12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Брянцева Елена Петровна3515
Россия, Ярославская обл., с.Бурмакино Некрасовского района
Материал размещён в группе «Учителя физики»

 Физика на весенней тропе

Любая физическая теория только тогда будет воспринята осознанно, если она подтверждена конкретными примерами. Отыскать такие примеры в явлениях природы, пронаблюдать их и, объяснить очень важно, это помогает глубокому и прочному усвоению материала.

Весеннее тёплое солнышко вызывает очень интересные явления и с учениками можно их наблюдать. При наблюдении возникает естественное желание объяснить увиденное. Таким образом, кроме наблюдений происходят актуализация знаний, активное повторение пройденного теоретического материала.

Примеры вопросов и заданий:

1. Выясните, что быстрее освобождается от снега: пригорки или равнина. Почему? ( Ответ: пригорки, так как они более обдуваемы тёплым весенним воздухом, чем ровное место)

2. Пронаблюдайте за снегом вокруг стволов деревьев. Объясните увиденную картину. (Ответ: вокруг стволов снег тает быстрее, поскольку ствол дерева тёмный, он нагревается сильнее и излучает много тепла).

3. На весенний тающий снег положите два куска материи – тёмного и светлого цвета. Пронаблюдайте, как под ними тает снег. Объясните почему именно так. (Ответ: тела с тёмной поверхностью поглощают энергию Солнца лучше, чем светлые, и так же излучают энергию. Поэтому под тёмным куском проталинка больше).

4. Обратите внимание на следы лыжника, который проходил здесь зимой. Почему они кажутся приподнятыми по отношению к остальному снегу? (Ответ: снег в том месте, где проходил лыжник, будет более плотным, поэтому и таять он будет медленнее, чем окружающий рыхлый снеговой покров. Следы кажутся приподнятыми).

5. Положите на ладонь кусочек льда, пронаблюдайте за его плавлением. От чего зависит скорость плавления? (Ответ: скорость плавления зависит от температуры ладони и массы льдинки).

6. Рассмотрите внимательно снег. Почему, после того как начало активно пригревать солнышко, он стал в виде крупинок, а не рыхлым? (Ответ: под действием Солнца верхние слои снега тают, вода просачивается вниз и пропитывает нижние слои, ночью они промерзают, и образуются кристаллики льда).

7. Положите на снег два одинаковых бруска – деревянный и металлический. Пусть они полежат некоторое время. Что вы увидите? (Ответ: удельная теплоёмкость металла меньше, чем дерева, поэтому деревянный брусок будет нагреваться медленнее металлического. Теплопроводность брусков тоже различна, у металла она больше, чем у дерева. Поэтому под металлическим бруском снег тает быстрее, чем под деревянным).

8. Поставьте ладони так, чтобы их освещало солнышко. «Запомните» ощущение тепла. Смочите ладони водой и повторите наблюдение. Ы чём разница? Почему? (Ответ: во втором случае в руках ощущение холода. Вода с поверхностей ладоней испаряется. Испаряющиеся молекулы воды уносят часть энергии, поэтому ладони ощущают понижение температуры).

9. Возьмите в руки маленькую льдинку. Подуйте на неё. Что образовалось в том месте, куда вы дули? Почему? (Ответ: отверстие. Когда мы дули, с потоками воздуха тепло нашего дыхания передалось льдинке и она тает в том месте, куда эти потоки поступают).

10. Какова температура лужи, в которой плавает лёд? Свой ответ проверьте с помощью термометра. (Ответ: температура лужи 0 °С. Пока лёд не растает, температура воды не будет повышаться).

11. Наведите с помощью увеличительного стекла «лучик» Солнца на кончик термометра . Что наблюдаете? Почему? (Ответ: температура быстро возрастает, так как с помощью увеличительного стекла мы концентрируем лучи Солнца, его энергию на маленькую поверхность термометра).

12. Измерьте температуру снега, на снег посыпьте соли, перемешайте и снова измерьте температуру. Что наблюдаете ? Почему? (Ответ: температура понизилась. Когда соль перемешивают со снегом, внутренняя энергия снега уменьшается, так как часть её идёт на разрушение кристаллов соли).

13. Измерьте температуру двух мест: на солнце и в тени; с помощью зеркальца направьте лучик в теневое место и через некоторое время измерьте температуру этого освещённого лучиком места. Что наблюдаете? Почему? (Ответ: наблюдаем, что температура поднялась, так как энергия «в тень» передалась от Солнца с помощью излучения).

14. Щепоточку марганцовки бросьте на сырой снег. Что вы наблюдаете? Почему такая картина? (Ответ: крупицы марганцовки растворяются в воде, содержащейся в снеге, снег окрашивается. Благодаря конвекции и диффузии пятно расплывается).

 

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (3)

Матросова Галина Николаевна, 05.12.17 в 23:27 0Ответить Пожаловаться
Жизненно, весьма полезно будет...
Брянцева Елена Петровна, 06.12.17 в 08:38 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Галина Николаевна!
Старшов Михаил Александрович, 07.12.17 в 22:32 -1Ответить Пожаловаться
Уважаемая Е.П., извините за такое обращение, другого варианта не нахожу, вот меня интригует, вы это реально делали с ребятами: "9. Возьмите в руки маленькую льдинку. Подуйте на неё. Что образовалось в том месте, куда вы дули? Почему? (Ответ: отверстие. Когда мы дули, с потоками воздуха тепло нашего дыхания передалось льдинке и она тает в том месте, куда эти потоки поступают)"? Честно, - когда-то давно, поверю. А вот сейчас написано по памяти, правда?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.