Физика вокруг нас. Программа кружка дДля учащихся 7 класса
ПРОГРАММА КРУЖКА
«ФИЗИКА вокруг нас»
Для учащихся 7 класса
Составитель: Киселёва Надежда Владимировна,
учитель физики, математики и информатики
МОУ Талицкой СОШ.
Пояснительная записка.
Программа кружка « Физика вокруг нас » согласована по своему содержанию с учебной программой курса физики 7 класса и основана на интеграции физики, биологии и географии.
Ведущая идея программы – стремление к пониманию процессов, происходящих в природе, что является залогом бережного отношения к ней.
Цель программы – способствовать развитию интереса к естественным наукам, формированию мировоззрению учащихся.
Задачи программы
- расширение знани й учащихся по физике;
- приобретение практических информационных,
- коммуникативных умений учащихся;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей
- в процессе решения задач, выполнения опытов,
- подготовки творческих работ;
- экологическое воспитание школьников.
Для решения поставленных задач используется технология личностно ориентированного обучения И.С. Якиманской (ситуация успеха, возможность выбора, атмосфера сотрудничества, рефлексия) и межпредметных связей.
Занятия кружка предполагают не только приобретение дополнительных знаний по физике, но и развитие способности у них самостоятельно приобретать знания, умений проводить опыты, вести наблюдения.
На занятиях используются интересные факты, привлекающие внимание связью с жизнью, объясняющие загадки привычных с детства явлений.
Ведущие формы проведения занятий: беседы, практические работы, решение задач, обмен информацией, наблюдение и опыты, игры, и другие формы, при этом активно используется наглядность, создание проблемных ситуаций, опора на жизненный опыт учащихся.
Ожидаемый результат. К концу занятий кружка учащиеся должны уметь объяснять природные явления, рассматриваемые в курсах биологии и географии, соответствующими физическими законами и явлениями, пользоваться дополнительными источниками информации, приобретать навыки работы с приборами общего назначения: весами, барометром, термометром, ареометром, анемометром и другими.
Принимать участие в викторине, подготовить доклады и проект.
Итоги подводятся путем проведения олимпиады и защиты проектов.
Содержание изучаемого курса.
тема по физике. |
тема занятия. |
|
Организационное занятие. |
1. |
Взаимосвязь физики и природных процессов. Связь физики, биологии и географии |
Измерение физических величин. |
2. |
Растения «хронометры». Цветочные часы. Определение ширины реки. |
Первоначальные сведения о строении вещества. |
3. |
Роль диффузии в природе Растворение удобрений в воде. Маринады и компоты - результат диффузии. |
4. |
Распространение загрязняющих веществ в водоемах. |
|
Взаимодействие тел. |
5. |
Использование в технике принципов движения живых существ. |
6. |
Практическая работа «Измерение быстроты реакции человека». |
|
7. |
Конкурс творческих проектов «О скорости, массе и силе». |
|
8. |
Практическая работа «Определение плотности природных материалов». |
|
9. |
Определение запаса влаги на участке |
|
10. |
Сила тяжести на других планетах. |
|
11. |
Сила тяжести и размеры млекопитающих и деревьев. |
|
12. |
Изменение веса при ускоренном движении |
|
13. |
Практическая работа «Измерение мышечных усилий человека с помощью силомера». |
|
14. |
Роль трения в природе. Трение полезное и вредное |
|
15. |
Способы уменьшения и увеличения трения |
|
Давление твердых тел, жидкостей и газов. |
16. |
Режущие и колющие приспособления, встречающиеся в живой природе. |
17. |
Техника для труднопроходимых мест. Как лось ходит по болотам. |
|
18. |
Роль атмосферного давления в природе. |
|
19. |
Атмосферное давление и погода. |
|
20. |
Атмосферное давление в жизни человека. |
|
21. |
Атмосферное давление и медицина. |
|
22. |
Кровяное давление. Практическая работа «Определение давления крови у человека». |
|
23. |
Давление жидкостей. |
|
24. |
Глубоководные животные и их приспособленность. Водные растения |
|
25. |
Подводные мастера. |
|
Работа и энергия. |
26. |
Полезные приспособления для совершения работы. |
27. |
Рычаги в природе. |
|
28. |
Использование рычагов в технике. |
|
29. |
Мощность бытовых приборов. |
|
30. |
Познай себя «Определение моей максимальной мощности». |
|
31. |
Энергия рек и ветра. |
|
32. |
Конференция « Физика служит людям» |
|
33. |
Защита проектов «Физика дома» |
|
34. |
Экскурсия «Физика у водоема». |
|
35. |
Итоговое занятие. |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
№ п/п |
тема занятия |
форма проведения |
приемы и методы организации учебного процесса |
методический и дидактический МаТЕРИАЛ. |
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ |
ФоРМА подведения итогов |
1 |
Организационное занятие. Знакомство с планом работы. Взаимосвязь физики и природных процессов. Связь физики, биологии и географии Что читать по физике и биологии. |
Беда. Обзор периодических изданий. |
Анкетирование. Выявление интересов, желаний, возможностей. Собеседование. |
План работы. Выставка журналов и книг. |
ПК с Интернет |
Выбор старосты кружка. |
2 |
Для чего нужны часы живым организмам? Цветочные часы. Растения «хронометры». |
Диалоговое взаимодействие. |
Создание проблемной ситуации, иллюстративная беседа. |
Гербарий, набор открыток. |
Песочные и маятниковые часы. |
Рефлексия. |
3 |
Роль диффузии в природе Растворение удобрений в воде. Маринады и компоты - результат диффузии |
Эвристическая беседа. |
диффузия в жидкостях. Анализ. |
Учебник «Физика 7». |
Проекционная аппаратура. Оборудование для демонстрации опытов. |
Составление схемы. |
4 |
Роль диффузии в загрязнении атмосферы и водоёмов. |
Чтение с пометками. |
Индивидуальная работа с дополнительной литературой. |
А.П. Рыженков «Физика, человек, окружающая среда.» стр.13-14. |
Выставка книг |
Тезисы. |
5 |
Использование в технике принципов движения живых существ. |
Самостоятельная работа по моделированию движения. |
Парная и групповая работа. |
Кинематические схемы движения. Учебные таблицы. |
диафильм |
Просмотр схем. |
6 |
«Измерение быстроты реакции человека» |
Практическая работа «Измерение быстроты реакции человека» |
Парная работа. Психологический тренинг. |
Инструкция по выполнению работы. |
Линейка, секундомер. |
Оценка результата работы. |
7 |
Конкурс творческих проектов «О скорости, массе и силе». |
Проектная деятельность |
Групповая работа по определению: 1) скорости движения крови в сосудистой системе человека. 2) скорости ветра. 3) скорости движения животных. |
Справочники по физике, рекомендации по составлению задач. |
Мультимедийный проектор |
Сборник задач. |
8 |
Определение плотности природных материалов. |
Практическая работа. |
Парная работа частично-поискового характера. |
Инструкция по выполнению |
Весы, разновесы, набор материалов. |
Результаты работы. |
9 |
Определение запаса влаги на выбранном участке. |
Практическая работа. |
Групповая работа |
Инструкция по выполнению работы. |
Плотномер, рулетка. |
Обсуждение результатов. |
10 |
Сила тяжести на других планетах. |
Эвристическая беседа. |
Установление причинно-следственных связей. Работа со справочными таблицами. Межпредметные связи. |
Справочные таблицы по астрономии. |
ПК, электронные справочники и таблицы |
Таблица результатов анализа. |
11 |
Сила тяжести и размеры млекопитающих, рост деревьев. |
Выдвижение гипотез. |
Межпредметные связи. |
Учебные таблицы по биологии. Слайды. |
Мультимедийный проектор. |
Общий вывод. |
12 |
Изменение веса при ускоренном движении |
Исследовательская лабораторная работа |
Групповая работа |
Инструкция по выполнению. |
Набор грузов, динамометр., секундомер |
Таблица результатов исследования. Анализ полученных результатов. |
13 |
«Познай себя» |
Практическая работа «Измерение мышечных усилий человека» |
Парная работа |
Инструкция по выполнению. |
силометр |
Таблица измерений. Мониторинг выявления самого сильного уч-ся. |
14 |
Роль трения в природе. Трение полезное и вредное |
Доклады учащихся. |
Творческое общение всех участников. |
Рисунки учащихся. |
Поверхности разной шероховатости, брусок, динамометр |
Общий вывод. |
15 |
Способы уменьшения и увеличения трения |
беседа |
групповая |
презентация |
Различные смазки |
Общий вывод. |
16 |
Режущие и колющие приспособления, встречающиеся в живой природе. |
Семинар |
Творческое общение всех участников. |
Учебные таблицы по биологии. |
План выступления. Памятка выступающему. |
Общий вывод. |
17 |
Техника для труднопроходимых мест. Как лось ходит по болотам. |
семинар |
Творческое общение всех участников. |
Учебные таблицы по физике и биологии |
План выступления. Памятка выступающему. |
Общий вывод. |
18 |
Роль атмосферного давления в природе. Присоски, рыба прилипала. |
Выступления учащихся. |
Наглядность, интересный фактический материал. |
Учебные таблицы. |
Присоска. |
Выпуск бюллетеня «Удивительное рядом». |
19 |
Атмосферное давление и погода. |
Пресс-конференция (вопросы учащихся – учителю) |
Межпредметные связи с географией. |
Учебные таблицы по географии. |
Барометр-анероид. |
Дневник наблюдений. |
20 |
Атмосферное давление в жизни человека. Как мы дышим? Как мы пьём? |
Интегрированное занятие (учитель физики и биологии). |
Межпредметные связи. Демонстрация опытов. |
Учебные таблицы по биологии. Макет сустава. |
Оборудование для опытов. |
Рекомендации здорового образа жизни. |
21 |
Атмосферное давление в медицине. «Горная болезнь», влияние атмосферного давления на самочувствие людей. |
Ролевая игра. |
Занимательность, практическая направленность, наглядность, игра. |
Описание опытов. |
Шприц, пипетка, медицинская банка. |
Работа с инструментами. |
22 |
Манометры. Кровяное давление у человека. Пульс. |
Практическая работа «Измерение давления у людей» |
Парная работа. |
Инструкции использования прибора для измерения давления человека |
Тонометр, манометры. |
Рекомендации здорового образа жизни. |
23 |
Давление жидкостей. |
Практическая работа «определение воды на дно и стенки аквариума» |
Парная работа |
Инструкции для выполнения лабораторной работы |
Линейка, динамометр. Вода , аквариум, таблица плотности жидкостей. |
выводы |
24 |
Глубоководные животные и их приспособляемость. |
Подготовка проектов |
Групповая работа. |
Список литературы с указанием параграфа. |
Мультимедийный проектор. |
Выводы о том, как приспосабливаются глубоководные рыбы к большому давлению на дно и стенки аквариума |
25 |
Подводные мастера. Паук –«изобретатель» водолазного колокола. |
Защита проектов |
Групповая работа |
Таблицы по биологии |
Мультимедийный проектор |
Общий вывод. |
26 |
Полезные приспособления для совершения работы. |
беседа |
Групповая работа |
Таблицы по физике |
Блок, рычаг, ворот, наклонная плоскость |
Вывод о необходимости применения простых механизмов для совершения работы |
27 |
Рычаги в природе. |
Беседа с элементами семинара. |
Групповая работа |
Вопросы к семинару. Памятки выступающим. |
проектор |
Вывод о том, что животные и люди также в составе организма имеют рычаги |
28 |
Использование рычагов в технике. |
беседа |
Групповая работа |
рисунки |
Рычаг, плоскогубцы, ножницы, секаторы |
Вывод о возможных применениях рычагов |
29 |
Мощность бытовых приборов. |
Практическая работа «Определение мощностей пылесоса, микроволновки электроплитки |
Парная работа |
Паспорта приборов |
проектор |
Рекомендации при использовании мощных приборов |
30 |
«Познай себя». |
Практическая работа «Определение моей максимальной мощности». |
Парная работа. |
инструкции |
Секундомер. |
Рекомендации здорового образа жизни. |
31. |
Энергия рек и ветра. |
Видеопросмотр материалов по теме |
Групповая работа |
Схема ветряного двигателя |
ПК, мультимедийный проектор |
Применение энергии ветра и рек для получения электрической энергии |
32 |
Конференция « Физика служит людям» |
Защита рефератов |
Групповая работа |
План-вопросник. |
ПК, проектор |
Общий вывод |
33 |
Защита проектов «Физика дома» |
Защита проектов |
Групповая работа |
План проведения занятия |
ПК, проектор |
Вывод о связи физики с домашними бытовыми приборами и домашними делами |
34. |
Физика у водоема. |
Экскурсия. |
Групповая работа |
План-вопросник. |
Альбом с водными растениями |
Обсуждение увиденного по плану- вопроснику |
35 |
Итоговое занятие. |
анкетирование |
Групповая работа |
анкета |
Рефлексия |