12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
rostislavna58
стаж работы 33 года, дважды лауреат премии Сороса, почётный работник общего образования РФ
Россия, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «Учителя физики»

Пояснительная записка

 

Рабочая программа построена на основе пропедевтических курсов “Физика, химия” А.Е. Гуревича и “Физика с пятого класса” Г.Н. Степановой.

УМК: 1. “Сборник вопросов и задач по физике” Г.Н. Степанова, А.П. Степанов, Санкт-Петербург “Валери СПД” 2001.

2. “Преподавание физики и химии в 5-6 классах средней школы” А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак, Москва “Просвещение” 1994.

3. “Физика с пятого класса” Г.Н. Степанова, Санкт- Петербург “Валери СПД” 1999.

Оборудование: традиционное демонстрационное оборудование, лабораторные комплекты по различным темам ООО “Научные развлечения”, обучающие компьютерные программы,компьютер, видеопроектор.

Наблюдения за младшими школьниками позволяют высказать предположение о том, что именно разнообразные явления природы вызывают у них самый неподдельный живой интерес. Большинство вопросов, которые они задают родителям и учителям, касаются природных явлений. Более того, учащиеся уже в возрасте 9-10 лет готовы к тому, чтобы на качественном уровне понять многие из тех явлений природы, изучать которые им предстоит в старших классах школы, когда интерес к ним уже будет замещён интересом к другим проблемам или утрачен вовсе.

Именно поэтому важно как можно раньше дать возможность ребёнку получить представления об окружающем его мире, активно его исследовать.

Лидирующее положение физики в системе естественнонаучного знания, обусловленное не только её фундаментальностью, но и последовательным использованием метода научного познания мира, требует опережающего изучения физики по отношению к другим предметам естественнонаучного цикла..Вот почему так важно создать условия, при которых у ребёнка есть возможность получить адекватные представления о мире, учиться жить в нём и не бежать от него.

С учётом возрастных особенностей учащихся предусматривается развитие речи, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения, объёма оперативной памяти, логического и критического мышления, проектно- конструкторских умений, умения адекватно и грамотно выражать свои мысли, описывать явления, а затем выдвигать гипотезы, предлагать физические модели и с их помощью объяснять явления окружающего мира.

Основные задачи пропедевтического курса (5-6 класс) таковы:

- поддержать и пробудить интерес к познанию природы, опираясь на естественные потребности младших школьников разобраться в многообразии природных явлений;

- заложить фундамент для понимания взаимосвязи явлений природы, установить причинно-следственные связи между ними;

- мотивировать необходимость осознания человека и как субъекта и как объекта природы;

- научить школьников наблюдать и описывать явления окружающего их мира в их взаимосвязи с другими явлениями и объяснять наиболее распространённые и значимые для человека явления природы;

- научить школьников представлять полученную информацию в разных формах и транслировать её из одной формы в другую.

Реализация данных задач базируется на:

- использовании естественного интереса учащихся к изучению окружающего мира;

- использовании склонности учащихся к познавательной деятельности;

- применение различных методов для решения конкретных задач;

- использовании возможностей компьютерных программ при моделировании опытов и экспериментов.

В этом курсе находит отражение идея первоначального изучения явлений природы при помощи органов чувств. При отборе содержания каждой конкретной темы курса главное внимание уделяется вопросам, ответы на которые ищут сами дети.

При изучении явлений природы с количественной точки зрения возникает необходимость проведения физических измерений. Появляется естественная возможность научить школьника пользоваться простейшими приборами и с их помощью проводить измерения (линейка, мензурка, весы с разновесами и др.)

В заключение необходимо отметить, что в пропедевтическом курсе физики изучение начинается не на абстрактном, а на конкретном уровне, основанном на непосредственном наблюдении. Это позволяет реализовать деятельностное обучение: предполагается проведение значительного числа практических работ исследовательского или проектно-конструктивного характера. Часто исследования выступают перед учащимися в качестве условия или решения занимательной задачи.

Объём программы:

На изучение данного курса отводится 34 учебные недели, по 1 часу в неделю в каждой параллели.

Сроки реализации программы - 2 года.

 

Содержание программы.

Данный курс предназначен для ознакомления учащихся 5-6 классов с широким кругом явлений физики. Это тот круг явлений, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни: механические, световые, звуковые, тепловые, электрические и магнитные явления.

Введение: 15 часов.

- Мир, в котором мы живём (первоначальное знакомство с явлениями окружающего мира - физическими, химическими, биологическими, и др).

- Мы - наблюдатели. Методы изучения природы. Зачем человеку голова? Как мы получаем информацию об окружающем мире? Органы чувств - датчики внешних воздействий. Как человек обрабатывает полученную информацию? Применение ЭВТ.

- Тела и вещества. Свойства тел. Функциональные свойства тел и использование тел в необычных целях.

- Необходимость измерений. Что можно измерить? (Измерение линейных размеров тел, площади поверхности тела, объёма тела, массы тела).

Механические явления: 10 часов.

- Повторяющиеся события. Движение Земли вокруг своей оси. Сутки, месяц, год. Календарь.

- Механическое движение. Виды механического движения. РПД, скорость при РПД, относительность движения.

- Силы в природе.

Световые явления: 13 часов.

- Мы - дети Солнца. Солнце - источник жизни на Земле.

- Взаимодействие света с веществом. Отражение, преломление и поглощение света.

- Закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света. Линзы.

- Дисперсия.

- Объяснение цвета прозрачных и непрозрачных тел.

Звуковые явления: 5 часов.

- Звуковые явления вокруг нас. Источники звука: колеблющиеся тела. Распространение звука в различных средах.

- Эхо. Отражение звука от преград.

- Музыкальные инструменты. Акустический резонанс и его использование в музыкальных инструментах и архитектурной акустике.

- Шум и его влияние на живой организм. Гигиена слуха.

- Неслышимые звуки.

Тепловые явления: 16 часов.

- Тепловые явления в природе. Их значение в жизни человека, животных и растений.

- Способы теплопередачи.

- Агрегатные превращения.

Электрические явления: 6 часов.

- Электрические явления в природе. Их значение в жизни человека, животных и растений.

- Как электризуются разные тела.

- Электрическое поле и его свойство.

- Силовые линии электрического поля.

- Проводники и диэлектрики.

Магнитные явления: 3 часа.

- Из истории открытия магнитных явлений. Постоянные магниты. Полюса магнита. Взаимодействие магнитных полюсов.

- Магнитное поле. Земля - большой магнит.

- Спектр магнитных полей. Спектр магнитного поля.

 

Формы работы учащихся

- исследовательская деятельность;

- проектная деятельность;

- применение теоретических знаний на практике в ходе выполнения практических работ;

- применение теоретических знаний на практике в ходе решения простейших задач;

- повышение когнитивных навыков в процессе решения игровых задач, викторин.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план (5-6 класс)

 

Содержание программного материала

Количество часов

Количество практических работ

 

5 класс

 

 

1

Введение

15

7

2

Механические явления

10

 

3

Световые явления

9

3

 

Итого

34 ч

10

 

6 класс

 

 

1

Световые явления (продолжение)

4

1

2

Звуковые явления

5

1

3

Тепловые явления

16

5

4

Электрические явления

6

2

5

Магнитные явления

3

1

 

Итого

34 ч

10

 

 

Календарно- тематическое планирование ( 5 класс)

 

Тема занятия

Основные элементы содержания

УУД

Дата

1

Мир, в котором мы живём

Первоначальное знакомство с явлениями окружающего мира- физическими, химическими, биологическими, астрономическими и др.

Учащиеся должны научиться классифицировать различные природные явления. Знать, какие бывают физические явления.

1 неделя

2

Мы- наблюдатели.

Знакомство с различными методами изучения природы. Наблюдения и опыт.

Учащиеся должны понимать, как человек получает и обрабатывает информацию об окружающем мире с помощью органов чувств.

2 неделя

Опубликовано в группе «Учителя физики»

Комментарии (1)

Матросова Галина Николаевна, 18.03.17 в 11:26 0 Ответить Пожаловаться
Очень интересная программа. Если бы ко мне пришли в 7-й класс дети с таким багажом знаний... сколько возможностей для педагога!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.