Актуальность развития математической функциональной грамотности обучающихся начальной школы

2
0
Материал опубликован 12 February 2020

Актуальность развития математической функциональной грамотности обучающихся начальной школы

Григорьева Ольга Юрьевна

Разделы: начальная школа

Ключевые слова: начальная школа, математическая грамотность


Актуальность исследования развития математической функциональной грамотности обучающихся начальной школы обусловлена значительными изменениями приоритетов школьного образования в России. Одним из важных направлений научно-практических исследований в данном контексте становится усиление внимания к обеспечению адаптации обучающихся к существующим реалиям. В связи с чем наиболее значимыми становится использование математической функциональной грамотности обучающихся как одно из необходимых условий эффективной жизнедеятельности для реализации их самообучения и саморазвития.

Следует отметить, что понятие «функциональной грамотности» обучающихся является одним из наиболее актуальных в системе компетентностного подхода в соременной системе образования. Как правило, рассмотрение развития функциональной грамотности обучающихся реализуется в двух направлениях: прагматический и культурологический [1]. Так, при реализации культурологического направления учитывается специфика конкретных учебных дисциплин для формирования различных видов функциональных грамотностей - математической, лингвистической и других.

Т.А. Иванова и О.В.Симонова обозначают математическую функциональную грамотность как интегральную характеристику качества подготовки обучающегося, которая включает усвоенные знания, умения и опыт его деятельности, а также отражает личностный смысл, его эмоционально-ценностное отношение к математике и математической деятельности, к опыту их применения для реальных задач [1].

Представим актуальные результаты, полученные по данным исследования «Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях», проведенного ФГБНУ «Институт стратегий развития образования РАО» под руководством Н.Ф. Виноградовой, заведующей центром начального общего образования [2]. Отметим, что исследователи опирались на идею разработки дидактического сопровождения процесса формирования функциональной грамотности младших школьников на основе обновленных характеристик понятий «грамотность современного школьника», «функциональная грамотность современного младшего школьника».

Исследователями подчеркивается, что существующие подходы к характеристике понятия «функциональная грамотность младших школьников» в большей степени устарели и не соответствует современным требованиям к уровню образования обучающихся в начальной школе, а также потребностям цифрового общества и индивидуальным запросам личности. Становится очевидным, что необходима корректировка содержательного наполнения характеристик «функциональная грамотность младших школьников» и «математическая функциональная грамотность младших школьников» в результате расширения и конкретизации всех компонентов функциональной грамотности обучающихся начальной школы.

Актуальные определения применения понятий «функциональная грамотность младших школьников» и «математическая функциональная грамотность младших школьников» должны рассматриваться в современных условиях функционирования общества и системы образования целом с учетом новых приоритетных целей образования современных обучающихся начальной школы. Кроме того, необходимо в процессе обучения, воспитания и развития математической функциональной грамотности младших школьников» необходимо учитывать предметные, но и метапредметные планируемые результаты обучения в соответствии с ФГОС и потенциальные возможности детей XXI века.

Далее приведем основные характеристики обновленной трактовки понятия «функциональная грамотность как базовое образование обучающегося начальной школы». Так, функциональная грамотность обучающегося в современной школе характеризуется:

готовностью обучающегося успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, использовать свои способности для его преобразования;

возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, самостоятельно конструировать алгоритмы осуществления основных видов деятельности;

способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

элементарным уровнем рефлексивных качеств, обеспечивающих стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; к прогнозированию своего будущего [2].

Таким образом, ориентирование российской образовательной системы на новое содержание функциональной грамотности обеспечит:

уточнение приоритетных целей образования школьника начального звена на современном этапе развития начальной и основной школы;

понимание учителем нового аксиологического уровня образования;

интеграцию предметных и метапредметных результатов в соответствии с ФГОС [3].

В связи указанными ориентирами исследователями были определены следующие компоненты функциональной грамотности:

интегративные (читательская, коммуникативная, информационная, социальная грамотность);

предметные (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная, общекультурная, финансовая, правовая, здорового образа жизни).

Следует отметить, что одной из проблем, затрудняющей процесс развития математической функциональной грамотности обучающихся начальной школы является недостаточность дидактического и методического сопровождения профессиональной деятельности учителей начальных классов. Становится очевидным необходимость ознакомление учителей с результатами актуальных исследований, представленных в подготовленных в книгах, программах, а также в статьях, опубликованных в авторитетных педагогических изданиях, что позволит формировать готовность педагога к реализации ФГОС начального общего образования, к целенаправленной работе по формированию математической функциональной грамотности.

Обозначим также проблему недостаточного сопровождения профессиональности деятельности учителей начальных классов в области освоения актуальных методик и технологий становления предметных компонентов функциональной грамотности младшего школьника, в том числе и математического компонента.

Таким образом, в ходе выполненного исследования была обозначена актуальность развития математической функциональной грамотности обучающихся начальной школы, описаны некоторые представления о функциональной грамотности,

обозначен новый спектр функций современного человека, грамотность исполнения которых начинает формироваться в начальной школе, отмечены особенности математической функциональной грамотности современного обучающегося как метапредметного результата образования, проявляющегося в виде готовности к жизни в изменяющемся обществе, показателя успешности индивидуального развития и достойного представления российского образования на мировом уровне.

Список литературы:

Иванова Т.А., Симонова О.В. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности // Вестник ВятГУ. 2009. №1. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-matematicheskoy-gramotnosti-shkolnikov-v-kontekste-formirovaniya-ih-funktsionalnoy-gramotnosti (дата обращения: 12.02.2020).

Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях. Проект № 27.7948.2017/БЧ. [Электронный ресурс] // http://www.instrao.ru/index.php/content-page/271-didakticheskoe-soprovozhdenie-formirovaniya-funkcionalnoy-gramotnosti-shkolnikov-v-sovremennyh-usloviyah

Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.