Финансовая грамотность. Актуальность вопроса в начальной школе
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ.АКТУАЛЬНОСТЬ ВОПРОСА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рогозина Ольга Владимировна,
учитель начальных классов,
Россия, г.Пермь,rogozinaolga77@mail.ru
Rogozina Olga Vladimirovna,
primary school teacher,
Municipal Autonomous Educational Establishment «Lyceum Delta»,
Russia, Perm,rogozinaolga77@mail.ru
Аннотация. Обосновывается важность формирования финансовой грамотности младших школьников, финансово грамотного поколения, экономически воспитанного, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений. Именно начальное образование должно заложить основы успешного формирования финансовой грамотности личности на всех последующих этапах обучения.
Ключевые слова: младшие школьники, финансовая грамотность, формирование финансовой грамотности младших школьников.
FORMATION OF THE BASICS OF FINANCIAL LITERACY IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN
Abstract. The article substantiates the importance of the formation of financial literacy of primary school students, a financially literate generation, economically educated, capable of life and professional self-determination in the conditions of market relations. It is primary education that should lay the foundations for the successful formation of financial literacy of the individual at all subsequent stages of education.
Key words: primary school students, financial literacy, the formation of financial literacy of primary school students.
В настоящий момент перед современной российской системой образования стоит задача сформировать экономически воспитанное и финансово грамотное поколение. Проблема низкой финансовой грамотности среди населения была обозначена перед правительством РФ. Тогда Министерство финансов совместно с Всемирным банком начали реализацию проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». Основная цель этого проекта рассчитана на то, чтобы обучив сегодняшних школьников финансовой грамотности, государство получило через 10-15 лет финансово грамотное население. В Российской Федерации разработана «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017-2023». В рамках её реализации в некоторых регионах введен предмет «Финансовая грамотность» с 1 по 11 класс за счет школьного компонента в качестве дополнительного урока.
Некоторые ученые считают,«что начинать обучение финансовой грамотности лучше всего в раннем возрасте»[1]. Обучающиеся в возрасте от 6 до 12 лет хорошо понимают финансовые концепции, выраженные простым языком или с помощью доступных примеров [2].Уже в школе ученику с 1 по 4 класс приходится ориентироваться в ряде экономических категорий: знать назначение и формы денег, осуществлять расчеты при оплате своего питания в школьной столовой, в магазине- при покупке канцтоваров, оплачивать проезд в общественном транспорте. Младший школьник должен понимать ценность окружающих его предметов, уметь оперировать такими понятиями, как экономность, бережливость, практичность, расчетливость.
Кроме того, ФГОС НОО определяет портрет выпускника начальной школ, согласно которому важным умением младшего школьника является «готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом». Это связано с такими личностными качествами, как готовность и способность детей к саморазвитию, сформированности мотивации к обучению и познанию, сформированности ценностно-смысловым установкам детей, которые отражают их личностные позиции, личностные качества, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве ,овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям[3]. А также трудолюбие, прилежание, организованность, дисциплинированность, а предприимчивость и финансовая грамотность сейчас становятся востребованными в социуме.
Программы обучения российских школьников сейчас содержит практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Это обеспечивает хорошую подготовку обучающихся к взрослой жизни. Исключением является только практическое обучение учащихся к нынешним экономическим условиям, т.е. основам финансовой грамотности детей. Финансовая грамотность- сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. В связи с этим возникает необходимость уже с младшего школьного возраста знакомить детей с основами финансовой грамотности, формировать первоначальные знания.
В начальной школе мною преподается курс внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности». Проведенный диагностический срез показал высокую заинтересованность родителей к изучению курса «Основы финансовой грамотности», что составило 84%. Из числа этих же родителей ,64% считают, что финансовую грамотность нужно начинать изучать с начальной школы, 24%- в старших классах, а 12%- в старшем дошкольном возрасте. Родители учеников отметили, что изменилось поведение детей, после изучения курса: ребенок стал задавать вопросы, связанные с экономикой и финансами-40%, ребенок стал употреблять слова, которые относятся к экономическому воспитанию-20%, ребенок стал бережнее относиться к вещам и предметам-24%, ребенок стал проявлять интерес к планированию покупок-20%.
Проведенный анализ показал, что экономическое образование в целом и финансовая грамотность в частности необходимы для формирования поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений. Именно начальное образование должно заложить основы успешного формирования финансовой грамотности личности на всех последующих этапах обучения.
Литература
1.Милославский В. Г., Герасимов В. С., Транова В. А., Герасимова О. С., Хейлык И. А. Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы // Молодой ученый. — 2016. — №4. — с. 456.
2.Покудов А.В. Личные финансы. Секреты управления. – М.: Вершина, 2008. - с.192
3.ФГОС НОО п.10 (с изменениями от 18 мая 2015 г.) Минобрнауки России.