Факультативный курс «Физика вокруг нас» (7–8 классы)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 2 п.Карымское"
Рассмотрена на заседании Методического совета Протокол № 1 «__»________2016г.
|
Согласовано ___________ Зам.директора по УВР Иванченко В.В. «01» сентября 2016г. |
Утверждаю: директор школы _______Шайдулина О.А. Приказ № 84 «01» сентября 2016 г. |
ПРОГРАММА
факультативного курса «Физика вокруг нас»
для 7-8 класса
на 2016 - 2017 учебный год.
Составитель программы: Забелина М. В.
I. Пояснительная записка.
В науке физике используются два основных метода исследования: физический эксперимент и теоретический анализ. Важнейший из них, на мой взгляд, - эксперимент. «Все познание реального мира исходит из опыта и завершается им.» - писал А. Эйнштейн. Итак, физический эксперимент лежит в основе появления и развития всех физических идей и теорий, а, следовательно, и всего физического мировоззрения, всей современной картины мира. Но этим роль эксперимента не исчерпывается. Он не только «двигатель» физической науки, но важнейший рычаг научно-технического прогресса. В основе почти любой области техники лежат физические явления, открытые физиками - экспериментаторами.И, наконец, физический эксперимент служит средством решения абсолютного большинства конкретных технических проблем на производстве, в научных лабораториях, быту.
В настоящее время обучение учащихся самостоятельному физическому экспериментированию осуществляется фактически только при приведении лабораторных работ. Но при их выполнении учащиеся работают группами. А так как в каждой группе имеется обычно неформальный лидер, который, как правило, не только организует работу, но и выполняет все действия (собирает установку, измеряет нужные величины и т.д.), нередко оказывается, что отдельные ученики не сделали сами ни одной лабораторной работы за весь курс обучения. Кроме того, все лабораторные работы носят воспроизводящий характер, а не творческий. Следуя инструкциям, ученик не задумывается о том, почему и зачем он выполняет то или иное действие. Такая методика снижает интерес учащегося к физике, лишает их инициативы и полного понимания своих действий.
Таким образом, данный факультативный курс предполагает повысить уровень экспериментальной подготовки учащихся по физике, а значит, будет благотворно сказываться на общей эффективности обучения.
II.Планируемый результат. УУД.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
1. готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
2.целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
3. коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
1.умение анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности
2.умение определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
3.умение составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, планировать и корректировать;
4.умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности, отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
1.умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
2.умение излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
3.умение обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения задачи;
4.умение переводить сложную по составу информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовую, и наоборот; строить схему, алгоритм действия.
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
1.умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
3.корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
4.умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
5.умение целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
III. Особенности построения курса.
Тематика экспериментальных заданий органически связана с текстом учебника, по которому изучается физика, и с содержанием лабораторных работ. Она достаточно многообразна, поскольку позволяет учитывать разнообразие бытовых измерительных приборов и техники, а также материалов и инструментов, приспособлений повседневного обихода, доступную элементную базу. Экспериментальные задания широко и полно учитывает местные природные и бытовые (технические) возможности и образует интересную для школьников сферу – «физика вокруг нас». Освоение учащихся этой знакомой предметной сферы, рассматриваемой с позиции изучаемых вопросов физики, показывает им важность приобретаемых знаний, развивает любознательность, поддерживает интерес к предмету.
Данный факультативный курс рассчитан на учащихся 7-8 классов, то есть на два года обучения, один час в неделю.
IV.Цель курса.
№ п/п |
Содержание |
1. |
«Физическое» осмысление личного опыта учащегося, приобретенного в детстве при общении с техническими игрушками, бытовой техникой, с домашними инструментами и приспособлениями. |
2. |
Раскрытие функциональных зависимостей, выраженных физическими законами и закономерностями, путем измерения физических величин. |
3. |
Осознание учащегося возможности управления физическими процессами, происходящими в объектах бытовой техники, с помощью приобретенных физических знаний. |
4. |
Формирование у школьников умений производить эквивалентные преобразования формул, важных в повседневной жизни. |
5. |
Изучение функциональных зависимостей между физическими величинами. |
6. |
Изучение объектов техники. |
7. |
Измерение параметров разной бытовой техники и выполнение расчетов на основе из значений. |
8. |
Актуализация физических, технических и технологических знаний, важных для повседневной трудовой практики. |
9. |
Самостоятельное нахождение физических величин, характеризующих определенный объект, с целью составления задач, требующие соответствующих расчетов. |
10. |
Осознание и понимание физических явлений и законов, которые лежат в основе действия технического устройства. |
11. |
Формирование элементов технического мышления при изучении бытовой техники или профилактическом уходе за ней, ремонт. |
12. |
Формирование умений выдвигать идеи технического воплощения физических законов. |
13. |
Формирование у школьников экспериментальных умений и навыков работы с оборудованием. |
14. |
Развитие познавательного интереса учащихся к предмету. |
15. |
Способствовать воспитанию у учащихся таких качеств, как самостоятельность, аккуратность, терпение, трудолюбие. |
V. Структура содержания.
№ п/п |
Содержание |
Количество часов |
7 класс |
34 часа |
|
Модуль № 1 |
Введение |
5 часов |
Модуль № 2 |
Первоначальные сведения о строении вещества |
4 часа |
Модуль № 3 |
Движение и силы |
8 часов |
Модуль № 4 |
Давление жидкостей и газов |
11 часов |
Модуль № 5 |
Работа, мощность, энергия |
6 часов |
8 класс |
34 часа |
|
Модуль № 6 |
Тепловые явления |
15 часов |
Модуль № 7 |
Электрические явления |
9 часов |
Модуль № 8 |
Электромеханические явления |
4 часа |
Модуль № 9 |
Световые явления |
6 часов |
VI. Учебная деятельность.
№ урока |
Тема |
Тип занятия |
Цели |
I. Введение |
|||
1. |
Её величество - природа |
Изучение нового материала |
№ 1, 8, 14 |
2. |
Наблюдения и опыт- источник знаний |
Изучение нового материала |
№ 1, 8, 14 |
3. |
Приборы – главное оружие естествоиспытателя |
Комбинированный |
№2, 4, 5 |
4. |
Точные и приближенные измерения. Погрешность |
Практическая работа «Определение цены деления прибора» |
№ 13, 8, 10 |
5. |
Физика и техника |
конференция |
№ 6, 14, 15 |
II. Первоначальные сведения о строении вещества. |
|||
6. |
Измерение размеров малых тем |
Практическая работа |
№ 15, 2 |
7. |
Пользование бытовыми измерительными приборами |
Практическая работа |
№7, 8, 10, 11, 6 |
8. |
Физические характеристики повседневных продуктов питания |
Экспериментальные задания по теме |
№ 9, 14, 1, 10 |
9. |
Повторительно- обобщающее занятие |
Игра «Счастливый случай» |
№ 14, 15 |
III. Взаимодействие, движение и силы |
|||
10. |
Измерение малых тел |
Практическая работа |
№ 2, 9, 5 |
11. |
Учимся понимать, объяснять, думать и работать. |
Занятие - инструктаж |
№ 12, 13 |
12. |
Конструирование приборов и приспособлений |
Проект |
№ 12, 13, 11, 14 |
13. |
Защита проектов |
Деловая игра |
№ 14, 15 |
14. |
Экспериментальные задачи по теме «Плотность» |
Решения задач |
№ 11, 12, 13 |
15. |
Силы в природе |
Конференция |
№ 9, 10 |
16. |
Экспериментальные задачи по теме «Силы» |
Решения задач |
№ 9, 10, 14 |
17. |
Повторительно- обобщающее занятие |
Соревнование |
№ 14, 15 |
IV. Давление жидкостей и газов. |
|||
18. |
Экспериментальные задачи по теме «Давление твердых тел» |
Решения задач |
№ 3, 4, 5 |
19. |
Экспериментальные задачи по теме «Давление жидкостей» |
Решения задач |
№ 3, 4, 5 |
20. |
Использование сообщающихся сосудов в быту и технике |
Конференция |
№ 6, 7, 14 |
21. |
Конструирование приборов и приспособлений |
Проект |
№ 9, 10, 11 |
22. |
Защита проектов |
Деловая игра «Конструкторское бюро» |
№ 13, 14 |
23. |
Атмосферное давление. Погода и климат |
Интегрированный урок физика- география |
№ 14, 15 |
24. |
Занимательные задачи на смекалку по теме «Давление» |
Урок- соревнование |
№ 1, 3, 4, 10 |
25. |
Экспериментальные задачи по теме «Архимедова сила» |
Решения задач |
№ 1, 3, 4, 10 |
26. |
Выяснение условий плавания тела в жидкости |
Практическая работа |
№ 3, 4, 10 |
27. |
Из истории воздухоплавания |
Конференция |
№ 10, 14, 15 |
28. |
Обобщающее занятие |
Игра |
№ 14, 15 |
V. Работа, мощность, энергия. |
|||
29. |
Экспериментальные задачи по теме «Работа» |
Решения задач |
№ 1, 2, 3, 4 |
30. |
Экспериментальные задачи по теме «Мощность» |
Решения задач |
№ 1, 2, 3, 4, 5, 10 |
31. |
Конструирование приборов и приспособлений |
Урок- творчества (использование конструктора) |
№ 10, 11, 12 |
32. |
Защита проектов |
Деловая игра |
№ 6, 14, 15 |
33. |
Экспериментальные задачи по теме «Энергия» |
Решения задач |
№ 5, 8, 9 |
34. |
Обобщающее занятие. |
Игра |
№ 14, 15 |
8 класс
VI. Тепловые явления |
|||
1. |
Удивительный и грозный мир природы |
Комбинированный урок |
№ 1, 8, 14 |
2. |
Наблюдение и опыт - источник наших знаний |
Комбинированный урок |
№ 1, 8, 14 |
3. |
Математика помогает физике |
Урок - консультация |
№ 13, 8, 10 |
4. |
Основы МКТ |
Комбинированный урок |
№ 6, 14, 15 |
5. |
Температура. Путешествие по температурной шкале |
Игра |
№ 14, 15, 6, 7, 8 |
6. |
Игра Счастливый случай» |
Игра |
№ 14, 15 |
7. |
Теплопередача в природе и технике |
Конференция |
№ 6, 7, 8 |
8. |
Использование энергии Солнца на Земле |
Конференция |
№ 11, 12 |
9. |
Несколько слов о биофизике |
Конференция |
№ 11, 12 |
10. |
Экспериментальные задачи на смекалку |
Решение задач |
№ 13, 4 |
11. |
«Наблюдение процессов нагревания, плавления, охлаждения, отвердения» |
Практическая работа |
№ 13, 4, 3 |
12. | «Определение удельной теплоты плавления парафина» |
Практическая работа |
№ 13, 4, 3 |
13. |
«Зависимость скорости испарения жидкости от определенных параметров» |
Практическая работа |
№ 13, 4, 3 |
14. | «Определение влажности воздуха» |
Практическая работа |
№ 3, 4, 6, 14 |
15. |
Повторительно - обобщающий урок. |
Игра |
№ 14, 15 |
16. |
Первые шаги в электротехнику |
Комбинированный |
№ 14, 15 |
17. |
Электрические цепи. Сборка электроцепей. |
Практическая работа |
№ 5,13,14,15 |
18. |
Электроизмерительные приборы |
Практическая работа | № 5,13,14,15 |
19. |
Экспериментальные задачи |
Решение творческих задач |
№ 4,10,13,14 |
20. |
Биоэлектричество |
Конференция |
№ 14 |
21. | «Последовательное соединение проводников» |
Практическая работа |
№ 5,13,14,15 |
22. |
Лабораторная работа «Параллельное соединение проводников» |
Практическая работа |
№ 5,13,14,15 |
23. |
Экспериментальная проверка законов последовательного и параллельного соединения проводников» |
Практическая работа |
№ 5,13,14,15 |
24. |
Обобщающее занятие |
Игра |
№ 14 |
25. |
Изучение магнитных полей |
Практическая работа |
№ 10,11,14 |
26. |
Магниты на службе человека |
Конференция |
№ 3,8,10 |
27. |
Конструирование приборов и приспособлений |
№ 11, 12, 13, 14 |
|
28. |
Защита проектов |
Конференция |
№ 14, 15 |
29. |
Оптические приборы |
Комбинированный |
№ 3,8,10 |
30. |
Линзы |
Комбинированный |
№ 6,12,13 |
31. |
Экспериментальные задачи |
Решение задач |
№ 9,12 |
32 |
Конструирование приборов и приспособлений |
Проект |
№ 11, 12, 13, 14 |
33 |
Защита проектов |
Деловая игра |
№ 14, 15 |
34. |
Контроль знаний и умений учащихся |
Контрольные экспериментальные задания |
№ 2,3,15 |
VII. Список литературы. |
1.Энциклопедия для детей. Т. 16. Физика. Часть 1./ Главный редактор М.Д. Аксенов.- М.: Аванта+, Астрель, 2008.-475
2.Энциклопедия для детей. Т. 16. Физика. Часть 2./ Главный редактор М.Д. Аксенов.- М.: Аванта+, 2007.-432
3.Аганов А.В. Физика вокруг нас: качественные задачи по физике/ А.В. Аганов.- М.: Дом пелагогики,1998.
4.Бутырский Г.А. Экспериментальные задачи по физике/ Г.А. Бутырский, Ю.А. Сауров.- М.: Просвещение,1998.
5.Кабардин О.Ф. Задачи по физике/ О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, А.Р. Зильберман.- М.: Дрофа,2010.
6.Кабардин О.Ф. Сборник экспериментальных заданий и практических работ по физике/ О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов; под ред. Ю.И. Дика, В.А. Орлова.- М.: АСТ, Астрель,2010.
7.Малинин А.Н. Сборник вопросов и задач по физике/ А.Н. Малинин.- М.: Просвещение,2002.
8.Тульчинский М.Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике/ М.Е. Тульчинский.- М.: Просвещение,1971.
9.Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике/ М.Е. Тульчинский.- М.:Просвещение,1971.
10. Буров В.А., Дик Ю.И., Зворыкин Б.С. и другие. Фронтальные лабораторные задания по физике в 7-9 классах общеобразовательных учреждений: книга для учителя/ Под ред. В.А.Бурова, Г.Г.Никифорова.-М.: Просвещение, 1996.
11. Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания. 7-9 классы.- М.: Школьная пресса,2003.
Цифровые образовательные ресурсы.
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/
2.Каталог образовательных ресурсов сети Интернет. http://katalog.iot.ru/
3.Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru/
4.Единый каталог образовательных Интернет-ресурсов. http://window.edu.ru/ , http://shkola.edu.ru/. http://www.km-school.ru/ .