Образовательная программа по физике в 7 классе по УМК А.В. Пёрышкина
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 П.КАРЫМСКОЕ»
Принято на заседании педагогического совета МОУ «СОШ №2 п. Карымское» Протокол №__ от__ _____2018г. |
Утверждено: директор МОУ «СОШ №2 п. Карымское» Шайдулина О.А. Приказ №__ от __ ______2018г.
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ
7 класс
Сроки реализации программы:
2018-2019учебный год
Составитель: учитель физики Забелина М.В.
п. Карымское
2018 год
Пояснительная записка
Образовательная программа учебного предмета «Физика» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального Закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012г. N 273-ФЗ,
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897;
с учетом:
1. Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «СОШ №2 п. Карымское»,
2. Положения о структуре, порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса внеурочной деятельности в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Карымское»,
3. Авторской программы основного общего образования по физике для 7-9 классов (А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, М: Издательство «Дрофа», 2012г.).
Образовательная программа определяет цели изучения курса физики 7 класса, содержание тем курса, дает распределение учебных часов по разделам курса, перечень рекомендуемых демонстрационных экспериментов учителя, опытов и лабораторных работ, выполняемых учащимися, а также планируемые результаты обучения физике.
Образовательная программа по физике для 7класса направлена на достижение целей, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и конкретизированы в основной образовательной программе основного общего образования МОУ «СОШ №2 п. Карымское»:
1. развитие интересов и способностей обучающихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
2. понимание обучающимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
3. формирование у обучающихся представлений о физической картине мира;
4. понимание обучающимися физических основ и принципов действия простых механизмов и приборов, использование их в повседневной жизни.
Для реализации перечисленных целей курс физики 7-го класса призван решить следующие задачи:
1) познакомить обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
2) сформировать у обучающихся знания о строении вещества и взаимодействии тел, о механических явлениях и физических величинах, характеризующих эти явления;
3) сформировать у обучающихся умения наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
4) способствовать овладению обучающимися общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
5) содействовать пониманию обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Общая характеристика предмета
Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Физика - наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.
Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.
Физика экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.
В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как она является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.
В результате освоения предметного содержания, предусмотренного образовательной программой, у обучающихся формируются универсальные учебные действия, позволяющие им достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Общая характеристика программы
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с курсом «Окружающий мир», включающим некоторые знания из области физики, предусматривается изучение физики в основной школе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям, подкрепляя их демонстрационным экспериментом и решением теоретических и экспериментальных задач. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, экспериментальной, под руководством учителя и самостоятельной. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Для побуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории физики и техники.
Материал в программе выстроен с учетом возрастных возможностей учащихся.
Форма организации образовательного процесса: классно - урочная система.
Формированию необходимых ключевых компетенций способствует использование современных образовательных технологий.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению; самостоятельной работе с учебником, дополнительной литературой, электронными пособиями, Интернет-ресурсами, интерактивными средами.
В работе с учащимися используются игровые, проектные, исследовательские, тестовые и ИКТ - технологии, элементы психодидактики. Тестовые электронные задания, применяемые для контроля, дифференцированы. Электронные презентации, видео - и Интернет - уроки позволяют разнообразить учебный процесс. Работа обучающихся с интерактивными средами («Живая физика», виртуальные лабораторные работы) способствует формированию предметной ИКТ - компетентности. Применяемые современные технологии: проблемного обучения, Педагогических мастерских, критического мышления в сочетании с ИКТ работают на мотивацию учащихся. Апробируется технология дистанционного обучения, которая будет формировать у обучающихся навыки самообразования, умения работать в информационном пространстве дистанционного курса.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий контроль в форме устного, фронтального опроса, контрольных работ, физических диктантов, тестов, проверочных работ, лабораторных работ; итоговый контроль - итоговая контрольная работа.
При организации учебного процесса используется следующая система уроков:
- комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида;
- урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке;
- урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, тренировки технике тестирования;
- урок – самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ;
- урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме;
- урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний;
- урок открытия нового знания;
- урок - исследование;
- урок - творческий отчёт;
- урок - защита учебных проектов.
Необходимые средства обучения:
слово учителя, учебники, учебные пособия, хрестоматии, справочники и т.п.; раздаточные и дидактические материалы;
технические средства обучения (устройства и пособия к ним);
физические приборы и т.д.
Средства обучения размещаются в школьном физическом кабинете и лаборантской.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Продолжительность учебного года в МОУ «СОШ №2 п. Карымское» составляет 34 недели.
В учебном плане основной школы на предмет «физика» в 7 классе отводится 68 уроков соответственно, по 2 часа в неделю.
Из них:
- лабораторных работ – 11 учебных часов;
- контрольных работ – 5 учебных часов;
- повторение - 5 учебных часов (для коррекции усвоения материала наиболее трудных для учащихся тем).
- 48 часа на изучение нового материала и на проектную и исследовательскую деятельность.
Коррекционно - развивающий раздел
В 2018 - 2019 учебном году вместе с нормально развивающимися детьми обучаются дети, имеющие статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья». Это дети с задержкой психического развития (ЗПР).
При обучении детей с ЗПР, кроме целей и задач, обозначенных в пояснительной записке данной программы, ставятся дополнительные цели и задачи.
Цель: обеспечение требований ФГОС ООО посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Задачи: достижение планируемых результатов освоения программы, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых возможностями обучающихся с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Особые образовательные потребности:
-обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
-организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,
умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы,
актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве обучающихся с ЗПР;
-обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
-постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
-постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых
знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
-специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в
новые ситуации взаимодействия с действительностью;
-постоянная актуализация знаний, умений;
-использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения;
-развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного
общения и взаимодействия (со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;
-специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого.
Характеристика обучающихся с ЗПР
Все обучающиеся с ЗПР испытывают затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, школьных навыков, речи, нарушениями в организации деятельности и/или поведения. У них имеются: недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Обучающиеся данной категории, достигшие к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легко органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Встречаются у обучающихся в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Планируемы результаты освоения обучающимися с ЗПР ООП ООО
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР ООП ООО соответствуют ФГОС ООО.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП с ОВЗ (задержка психического развития)
Оценка результатов освоения обучающихся с ЗПР ООП ООО осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета физики для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) соответствует содержанию учебного предмета физики ООП ООО.
Основное содержание курса по темам
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
Раздел №1. Физика и физические методы изучения природы.
|
|
Физические явления. Физика – наука о природе. Физические свойства тел. Физические величины и их измерения. Физические величины. Физические приборы. Измерение длины. Время как характеристика физических процессов. Измерение времени. Международная система единиц. Погрешности измерений. Среднее арифметическое значение. Научный метод познания. Наблюдение, гипотеза, и опыт по проверке гипотезы. Физический эксперимент. Физические методы изучения природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Физические законы. Наука и техника. Физика и техника. Демонстрации Наблюдения физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы. |
Наблюдать и описывать физические явления. Высказывать предположения - гипотезы. Измерять расстояния и промежутки времени. Определять цену деления шкалы прибора. Участвовать в диспуте на тему «Возникновение и развитие науки о природе». |
Раздел № 2. Строение вещества |
|
Атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Броуновское движение. Взаимодействие частиц вещества. Строение твердых тел, жидкостей и газов. Демонстрации: Диффузия в растворах и газах, в воде. Модель хаотического движения молекул в газе. Модель броуновского движения. Сцепление твердых тел. Демонстрация расширения твердого тела при нагревании. |
Наблюдать и объяснять явление диффузии. Выполнять опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения. Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества. |
Раздел №3. Механические явления
|
|
Механическое движение. Система отсчета. Траектория движения и путь. Скорость -векторная величина. Методы измерения скорости. Равномерное прямолинейное движение. Графики зависимости модуля скорости и пути равномерного движения от времени. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса. Методы измерения массы. Килограмм. Плотность вещества. Методы измерения плотности. Взаимодействие тел. Результат взаимодействия тел – изменение скорости тела или деформация тела. Сила как мера взаимодействия тел. Сила – векторная величина. Единицы силы – ньютон. Измерение силы по деформации пружины. Сила упругости. Правило сложения сил. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Демонстрации: Равномерное прямолинейное движение. Явление инерции. Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов. Измерение силы по деформации пружины. Свойства силы трения. Сложение сил. Барометр. Опыт с шаром Паскаля. Гидравлический пресс. Опыты с ведерком Архимеда. Измерение атмосферного давления Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Измерения сил взаимодействия двух тел. |
Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении. Измерять скорость равномерного движения. Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. Определять путь, пройденный за данный промежуток времени, и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени. Измерять массу тела. Измерять плотность вещества. Исследовать зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. Измерять силы взаимодействия двух тел. Вычислять силу всемирного тяготения. |
Давление твердых тел, жидкостей и газов |
|
Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условия плавания тел. |
Обнаруживать существование атмосферного давления. Объяснять причины плавания тел. Измерять силу Архимеда. Исследовать условия плавания тел. |
Работа. Мощность. Энергия |
|
Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Работа как мера изменения энергии. Мощность. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения работы и мощности. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Демонстрации: Простые механизмы. |
Исследовать условия равновесия рычага. Экспериментально находить центр тяжести плоского тела. Измерять работу силы. Измерять мощность. Измерять КПД наклонной плоскости. Вычислять КПД простых механизмов. |
Тематическое планирование. Физика 7 класс (68 часов)
Раздел |
Тема |
Количество часов |
В том числе, контрольных работ. |
I |
Физика и физические методы изучения природы |
5 |
|
II |
Первоначальные сведения о строении вещества |
6 |
1 |
III |
Взаимодействие тел |
21 |
1 |
IV |
Давление твердых тел, жидкостей и газов |
18 |
1 |
V |
Работа и мощность. Энергия |
12 |
1 |
VI |
Обобщающее повторение |
6 |
1 |
Итого |
68 |
4 |
Календарно-тематический план. 7 класс
№ |
п/п |
Тема урока |
Основное содержание темы, термины и понятия |
Этап учебной деятельности |
Характеристика основных видов деятельности (предметный результат) |
Домашнее задание |
Дата |
|
Раздел №1. Физика и физические методы изучения природы. Введение - 5 часов |
||||||||
1 |
1 |
Инструктаж по технике безопасности. Физика – наука о природе. |
Наука. Виды наук. Научный метод познания. Физика – наука о природе. Физические явления. Физические термины. Понятие, виды понятий. Абстрактные и конкретные понятия. Материя, вещество, физическое тело |
Вводный урок |
Демонстрируют уровень знаний об окружающем мире. Наблюдают и описывают физические явления |
§1,2, вопросы
|
Сентябрь 1 неделя |
|
2 |
2 |
Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин |
Физические методы изучения природы. Наблюдения. Свойства тел. Физические величины. Измерения. Измерительные приборы. Цена деления.
|
Решение общей учебной задачи – поиск и открытие нового способа действий |
Описывают известные свойства тел, соответствующие им величины и способы их измерения. Выбирают необходимые измерительные приборы, определяют цену деления |
§3,4, упр. №1
|
Сентябрь 1 неделя |
|
3 |
3 |
Лабораторная работа № 1. "Определение цены деления измерительного прибора"
|
Физические величины. Время как характеристика процесса. Измерения времени и длины. Погрешности измерений. Среднее арифметическое значение.
|
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач |
Измеряют расстояния и промежутки времени. Предлагают способы измерения объема тела. Измеряют объемы тел |
§5, вопросы
|
Сентябрь 2 неделя |
|
4 |
4 |
Научные методы познания . Лабораторная работа № 2 "Измерение размеров малых тел". |
Гипотезы и их проверка. Физический эксперимент. Моделирование объектов и явлений природы.
|
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач |
Наблюдают и описывают физические явления. Высказывают гипотезы и предлагают способы их проверки |
§5, задание№1
|
Сентябрь 2 неделя |
|
5 |
5 |
Физика и мир, в котором мы живем.
|
История физики. Наука и техника. Физическая картина мира |
Развернутое оценивание – предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях |
Проходят тест по теме "Физика и физические методы изучения природы". |
§6, итоги главы. Творческое задание |
Сентябрь 3 неделя |
|
Раздел № 2. Строение вещества Первоначальные сведения о строении вещества - 6 часов |
||||||||
6 |
1 |
Строение вещества. Молекулы |
Атомное строение вещества. Промежутки между молекулами. Тепловое движение атомов и молекул. Взаимодействие частиц вещества |
Постановка и решение учебной задачи – поиск и открытие нового способа действия |
Наблюдают и объясняют опыты по тепловому расширению тел, окрашиванию жидкости |
§7,8, вопросы
|
Сентябрь 3 неделя |
|
7 |
2 |
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах |
Броуновское движение. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Наблюдают и объясняют явление диффузии |
§9,10, вопросы
|
Сентябрь 4 неделя |
|
8 |
3 |
Взаимное притяжение и отталкивание молекул |
Взаимодействие частиц вещества. Деформация. Пластичность и упругость. Смачивание и несмачивания. |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Выполняют опыты по обнаружению сил молекулярного притяжения |
§11, вопросы, задание№1
|
Сентябрь 4 неделя |
|
9 |
4 |
Агрегатные состояния вещества |
Агрегатные состояния вещества. Свойства газов. Свойства жидкостей. Свойства твердых тел. Строение газов, жидкостей и твердых тел |
Обобщение и систематизация новых ЗУН и СУД |
Объясняют свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества |
§12, вопросы
|
Октябрь 1 неделя |
|
10 |
5 |
Строение вещества |
Свойства газов. Свойства жидкостей. Свойства твердых тел. Строение газов, жидкостей и твердых тел |
Контроль и коррекция – формирование самоконтроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения |
Объясняют явления диффузии, смачивания, упругости и пластичности на основе атомной теории строения вещества. |
§13, итоги главы. Творческое задание |
Октябрь 1 неделя |
|
11 |
6 |
Контрольный тест №1 «Первоначальные сведения о строении вещества». |
Агрегатные состояния вещества. Строение газов, жидкостей и твердых тел |
Развернутое оценивание – предъявление результатов освоения ЗУН и СУД |
Приводят примеры проявления и применения свойств газов, жидкостей и твердых тел в природе и технике |
|
Октябрь 2 неделя |
|
Раздел №3. Механические явления Взаимодействие тел 21 час. |
||||||||
12 |
1 |
Механическое движение. Скорость |
Механическое движение. Траектория. Путь. Скорость. Скалярные и векторные величины. Единицы пути и скорости |
Вводный урок – постановка учебной задачи, поиск и открытие нового способа действия |
Изображают траектории движения тел. Определяют скорость прямолинейного равномерного движения |
§14, задание№1-3
|
Октябрь 2 неделя |
|
13 |
2 |
Равномерное и неравномерное движение |
Равномерное и неравномерное движение. Средняя скорость |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Измеряют скорость равномерного движения. Представляют результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. |
§15;§16
|
Октябрь 3 неделя |
|
14 |
3 |
Расчет пути и времени движения |
Определение пути и времени движения при равномерном и неравномерном движении |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Определяют пройденный путь и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени. Рассчитывают путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении. |
§16, упр. №3(1,2)
|
Октябрь 3 неделя |
|
15 |
4 |
Взаимодействие тел. Инерция. |
Изменение скорости тела и его причины. Инерция. Понятие взаимодействия. Изменение скоростей взаимодействующих тел |
Решение общей учебной задачи – поиск и открытие нового способа действия |
Обнаруживают силу взаимодействия двух тел. Объясняют причину изменения скорости тела |
§18,19, вопросы
|
Октябрь 4 неделя |
|
16 |
5 |
Масса тела. Лабораторная работа № 3 "Измерение массы на рычажных весах" |
Способы измерения массы. Весы.
|
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Измеряют массу тела на рычажных весах. Предлагают способы определения массы больших и маленьких тел |
§20 упр. №6(1,2)
|
Ноябрь 1 неделя |
|
17 |
6 |
Лабораторная работа № 4 "Измерение объема тела"
|
Зависимость изменения скорости взаимодействующих тел от их массы. Масса – мера инертности. Единицы массы |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Приводят примеры проявления инертности тел, исследуют зависимость быстроты изменения скорости тела от его массы |
§21, вопросы, задание№1 |
Ноябрь 2 неделя |
|
18 |
7 |
Плотность вещества |
Плотность. Единицы плотности. Плотность твердых тел, жидкостей и газов |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Объясняют изменение плотности вещества при переходе из одного агрегатного состояния в другое |
§22, упр. №7(1,2)
|
Ноябрь 2 неделя |
|
19 |
8 |
Лабораторная работа № 5 "Определение плотности твердого тела" |
Вычисление плотности твердых тел, жидкостей и газов.
|
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Измеряют плотность вещества |
§23, упр. №8(1)
|
Ноябрь 3 неделя |
|
20 |
9 |
Решение задач по теме «Расчет массы и объема тела по его плотности». |
Расчет массы тела при известном объеме. Расчет объема тела при известной массе. Определение наличия пустот и примесей в твердых телах и жидкостях |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Вычисляют массу и объем тела по его плотности. Предлагают способы проверки на наличие примесей и пустот в теле |
§23, упр. №8(5)
|
Ноябрь 3 неделя |
|
21 |
10 |
Сила. Сила тяжести |
Сила – причина изменения скорости. Сила – мера взаимодействия тел. Сила – векторная величина. Изображение сил. Явление тяготения. Сила тяжести. Единицы силы. Связь между массой тела и силой тяжести |
Решение общей учебной задачи – поиск и открытие нового способа действия. |
Исследуют зависимость силы тяжести от массы тела |
§24,25,29
|
Ноябрь 4 неделя |
|
22 |
11 |
Сила упругости. Закон Гука. |
Деформация тел. Сила упругости. Закон Гука. |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Исследуют зависимость удлинения стальной пружины от приложенной силы |
§26, вопросы
|
Ноябрь 4 неделя |
|
23 |
12 |
Динамометр. Лабораторная работа № 6 "Градуирование пружины" |
Динамометр.
|
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Исследуют зависимость удлинения стальной пружины от приложенной силы |
§30, вопросы
|
Декабрь 1 неделя |
|
24 |
13 |
Равнодействующая сила |
Равнодействующая сила. Сложение двух сил, направленных по одной прямой |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Экспериментально находят равнодействующую двух сил |
§31, вопросы
|
Декабрь 1 неделя |
|
25 |
14 |
Вес тела. Невесомость |
Действие тела на опору или подвес. Вес тела. Вес тела, находящегося в покое или движущегося прямолинейно, равномерно. Определение веса тела с помощью динамометра |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Объясняют действие тела на опору или подвес. Обнаруживают существование невесомости |
§27, 28, упр. №10(1)
|
Декабрь 2 неделя |
|
26 |
15 |
Сила трения. Трение покоя. |
Сила трения. Трение покоя. Способы увеличения и уменьшения трения. |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Исследуют зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. |
§32,33
|
Декабрь 2 неделя |
|
27
|
16 |
Лабораторная работа № 7 "Измерение силы трения с помощью динамометра" |
Сила как мера взаимодействия тел и причина изменения скорости. Сила трения. Трение покоя. |
Обобщение и систематизация материала |
Исследуют зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. |
§32,33,34
|
Декабрь 3 неделя |
|
28
|
17 |
Решение задач по теме «Движение и взаимодействие. Силы вокруг нас».
|
Нахождение равнодействующей нескольких сил. Определение вида движения тела в зависимости от действующих на него сил |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Решают задачи базового уровня сложности по теме "Взаимодействие тел" |
Повторить §24,25,29
|
Декабрь 3 неделя |
|
29 |
18 |
Решение задач по теме «Движение и взаимодействие. Силы вокруг нас».
|
Расчет скорости, пути и времени движения. Расчет плотности, объема и массы тела. Вычисление сил тяжести, упругости, трения, равнодействующей двух и более сил |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Решают качественные, количественные и экспериментальные задачи повышенной сложности по теме "Взаимодействие тел" |
Повторить §30, 31, 32, 33
|
декабрь
4 неделя |
|
30 |
19 |
Решение задач по теме «Движение и взаимодействие. Силы вокруг нас».
|
Расчет скорости, пути и времени движения. Расчет плотности, объема и массы тела. Вычисление сил тяжести, упругости, трения, равнодействующей двух и более сил |
Контроль и коррекция – формирование действия самоконтроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения |
Осуществляют индивидуально-групповую подготовку к контрольной работе |
Работа с физическим словарем. Повторение формул и величин. |
декабрь
4 неделя |
|
31 |
20 |
Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел" |
Скорость, путь и время движения. Средняя скорость. Плотность, масса и объем тела. Силы в природе |
Контроль |
Демонстрируют умение решать задачи по теме "Взаимодействие тел" |
|
Январь 1 неделя |
|
32 |
21 |
Повторение по теме «Движение и взаимодействие».
|
Проявление и применение явлений инерции, тяготения, упругости и трения в природе и технике |
Развернутое оценивание – предъявление результатов освоения ЗУН и СУД |
Демонстрируют результаты проектной деятельности (доклады, сообщения, презентации, творческие отчеты) |
Итоги главы |
Январь 2 неделя |
|
Раздел № 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов – 18 часов |
||||||||
33 |
1 |
Давление |
Понятие давления. Формула для вычисления и единицы измерения давления. Способы увеличения и уменьшения давления |
Постановка и решение общей учебной задачи |
Приводят примеры необходимости уменьшения или увеличения давления. Предлагают способы изменения давления |
§35,36, вопросы
|
Январь 2 неделя |
|
34 |
2 |
Давление твердых тел |
Вычисление давления в случае действия одной и нескольких сил. Вычисление силы, действующей на тело и площади опоры по известному давлению |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Знают формулу для расчета давления. Умеют вычислять силу и площадь опоры. Объясняют явления, вызываемые давлением твердых тел на опору или подвес |
§35,36, вопросы
|
Январь 3 неделя |
|
35 |
3 |
Давление газа |
Механизм давления газов. Зависимость давления газа от объема и температуры |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Наблюдают и объясняют опыты, демонстрирующие зависимость давления газа от объема и температуры |
§37, вопросы
|
Январь 3 неделя |
|
36 |
4 |
Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля |
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Зависимость давления от высоты (глубины). Гидростатический парадокс |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Наблюдают и объясняют опыты, демонстрирующие передачу давления жидкостями и газами |
§38, 39, вопросы
|
Январь 4 неделя |
|
37 |
5 |
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда |
Формула для расчета давления на дно и стенки сосуда. Решение качественных, количественных и экспериментальных задач |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Выводят формулу давления внутри жидкости, приводят примеры, свидетельствующие об увеличении давления на глубине |
§40, упр. №17(1)
|
Январь 4 неделя |
|
38 |
6 |
Сообщающиеся сосуды |
Сообщающиеся сосуды. Однородные и разнородные жидкости в сообщающихся сосудах. Фонтаны. Шлюзы. Системы водоснабжения |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Приводят примеры устройств с использованием сообщающихся сосудов, объясняют принцип их действия |
§41
|
Январь 4 неделя |
|
39 |
7 |
Вес воздуха. Атмосферное давление |
Способы определения массы и веса воздуха. Строение атмосферы. Явления, доказывающие существование атмосферного давления |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Предлагают способы взвешивания воздуха. Объясняют причины существования атмосферы и механизм возникновения атмосферного давления |
§42, 43
|
Февраль 1 неделя |
|
40 |
8 |
Измерение атмосферного давления. Барометры |
Способы измерения атмосферного давления. Опыт Торричелли. Ртутный барометр. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Объясняют устройство и принцип действия жидкостного и безжидкостного барометров, причину зависимости давления от высоты |
§44, 45
|
Февраль 1 неделя |
|
41 |
9 |
Измерение давления. Манометры |
Методы измерения давления. Устройство и принцип действия жидкостных и металлических манометров. Способы градуировки манометров |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Сравнивают устройство барометра-анероида и металлического манометра. Предлагают методы градуировки |
§46, 47
|
Февраль 2 неделя |
|
42 |
10 |
Поршневой жидкостный насос. Гидравлическая машина |
Гидравлические машины (устройства): пресс, домкрат, усилитель, поршневой насос, их устройство, принцип действия и области применения |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Формулируют определение гидравлической машины. Приводят примеры гидравлических устройств, объясняют их принцип действия |
§48, 49
|
Февраль 2 неделя |
|
43 |
11 |
Архимедова сила |
Выталкивающая сила, вычисление и способы измерения. Закон Архимеда.
|
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Обнаруживают существование выталкивающей силы, выводят формулу для ее вычисления, предлагают способы измерения |
§50 упр. №26(3)
|
Февраль 3 неделя |
|
44 |
12 |
Л/р. № 8 "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело" |
Выталкивающая сила, вычисление и способы измерения. Закон Архимеда.
|
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Обнаруживают существование выталкивающей силы, выводят формулу для ее вычисления, предлагают способы измерения |
§51 упр. №26(5)
|
Февраль 3 неделя |
|
45 |
13 |
Плавание тел . Л/р. № 9 "Выяснение условий плавания тел в жидкости ". |
Условия плавания тел. Закон Архимеда.
|
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Исследуют и формулируют условия плавания тел |
§52, упр. №27(5,6)
|
Февраль 4 неделя |
|
46 |
14 |
Плавание судов. |
Плавание судов. Водоизмещение. Подводные лодки, батисферы, батискафы. Расчет максимального веса, загружаемого на плот. Способы увеличения вместимости судов |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Делают сообщения из истории развития судоходства и судостроения. Решают задачи |
§53, упр. №28(3)
|
Февраль 4 неделя |
|
47 |
15 |
Воздухоплавание. |
Воздухоплавание: воздушные шары, аэростаты и дирижабли. Возможность воздухоплавания на других планетах |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Делают сообщения из истории развития ввоздухоплавания. |
§54 Творческое задание |
Март 1 неделя |
|
48 |
16 |
Решение задач по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов" |
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условия плавания тел |
Контроль и коррекция – формирование действия самоконтроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения |
Выявляют наличие пробелов в знаниях, определяют причины ошибок и затруднений и устраняют их |
Работа с физическим словарем. Повторение формул и величин. |
Март 1 неделя |
|
49 |
17 |
Контрольная работа №3 по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов" |
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условия плавания тел |
Контроль |
Демонстрируют умение решать задачи по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов" |
|
Март 2 неделя |
|
50 |
18 |
Повторение по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
|
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условия плавания тел |
Развернутое оценивание – предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях |
Демонстрируют результаты проектной деятельности (доклады, сообщения, презентации, творческие отчеты) |
Итоги главы. |
Март 2 неделя |
|
|
Раздел № 5. Работа. Мощность. Энергия – 11 часов |
|||||||
51 |
1 |
Механическая работа |
Работа. Механическая работа. Единицы работы. Вычисление механической работы |
Решение учебной задачи – поиск и открытие нового способа действия |
Измеряют работу силы тяжести, силы трения |
§55, вопросы
|
Март 3 неделя |
|
52 |
2 |
Мощность |
Мощность. Единицы мощности. Вычисление мощности |
Решение учебной задачи – поиск и открытие нового способа действия |
Измеряют мощность |
§56, вопросы
|
Март 3 неделя |
|
53 |
3 |
Простые механизмы. Рычаги. |
Механизм. Простые механизмы. Рычаг и наклонная плоскость. Равновесие сил |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Предлагают способы облегчения работы, требующей применения большой силы или выносливости |
§57,58, вопросы |
Март 4 неделя |
|
54 |
4 |
Момент силы. Л/р. № 10 "Условия равновесия рычага". |
Простые механизмы. Рычаг . Плечо силы. Момент силы. |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Изучают условия равновесия рычага |
§59, 60, упр. №30(3)
|
Апрель 1 неделя |
|
55 |
5 |
Блоки |
Блоки. Подвижные и неподвижные блоки. Полиспасты |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Изучают условия равновесия подвижных и неподвижных блоков, предлагают способы их использования, приводят примеры применения |
§61 |
Апрель 1 неделя |
|
56 |
6 |
"Золотое правило" механики |
Использование простых механизмов. Равенство работ, "золотое правило" механики |
Комплексное применение ЗУН и СУД |
Вычисляют работу, выполняемую с помощью механизмов, определяют "выигрыш" |
§62, упр. №33(1,2)
|
Апрель 2 неделя |
|
57 |
7 |
Центр тяжести. Условия равновесия тел. |
Центр тяжести. Условия равновесия тел. |
Решение учебной задачи – поиск и открытие нового способа действия |
Выясняют условия равновесия тел. |
§63,64 |
Апрель 2 неделя |
|
58 |
8 |
Л/р. № 11 "Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости" |
Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. КПД наклонной плоскости, блока, полиспаста.
|
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Измеряют КПД наклонной плоскости. Вычисляют КПД простых механизмов |
§65 |
Апрель 3 неделя |
|
59 |
9 |
Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия |
Энергия. Единицы измерения энергии. Кинетическая и потенциальная энергия. Формулы для вычисления энергии |
Решение учебной задачи – поиск и открытие нового способа действия |
Вычисляют энергию тела |
§66,67 |
Апрель 3 неделя |
|
60 |
10 |
Превращения энергии |
Превращение одного вида механической энергии в другой. Работа – мера изменения энергии. Закон сохранения энергии |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Сравнивают изменения кинетической и потенциальной энергии тела при движении |
§68 |
Апрель 4 неделя |
|
61 |
11 |
Решение задач по теме «Работа и мощность. Энергия». |
Вычисление работы, совершенной при помощи различных механизмов, производимой при этом мощности и количества энергии, превратившегося из одного вида в другой |
Обобщение и систематизация знаний |
Выявляют наличие пробелов в знаниях, определяют причины ошибок и затруднений и устраняют их |
Работа с физическим словарем. Повторение формул и величин. Итоги главы. |
Апрель 4 неделя |
|
62 |
12 |
Контрольная работа №4 по теме "Работа и мощность. Энергия" |
Простые механизмы. Кинетическая, потенциальная и полная механическая энергия. Механическая работа и мощность. КПД |
Контроль |
Демонстрируют умение решать задачи по теме "Работа и мощность. Энергия" |
|
Май 1 неделя |
|
Раздел № 6. Повторение – 6 часов. |
||||||||
63 |
1 |
Повторительно-обобщающее занятие по теме «Физика и мир, в котором мы живем». |
Первоначальные сведения о строении вещества. Движение и взаимодействие. Силы. давление твердых тел, жидкостей и газов. Энергия. Работа. Мощность |
Обобщение и систематизация знаний. Контроль и коррекция |
Обсуждают задач, для решения которых требуется комплексное применение усвоенных ЗУН и СУД |
Работа с физическим словарем. Повторение формул и величин. |
Май 2 неделя |
|
64 |
2 |
Повторительно-обобщающее занятие по теме «Физика и мир, в котором мы живем». |
Первоначальные сведения о строении вещества. Движение и взаимодействие. Силы. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Энергия. Работа. Мощность |
Обобщение и систематизация знаний. Контроль и коррекция |
Обсуждают задач, для решения которых требуется комплексное применение усвоенных ЗУН и СУД |
Работа с физическим словарем. Повторение формул и величин. |
Май 2 неделя |
|
65 |
3 |
Итоговая контрольная работа №5 |
Первоначальные сведения о строении вещества. Движение и взаимодействие. Силы. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Энергия. Работа. Мощность |
Контроль |
Демонстрируют умение решать задачи базового и повышенного уровня сложности |
|
Май 3 неделя |
|
66 |
4 |
Повторение по теме «Движение и взаимодействие. Силы». |
Движение и взаимодействие. Силы. |
Развернутое оценивание – самоконтроль и самооценка |
Оценивают достигнутые результаты. Определяют причины успехов и неудач |
Подготовка проекта |
Май 3 неделя |
|
67 |
5 |
Повторение по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». |
Давление твердых тел, жидкостей и газов. |
Развернутое оценивание – общественный смотр знаний |
Демонстрируют результаты проектной деятельности (доклады, сообщения, презентации, творческие отчеты) |
Подготовка проекта |
Май 4 неделя |
|
68 |
6 |
Повторение по теме «Энергия. Работа. Мощность». |
Энергия. Работа. Мощность |
Развернутое оценивание – общественный смотр знаний |
Демонстрируют результаты проектной деятельности (доклады, сообщения, презентации, творческие отчеты) |
Творческое задание на летние каникулы |
Май 4 неделя |
|
Перечень лабораторных работ
1. Определение цены деления измерительного прибора.
2. Определение размеров малых тел.
3. Измерение массы тела на рычажных весах.
4. Измерение объема тела.
5. Определение плотности вещества твердого тела.
6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
7. Измерение коэффициента трения скольжения.
8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
10. Выяснение условия равновесия рычага.
11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
График контрольных работ
№ |
тема |
время проведения |
1. |
Первоначальные сведения о строении вещества. |
1 неделя октября |
2. |
Взаимодействие тел. |
4 неделя декабря |
3. |
Давление твердых тел, жидкостей и газов. |
2 неделя марта |
4. |
Работа. Мощность. Энергия. |
2 неделя мая |
5. |
Итоговая контрольная работа |
4 неделя мая |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программно-методическое обеспечение рабочей программы
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, стр.16-17)
Примерная программа основного общего образования по физике. 7-9 классы» (В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин, М., «Просвещение», 2013 г.);
Авторская программа основного общего образования по физике для 7-9 классов (Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, М., «Дрофа», 2012 г.)
УМК «Физика. 7 - 9 класс»
Физика. 7 класс. Учебник (автор А.В. Перышкин).
Физика. Рабочая тетрадь. 7класс (авторы Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов). Физика. Методическое пособие. 7класс (авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова).
Физика. Тесты. 7класс (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова).
Физика. Дидактические материалы. 7класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).
Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон).
Электронное приложение к учебнику.
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г.
Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10)
Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru
Электронные учебные издания
Лабораторные работы по физике. 7 класс (виртуальная физическая лаборатория).
1С. Школа. Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий. – Под редакцией Н.К. Ханнанова. – CDROM. – Рег. номер 82848239.
1CD for Windows. Физика, 7-11 кл. Библиотека электронных наглядных пособий.-CDROM.
Интернет-ресурсы
Название сайта или статьи |
Содержание |
Адрес |
Каталог ссылок на ресурсы о физике |
Энциклопедии, библиотеки, СМИ, вузы, научные организации, конференции и др. |
|
Бесплатные обучающие программы по физике |
15 обучающих программ по различным разделам физики |
|
Лабораторные работы по физике |
Виртуальные лабораторные работы. Виртуальные демонстрации экспериментов. |
|
Анимация физических процессов |
Трехмерные анимации и визуализация по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями. |
|
Физическая энциклопедия |
Справочное издание, содержащее сведения по всем областям современной физики. |
Дополнительные интернет-ресурсы
- www.pedlib.ru/php/kartinki3.php
- www.School-collection.edu.ru
Список наглядных пособий
Таблицы общего назначения
1.Международная система единиц (СИ).
2.Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.
3.Физические постоянные.
4.Шкала электромагнитных волн.
5.Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.
6.Меры безопасности при постановке и проведении лабораторных работ по электричеству.
7.Порядок решения количественных задач.
Тематические таблицы
1. Броуновское движение. Диффузия.
2. Поверхностное натяжение, капиллярность.
3. Манометр.
4. Строение атмосферы Земли.
5. Атмосферное давление.
6. Барометр-анероид.
7. Виды деформаций I.
8. Виды деформаций II.
9. Двигатель внутреннего сгорания.
10. Траектория движения.
11. Относительность движения.
Оборудование и приборы.
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования. Лабораторное и демонстрационное оборудование указано в Перечне учебного оборудования по физике для общеобразовательных учреждений РФ.
Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.
Оборудование, используемое при выполнении лабораторных работ по физике
7 класс
Темы лабораторных работ |
Необходимый минимум (в расчете 1 комплект на 2 чел.) |
1.Определение цены деления измерительного прибора. |
· Измерительный цилиндр (мензурка) –1 · Небольшая колба – 1 · Три сосуда небольшого объёма · Стакан с водой – 1 |
2.Определение размеров малых тел.
|
· Линейка – 1 · Дробь (горох, пшено) – 1 · Иголка – 1 |
3.Измерение массы тела на рычажных весах. |
· Весы с разновесами – 1 · Тела разной массы – 3 |
4.Измерение объема тела. |
· Мензурка – 1 · Нитка – 1 · Тела неправильной формы небольшого объема – 3 |
5.Определение плотности вещества твердого тела. |
· Весы с разновесами – 1 · Мензурка – 1 · Твердое тело, плотность которого надо определить – 1 |
6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром. |
· динамометр – 1 · грузы по 100 г – 4 · штатив с муфтой, лапкой и кольцом -1 |
7.Измерение коэффициента трения скольжения.
|
· Деревянный брусок – 1 · Динамометр – 1 · Линейка – 1 · Набор грузов – 1 |
8.Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. |
· Динамометр – 1 . Тела разного объема – 2 · Стакан – 2 · Штатив с муфтой – 1 · Лапкой и кольцом – 1 |
9.Выяснение условий плавания тела в жидкости. |
· Весы с разновесами – 1 · Пробирка-поплавок с пробкой – 1 · Мензурка – 1 · Сухой песок – 1 |
10.Выяснение условия равновесия рычага. |
· Рычаг на штативе – 1 . Набор грузов – 1 · Линейка -1 · Динамометр – 1 |
11.Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости. |
· Доска – 1 · Брусок – 1 · Динамометр – 1 · Измерительная лента (линейка) – 1 · Штатив с муфтой и лапкой – 1 |
Программа 7 класс
DOCX / 63.12 Кб
КТП - 7 класс
DOC / 175.5 Кб
Евгений Алексеевич
Забелина Маргарита Владимировна
Евгений Алексеевич
Забелина Маргарита Владимировна