12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Емельянова Наталья Евгеньевна186
Россия, Самарская обл., пгт Суходол

Рабочая программа

по физике

7 класс

Разработчик: Емельянова Н.Е.

учитель физики


 

ОГЛАВЛЕНИЕ


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике на 2018-2019 учебный год составлена на основе:

Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области,

авторской программы основного общего образования по физике для 7-9 классов (Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, М., «Дрофа», 2015 г.)

Программа соответствует обязательному минимуму содержания образования и учебному плану школы, рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Цели изучения курса физики в 7 классе:

освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных творческих способностей учащихся;

убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижения науки технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами возможностями;

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

формирование ценностных отношений кдруг другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Предметные результаты обучения физики в основной школе представлены в содержании курса по темам.

Введение (4ч)

Физика - наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа:

Определение цены деления измерительного прибора.

Предметные результаты:

понимание физических терминов: тело, вещество, материя.

умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;определять цену деления шкалы прибора с учётом погрешности измерения;

понимание роли ученых нашей страны в развитие современной физики и влияние на технический и социальный прогресс.

 

Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа:

Определение размеров малых тел.

Предметные результаты:

понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;

владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;

понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;

умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

 

Взаимодействие тел (23 ч)

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

Фронтальные лабораторная работа:

Измерение массы тела на рычажных весах.

Измерение объема тела.

Определение плотности твердого тела.

Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

Измерение силы трения с помощью динамометра

Предметные результаты:

понимание и способность объяснять физические явления: механическое -движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;

умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность, тела равнодействующую двух сил, действующих на тело в одну и в противоположные стороны;

владение экспериментальными методами исследования в зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы, прижимающей тело к поверхности (нормального давления);

понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука;

владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;

умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;

умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот

понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостя­ми. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Баро­метр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архи­меда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы:

Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Предметные результаты:

понимание и способность объяснить физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю, способы уменьшения и увеличения давления;

умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;

владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;

понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;

понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании;

владение способами выполнения расчетов для нахождения давления, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствие с поставленной задачи на основании использования законов физики;

умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

 

Работа и мощность. Энергия (13 ч)

Механическая работа. Мощность. Простые механиз­мы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полез­ного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетиче­ская энергия. Превращение энергии.

Фронтальные лабораторные работы:

Выяснение условия равновесия рычага.

Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Предметные результаты:

понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел превращение одного вида механической энергии другой;

умение измерять: механическую работу, мощность тела, плечо силы, момент силы. КПД, потенциальную и кинетическую энергию;

владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;

понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии

понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании;

владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии;

умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Итоговая контрольная работа (1 ч)

Усвоение программного материала по физике вызывает большие затруднения у учащихся с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений. Поэтому особое внимание при изучении курса физики уделяется постановке и организации эксперимента, а также проведению (почти на каждом уроке) кратковременных лабораторных работ, которые развивают умение пользоваться простейшими приборами, анализировать полученные данные.

Изучение курса физики начинается в VII классе.

На тему Введение отводится 3 ч. Учащиеся знакомятся с кабинетом физики, с учебником, проводится беседа «Учись учиться>. При рассмотрении вопроса «Что изучает физика?» внимание учеников заостряется на отличии опыта от наблюдения, на измерении физических величин.

На изучение следующих тем — Первоначальные сведения о строении вещества, Взаимодействие тел, Давление твердых тел, жидкостей и газов, Работа и мощность. Энергия — отводится соответственно 5, 20, 24, 15 ч.

Внутри указанных тем производится увеличение времени изучения следующих вопросов: Расчет пути и времени движения (2 ч), Плотность вещества (4 ч), Давление. Единица давления (2 ч), на отработку понятий и решение задач по данной теме дополнительно выделяется 1 ч. Добавляется время на лабораторные работы, на повторение материала, на решение задач. Увеличение часов идет за счет резервного времени.

Значительное увеличение времени на тему Плотность объясняется тем, что понятия «объем», «масса», «плотность» являются ключевыми для курса физики данного учебного года. Учащиеся постепенно подводятся к осмыслению понятия «плотность вещества», завершается тема соответствующей лабораторной работой.

В ознакомительном плане рассматриваются следующие темы (вопросы): Расчет массы и объема по плотности (только для более сильных учеников). У школьников с ЗПР вызывает затруднения перевод кубического сантиметра в кубический метр, и наоборот; они путают понятия «масса» и «вес».

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда — необходимо, чтобы все учащиеся запомнили только формулу; более сильные ученики могут давать ее объяснение. КПД механизмов — затруднения вызывает усвоение понятий о полной и полезной работе. Лабораторная работа по данному вопросу проводится со всем классом.

Обзорно изучаются следующие вопросы: Взаимодействие молекул. Существование агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетической теории — усвоение данного материала предполагает значительную степень абстрагирования; Сила упругости. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой — по данной теме опрашиваются более сильные ученики; Графическое изображение сил. Сложение сил — сложности возникают из-за понятия «вектор»;

Измерение атмосферного давления; Барометр-анероид, Атмосферное давление на различных высотах, Манометры; Архимедова сила — по данному вопросу можно опросить лишь некоторых более сильных учеников;

Момент силы — трудно усваивается понятие «плечо силы», достаточно введения понятия «плечо для рычага». Для учащихся с ЗПР сложны необходимые геометрические построения.

Из изучения исключаются вопросы: Взаимодействие тел (частично рассматривается при объяснении темы Инерция) и Высота столбов различных жидкостей в сообщающихся сосудах.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

I. Введение (4 ч)

Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа.

1. Определение цены деления измерительного прибора с учетом погрешностей измерений.

II. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул.

Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа:

2. Определение размеров малых тел.

III. Взаимодействия тел (23 ч)

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

Фронтальные лабораторные работы:

3. Измерение массы тела на рычажных весах.

4. Измерение объема тела.

5. Определение плотности твердого тела.

6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

7. Измерение силы трения с помощью динамометра.

IV. Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы:

8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

V. Работа и мощность. Энергия (12 ч)

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.

Фронтальные лабораторные работы:

10. Выяснение условия равновесия рычага.

11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел

Основное содержание

Количество часов

Из них

Контрольных

Лабораторных

1

Введение.

4

 

1

2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

1

1

3

Взаимодействие тел.

23

1

5

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

21

1

2

5

Мощность и работа. Энергия.

12

1

2

6

Повторение.

2

1

 

Всего

 

68

5

11

Календарно-тематический план

урока

Название темы

Количество часов

ВВЕДЕНИЕ (4 ч)

1

Что изучает физика. Некоторые физические термины

1—2)

1

2

Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин (§ 3-4)

1

3

Точность и погрешность измерений. Физика и техника

(§ 5—6)

1

4

Лабораторная работа № 1

1

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА

5

Строение вещества. Молекулы.

Броуновское движение (§ 7—9)

1

6.

Лабораторная работа № 2

1

7

Движение молекул (§ 10)

1

8

Взаимодействие молекул (§ 11)

1

9

Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и тверых тел (§12,13)

1

10

Зачет

1

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (23 ч)

11

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение (§ 14, 15)

1

12

Скорость. Единицы скорости (§ 16)

1

13

Расчет пути и времени движения (§17)

1

14

Инерция (§18)

1

15

Взаимодействие тел (§ 19)

1

16

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах (§ 20, 21)

1

17

Лабораторная работа № 3

1

18

Плотность вещества (§ 22)

1

19

Лабораторная работа № 4. Лабораторная работа № 5

1

20

Расчет массы и объема тела по его плотности (§23)

1

21.

Решение задач

1

22

Контрольная работа

1

23

Сила (§ 24)

1

24.

Явление тяготения. Сила тяжести (§ 25)

1

25

Сила упругости. Закон Гука (§ 26)

1

26

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела (§ 27, 28)

1

27

Сила тяжести на других планетах (§ 29)

1

28.

Динамометр

(§ 30). Лабораторная работа № 6

1

29

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил (§31)

1

30

Сила трения. Трение покоя

(§ 32, 33)

1

31

Трение в природе и технике

1

32

Лабораторная работа № 7

1

33

Решение задач

1

34

Контрольная работа

1

ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (21)

35

Давление. Единицы давления (§ 35)

1

36

Способы уменьшения и увеличения давления (§ 36)

1

37.

Давление газа

37)

1

38

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля

(§ 38)

1

39

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на днои стенки сосуда

§ 39, 40)

1

40

Решение задач

1

41.

Сообщающиеся сосуды (§41)

1

42

Вес воздуха. Атмосферное давление

(§ 42, 43)

1

43

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

44)

1

44

Барометр- анероид. Атмосферное давление на различных высотах (§ 45, 46)

1

45

Манометры (§47)

1

46

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс (§ 48, 49)

1

47

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело (§ 50)

1

48

Закон Архимеда (§51)

1

49

Лабораторная работа № 8

1

50.

Плавание тел (§ 52)

1

51.

Решение задач

1

52.

Лабораторная работа № 9

1

53

Плавание судов. Воздухоплавание

(§ 53, 54)

1

54

Решение задач

1

55.

Зачет

1

РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ (13 ч)

56

Механиче­ская работа. Единицы работы

(§ 55)

1

57

Мощность. Единицы мощности (§ 56)

1

58

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге (§ 57, 58)

1

59

Момент силы (§ 59)

1

60

Рычаги в технике, быту и природе (§ 60). Лабораторная работа № 10

1

61

Блоки.«Золотое правило» механики

(§ 61, 62)

1

62

Центр тяжести тела (§ 63)

1

63

Условия равновесия тел (§ 64)

1

64

Коэффициент полезного действия механизмов (§ 65). Лабораторная работа № 11

1

65

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия (§ 66, 67)

1

66

Превращение одного вида механической энергии в другой (§ 68)

1

67

Зачет

1

68

Итоговая контрольная работа

1

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.