12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фролова Елена Николаевна21530
Педагог-психолог
Россия, Камчатский край, Ключи-1

«Если мы хотим научить думать,
то прежде мы должны научить придумывать».

Дж. Родари

 

Немного теории:

            Одной из передовых педагогических технологий, активно поддерживаемой многими российскими практиками и теоретиками детского воспитания, является так называемая ТРИЗ или технология решения изобретательских задач, созданная в 1946 году Генрихом Альтшуллером. Уделив немалое время анализу данных собранных многочисленными патентными фондами, он пришел к выводу, что в основе всех изобретений лежат одинаковые предпосылки. Выделив и систематизировав их, он смог  создать свою теорию, которую нередко называют не теорией решения изобретательских задач, а теорией поиска правильных решений, что гораздо точнее отражает суть метода.

Триз – теория решения изобретательных задач.

Основными целями ТРИЗ-образования является:

1) развитие творческих способностей;

2)активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;

3) формирование качеств творческой личности.

       План-конспект занятия психологии "Я  умею решать конфликты"разработан по программе "Тропинка к своему Я" Хухлаевой О.В. с применением триз-технологий.

Актуальность.

Проблема конфликта всегда актуальна. Ведь с конфликтом сталкивается каждый человек, будучи существом социальным. Иногда конфликты улучшают результаты работы и отношения благодаря новой информации, учету противоположных интересов, появлению креативных решений. Но если энергия сторон конфликта обращена друг против друга, конфликты могут стать разрушительными как для самих участников, так и для организации в целом. Общение - сложное искусство. Там, где не хватает культуры общения, могут возникать конфликты. Источники конфликтов могут быть самые разные. Необходимо знать, как люди ведут себя в конфликтных ситуациях и есть ли эффективные способы решения конфликтов.

Цель: сформировать понятие «конфликт», разъяснить причины возникновения, конфликтов, рассмотреть виды конфликтов в обществе и способы их разрешения.

Задачи: развитие различных сторон общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции;

Вовлечение детей в зону социального творчества.

Возрастная группа: 10-12 лет

Продолжительность :40-60 мин.

Ход занятия:

       Добрый день ребята! Я рада вас видеть. Сегодня у нас не обычное занятие а путешествие и начать его я хочу с игры "Я беру тебя с собой"(см.приложение)

       Хорошо вы молодцы, справились с заданием! Нам предстоит сегодня путешествие в страну Психологию, а о чем мы будем с вами говорить, вы узнаете отгадав ребус (см.приложение).

И так, тема нашего урока " Я умею решать конфликты"

       Внимание на экран. (Ералаш "Битва")

       Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся, упражнение "Соседи"(см.приложение)
 Какие ассоциации возникают у вас со словом “конфликт” (ссора, спор, драка, неприязнь, крик, слёзы…)?
Спасибо за ответы. Все эти действия и переживания связаны с конфликтами.

            Я предлагаю вам выполнить следующее задание. Главное условие – работать молча, не смотря на соседей. Возьмите листок бумаги. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите еще раз пополам. Еще раз оторвите правый верхний угол. Ещё раз сложите пополам. И еще раз оторвите правый верхний угол. Теперь разверните листок и покажите всем получившуюся снежинку (поднимите её вверх)."
Обсуждение: Почему все снежинки получились разными?
Каждый из нас – индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты.

Опустите руку вниз, под сиденье стула и достаньте спрятанный там листок, на этом листке напишите о, что вас может обидеть.

Во время выполнения работы звучит музыка 

Сложите листки в коробочку.

       Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру "Хорошо-плохо"(см.приложение) Каждый из вас будет выходить, брать листок из коробочки и называть «плюсы» и «минусы». Например: меня обижает то, что моя подруга, за спиной может рассказать то, что чем я с ней поделилась другим.

- чужие секреты выдавать- это плохо;

+ эта ситуация сделает меня сильнее, я научусь разбираться в людях.

       Молодцы! Ребята, помните, даже в самой трудной ситуации можно найти положительные стороны!

       Психологи выделяют пять основных способов поведения при конфликте:

приспособление (П), т.е. принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия уместна в том случае, когда ради видимости сохранения партнерских отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично. Данная стратегия характеризует мирного, уступчивого человека.)

избегание, или уход (И) – уклонение от принятия решений. Эта стратегия используется в том случае, когда цена вопроса не велика или нужна пауза для принятия окончательного решения. Достоинством этой стратегии можно считать сохранение отношений, однако в этом случае ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. Чаще всего стратегию «избегания» используют люди неуверенные в себе или находящиеся в тисках непреодолимых обстоятельств.

сотрудничество, или кооперация (С) – поиск решения, устраивающего обе стороны. Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывают обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды.

соперничество, или конкуренция (К) – стремление добиться своего за счет другого, «силовой» способ разрешения конфликта. Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные.

Предлагаю вам выполнить еще одно задание: кейс- ситуация «Грамотные стали» (см.приложение).

Покупатель: «Почему вы продаете стограммовые упаковки майонеза по цене двухсотграммовых?».
Продавец: «С чего вы взяли?»
Покупатель: «Ну вот же, на ценнике написано - вес - 200 г, цена – 10 рублей. А упаковки стограммовые. Я вчера купила, думала, вы ошиблись. А сейчас вижу, что вы просто ценники перепутали».
Продавец: «Ничего мы не перепутали. По сколько надо, по столько и продаем. А не нравится – идите в другой магазин, поищите подешевле. Грамотные стали.»

            Разыграйте эту сценку, используя разные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. (жеребьевка).

       Все молодцы! Справились с заданием! Встаньте все в круг, мы переходим к следующему заданию. Упражнение «Бомбардировка положительными качествами»(формирование умения находить позитивное в себе и других). Ребенок садится на стул, стоящий в центре круга, и закрывает глаза. Каждый участник группы по очереди подходит к нему и шепотом говорит несколько слов о его положительных чертах, за которые он его ценит и любит. Такую «бомбардировку» положительными эмоциями получает каждый участник группы.

Заключительная часть.
Притча
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон, как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». –«Нет, на веревку!» «Змея!» «Стена!» «Вы ошибаетесь!» «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

         В заключение мне хочется привести слова Максима Горького: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого…».
Занятие закончено. Спасибо!

Список литературы:

1. Е.В. Андреева, С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.А. Яковлева. Творческие задания Золотого ключика. /http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm

2. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога:учебно-методическое пособие.-М.: "Ось-89",2002.-224с.

3. О.В. Хухлаева, «Тропинка к своему Я» М.: Генезис, 2004. —175 с.

Интернет-ресурсы:

1. Resheto.net https://resheto.net/pritchi/46-slon

2. Открытый урок https://open-lesson.net/1535/

3. Генератор ребусов.

 

Приложение 1

 

Используемые Триз-технологии

Я БЕРУ ТЕБЯ С СОБОЙ

 

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

УУД: познавательные (анализ, классификация)

СОСЕДИ

 

Соседи в ТРИЗ – это объекты, окружающие наш объект в заданном месте. «Соседа» можно разгадывать по признакам, как и любой обычный объект.

УУД: познавательные ( анализ)

ХОРОШО – ПЛОХО

 

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

Формирует:

· умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;

· умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);

· умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

 

КЕЙС-СИТУАЦИЯ

Приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся. Развитие творческого потенциала.

УУД: познавательные: синтез – составление правильного ответа из частей, моделирование, регулятивные – работа по алгоритму.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Desteni, 16.04.19 в 15:23 0Ответить Пожаловаться
Отличный конспект. Спасибо за опыт
Варшавская Наталья Владимировна, 06.05.19 в 05:23 1Ответить Пожаловаться
Очень нужная публикация, спасибо за работу, в закладочки с вашего позволения.
Рагулина Любовь Давыдовна, 05.05.20 в 11:53 0Ответить Пожаловаться
Актуально, продуманно, эффективно!!! Спасибо за работу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.