12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Киселева Надежда Владимировна581
Россия, Костромская обл., п.Талица Вохомского района

ПРОГРАММА КРУЖКА

«ФИЗИКА вокруг нас»

Для учащихся 7 класса

Составитель: Киселёва Надежда Владимировна,

учитель физики, математики и информатики

МОУ Талицкой СОШ.

 

Пояснительная записка.

Программа кружка « Физика вокруг нас » согласована по своему содержанию с учебной программой курса физики 7 класса и основана на интеграции физики, биологии и географии.

Ведущая идея программы – стремление к пониманию процессов, происходящих в природе, что является залогом бережного отношения к ней.

Цель программы – способствовать развитию интереса к естественным наукам, формированию мировоззрению учащихся.

Задачи программы

  • расширение знаний учащихся по физике;
  • приобретение практических информационных,
  • коммуникативных умений учащихся;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей
  • в процессе решения задач, выполнения опытов,
  • подготовки творческих работ;
  • экологическое воспитание школьников.

Для решения поставленных задач используется технология личностно ориентированного обучения И.С. Якиманской (ситуация успеха, возможность выбора, атмосфера сотрудничества, рефлексия) и межпредметных связей.

Занятия кружка предполагают не только приобретение дополнительных знаний по физике, но и развитие способности у них самостоятельно приобретать знания, умений проводить опыты, вести наблюдения.

На занятиях используются интересные факты, привлекающие внимание связью с жизнью, объясняющие загадки привычных с детства явлений.

Ведущие формы проведения занятий: беседы, практические работы, решение задач, обмен информацией, наблюдение и опыты, игры, и другие формы, при этом активно используется наглядность, создание проблемных ситуаций, опора на жизненный опыт учащихся.

Ожидаемый результат. К концу занятий кружка учащиеся должны уметь объяснять природные явления, рассматриваемые в курсах биологии и географии, соответствующими физическими законами и явлениями, пользоваться дополнительными источниками информации, приобретать навыки работы с приборами общего назначения: весами, барометром, термометром, ареометром, анемометром и другими.

Принимать участие в викторине, подготовить доклады и проект.

Итоги подводятся путем проведения олимпиады и защиты проектов.

 

Содержание изучаемого курса.

тема по физике.

тема занятия.

Организационное занятие.

1.

Взаимосвязь физики и природных процессов.

Связь физики, биологии и географии

Измерение физических величин.

2.

Растения «хронометры».

Цветочные часы. Определение ширины реки.

Первоначальные сведения о строении вещества.

3.

Роль диффузии в природе Растворение удобрений в воде.

Маринады и компоты - результат диффузии.

4.

Распространение загрязняющих веществ в водоемах.

Взаимодействие тел.

5.

Использование в технике принципов движения живых существ.

6.

Практическая работа «Измерение быстроты реакции человека».

7.

Конкурс творческих проектов «О скорости, массе и силе».

8.

Практическая работа «Определение плотности природных материалов».

9.

Определение запаса влаги на участке

10.

Сила тяжести на других планетах.

11.

Сила тяжести и размеры млекопитающих и деревьев.

12.

Изменение веса при ускоренном движении

13.

Практическая работа «Измерение мышечных усилий человека с помощью силомера».

14.

Роль трения в природе. Трение полезное и вредное

15.

Способы уменьшения и увеличения трения

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

16.

Режущие и колющие приспособления, встречающиеся в живой природе.

17.

Техника для труднопроходимых мест. Как лось ходит по болотам.

18.

Роль атмосферного давления в природе.

19.

Атмосферное давление и погода.

20.

Атмосферное давление в жизни человека.

21.

Атмосферное давление и медицина.

22.

Кровяное давление. Практическая работа «Определение давления крови у человека».

23.

Давление жидкостей.

24.

Глубоководные животные и их приспособленность. Водные растения

25.

Подводные мастера.

Работа и энергия.

26.

Полезные приспособления для совершения работы.

27.

Рычаги в природе.

28.

Использование рычагов в технике.

29.

Мощность бытовых приборов.

30.

Познай себя «Определение моей максимальной мощности».

31.

Энергия рек и ветра.

 

32.

Конференция « Физика служит людям»

 

33.

Защита проектов «Физика дома»

 

34.

Экскурсия «Физика у водоема».

 

35.

Итоговое занятие.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

№ п/п

тема занятия

форма проведения

приемы и методы организации учебного процесса

методический и дидактический

МаТЕРИАЛ.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

ФоРМА

подведения

итогов

1

Организационное занятие. Знакомство с планом работы. Взаимосвязь физики и природных процессов.

Связь физики, биологии и географии Что читать по физике и биологии.

Беда.

Обзор периодических изданий.

Анкетирование.

Выявление интересов, желаний,

возможностей.

Собеседование.

План работы.

Выставка журналов и книг.

ПК с Интернет

Выбор старосты кружка.

2

Для чего нужны часы живым организмам?

Цветочные часы.

Растения «хронометры».

Диалоговое взаимодействие.

Создание проблемной ситуации, иллюстративная беседа.

Гербарий, набор открыток.

Песочные и маятниковые часы.

Рефлексия.

3

Роль диффузии в природе Растворение удобрений в воде.

Маринады и компоты - результат диффузии

Эвристическая беседа.

диффузия в жидкостях. Анализ.

Учебник

«Физика 7».

Проекционная аппаратура. Оборудование для демонстрации опытов.

Составление схемы.

4

Роль диффузии в загрязнении атмосферы и водоёмов.

Чтение с пометками.

Индивидуальная работа с дополнительной литературой.

А.П. Рыженков «Физика, человек, окружающая среда.» стр.13-14.

Выставка книг

Тезисы.

5

Использование в технике принципов движения живых существ.

Самостоятельная работа по моделированию движения.

Парная и групповая работа.

Кинематические схемы движения. Учебные таблицы.

диафильм

Просмотр схем.

6

«Измерение быстроты реакции человека»

Практическая работа «Измерение быстроты реакции человека»

Парная работа. Психологический тренинг.

Инструкция по выполнению работы.

Линейка, секундомер.

Оценка результата работы.

7

Конкурс творческих проектов «О скорости, массе и силе».

Проектная деятельность

Групповая работа по определению:

1) скорости движения крови в сосудистой системе человека.

2) скорости ветра.

3) скорости движения животных.

Справочники по физике, рекомендации по составлению задач.

Мультимедийный проектор

Сборник задач.

8

Определение плотности природных материалов.

Практическая работа.

Парная работа частично-поискового характера.

Инструкция по выполнению

Весы, разновесы, набор материалов.

Результаты работы.

9

Определение запаса влаги на выбранном участке.

Практическая работа.

Групповая работа

Инструкция по выполнению работы.

Плотномер, рулетка.

Обсуждение результатов.

10

Сила тяжести на других планетах.

Эвристическая беседа.

Установление причинно-следственных связей. Работа со справочными таблицами. Межпредметные связи.

Справочные таблицы по астрономии.

ПК, электронные справочники и таблицы

Таблица результатов анализа.

11

Сила тяжести и размеры млекопитающих, рост деревьев.

Выдвижение гипотез.

Межпредметные связи.

Учебные таблицы по биологии. Слайды.

Мультимедийный проектор.

Общий вывод.

12

Изменение веса при ускоренном движении

Исследовательская лабораторная работа

Групповая работа

Инструкция по выполнению.

Набор грузов, динамометр., секундомер

Таблица результатов исследования. Анализ полученных результатов.

13

«Познай себя»

Практическая работа «Измерение мышечных усилий человека»

Парная работа

Инструкция по выполнению.

силометр

Таблица измерений. Мониторинг выявления самого сильного уч-ся.

14

Роль трения в природе. Трение полезное и вредное

Доклады учащихся.

Творческое общение всех участников.

Рисунки учащихся.

Поверхности разной шероховатости, брусок, динамометр

Общий вывод.

15

Способы уменьшения и увеличения трения

беседа

групповая

презентация

Различные смазки

Общий вывод.

16

Режущие и колющие приспособления, встречающиеся в живой природе.

Семинар

Творческое общение всех участников.

Учебные таблицы по биологии.

План выступления. Памятка выступающему.

Общий вывод.

17

Техника для труднопроходимых мест.

Как лось ходит по болотам.

семинар

Творческое общение всех участников.

Учебные таблицы по физике и биологии

План выступления. Памятка выступающему.

Общий вывод.

18

Роль атмосферного давления в природе. Присоски, рыба прилипала.

Выступления учащихся.

Наглядность, интересный фактический материал.

Учебные таблицы.

Присоска.

Выпуск бюллетеня «Удивительное рядом».

19

Атмосферное давление и погода.

Пресс-конференция (вопросы учащихся – учителю)

Межпредметные связи с географией.

Учебные таблицы по географии.

Барометр-анероид.

Дневник наблюдений.

20

Атмосферное давление в жизни человека. Как мы дышим? Как мы пьём?

Интегрированное занятие (учитель физики и биологии).

Межпредметные связи. Демонстрация опытов.

Учебные таблицы по биологии. Макет сустава.

Оборудование для опытов.

Рекомендации здорового образа жизни.

21

Атмосферное давление в медицине. «Горная болезнь», влияние атмосферного давления на самочувствие людей.

Ролевая игра.

Занимательность, практическая направленность, наглядность, игра.

Описание опытов.

Шприц, пипетка, медицинская банка.

Работа с инструментами.

22

Манометры. Кровяное давление у человека. Пульс.

Практическая работа «Измерение давления у людей»

Парная работа.

Инструкции использования прибора для измерения давления человека

Тонометр, манометры.

Рекомендации здорового образа жизни.

23

Давление жидкостей.

Практическая работа «определение воды на дно и стенки аквариума»

Парная работа

Инструкции для выполнения лабораторной работы

Линейка, динамометр. Вода , аквариум, таблица плотности жидкостей.

выводы

24

Глубоководные животные и их приспособляемость.

Подготовка проектов

Групповая работа.

Список литературы с указанием параграфа.

Мультимедийный проектор.

Выводы о том, как приспосабливаются глубоководные рыбы к большому давлению на дно и стенки аквариума

25

Подводные мастера. Паук –«изобретатель» водолазного колокола.

Защита проектов

Групповая работа

Таблицы по биологии

Мультимедийный проектор

Общий вывод.

26

Полезные приспособления для совершения работы.

беседа

Групповая работа

Таблицы по физике

Блок, рычаг, ворот, наклонная плоскость

Вывод о необходимости применения простых механизмов для совершения работы

27

Рычаги в природе.

Беседа с элементами семинара.

Групповая работа

Вопросы к семинару. Памятки выступающим.

проектор

Вывод о том, что животные и люди также в составе организма имеют рычаги

28

Использование рычагов в технике.

беседа

Групповая работа

рисунки

Рычаг, плоскогубцы, ножницы, секаторы

Вывод о возможных применениях рычагов

29

Мощность бытовых приборов.

Практическая работа «Определение мощностей пылесоса, микроволновки электроплитки

Парная работа

Паспорта приборов

проектор

Рекомендации при использовании мощных приборов

30

«Познай себя».

Практическая работа «Определение моей максимальной мощности».

Парная работа.

инструкции

Секундомер.

Рекомендации здорового образа жизни.

31.

Энергия рек и ветра.

Видеопросмотр материалов по теме

Групповая работа

Схема ветряного двигателя

ПК, мультимедийный проектор

Применение энергии ветра и рек для получения электрической энергии

32

Конференция « Физика служит людям»

Защита рефератов

Групповая работа

План-вопросник.

ПК, проектор

Общий вывод

33

Защита проектов «Физика дома»

Защита проектов

Групповая работа

План проведения занятия

ПК, проектор

Вывод о связи физики с домашними бытовыми приборами и домашними делами

34.

Физика у водоема.

Экскурсия.

Групповая работа

План-вопросник.

Альбом с водными растениями

Обсуждение увиденного по плану- вопроснику

35

Итоговое занятие.

анкетирование

Групповая работа

анкета

 

Рефлексия

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.