Выступление «Роль классного руководителя в организации познавательной деятельности учащихся»

12
0
Материал опубликован 21 March 2016 в группе

В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность и умение учителя профессионально руководить ею.

Со стороны учителя учебный процесс может быть управляем пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считают такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний.

Активно управляемый учебный процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи.

Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей школьников, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося.

В процессе учения учащийся также может проявлять пассивную или активную познавательную деятельность (познавательную пассивность или активность).

«Познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащегося к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении». (П. М. Лебедев).

Сопоставление познавательной пассивности и активности учащихся на всех стадиях обучения убеждает, что вторая включает:

  • мотивы и цели деятельности;

  • интерес к предмету;

  • внимание к изучаемому объекту;

  • волевые усилия;

  • положительные эмоции;

  • творческую самостоятельность;

  • владение необходимыми способами и приемами познавательной деятельности;

  • оптимальный ритм и режим работы, обеспечивающий полное овладение нужными знаниями, умениями и навыками.

Для активизации познавательной деятельности учащихся педагоги используют:

- проблемные и игровые ситуации;

- поощрения;

- стимулирование;

- эмоциональное воздействие;

- усиление требовательности и контроля;

- внедрение оптимального ритма и режима работы для каждого учащегося;

- приемы снятия усталости;

- рассказы о способах и приемах запоминания и усвоения материала из истории развития науки;

- об особенностях творчества ученых-математиков;

- о возможных путях применения на практике данной отрасли знаний и т. п.

Познавательной активности школьник не будет проявлять, если он не получает удовлетворения от результатов, не знает или не видит путей применения знаний на практике. И тут приходит на помощь классный руководитель, который должен вовремя исследовать причины учебных проблем ученика и использовать полученные результаты в работе с ним, его родителями с классом. В этом могут помочь следующие методики (методы изучения учебной мотивации):

1) изучение отношения учащихся к учебным предметам;

2) ранжирование учебных предметов;

3) доминирующие мотивы.

Мотивы самообразования связываются с перспективами выбора профессии, и на основе этого складываются мотивы профессионального и жизненного самоопределения.

Комментарии
Комментариев пока нет.