дальновидность, дипломатичность.
Е – единодушие, единомыслие, естественность.
Р – решительность, рациональность, рассудительность, работоспособность, разносторонность, разумность.
Итак, давайте зачитаем то, что у нас получилось. (2 мин.)
Конечно же, лидерских качеств намного больше, и одно из них – умение правильно оценивать не только других, но, в первую очередь, самих себя. Поэтому следующее задание так и называется «Самооценка лидерских качеств». (Приложение 2).
На бланках ответов в первом столбике перечислены некоторые качества, присущие любому лидеру. Оцените, пожалуйста, в баллах от 1 до 10, насколько каждое из них присуще лично вам. А в 3-м столбце дайте себе краткие рекомендации.
На выполнение этого задания у вас есть 4 минуты. И еще 1 минута на то, чтобы ответить на вопрос под таблицей. Готовы? Начали!
Упражнение-разминка «Готовность к дальнейшей работе» (2 минуты).
Сейчас по моей команде на счет три вы выбрасываете руки определенным способом: кулаки, ладони или скрещиваете на груди руки. Итак, …
Кулаки – это высокая степень агрессии.
Руки скрещенные – нежелание работать.
Открытые ладони – вы готовы к работе.
Попробуем еще раз? Один! Два! Три! Молодцы!
Продолжим наше занятие выполнением теста «Я – лидер!» (15 мин.) (Приложения 3, 4).
Подпишите бланки ответов. Сейчас я зачитаю инструкцию.
Инструкция: Если вы полностью согласны с приведённым утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставьте цифру «4»; если скорее согласны, чем не согласны – цифру «3»; если трудно сказать – «2»; скорее не согласен, чем согласен – «1»; полностью не согласен – «0».
Для удобства варианты ответов с соответствующими им баллами записаны на ваших бланках. Готовы? Начинаем.
А теперь подсчитайте общее количество баллов в каждой колонке (не учитывая ответы на вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41, и запишите их в соответствующей графе «сумма».
С помощью этого теста можно определить развитость таких лидерских качеств:
А – умение управлять собой;
Б – осознание цели (знаю, чего хочу);
В – умение решать проблемы;
Г – наличие творческого подхода;
Д – влияние на окружающих;
Е – знание правил организаторской работы;
Ж – Организаторские способности;
З – умение работать с группой.
Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.
Но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли вы, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, авторы теста считают, что были даны неискренние ответы.
Заключительное слово.
К сожалению, наше занятие ограничено временными рамками, и подошло к завершению. Хочу пожелать всем вам уверенности в своих силах, умения аргументированно отстаивать свою точку зрения, не сдаваться перед трудностями и всегда находить выход даже в самых сложных ситуациях.
Верьте в себя! Верьте в успех! Верьте и действуйте!!!
Приложение 1.
Л – ___________________________________________________________
И – ___________________________________________________________
Д – ___________________________________________________________
Е – ___________________________________________________________
Р – ___________________________________________________________
Приложение 2.
Являюсь ли я лидером? (самооценка лидерских качеств)
Лидерские качества |
Самооценка лидеров (от 1 до 10) |
Рекомендации себе |
|
Жажда деятельности |
|||
Жизнерадостность |
|||
Честность |
|||
Изобретательность |
|||
Умение убеждать |
|||
Способность к сотрудничеству |
|||
Уверенность в себе |
|||
Альтруизм |
|||
Толерантность |
|||
Мужество |
|||
Организованность |
|||
Чувство юмора |
|||
Умение слушать |
____________________________ |
Почему я стал(а) лидером ученического самоуправления? _______________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________ _______
Приложение 3.
Тест "Я - Лидер" (А.Н.Лутошкин)
С помощью этого теста вы можете оценить свои лидерские способности.
Инструкция:
«Если ты полностью согласен с приведённым утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен – цифру «3»; если трудно сказать – «2»; скорее не согласен, чем согласен – «1»; полностью не согласен – «0».
Вопросы:
Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.
Я знаю, как преодолевать трудности.
Люблю искать и пробовать новое.
Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.
Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
Все знакомые относятся ко мне хорошо.
Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.
Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
Я хорошо планирую своё время и работу.
Я легко увлекаюсь новым делом.
Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
Ни один человек не является для меня загадкой.
Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
Для меня важно достижение цели.
Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
У меня всегда всё получается.
Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.
Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
Не существует проблемы, которую я не могу решить.
Принимая решение, перебираю различные варианты.
Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.
Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
Я никогда не поступал так, как другие.
Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
Я никогда не поступал так, как другие.
Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
При организации дел я учитываю мнение товарищей.
Я нахожу выход в сложных ситуациях.
Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
Никто и никогда не испортит мне настроение.
Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
Решая проблемы, использую опыт других.
Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.
Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
Я умею контролировать работу моих товарищей.
Умею находить общий язык с людьми.
Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.
После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:
А – умение управлять собой;
Б – осознание цели (знаю, чего хочу);
В – умение решать проблемы;
Г – наличие творческого подхода;
Д – влияние на окружающих;
Е – знание правил организаторской работы;
Ж – Организаторские способности;
З – умение работать с группой.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.
Но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли вы, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что были даны неискренние в самооценке ответы.
Приложение 4.
Фамилия, имя, отчество_______________________________________
Школа ___________________ Класс ___________________
Бланк ответов «Я – лидер»
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
Сумма |
Сумма |
Сумма |
Сумма |
Сумма |
Сумма |
Сумма |
Сумма |
«4» - согласен; «3» - скорее согласен, чем не согласен;
«2» - трудно сказать; «1» - скорее не согласен, чем согласен;
«0» - полностью не согласен
Приложение 5.
Анкета участника семинара
Фамилия, имя, отчество ___________________________________________
Школа _______________________________ Класс ____________________
Инструкция: Предлагаем Вам закончить каждое из шести предложений, подчеркнув нужное слово.
1. На семинаре я работал (а)...... активно / пассивно
2. Своей работой на семинаре я ...... доволен / не доволен
3. Семинар для меня показался ...... коротким / длинным
4. За время проведения семинара я ...... не устал / устал
5. Мое настроение ...... стало лучше / стало хуже
6. Для меня материал семинара был ......: - понятен / не понятен
- полезен / бесполезен
- интересен / скучен
- легким / трудным
Спасибо за сотрудничество!