Выступление «Роль классного руководителя в организации познавательной деятельности учащихся»
В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность и умение учителя профессионально руководить ею.
Со стороны учителя учебный процесс может быть управляем пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считают такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний.
Активно управляемый учебный процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи.
Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей школьников, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося.
В процессе учения учащийся также может проявлять пассивную или активную познавательную деятельность (познавательную пассивность или активность).
«Познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащегося к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении». (П. М. Лебедев).
Сопоставление познавательной пассивности и активности учащихся на всех стадиях обучения убеждает, что вторая включает:
-
мотивы и цели деятельности;
-
интерес к предмету;
-
внимание к изучаемому объекту;
-
волевые усилия;
-
положительные эмоции;
-
творческую самостоятельность;
-
владение необходимыми способами и приемами познавательной деятельности;
-
оптимальный ритм и режим работы, обеспечивающий полное овладение нужными знаниями, умениями и навыками.
Для активизации познавательной деятельности учащихся педагоги используют:
- проблемные и игровые ситуации;
- поощрения;
- стимулирование;
- эмоциональное воздействие;
- усиление требовательности и контроля;
- внедрение оптимального ритма и режима работы для каждого учащегося;
- приемы снятия усталости;
- рассказы о способах и приемах запоминания и усвоения материала из истории развития науки;
- об особенностях творчества ученых-математиков;
- о возможных путях применения на практике данной отрасли знаний и т. п.
Познавательной активности школьник не будет проявлять, если он не получает удовлетворения от результатов, не знает или не видит путей применения знаний на практике. И тут приходит на помощь классный руководитель, который должен вовремя исследовать причины учебных проблем ученика и использовать полученные результаты в работе с ним, его родителями с классом. В этом могут помочь следующие методики (методы изучения учебной мотивации):
1) изучение отношения учащихся к учебным предметам;
2) ранжирование учебных предметов;
3) доминирующие мотивы.
Мотивы самообразования связываются с перспективами выбора профессии, и на основе этого складываются мотивы профессионального и жизненного самоопределения.