Урок физики в 7 классе «Инерция»
Технологическая карта конструирования урока
в системно - деятельностном подходе
учителя физики
Мельниковой Марины Юрьевны
2014 год
Предмет, класс, УМК |
Физика 7 класс, УМК Перышкин А.В., Гутник Е.М. |
Тема урока, № урока по теме |
Явление инерции. |
Цель урока |
Дать представление об инерции тела. Показать проявление инерции в быту и технике. |
Планируемые результаты обучения |
Личностные: получат возможность формировать познавательный интерес к явлению движения тел по инерции, творческие способности; получат возможность научиться самостоятельно приобретать знания об инерции тела; использовать экспериментальный метод исследования при изучении инерции тела, находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения; продолжат формировать умения: принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать инициативу, внимательно относиться друг к другу, к учителю, к результатам обучения. Предметные: понимают явление инерции, умеют пользоваться методом эмпирического исследования при изучении инерции (наблюдение, сравнение); применяют знания об инерции тел на практике и при работе с техническими и бытовыми приборами, используют эти знания для обеспечения безопасности своей жизни (движение тел по инерции – автомобиль, велосипед, катание на льду, насаживание молотка на рукоятку); Метапредметные: продолжат формировать умение понимать различия между исходными фактами и гипотезами при измерении скорости тележки, выделять и формулировать проблему, выполнять операции со знаками и символами, заменять термины определениями, предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?), развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию |
Вид используемых на уроке средств обучения и оборудование |
Тележки, брусок, компьютер, видеопроектор, презентация PowerPoint, желоб, шарик, штатив, песок. |
Этап 1. Организационный. Самоопределение к деятельности |
|
Задачи |
Создать условия для включения всех учащихся в учебную деятельность; создать противоречие между имеющимися знаниями и неумением объяснить известный факт. |
Длительность этапа |
1-2 мин |
Методы и приемы работы |
Организационный момент. Демонстрация слайда презентации. Беседа. |
Деятельность учащихся |
Рассматривают рисунок с демонстрацией инерции, отвечают на вопросы учителя. |
Деятельность преподавателя |
Демонстрирует слайд презентации, где изображен автобус, в котором все пассажиры отклонились вперед. Вопрос: можете ли вы определить по данному рисунку, какие изменения произошли в движении автобуса? Вопрос: можете ли вы объяснить это явление с физической точки зрения? Вопрос: а назвать наблюдаемое явление? |
Формируемые УУД |
- самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - внутренняя позиция школьника (Л); - учебно-познавательная мотивация (Л); - планирование учебного сотрудничества (К) |
Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности |
|
Задачи |
Актуализировать знания, изученные учебные навыки для ответов на вопросы учителя; актуализировать соответствующие мыслительные операции и познавательных процессы; мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению; фиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. |
Длительность этапа |
4-5 мин |
Методы и приемы работы |
Фронтальный опрос. |
Деятельность учащихся |
Отвечают на вопросы 1-6. Высказывают предположения, отвечая на вопрос 7. Фиксирует затруднение учащихся в объяснении причин равномерного и неравномерного движения. |
Деятельность преподавателя |
Формулирует вопросы: Что называют механическим движением? Какое движение называют равномерным? Какое движение называют неравномерным? Что называют скоростью равномерного движения? Единицы скорости в системе СИ. Средняя скорость неравномерного движения? Можете ли вы ответить на вопрос, когда тело движется с постоянной скоростью (прямолинейно и равномерно)? И когда тело меняет скорость? |
Формируемые УУД |
- мотивационная основа учебной деятельности (Л); - смыслообразование (Л); - анализ (П); - структурирование знаний (П); - построение логической цепи рассуждений (П) - достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - волевая саморегуляция (Р). |
Этап 3. Постановка учебной задачи |
|
Задачи |
Зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, которых недостает для решения исходной задачи. |
Длительность этапа |
4-5 минут |
Методы и приемы работы |
Демонстрация слайдов: Точка зрения древних ученых, а именно Аристотеля, на причины равномерного прямолинейного движения. Точка зрения ученого Галилео Галилея на ту же проблему. |
Деятельность учащихся |
Высказывают мнение о правдивости утверждений Аристотеля и Галилея, определяют проблему (учебную задачу): разобраться, когда тело движется прямолинейно и равномерно, а когда скорость тела меняется. Высказывают гипотезы о причинах того или иного вида движения. |
Деятельность преподавателя |
Демонстрирует портреты Аристотеля и Галилея, формулирует две противоположные точки зрения ученых о причинах равномерного движения. |
Формируемые УУД |
- мотивационная основа учебной деятельности (Л); - смыслообразование (Л); - анализ (П); - структурирование знаний (П); - построение логической цепи рассуждений (П) - достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - волевая саморегуляция (Р). |
Этап 4. Открытие нового знания |
|
Задачи |
Поставить цель урока, определить ряд экспериментов, проверяющих гипотезы о причинах того или иного вида движения; построить план достижения цели; определить средства, ресурсы и сроки, сформулировать тему занятия; провести эксперименты, демонстрирующие причины разного рода движений, сформулировать предварительные выводы о причинах движения равномерного и неравномерного. |
Длительность этапа |
7-8 мин |
Методы и приемы работы |
Подводящий диалог. Демонстрация столкновения тележек, одна из которых покоилась до взаимодействия, вторая двигалась с некоторой скоростью. Опыт с шариком, на который сначала действует рука преподавателя, так чтобы направление и скорость шарика постоянно менялись. После того как убирают руку, шарик движется по прямой и приблизительно равномерно. Диалог. |
Деятельность учащихся |
Вступают в подводящий диалог с учителем, что необходимо делать, чтобы решить проблему. Записывают тему урока. Наблюдают эксперимент с тележками, пытаются самостоятельно сделать вывод о причинах изменения скорости тел. Наблюдают опыт с шариком, пробуют сделать вывод, о том, что если бы на тело не действовали другие тела, то оно двигалось бы равномерно и прямолинейно или покоилось. Объясняет, что полностью решение проблемы растянется на два урока, и на данном этапе большее внимание уделяется движению с постоянной скоростью (или движению по инерции) |
Деятельность преподавателя |
Строит план решения проблемы совместно с учащимися: что нужно сделать, чтобы решить проблему. Формулирует тему урока. Задает вопрос: «Что произойдет, если на покоящуюся тележку наезжает другая такая же тележка?» Демонстрирует взаимодействие тележек. Помогает сделать вывод, что для изменения скорости тела, необходимо, чтобы на него подействовало другое тело. Задает вопрос: «Как бы двигалось тело, если бы на него не действовали другие тела?» Демонстрирует опыт с шариком. Помогает сделать вывод о причинах равномерного и прямолинейного движения. |
Формируемые УУД |
- самоопределение (Л); - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - постановка познавательной цели (П); - познавательная инициатива (Р); - планирование, прогнозирование (Р); - построение логической цепи рассуждений (П); - построение речевых высказываний (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - разрешение конфликтов (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К); - адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К) |
Этап 5. Первичное закрепление |
|
Задачи |
Решать типовые задания на применение новых знаний с проговариванием новых понятий вслух, возвратиться к первому этапу урока, где произошел конфликт между известной ситуацией и неумением ее объяснить. |
Длительность этапа |
4-5 мин |
Методы и приемы работы |
Фронтальный опрос. |
Деятельность учащихся |
Пытаются сформулировать определение инерции, как явления сохранения скорости тела постоянной и причин инерции. Также предварительно для следующего урока проговаривают и причины неравномерного движения. Записывают определение инерции в тетрадь. Пытаются объяснить проявления инерции в быту и технике |
Деятельность преподавателя |
Контролирует усвоение учащимися новых знаний, формирует или контролирует правильную речь учащихся. Дает точное определение «инерции». Демонстрирует примеры явления инерции в быту и технике без объяснения |
Формируемые УУД |
- контроль (Р); - коррекция (Р); - волевая саморегуляция (Р); -- использование общих приемов решения задач (П); - подведение под понятие (П); - самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П); - построение речевых высказываний (П); - выведение следствий (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К) |
Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль |
|
Задачи |
Организовать самостоятельную работу учащихся по применению новых знаний для решения качественных задач по теме «Инерция» |
Длительность этапа |
4-5 мин |
Методы и приемы работы |
индивидуальная форма работы, лабораторные опыты (см приложение) |
Деятельность учащихся |
Самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. |
Деятельность преподавателя |
Визуальный индивидуальный контроль |
Формируемые УУД |
- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л); - анализ, сравнение (П); - самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р); - использование знаково-символических средств (П); - волевая саморегуляция (Р); - познавательная инициатива (Р); - использование общих приемов решения задач (П); - осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р); - подведение под понятие (П); - выведение следствий, доказательство (П). |
Этап 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение |
|
Задачи |
Тренировать использование изученного ранее материала, имеющего ценность для введения в последующем новых способов действий, формировать автоматизацию умственных действий по применению новых знаний в более сложных ситуациях. |
Длительность этапа |
7-8 мин |
Методы и приемы работы |
Индивидуальный опрос, демонстрация слайдов. |
Деятельность учащихся |
Применяют полученные знания по теме «Инерция» для объяснения разного рода явлений. |
Деятельность преподавателя |
Демонстрирует на слайдах презентации отряхивание от воды животных, результаты землетрясений, ситуации на дорогах, разнообразные виды спорта, сбрасывание груза с самолета, насаживание лопаты или молотка на древко. |
Формируемые УУД |
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - анализ, синтез, сравнение (П); - поиск и выделение необходимой информации (П); - моделирование, преобразование модели (П); - умение структурировать знания (П); - смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П); - свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - использование общих приемов решения задач (П); - построение речевых высказываний (П). |
Этап 8. Рефлексия деятельности (итог урока) |
|
Задачи |
Фиксировать новое содержание, изученное на уроке, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Длительность этапа |
7-8 мин |
Методы и приемы работы |
Фронтальный и индивидуальный опрос (как вариант заполнение листа самооценки). |
Деятельность учащихся |
Отвечают на поставленные цели урока. Что такое инерция. Причины инерции. Примеры проявления инерции в быту, технике, спорте. Оценивают свою деятельность на уроке, выбирая и комментируя вслух следующие высказывания: Чувствую вдохновение (подавленность). Интересно (неинтересно). Не устал(ла), устал(ла). Доволен(довольна), недоволен(недовольна). Вызвало затруднения(перечислить)… |
Деятельность преподавателя |
Возвращает учащихся к целям урока. Проводит рефлексию и контролирует самооценку учащихся |
Формируемые УУД |
- внутренняя позиция школьника (Л); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - рефлексия способов и условий действия (П); - эмпатия (Л); - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - формулирование и аргументация своего мнения (К); - планирование учебного сотрудничества (К). |
Итоговый контроль, подведение итогов |
Подведение итогов урока, визуальный контроль над эмоциональным состоянием учащихся, формулировка теоретического и практического домашнего задания. |
Л – личностные, П - познавательные, К – коммуникативные, Р - регулятивные
Приложение.
Лабораторные опыты.
Вид 1.
Оборудование: жёлоб лабораторный металлический, металлический шарик, деревянный брусок.
Ход опыта:
Положите на стол деревянный брусок. Как долго брусок будет покоиться, то есть находиться без движения?
Установите жёлоб наклонно. Перед жёлобом положите деревянный брусок.
Пустите шарик по жёлобу, чтобы он ударил деревянный брусок. Что произошло с бруском? Сделайте вывод.
Вид 2.
Оборудование: жёлоб лабораторный металлический, металлический шарик, цилиндр металлический.
Ход опыта:
Установите жёлоб наклонно и пустите по нему шарик. Проследите за его движением. Сделайте вывод.
В нижней части жёлоба поместите цилиндр и снова пустите по нему металлический шарик. Проследите за поведением шарика и цилиндра. Сделайте вывод.
Вид 3
Оборудование: наклонная плоскость, пластмассовый шарик, песок.
Ход работы:
Пустите шарик с наклонной плоскости. Что вы можете сказать о движении шарика?
Прежде чем пустить шарик с наклонной плоскости, на его пути на небольшом расстоянии от наклонной плоскости насыпьте горку песка. Потом пустите шарик и проследите за его движением. Что вы заметили?
Выровняйте песок и вновь пустите шарик с наклонной плоскости. Каково теперь движение шарика?