Организация самостоятельной познавательной деятельности младших школьников

2
0
Материал опубликован 19 April 2021 в группе


Савченко Наталья Николаевна

МБОУ гимназия № 88 г. Краснодар

учитель начальных классов



Организация самостоятельной познавательной деятельности младших школьников

Сущность познавательной самостоятельной деятельности учащихся в обучении определяется готовностью своими силами продвигаться в овладении знаниями. Знания, побуждающие к самостоятельной деятельности, должны отвечать следующим условиям: быть организованными к соответствии со структурой мыслительной деятельности; быть действенными; необходимыми и достаточными.

Нам представляется наиболее правильным самостоятельную работу учащихся считать совокупностью приемов организации познавательной деятельности учащихся, протекающей по заданию в определенное вре­мя, без непосредственного руководства учителя. Её можно организо­вать и на уроке, и на экскурсии, и при выполнении дома каких-либо наблюдений.

Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель должен руководить этим самостоятельным трудом, давая для него материал.

Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время. При этом должны осуществляться такие действия, как поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, то есть то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, а с другой ─ форму проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счёте приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

При организации самостоятельных работ необходимо соблюдать соответствующие требования:

Любая самостоятельная работа должна иметь конкретную цель.

Каждый ученик должен знать порядок выполнения и владеть приёмами самостоятельной работы.

Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям учащихся.

Полученные результаты или выводы в ходе самостоятельной работы должны использоваться в учебном процессе.

Должно обеспечиваться сочетание различных видов самостоятельных работ.

Содержание и ход самостоятельной работы у учащихся должен вызвать интерес.

Самостоятельная работа должна обеспечивать развитие познавательных способностей учащихся.

Все виды самостоятельных работ должны обеспечивать формирование привычки к самостоятельному познанию.

В заданиях для самостоятельной работы необходимо предусмотреть развитие самостоятельности ученика.

Проведение исследования литературы показывает, что существует много путей организации условий для самостоятельных работ учащихся.

Прежде всего, большое значение имеют познавательные задачи, которые выдвигаются в ходе обучения и которые осознаются учащимися независимо от того, из какого источника и как возникают эти задачи, повторяясь, они развивают творческую активность школьника как черту личности, как способность увидеть проблему.

Организация самостоятельной учебной деятельности по решению различных учебных задач включает в себя следующие этапы:

анализ содержания поставленной задачи (достижение цели действий);

реализация найденного плана;

проверка правильности действий, истинности ответа;

анализ других возможных вариантов решений, доказательств, вариантов действий и их сопоставление с первым.

Чёткий план организации действий при выполнении различных упражнений резко увеличивает их эффективность. Часто беспомощность ученика при решении задачи является следствием его методических неумений, а не пробелами в знаниях.

При подборе задач по каждой теме особое внимание должно обращаться на всестороннее закрепление всех признаков понятия, чётко выделять умения и навыки, которые надо сформировать и закрепить. Исключить случайность ─ значит повысить эффективность урока.

Необходимо постоянно следить за точностью выполнения задания, особенно на подготовительном этапе , чтобы у учащихся не появились ошибки при выполнении задания.

Систему задач следует организовать в практике по этапам.

Начинать с типовых задач и заданий. Подробно объяснить метод их решения. Учащимся при этом предлагать действия по образцу.

Затем надо давать аналогичные задачи с планом решения и оказанием помощи учащимся.

Далее следует предлагать задачи с кратким планом решения или с краткими указаниями для выполнения заданий.

И на последнем этапе нужно предлагать задачи для полностью самостоятельного выполнения. На этом этапе целесообразно предлагать учащимся различные задания творческого характера.

Вторым путем организации самостоятельных работ ученика является использование различных источников приобретения знаний (объяснение учителя, наблюдения учеников, анализ их жизненного опыта, самостоятельное изучение ма­териала учебника).

Третий путь - самостоятельное приобретение новых знаний на основе имеющихся жизненных представлений, усвоен­ных ранее знаний, изучение учебника и других источников. При этом очень важную роль играет система вопросов и заданий учителя, побуждающих школьников к самостоятельным поискам фактов и выводов. Самостоятельные работы, их правильный подбор формируют у школьников навыки познавательного характера, помогают вооружить учеников умением наблюдать изучаемый объект и выделять в нём существенные признаки, делать правильные умозаключения и выводы, применять их на практике. Знания в таком случае будут прочнее.

Четвертым путем является хорошо спланированный учебный процесс, именно такой процесс обеспечит ученику самостоятельное восприятие изу­чаемых предметов и явлений, правильность образования понятий, логичность мышления и действий учащихся, проверку полученных результатов.

Пятый путь: подача посильных, но вместе с тем требуемых от ученика полного напряжения сил заданий.

Невозможно обеспечить индивидуальные задания всем уча­щимся класса. Но вполне возможно дать классу ряд заданий воз­растающей трудности (обычно в двух - трёх вариантах), так что каждый ученик сделает ровно столько, сколько он может.

Шестой путь ─ продуманные педагогическое руководство самостоятельной работой учащихся.

При этом связи и отношения между объяснениями учителя и самостоятельной работой учащегося при изучении нового мате­риала существенно меняются. В зависимости от специфики учебного материала и логики процесса обучения эти связи носят различный характер. Первый вид сочетания деятельности учителя и учащегося на уроке состоит в том, что преподаватель сам не излагает новый материал, а лишь организует самостоятельную работу учащегося над этим материалом. Он ставит перед ними вопросы, указывает способы решения, проверяет выполнение зада­ний и делает необходимые уточнения и дополнения. Такие уроки дают хорошие результаты тогда, когда вновь изучаемые вопросы органически связаны с предшествующим познавательным и прак­тическим опытом учащихся, новые понятия вытекают из ранее изу­ченного материала и применяются такие виды самостоятельной работы, которыми учащиеся владеют. Сюда относятся лабораторные работы, упражнения, практические занятия, экскурсии, объяснительное и комментированное чтение и письмо и так далее.

Второй вид сочетания устного изложения знаний учителем с самостоятельной работой учащихся состоит в том, что изучение нового материала начинается сообщениями учащихся об известных им явлениях.

Третий вид сочетания устного изложения знаний учителем с самостоятельной работой учащихся состоит в том, что учитель останавливается лишь на основных вопросах, а учащие­ся самостоятельно изучают материал в полном объёме. В процес­се изложения и объяснения знаний учитель раскрывает то существенное и основное, что должно быть усвоено учениками, и наме­чает вопросы, которые будут изучаться ими самостоятельно.

Четвертый вид сочетаний устного изложения знаний учите­лем с самостоятельной работой учащихся состоит в том, что учитель делает лишь введение к теме урока, а учащиеся под его руководством самостоятельно изучают предусмотренные прог­раммой вопросы. Если предшествующий вид учебной работы пред­полагает самостоятельное приобретение новых знаний лишь по отдельным вопросам темы урока, то в данном случае самостоя­тельные задания учащийся, предусматривающие изучение ими более сложных вопросов, поднимаются на более высокий уровень. Такие уроки подготавливают учащихся к самостоятельной работе

по расширению своего кругозора.





Список использованной литературы:

1. Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной деятельности” // Открыт. школа. – 1998. - №2

2. Ёсипов Б.П. “Самостоятельная работа учащихся на уроках”. – М.: Учпедгиз, 1961.

3. Жарова Л.В. “Управление самостоятельной деятельностью учащихся” - Л., - 1982.

4. Зимняя И.А. “Основы педагогической психологии” - М, 1980.

5. Кралевич И.Н. “Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности.” / Мн. – 1989.

6. Орлов В.Н. “Активность и самостоятельность учащихся” - 1998.

7. Столяренко Л.Д. “Педагогика” - Ростов, 2000.

8. Сухомлинский В.А. “О воспитании.” — М.: Политиздат, 1973.

9. Харламов И.Ф. “Педагогика” - Мн., 2002.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации