Фишки по организации познавательной деятельности обучающихся
Фишки по организации познавательной деятельности обучающихся
«Коробочка счастья» или «Шкатулка знаний» «Коробочка счастья» «Шкатулка знаний» Как работать с приёмом? Для начала попробуем разобраться, что представляет собой «коробочка знаний». Как правило, это небольшая коробка или шкатулка с необычным дизайном. «Коробочка» может попасть на ваш урок каким-либо загадочным способом: например, её передал сказочный персонаж с запиской или же её случайно нашли ученики у дверей класса. Как события могут развиваться дальше?
1. Работа с содержимым Если содержимое коробочки неизвестно, то: Ученики пробуют понять, что за предмет находится внутри, по описаниям преподавателя (это может быть фигурка животного, канцелярская принадлежность, фотография страны, модель геометрической фигуры — всё, что соответствует тематике урока). Учитель загадывает загадку, ребус или задачу, решив которую, ученики узнают о содержимом. Ученики, опираясь на тему урока, сами строят предположения о содержимом. Тут можно усложнить им задачу, разрешив задавать только вопросы, предполагающие односложный ответ («да» или «нет»). Если содержимое известно, то: Коробочка может содержать несколько предметов, картинок или карточек, связь между которыми должны попытаться объяснить сами ученики. В коробочке могут лежать задания для учеников на этот урок. Также учащиеся могут сами вслепую «вытягивать» себе карточку с тем или иным заданием. Внутри могут находиться листочки с вопросами, на которые дети должны ответить по итогам урока. Учитель может положить в коробочку листы, на которых будут изображения или слова, так или иначе связанные с уроком. Задача учеников — в течение урока вычеркивать слова и изображения, которые встретились в рассказе учителя. Можно ввести сюда элементы соревнования, предложив приз первому, кто полностью заполнит листок (ученик должен будет объяснить, где и какой объект фигурировал в обсуждении).
2. Обмен эмоциями и впечатлениями Дети могут оценить интересность урока, сложив в коробочку фишки соответствующего цвета или бумажки с цифрами от 1 до 5. Это даст учителю понимание, какая форма подачи материала больше интересна ученикам. Ученики пишут свои вопросы по новому материалу и складывают в коробочку. Появляется анонимность, которая помогает побороть страх «задавать глупые вопросы». «Коробочку» можно использовать и для фиксации положительных эмоций, сбора пожеланий и мотивирующих записок.
3. Взаимодействие между учениками, обратная связь с учителем Учащиеся делятся на группы: участники первой пишут вопросы по теме урока и складывают в коробочку, а участники второй по очереди достают эти вопросы и отвечают на них. Ученики пишут на листке ответ на вопрос «Что я узнал сегодня?» и опускают в коробочку. Такое упражнение в конце урока поможет детям сформулировать и лучше усвоить полученные на занятии знания. В конце занятия ученики пишут на листочках все , что было непонятно по пройденной теме, и складывают в коробочку. Так учитель узнает, что нужно будет подробнее объяснить на следующем уроке, где следует потренироваться, чтобы заполнить пробелы в знаниях учащихся. «Коробочка знаний» может не только разнообразить урок, но и помочь ученикам научиться формулировать свои мысли, высказывать мнение. Учитель получает полноценную обратную связь от класса. Он узнает, какие методики больше увлекают детей, что требует больше времени на понимание и какая общая эмоциональная атмосфера в классе.
Как я использую – коробочку счастья на своих уроках. Коробочка счастья- используется для проверки домашнего задания. Если все ученики выполнили домашнее задание. С помощью генератора случайных чисел выбирается один ученик и вытягивает билет. В коробочке у меня 7 билетов. 2билета – конспект параграфа 2 билета – составить 5 вопросов по параграфу 3 билета – нет домашнего задания
«Путешественник в прошлое» Приём «Путешествие в прошлое» можно использовать на разных этапах урока: Для мотивации — дать детям возможность зарядиться на урок, заинтересоваться, а в конце урока проверить и исправить свой первоначальный вариант рассказа. На этапе закрепления нового знания. На уроке повторения и обобщения. Кроме того, приём помогает ученикам освоить навык перевода информации из одной знаковой системы в другую, развивает воображение и письменную речь.
«Лэпбук» Для учащихся лэпбук - это возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательном виде, поэтому они часто рассматривают их на переменах, выполняют задания, содержащиеся в лэпбуках других детей. Лэпбук можно использовать как на уроке (если позволяет тема и время), так же и во внеурочной деятельности, организовав работу по группам, парам, индивидуально (кому как больше нравится). Можно задать в качестве творческого домашнего задания.