Повышение орфографической грамотности в начальной школе
Повышение орфографической грамотности в начальной школе.
Орфографическая грамотность обучающихся – одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития.
Почему обучающиеся знают правила, приводят примеры, вставляют в слова пропущенные буквы, но при свободной записи мыслей допускают ошибки?
М.С. Соловейчик считает что, «орфографическая слепота» школьников – одна из основных причин допускаемых орфографических ошибок. У детей отсутствует «орфографическая зоркость». [4]
Главное средство воспитания орфографической зоркости – правильное и своевременное формирование понятий об орфограмме. Что же понимать под орфограммой? Очень важно, какой смысл вкладывает в этот термин учитель. Прав тот, кто понимает, что орфограмма – это место в слове, где для обозначения определенного звука нужно выбрать букву.[2]
По мнению Н.И. Жинкина, если обучающийся поймет, что при письме на месте одного и того же безударного гласного звука или парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова бывают разные буквы, но для определенного слова правильна только одна и нужно ее выбрать, а потом зафиксировать в их сознании названные опознавательные признаки таких «опасных» мест, то орфографическая зоркость у младших школьников будет развита в полном объеме.[1]
Учитель должен постоянно заботиться о становлении у обучающихся осознанного орфографического действия. Ребята должны научиться выполнять каждое из четырех компонентов этого действия:
-ставить орфографические задачи;
-устанавливать тип орфограмм и соотносить ее с определенным правилом;
-применять правило;
- проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.[3]
На наш взгляд, с помощью постоянного чтения литературных произведений можно значительно снизить допущение ошибок в словах. Вовремя своей практики мы провели небольшое исследование. Исследование проводилось с 1 а классом. При его проведении мы были нацелены на следующий предметный результат: повысить орфографическую грамотность. Для начала был проведен диктант, с помощью которого мы выяснили, что некоторые ученики слабо владеют навыками письма без ошибок. Мы разделили таких учеников на две группы: с первой группой мы ежедневно повторяли правила и выполняли закрепляющие упражнения, а второй группе было дано домашнее задание читать в день по 5-7 страниц художественного произведения. Через 3 недели мы написали еще один диктант и вот результаты: несмотря на то, что ученики первой группы могли с легкостью рассказать правила, они терялись при написании сложных слов и допускали ошибки, в то время как ребята из второй группы практически не ошибались, но не могли объяснить свой выбор. Это можно объяснить тем, что при чтении развивается «орфографическая зоркость», человек как бы «фотографирует» глазами и при необходимости вспоминает эти фото. Конечно, это не совсем правильно, ведь ученик должен писать осознанно и понимать свой выбор. Мы считаем, что изучение правил и выполнение упражнений необходимо вести параллельно с чтением какой-либо книги, именно тогда мы добьемся нужного нам результата в кратчайшие сроки.
Мы довольны результатами проделанной работы: за короткий срок исследования и орфографическая грамотность заметно улучшилась. Мы считаем, что данный результат можно улучшить, если проводить занятия систематически и не ограничиваться школьными занятиями.
Для того, чтобы повысить орфографическую грамотность у младших школьников были разработаны методические рекомендации и внеурочное занятие, задачей которого является повышение интереса к чтению. Из вышесказанного можно сделать вывод, что это является методом, с помощью которого повышается орфографическая грамотность в начальной школе.
Цель внеурочного занятия: привлечение детей к чтению с целью развития их творческого потенциала через совместную деятельность школьной и районной библиотек, учреждений культуры и образования, и, как следствие, повышение статуса книги, чтения.
Задачи:
-организовать сотрудничество заинтересованных профессиональных и общественных групп;
-развивать у детей творческие способности, связанные с читательским восприятием;
-формировать отношение к чтению как уникальному виду деятельности;
-предоставлять читателям возможность поделиться впечатлениями от прочитанного;
-приобщать к регулярному чтению детской литературы и посещению библиотеки;
-развивать способности детей: речь, мышление, фантазию;
-формировать читательскую компетентность;
-повышать статус чтения как творческого процесса.
Мы считаем, что данное внеурочное занятие способствует повышению грамотности и прививает любовь к чтению.
Работа в школе будет проходить в несколько этапов. Более подробно они описаны в таблице 1.
Таблица 1
Этап | Деятельность | Влияние на отношение к чтению |
1 (3-4 четверть первого класса) | “Читательская ярмарка”. В начале третьей четверти мы записываем первоклассников в читатели школьной библиотеки. Запись проходит в торжественной обстановке на празднике прощания с азбукой. Ребята получают читательские билеты, которые потом хранят до окончания начальной школы. Ребенок должен найти книгу, о которой он захочет рассказать своим одноклассникам. | В этом возрасте ребенок подвержен внешнему влиянию, поэтому торжественная атмосфера усилит желание читать, а читательский билет – как некий документ придаст важности данному событию. |
2 (2-3 класс) | Представление своей любимой книги любым способом, чтобы одноклассники смогли угадать произведение или сюжет этого произведения: инсценировка, плакат, танец и т.д. | Возрастает ответственность к выбору книги, т.к. ее нужно представить перед одноклассниками, поэтому ребенок не будет представлять первую книгу, попавшуюся ему в руки, а подойдет серьезно к выбору и прочитает множество произведений, чтобы выбрать подходящее. |
3 (3-4 класс) | Написание своего собственного прозаического или стихотворного произведения на основе прочитанных произведений (структура, слог и т. д.), публикация этих произведений в сборник, который получат родители каждого ребенка на выпускном вечер из 4 класса. | Заключительный этап покажет словарный запас ребенка, его умение строить предложения. Можно будет продиагностировать насколько развита речь, в каком стиле написано произведение. Все эти признаки будут свидетельствовать о том, насколько заинтересовала ребенка читательская деятельность, необходимо ли продолжать работу по привлечению школьника к чтению, или он понял значимость книг, и процесс чтения доставляет ему удовольствие. Так же дополнительной мотивацией будет выпуск сборника с его произведением. Это поможет ребенку вырасти в своих глазах, повысить его самооценку и стать предметом гордости для родителей, т.к. статус школьника изменится. |
Для того, чтобы результат был эффективным необходимо проводить работу с учениками не только во время учебных занятий, но и дома. В настоящее время родители являются одной из полноправных сторон учебного процесса и их участие в нем очень важно для развития личности ребенка. Именно поэтому нами были разработаны методические рекомендации для родителей.
Методические рекомендации родителям:
1.В 1-м классе смотрим, в каких словах ребенок ошибается, и всегда делаем работу над ошибками.
2.Ставим задачи: найти в тексте, например, имена собственные (в том числе клички животных, названия городов). Спрашиваем: "А как бы ты их написал?"
3.Во 2–3-м классе все то же, но просим найти еще и, например, все прилагательные. Или все слова с безударной гласной и т. п.
4.Для закрепления пройденного полезно так называемое "письмо с дырками". То есть слова, в которых ударные гласные и гласные, в которых ребенок уверен, пусть он пишет, а те, в которых сомневается, пропускает. Чтобы потом подумать, подобрать проверочные однокоренные слова. Например, мол...ко. Проверочное слово "молочный". Это отличный прием для выработки самоконтроля.
5.Когда устраиваете домашние диктанты, сначала обязательно прочитайте текст вслух и попросите ребенка закрыть глаза и, слушая, представить то, о чем говорится в тексте. И только потом начинать писать.
6.Поработайте со словом, в котором постоянно делаете ошибку: несколько раз напишите его, выговорите по слогам, раскрасьте букву, в которой ошибаетесь.
7.Анаграммы, кроссворды, шифры, шарады, ребусы превосходно развивают наши интеллектуальные способности.
8.Простая и забавная игра: один человек зачитывает из словаря определение, а другие должны идентифицировать слово.
9.Запишите свою речь на диктофон (а еще лучше — создайте видеоклип). Велика вероятность, что, послушав себя со стороны, обнаружите, что совершаете множество речевых ошибок: неправильно строите предложения или используете слова-паразиты.
Соблюдая эти несложные правила можно добиться результата за короткий срок, так же с помощью данных рекомендация можно не только повысить орфографическую грамотность, но и поддерживать ее на высоком уровне.
Таким образом, проводя постоянную и непрерывную работу в школе и дома можно добиться значительных успехов в короткие сроки и повысить орфографическую грамотность детей.
Литература:
1.Жинкин Н.И. Механизмы речи.-Москва, 1958
2.Жинкин Н.И. Психологические основы мышления и речи.-Русский язык в школе.1985, №1
3.Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М. «Просвещение» 1990.
4.Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. М., 1997.