12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Карпунина Ольга Валентиновна33
Россия, Нижегородская обл., Выкса
0

Урок физики на тему «Инерция», 7 класс, УМК «А.В. Перышкин»

тема урока «Инерция» (7 класс УМК А.В.Перышкин)

Цели:

 Дать представление об инерции тела. Показать проявление инерции в быту и технике.

Задачи урока:

Метапредметные: понимать различия между исходными фактами и гипотезами при измерении скорости движения тележек; овладеть регулятивными универсальными учебными действиями при выполнении экспериментального домашнего задания и упражнения; освоить действия в нестандартных ситуациях на примерах проявления инерции тел; уметь вести дискуссию, отвечая на вопросы по закреплению материала; понимать различия между теоретической моделью «равномерное движение» и реальным движением тел.

Личностные: сформировать познавательный интерес к явлению движения тел, движению тел по инерции, творческие способности; научиться самостоятельно приобретать знания об инерции тела; находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения; уметь принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать инициативу, внимательно относиться друг к другу, к результатам обучения.

Общие предметные: понимать явление инерции; уметь пользоваться методом эмпирического исследования при изучении явления инерции (наблюдение, сравнение); применять знания об инерции тел на практике и при работе с техническими и бытовыми приборами, использовать эти знания для обеспечения своей жизни (движение тел по инерции – автомобиль, велосипед, катание на льду, насаживание молотка на рукоятку и т.д)

Частные предметные: понимать и объяснять явление инерции, приводить примеры инерции, взаимодействия тел, использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.

Тип урока:

– урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности с элементами ролевой игры

Формы организации учебной деятельности: групповая, в парах, индивидуальная.

Методы урока:

а) словесные, наглядные;

б) приобретения и применение знаний.

Оборудование урока:

·  компьютер (презентация урока, где помещены схемы, рисунки, фотографии );

·  наглядное пособие по физике 7 кл ( №8)

·  кружочки красного, зеленого и желтого цветов.

 

Ход урока

 

 

I. Создание эмоционального настроя.

Учитель: - Добрый день! Я рада видеть вас на очередном уроке физике, где вы совершаете для себя много новых открытий. И наш очередной урок не будет исключением. Мы будем с вами обсуждать, искать ответы на проблемные ситуации, делать выводы и заключения.

2. Повторение

Учитель: Для начала успешной работы необходимо выяснить, какие знания вы прочно усвоили. Мы проведем закрепление в виде теста, итоги которого вы запишите в тетрадь и по результатам которого, каждый оценит уровень своей готовности к уроку. Выбрав правильный вариант ответа, вы должны выписать номер задания и соответствующую ему букву. (Слайд теста)

Н/п

Содержание вопроса

Варианты ответов

1

Механическим движением называется…

А.Движение всякого тела по земле среди окружающих

И. Изменение положения тела в пространстве относительно других тел

С.Изменение положение автобуса на дороге

2

Траекторией движения тела называется…

Н. Линия, по которой движется тело

О. След, который оставляет движущееся тело

К. Кривая линия движения молекул

3

Длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени, называется…..

Е. Путь.

М. След

Т.Кривая

4

При равномерном движении тело за равные промежутки времени

Ю.Проходит разные пути

В. Движется неравномерно

Р. Проходит равные пути

5

Формула для нахождения скорости при равномерном движении

Г. v = t : s

Э. v = s · t

Ц. v = s : t

6

В системе СИ скорость измеряется

С. км/ч

И. м/с

Б. км/с

7

При неравномерном движении тело за равные промежутки времени

Я. Проходит разные пути

А. Движется равномерно

Д. Проходит равные пути

 

Ответ: И, Н, Е, Р, Ц, И, Я (СЛАЙД, КЛЮЧ)

3. Изучение нового материала

Учитель: Молодцы. Это и есть тема нашего урока. С эти физическим явление вы уже встречались в жизни. (Слайд) . На какие вопросы нам предстоит сегодня ответить.

(Учитель выслушивает предложения учащихся и совместно с ними формулирует основные вопросы:)

Что такое инерция?

Что произойдет, если на покоящуюся тележку наезжает другая такая же?

Как можно изменить скорость? Может ли тело само изменить скорость?

Какова практическая значимость инерции для человека?

Ребята, как вы думаете, что произойдет, если на покоящуюся тележку наезжает другая такая же?

Демонстрация опыта с двумя тележками (может быть слайд презентации с анимацией)

 

Обсуждение опыта

Учитель: Ребята, подумайте и скажите, могут ли тела двигаться сами по себе, может ли скорость меняться сама по себе, без посторонней помощи? Приведите примеры, доказывающие ваши предположения.

Ученики: Без посторонней помощи тело не может менять свою скорость. Например, игра в футбол. Мяч меняет скорость после удара футболиста или удара об штангу ворот.

Учитель: Продолжим: я называю физическое тело, а вы называете возможную причину изменения скорость данного тела. (ветка дерева – ветер, птица; шариковая ручка – рука ученика, машина – другая встречная машина, крутой поворот, плохая дорога и т.д. (3-4 примера).

Учитель: какой же вывод мы можем сделать из опыта и приведенных вами примеров

Учащиеся совместно с учителем формулируют вывод, что для того чтобы скорость тела изменилась, на него должно подействовать другое тело.

Учитель: Как бы двигалось тело, если бы на него не действовали другие тела?

(Демонстрация опыта с шариком. Рукой по демонстрационному столу двигаем шарик криволинейно. (может быть слайд презентации))

Учащиеся делают вывод, что как только действие прекращается, шарик движется равномерно с постоянной скоростью; движется тем дольше, чем меньше препятствий встречается на его пути

Дается определение понятия «Инерция». Работа с учебником. Стр 53

Учитель. Для вас, учащихся 7 класса, этот урок – урок изучения нового физического явления – инерции, а для учащихся 9 класса – урок повторения данного понятия. Сейчас они нам помогут дальше разобраться с таким явлением как инерция. Учащиеся 9 класса изучили первый закон Ньютона – закон инерции. Существует единый подход к изучению этого физического явления, который подтверждает связь науки физики с жизнью. Что надо знать о нем?

(Учащиеся 9 класса выступают в ролевой игре «Суд над Инерцией». Если нет такой возможности внесения « вживую» игрового момента в урок, возможна демонстрация видеозаписи)

Внимание!!!! А сейчас состоится суд над инерцией. (видеоклип)

Секретарь. Встать! Суд идет!

(Входят представители суда, занимают за столом свои места).

Судья . Уважаемые господа! Сейчас вы будете свидетелями необычного судебного процесса. Мы судим Инерцию. Ее вина в том, что она не дисциплинированна и вредна: даже после прекращения действия силы тела из-за нее продолжают двигаться, а это приносит иногда непоправимые бедствия. Ввести подсудимую!

(Стражники вводят заплаканную Инерцию).

Инерция: Не виновата я! Не виновата я!

Судья: Установим личность подсудимой. Подсудимая, Ваша фамилия, имя, отчество.

Инерция: Инерция физическая.

Судья: Ваши родители?

Инерция: Галилео Галилей и Исаак Ньютон.

Судья: Ваша биография?

Инерция: Древнегреческий ученый Аристотель считал, что движение тела, вызванное действием какого-то другого тела, должно само собой прекратиться, так как именно покой является естественным состоянием физического тела, и всем телам свойственно стремление к покою. Он поражался, почему камень, выпущенный из его руки, продолжает двигаться, отделившись от руки. Ответ на этот вопрос был дан моим рождением спустя 2000 лет в Италии великим ученым Галилео Галилеем, а позднее в 1678 г. его точнее сформулировал Исаак Ньютон.

Судья: Что Вы собой представляете?

Инерция: Свойство тел сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, когда на тело не действуют другие тела.

Судья: Есть ли вопросы у обвинителя?

Обвинитель: Нет.

Судья: У защиты?

Адвокат: У меня есть вопрос к суду: будет ли приниматься во внимание тот факт, что родителями Инерции были такие великие люди, как Галилео Галилей и Исаак Ньютон?

Судья: Суд рассмотрит все факты.

Адвокат: В таком случае будут ли судьи снисходительны к подсудимой, учитывая заслуги ее родителей?
Судья: Суд учитывает все факты.

Адвока:т У меня пока все.

Судья: Есть ли вопросы к подсудимой у заседателей?

Заседатель 1: Кому Вы принадлежите?

Инерция: Всем телам, абсолютно всем.

Заседатель 2: Область применения ваших сил?

Инерция: Физика, техника, жизнь.

Секретарь: в распоряжение суда поступили 3 телеграммы, разрешите мне их зачитать?

Судья: Разрешаю

Секретарь :

Телеграмма 1. Я, Аристотель, один из величайших мыслителей древности, заявляю, что суд этот считаю неправомерным. Все описанные вами заслуги и преступления не имеют никакого отношения к так называемой вами Инерции. После прекращения действия на тело других тел первое не должно двигаться.
Телеграмма 2. Я, Галилео Галилей, великий физик средних веков, приветствую ваш суд, ибо каждый, кто стремиться постичь тайны природы, достоин уважения. Пусть наука даст вам мужество устоять перед любыми пытками мерзкой жестокой инквизиции. Успеха вам, друзья и коллеги!
Телеграмма 3. Я, сэр Исаак Ньютон, английский физик и математик, рад, что законы природы не оставили ваши души равнодушными. Спорьте. В споре родится истина, и если вы ее отыщете, то I закон механики, закон инерции, откроет вам двери в чудесный мир науки

Судья: Слово предоставляется главному обвинителю.

Обвинитель: Уважаемый судья, уважаемые присяжные заседатели, все присутствующие! Я считаю, что инерция – лишнее явление и ее нужно искоренить из нашей жизни. Она приносит лишь страдания! Приведу один пример. Перебегая дорогу, ребенок попал под машину и получил травму; травма нанесена и бедным родителям. А кто виноват? Вы думаете – шофер? Нет! Он затормозил. Виновата инерция! Это из-за нее машина вовремя не остановилась!

Адвокат: Почтенные члены суда! Я не согласен с обвинителем: ребенок перебегал дорогу в неположенном месте, перед близко идущим транспортом. А ведь вы знаете, что есть путь свободного пробега. Например, если у автомобиля «Москвич», идущего по асфальтированному шоссе со скоростью 50 км/ч, выключить двигатель, то он пройдет по инерции до остановки путь равный 355 м. И если бы мальчик знал законы физики и, основанные на них привила дорожного движения и перехода дорог, то печального происшествия не было бы.

Я могу привести пример, доказывающий, что инерция – явление полезное. Она позволяет экономить топливо и электроэнергию на железнодорожном транспорте. Вот стремительно мчится электропоезд, рука машиниста отключает источник питания, а электровоз продолжает еще некоторое время движение - по–инерции, т.е. перемещается, не потребляя ни топлива, ни электрической энергии. Неужели и теперь судья будет строг?

Обвинитель: Пример убедительный. Придется в данном случае согласиться с адвокатом. Я как-то упустил из виду, что и мне тоже приходилось экономить топливо на своей машине с помощью инерции.

Но, как быть с таким фактом: вы красиво оделись и спешите на вечер; неожиданно по дороге споткнулись о камень, нога относительно камня осталась в покое, а тело продолжало двигаться вперед, и вот результат: ободранные коленки и испорченный костюм. Разве здесь инерция полезна?

Адвокат: (Перебивает). Я считаю, что не надо винить инерцию, необходимо, когда идешь, не смотреть по сторонам, а смотреть под ноги.

Судья: Слово предоставляется свидетелям.

Каждый свидетель, подходя к столу, кладет руку на учебник физики и произносит клятву: «Клянусь великим Ньютоном говорить правду и только правду. И пусть покарает меня физический закон, если я солгу».

1 Свидетель: Я как-то по телевизору смотрел лошадиные скачки. Наездник скакал верхом на своей лошади. Вдруг лошадь чего-то испугалась и галопом помчалась, а потом споткнулась и упала. Он через ее голову вылетел из седла по инерции и шлепнулся на землю. Очень ушибся!

Недавно транслировались велогонки. Я видел, как велосипедист, натолкнувшись на камень, слу­чайно попавший на трассу, перелетел через руль велосипеда. Вело­сипед отлетел в другую сторону и попал на трассу. Остальные гон­щики, не сумев затормозить из-за инерции, налетели на него. Гон­ки были сорваны. Я против этого явления.

2 Свидетель: Моя бабушка лежит в больнице со сло­манной ногой. Она шла по дороге, а дорога была скользкой. Ноги бабушки поехали вперед, а сама она из-за инерции не могла дви­гаться так быстро, упала и сломала ногу.

А я ехал в автобусе. Вдруг он, внезапно затормозил, а люди по инерции продолжали двигаться и многие из них ударились. Я тоже не удержался, налетел на впереди стоя­щего мужчину, наступил ему на ногу, он ругал меня, а виновата во всем инерция.

3. Свидетель: Меня мама попросила накрыть стол пе­ред обедом. Я несла тарелку с супом, поставила на стол, а суп по инерции выплеснулся на скатерть. Мама ругала меня, но ведь я не виновата.

4 Свидетель: А меня вот машина грязью окатила. Как вы думаете, кто виноват? Инерция! Из-за нее грязь из-под колес летит куда попало!

5. Свидетель. Я очень волнуюсь, я никогда не выступала на суде, но то, что я видела, было ужасно. И я не могу молчать. Дорогу переходила женщина. Внезапно из-за поворота по­явилась громадная машина MA3. Женщина была сбита машиной. А водитель вылетел через лобовое стекло. Просто ужас!

Адвокат: А ремни безопасности для чего? Все знают, что надо пристегиваться. Вот только соблюдать не хотят. И дорогу переходить надо там, где положено. Тогда все будут живы. А инерция не виновата!

Судья: Вызываются свидетели защиты.

1 свидетель: Я подтверждаю, что явление инерции очень помогает в спорте. Например, при прыжках в длину, в высоту, при метании ядра, копья. Я на лыжах катаюсь. В соревнованиях участвую. Мне без инерции – никуда. Благодаря ей я побеждаю!

Но ведь тем же велосипедистам инерция помогает. Благодаря инерции велосипедисты не все время крутят педалями. Набрав cкоpocть, они прекращают ра­ботать ногами, а велосипед продолжает ехать по инерции. Велосипедист в это время отдыхает.

2 свидетель. И я – за инерцию! Нам иногда приходится измерять температуру нашего тела термометром. А в действии термометра участвует инерция: встряхнула прибор и резко остановила его, ртуть по инерции опускается. Прибор готов к новым измерениям.

3 свидетель: Меня мама попросила вытряхнуть ковер. Я ударил палкой по ковру, он отходит в сторону, а пыль из-за инерции остается на месте, Чистоту поддерживать нам помогает инерция.

4 свидетель. Я люблю уроки технологии. Использую инерцию для насаживания молотка на рукоятку, (показывает, как он это делает), для придания железке рубанка нужного положения (показывает). А осенью копал огород. Сломался черенок у лопаты. Насадить новый черенок на лопату мне помогла инерция.

5 свидетель. Я – за Инерцию. Вот дождь прошел – лужи кругом. Без инерции вы бы ни одну лужу не перепрыгнули. Даже самую маленькую!

Судья: Ну, что вы можете сказать в свое оправдание, подсудимая Инерция?

Инерция . (Всхлипывая). Не виновата я! Я – явление природы, а природа существует вечно, и у нее свои законы. Человек, живущий на Земле, изучает их. Он уже многое узнал и научился использовать законы природы в своих целях. И только тем я приношу беды, кто не знает этих законов.

Судья: Слово предоставляется обвинению.

Обвинитель. Уважаемый суд! Дорогие товарищи! Зачем мы здесь собрались? Ведь вина подсудимой оче­видна. Я не могу понять, как здравомыслящий человек, при всем мо­ем уважении к защитнику, может защищать эту закоренелую прес­тупницу. Каждый из нас ощущал на себе издевательства подсуди­мой. Кто из нас не падал, споткнувшись? Не по ее ли вине сталкиваются машины, ударяются о причалы корабли? Посмотрите на нее. Ей стыдно! Она знает, сколько трудов понадобилось штурманам, что бы точно рассчитать, где сбросить елочку полярникам на Новый год. А сколько по ее вине зарегистрировано травм? И кто-то еще пытается говорить о ее невиновности? Останови­те это, господин судья!

Судья: Слово предоставляется главному защитнику.

Адвокат: Если рассматривать поступки инерции с юриди­ческой точки зрения, то нужно заметить, что достоинств у инерции больше, чем недостатков, тат как инерция используется как в быту, так и в технике. Приведем пример: хороший шофер благода­ря инерции сохраняет литры бензина. Правда, если неосторожный, легкомысленный и чересчур задумчивый пешеход, к тому же не зна­ющий элементарных правил уличного движения, внезапно появляет­ся перед движущейся машиной, то она после торможения, проезжая несколько метров (особенно в гололед) из-за инерции, может сбить его. Но в приведенном выше примере виновата не инерция, а пеше­ход. Споткнувшийся человек обычно обвиняет инерцию, а не само­го себя и свою неосторожность. А именно инерция в данном случае помогает человеку, заставляет его смотреть под ноги, быть внима­тельным, когда он идет по улице. Можно привести еще множество примеров, показывающих помощь инерции человеку, например, в спорте: трамплин, прыжки, метание. Это инерция устанавливает мировые рекорды. Более того, я считаю, что мы инерцию должны поблагодарить, так как, если бы инерция не существовала, все планеты со­шли бы со своих орбит. Луна упала бы на Землю, а Земля в свою очередь упала бы на Солнце. У меня все.

Судья: Выслушав речь главного обвинителя и показания некоторых свидетелей, мы выяснили, что по вине инерции происходят недоразумения, беды и даже катастрофы, приносящие ущерб. Но, с другой стороны, приводимые доводы адвоката и показания других свидетелей говорят о положительной роли инерции. Таки образом, ее поведение двояко – и хорошее, и плохое. Дальнейшая судьба Инерции зависит от решения суда.

Секретарь: Суд удаляется на совещание! (Пауза)

Судья: Рассмотрев дело подсудимой Инерции, суд выяснил как положительные, так и отрицательные ее проявления. Человек не может изменить законы природы, здесь все попытки обречены на неудачу, но он может познать их, а познав, использовать или учитывать их в своей повседневной жизни. Природа мстит нам, когда мы действуем наперекор ее законам, но и помогает, когда мы ставим их на службу человеку. Наш суд был скорым и правым. Внимательно выслушав обе стороны, суд пришел к следующему решению.

Учитывая некоторые отрицательные стороны деятельности подсудимой, суд, тем не менее, полагаясь на свой собственный опыт, на речь уважаемой защиты и показания свидетелей защиты, считает большую часть обвинений преувеличенными, а посему постановляет:

с учетом полезности положительных сторон действия инерции и вредности отрицательных всемерно расширять использование поло­жительных и вести борьбу с отрицательными, для чего неустанно изучать и глубоко осмысливать законы физики, проникать в тайны природы и ставить их на службу человеку!

Инерцию из зала суда освободить! Заседание суда считаю законченным.

4. Закрепление изученного материала

Учитель: Ребята, мы прослушали заседание суда, убедились в том, что действительно инерция приносит не только вред, но и пользу. Правильно сказал нам судья, что надо неустанно изучать и глубоко осмысливать законы физики, проникать в тайны природы и ставить их на службу человеку! Давайте закрепим новый материал.

Ваша задача: коллективно обсуждая создавшуюся ситуацию, прийти к правильному ответу.

Проблема 1.(слайд ) Что произойдёт с бруском? Почему?

Проблема 2.(слайд ) Какая тележка движется? Почему?

Проблема 3.(слайд ) Что произойдёт дальше..?

Проблема 4. (слайд) Что могло случиться до этого?

Проблема 5 Эксперимент с монеткой

 

5. Итоги урока.

Резерв (Задачи на нахождение пути, скорости и времени: Сборник №107, 110, 113,116))

6. Д/З

Учитель: Для успешного закрепления изученного материала дома необходимо:

- прочитать в учебнике §18 «Инерция», ответить на вопросы;

- записать в тетради влияние инерции – как положительное, так и отрицательное

- пронаблюдать за окружающими вас явлениями и подобрать примеры, где инерция приносит пользу, где вред;

7.Рефлексия.

Учитель: И в заключение, я хотела бы узнать, насколько полезным и плодотворным была для вас работа в течение нашего заседания. Я хочу вам напомнить о правилах дорожного движения, о сигналах светофора и связать полученные знания об инерции с правилами дорожного движения, о необходимости их соблюдать.

Спасибо всем за работу.

Литература:

Перышкин А.В. Физика.7 класс. – М.: Дрофа, 2010.

Н.В.Филонович Методическое пособие к учебнику А.В.Перышкина ФИЗИКА. Москва ДРОФА 2015 г.

Контрольно – измерительные материалы. Физика: 7 класс/ Сост. Н.И. Зорин. М.: ВАКО, 2011.

И.Я.Ляпина 100 игр по физике. «Просвещение» Москва 1995

Р.И Малафеев: «Проблемное обучение физике в средней школе». – Москва «Просвещение» 1980.

Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений /В. И. Лукашик, Е.В. Иванова.- М.: Просвещение, 2010.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.