Урок с элементами фильмотерапии по фильму «Мадагаскар»
Пояснительная записка к психолого-педагогическому мероприятию по фильмотерапии.
Говорят, что ребёнок рождается как чистый лист бумаги и то, каким он станет на протяжении своего существования, зависит от окружения и общества, в котором находиться этот ребенок, сначала это родители, близкие люди, потом воспитатели, учителя, друзья и т.д. «Человек не рождается личностью, а становиться ее только в ходе своей социальной жизни, поэтому вне общества формирование личности невозможно. Следовательно, человек не рождается преступником, а становится им в результате неблагоприятного нравственного формирования его личности» (В.Е.Эминов, Н.Ю.Антонян).
В государственном казенном специальном учебно-воспитательном образовательном учреждение для обучающихся с девиантным поведением закрытого типа находятся 51 подросток в возрасте от 11 до 17 лет. К сожалению их лист жизни уже исписан черными красками, но еще не перечеркнут раз и навсегда, еще есть надежда на исправление, осознание, выбор правильного пути.
Подросток направляется в спецшколу по постановлению суда сроком от года до трех лет. Первоначально при поступлении проводится углубленное изучение причин девиации подростка, его образа жизни, семейной ситуации, воспитания. В течении первых трех месяцев пребывания подростка в спецшколе, в адаптационный для него период, проводится ежедневная работа с подростком по программе «Адаптация». Программа «Адаптация» - создана с целью профилактики конфликтных ситуаций, гармоничной адаптации воспитанников к новым условиям проживания. Это основа для положительной реабилитации подростка. Здесь используются методы «sand-art», кинетик sand, прозрачные мольберты, сказкотерапия, метафорическе карты и фильмотерапия. В результате проведения программы наблюдается гармонизация эмоционального состояния. Повышается мотивация к учебной и трудовой деятельности, создается ситуация доверия и взаимопонимания. Что способствует профилактике самовольных уходов.
Совместный просмотр и обсуждение фильмов – замечательное занятие, дающее возможность лучше понять детей, установить с ними контакт и помочь им найти пути решения проблем. Кино – это не только развлечение. Мы получаем в руки инструмент. Позволяющий легко актуализировать и наращивать опыт решения проблем, развивать личность интуицию. Познавать себя и окружающий мир, понимать свои мысли и поступки, учиться общению и сотрудничеству в живом взаимодействии друг с другом (Коблик Е.Г. Повышение социальной компетентности детей и подростков: Фильмотека. – М., «Генезис», 2006)
Одним из фильмов, который выбран нами для показа в адаптационный период, является мультипликационный фильм «Мадагаскар» (США, 2005г. Режиссеры Эрик Дарнел, Том Мак Грант).
План проведения занятия по программе «Адаптация» по теме «Жизнь в закрытом, изолированном коллективе»
(фильмотерапии по фильму «Мадагаскар»).
ЦЕЛИ:
- помочь ученикам понять, какими режиссёрскими задумками была затронута тема формирования личности в условиях замкнутого коллектива.
- способствовать развитию эмоциональной чуткости;
- способствовать развитию внутреннего мира ребёнка, свободной и духовной личности, имеющей потребность к саморазвитию;
- организовать сотрудничество «ученик – педагог» через диалог;
- сформировать умения межличностного общения, ведения диалога;
- воспитывать в детях ценности дружбы для личности в социальной среде.
ОБОРУДОВАНИЕ и материалы: компьютер, альбом, краски, песочный стол, фигурки животных для песочного стола.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ модель обучения: объяснительно-иллюстративная, репродуктивная, рефлексивно-творческая, с компьютерной поддержкой.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Просмотр фильма.
В фильме затрагиваются темы формирования личности в условиях замкнутого коллектива, связанные с этим трудности адаптации во вешнем мире. Наиболее образно в фильме представлена тема дружбы, ее ценности для личности в социальной среде.
Так как темы мультфильма близки и понятны детям разных возрастов, можно рекомендовать проводить обсуждение этого фильма, начиная с младшего школьного возраста.
Выявление восприятия просмотренного фильма.
- Понравился ли вам фильм?
- Что в нём показалось вам особенно интересным?
- С каким настроением вы его смотрели?
- Какие вопросы вы поставили бы по фильму?
Обсуждение фильма.
Вопросы для обсуждения:
Как различные герои фильма воспринимают жизнь в условиях зоопарка?
Нравится ли им такая жизнь?
В чем плюсы проживания в зоопарке?
В чем минусы жизни на свободе?
Кто из героев доволен своим положением?
Кто мечтает об изменении существующего положения?
В чем особенность позиции жирафа Мелвина?
Чья позиция более активна?
О чем мечтает Марти?
Почему он думает, что свобода лучше?
Для кого важнее комфорт защищенность в зоопарке?
Кто из героев стремиться к свободе?
При обсуждении данной темы возникает аналогия жизни в зоопарке с жизнью в закрытом учреждении. Поэтому появляется возможность обсудить это сходство, а также все плюсы и минусы такой жизни.
Рисование самого запомнившего фрагмента фильма.
Цель: развитие творческого начала, актуализация эмоционального состояния.
Учащийся на альбомном листе, используя средства для рисования отражает тот фрагмент фильма, который оставил у него след в памяти. После это происходит осуждение:
Расскажи мне про то что у тебя нарисовано?
Почему именно этот фрагмент привлек твое внимание?
Какие чувства вызывает у тебя эта картина?
С каким героем ты идентифицируешь себя?
Как бы ты действовал, оказавшись на его месте? И т.д. по ходу рисунка.
Проигрывание значимого момента картины в фильме на песочном столе.
Участники группы совместно выбирают один фрагмент в фильме, который они хотят разыграть по ролям.
Участники переписывают фрагмент фильма по сценарию с распределением ролей.
Распределяются роли, подбираются игрушки зверей под них.
На песочном столе каждый пытается разыграть свою роль.
После чего происходит анализ игры:
Понравилось ли тебе быть в этой роли?
Хотел ли ты сыграть другого героя?
Кто из героев фильма тебе ближе и почему?
Домашнее задание.
Самому участнику группы написать сценарий одного из фрагментов фильма, так как бы он хотел, чтобы сложилась жизнь у одного из героев.